"Бедные злые люди..." (А., Б.
Стругацкие)
Толкинисты бывают разные. Надо думать, что и
претензии к Нику Перумову у них несхожи. Большинству наверняка просто досадно:
явился какой-то самозванец, потопил пол-Среднеземья а остальное отдал
извергам-варварам. Обидно? Мне тоже. Увы - не у всех историй счастливый конец
:(((
Но есть и идейные противники.
""Бога нет", - говорит Иван Карамазов. "Все
дозволено", - потирает лапки Смердяков," - такой упрек бросают
писателю-атеисту Артемий Игонин (АИ) и Ольга Брилева (ОБ), которые участвовали в
форуме на сайте Перумова под псевдонимом "Арт Верещагин". Свое резюме они
выразили в двух статьях
"Перумов и
иные ревизионисты" (АИ+ОБ) и "Выводы, или О правде" (АИ), которые
можно прочесть в "Арде-на-Куличиках" с подзаголовком
"Крестоносцы в стране Перумии".
Сразу оговорюсь, что критики подобрались совсем неглупые, поэтому прочесть и
обдумать их писание стоит вне зависимости от его адекватности. Как говаривал
Омар Хайям,
"Яд, мудрецом предложенный, прими.
Из рук глупца не принимай бальзама". Теперь о крестоносном
яде подробнее.
Встречаются среди верующих самоуверенные
зануды. Они полагают, что источник добра в нашем мире - вера в их бога. И -
давай стращать неверных образом Смердякова, который потирает
лапки!
Но к счастью (или к несчастью) мир устроен
иначе. Если уж человек уродился Смердяковым, то именем Господа его не
проймешь. Скорее наоборот: узнав, что Бог есть, он обрадуется, нацепит плащ с
крестом и пойдет злодействовать со словами
"Так хочет
Бог!". Под этим лозунгом крестоносцы (настоящие) разграбили
мусульманский Ближний Восток и православную Византию. Именно этих усердных
боговерцев (а по-нашему - "псов-рыцарей") остановил Александр Невский на льду
Чудского озера.
Конечно, из всех правил есть исключения. Но, к
сожалению, в обе стороны. На каждого злодея, который, уверовав, стал
праведником, приходится праведник, который, уверовав, подался в крестоносцы (в
прямом или переносном смысле). Никогда не забуду, что случилось с моим товарищем
- светлым и наивным пареньком. Он всегда был склонен к мистике, а после
торжества демократии ударился в православие. Через некоторое время я узнал, что
он сочиняет оды чернорубашечникам. К счастью, натура взяла свое - давно уже
этой "чернухи" я не от него слышу. Может, обошлось...
Но не всем
так повезло. Вот, говорят, "адепты света" набили-таки Перумову морду по
указаниям из Валинора! Мораль проста: будь ты хоть трижды верующим, а добро от
зла тебе придется отличать своей головой.
Да что мы все про
теорию?!
Что же конкретно вменяют "крестоносцы" "ревизионисту"?
Да, цитируют его интервью, в котором он "во всем признается". Не проверял -
лично Перумов мне безразличен - но причем же тут
"Кольцо тьмы" (КТ)? Вот с этим и
выходит заминка. Потому что оказывается, что нарыть что-то условно богопротивное
удается лишь в третьей части ("Адамант Хенны"), да и то лишь в рамках
толкиновской трактовки "ху из ху" (допустим, что читатели с какого-то перепуга
обязаны ее придерживаться :). Есть у "доброго католика" Толкина аналог Бога
- Эру Илюватор со своими верными Валарами. Ангелы из них, впрочем, как
Иегова из Осириса, ну да ладно - мечтать не запретишь - хай буде ангелы. Так
вот: первого Перумов не трогает, а вторые у него - нет, не подумайте чего
плохого, просто малость не рассчитали силы. Так, что чуть Сатану-Моргота в Мир
случайно не впустили. Бывает. И пришлось спасать Мир простым смертным вместе с
непонятным Орлангуром, которого не было в "проекте творения". Да еще по пути от
"ангелов" отбиваться, которые не осознали свою ошибку и проявили нездоровую
агрессию. Ай-ай-ай, какой удар по божьему авторитету!
Эта
"вольность" писателя и дает повод АИ обвинить главных героев КТ в служении Тьме
- они, мол,
"свою "светлость" засунули на
шифоньер". Ребята эту самую Тьму в мир не пустили, жизнью
рисковали между прочим, а их - на суд инквизиции за то, что супротив валар
пошли (точнее, валары супротив них). Такая вот
благодарность...
Вышеприведенное "обвинение" в
адрес Перумова выгодно отличается от прочих наветов АИ+ОБ - в нем хотя бы
наличествует внутренняя логика (если, конечно, признать, что читатели в
неоплатном долгу перед Профессором и потому обязаны разделять его "божественную"
трактовку персонажей). Остальные же тезисы "крестоносцев" целиком из арсенала
иезуитов, санкюлотов и чекистов.
Сравните - призывают авторы
- у Толкина слабые герои достойно выполняют безнадежную миссию. Это
потому что
"у Бога, который за ним стоял, шворц
длиннее чем у Саурона" (АИ). А Ник берет в
герои суперменов, да еще заковывает их до макушки в мифриловую броню -
значит, не уповает на Бога.
"Отсюда - "бронехоббит"
(АИ). Ату его!
Помнится, Чингиз Айтматов так
описывал метод сталинского следователя:
"Если бы
подсудимый был "наш", он бы учил ребенка писать "Наша победа"
(дело после войны случилось - М.Ч.)
,
а он учит - "Наш дом"!". Вина доказана.
Похоже?
Кстати, я совсем не одобряю литературный прием
"бронехоббит". Это слабость писателя. Но причем тут служение тьме?
Еще один, с позволения сказать, "аргумент": положительные
герои в КТ нарисованы (по мнению АИ) серо, а Олмер (по его же мнению :))) -
ярко. Вот, вот где правда-то наружу лезет, считает Игонин. Не утаить Нику в
мешке отравленного шила и камня за пазухой! Управляемая
"яркость-серость-контростность" - надежный метод ВЧК-ГПУ - позволяет
кого хошь на чистую воду вывести!
И вообще, Олмер - первый, в
кого "упирается взгляд"
критиков. "Простите, ребята, но он - изрядный сукин
сын!" - восклицают они. А то, что "серые" положительные герои
целых две книги пытаются прикончить этого "сукина сына" - в этот факт взгляд
"крестоносцев" по странному стечению обстоятельств не упирается! Да, изрядный
опыт накоплен человечеством со времен основания "Ордена Иисуса" в области шитья
дел невинным книгам и их авторам!
А еще у героев Толкина есть "правда", проистекающая от того же
"Бога-со-шворцем". А "Положительный герой" Перумова в мире Толкиена
этой правдой не обладает" (АИ).
Меня всегда восхищало умение коммунистов и прочих демогогов
наделять "своих" особыми правдами. Вот например, во Вторую Мировую союзники тоже
с басурманами воевали, но советские люди это делали с особым
пониманием и классовым чутьем, а эти - так себе. Не молились они перед боем
Марксу-Ленину-Сталину, и борьба их не была угодна Господу :))).
В этом смысле повезло Элли в первой книге - на войну с
Бастиндой ее отправил сам Гудвин - снабдил, так сказать, "божественной правдой".
Зато со следующим сатрапом - Урфином Джусом Первым, Сапоги Которого Попирают
Вселенную, она дралась уже "без прикрытия". Гореть Волкову и Перумовым на
соседних кострах! Вместе с народными сказителями, что, не помолясь, гнали
Лису из заячьей избушки, без святого напутствия Чуд-Юд крошили
и прочие богопротивности учиняли.
Самое забавное, что этот аргумент АИ - не только мракобесие,
но и вообще 100% вранье. На самом деле герои Перумова, как и герои Толкина,
выполняли свою миссию (мочили военного преступника Олмера) с благословения
Гендальфа Серого (по "божественной трактовке" это что-то вроде младшего ангела).
Только в конце третьей части, как сказано выше, Орлангур показался им
авторитетнее, и что из этого? Откуда Игонину известно, каков у него "шворц" :)))
?
Так что с обвинениями у инквизиторов вышли нескладушки, но
разве это помеха настоящему правосудию? Когда судьям по меткому надблюдению
Святослава Логинова совесть ни к чему - у них за место нее Бог имеется. Этакий
карманный божок, который авторитетно заявляет "так хочет Бог" всякий раз, когда
его хозяину чего-нибудь хочется.
В данном случае хотелось
назвать добрую книгу злой. И вот приговор:
"Ник пытается доказать, что "черно-белая схема
Толкиена" не работает. Но сам он предлагает
черно-черную".
Это сказано про книгу, в которой
главные положительные персонажи не совершили НИ ОДНОГО недостойного или хотя бы
двусмысленного поступка и до конца выполнили свой долг перед Среднеземьем!
Любопытную мораль нашептывает Артемию его карманное божество. Уж не сатанист ли
уважаемый АИ?
/Ну да ладно, одно сомнительное намерение на совести
"бронехоббитов" имеется, подсказывать не буду - ищите сами/
-А что вчера было, Феликс?!
После тоста за освобождение пролетариата?
-Захватили Зимний Дворец,
почту, телеграф, мосты,...
-Ой! Зачем
же?...
-Так Вы сами, Владимир Ильич,
приказали! Перед тем, как лицом в салат упасть...
-Стыдно-то
как!..
Вопреки моему анонсу может показаться, что
критики не шибко разумны: читают плохо, понимают прочтенное еще хуже.
Официально заявляю: гнусная ложь! "Он все
понимает, он соображает! А протрезвеет - тоже
скажет:..." Что скажут АИ и ОБ, не поручусь, но когда на
Толкина наехали "православные крестоносцы", руководители Арды-на-Куличках
мигом протрезвели и повесили на видном месте статью
Федорова, в которой популярно объясняется право
автора домысливать Писание. "Почему бы не
предположить, что Бог поручил творение духам? - простодушно
вопрошает Федоров, - это вполне может быть
допущено, как благочестивое частное богословское мнение
(теологумен)."
Напомню: перумистам ничего особенно и
"предполагать" не нужно - Толкин сам чистым английским языком признается,
что его валары сами не ведают, что творят (например, Сатану-Моргота под честное
слово освободили). То есть описанная в
"Адаманте" ситуация столь же согласуется с "Сильмариллионом", как и "Сильм" с
Библией. Вот протрезвеют "крестоносцы" - сообразят, что Ник имеет такое же право
на этот самый теологумен, как и их любимый Профессор. Станет ли им
стыдно?
Самое смешное, что даже трактовка третьего
тома КТ в "антибиблейском" духе лишь повышает гуманистическую ценность книги.
Напомню мораль "Адаманта": не всякий, кто в тебя
стреляет - враг. Да, валары напали на героев Перумова, но
противоборство с ними сродни противостоянию с гномами в конце
"Хоббита". В обоих случаях главные герои симпатизируют противникам и сожалеют об
их упрямстве (в "Адаманте" - о желании обладать опасным артефактом). Если валары
- ангелы, то дальнейшие параллели прозрачны: "ребята, давайте жить дружно, а кто с мечом к нам
придет...".
Естественно, пропаганда мирного
сосуществования христиан с нехристями приводит "крестоносцев" в ярость. Они
- мирные люди: им нужен мир. Весь мир. А все, что этому
мешает, "они на шифоньер
засунули".
Для тех, кто считает последнюю фразу
"передергиванием", привожу откровения ОБ из других
источников: "Уффа: Вот кто притязал на мировое господство, так это папская
теократия. Жаль, что вы не хотите этого припомнить.
ОБ: Почему не хочу. И хорошо
было бы. И нормально. ... Я же надеюсь, что еще увижу крест над
Софией."
-------------------------------------------
Еще несколько
штрихов к портретам агрессоров от Толкина:
"если бы
Господь, а не американцы, уничтожил Японию, он был бы в своем праве."
(АИ)
Комментарии излишни. Как и надежды на
продуктивную полемику.
Тут не дискутировать надо, а правильно
оценить: в какой степени автор цитаты считает себя Орудием Божьего Гнева? И
во-время принять меры. Вы представьте, что он может натворить в Японии :)))
!
"Черные гномы. Умолчим
о том, что из века в век они занимаются работой зряшной :) (Аулэ, понимаешь,
нахалтурил, когда творил кости Земли). " (АИ+ОБ)
Напрочь не доходит до АИ и ОБ, что писателю виднее, как именно Аулэ
(это "ангел" такой. Типа Гефест-Тор :))) сложил "кости Земли" в его книге.
И нужна ли Арде профилактика как автомобилю.
"Мне как-то сразу было
понятно, что автор на "светлой" позиции долго не удержится по одной простой
причине: он ее плохо себе представляет. " (АИ)
Надо думать, сам Артемий эту позицию представляет
хорошо. Это случается с теми, кто знаком со злом на примере
Гингемы-Бастинды и Сарумана-Саурона. Потому и ставит его в тупик более
реалистичный мир - мир Перумова. "Перебить всех
людей и гномов в отместку за Дану? Перебить всех людей и Дану в отместку за
гномов?" - патетически вопрошает Артемий вместе с Ольгой.
Продолжу: "Перебить русских за чеченцев или
наоборот?" Надо заметить, что даже жестокий самодур
Император из другой книги Ника знает более конструктивное решение этой проблемы,
чем "светлые" АИ и ОБ.
Потому и не нравится критикам позиция
невмешательства Орлангура и Черных Гномов (ЧГ): "Искусство не вмешиваться и стоять над схваткой требует
жертв. Главным образом - чужих" (Откуда,
кстати, уверенность, что сам Ник в восторге от этой позиции?)
Опять возникает подозрение, что
критики по малолетству не понимают, что "искусство ВМЕШИВАТЬСЯ" тоже
требует жертв. И тоже обычно чужих: вспомним советское вторжение в
Афганистан (79-89г), попытку США цивилизовать Вьетнам (60-70-е) или
Ирак-2003 (для тех, кто не в курсе: половина иракцев без работы, остальные
- без зарплаты, 3000 лежат в могилах, страна наводнена мародерами. Зато
арестован гнусный диктатор Саддам Хусейн, который убивал оппозиционных
политиков, и мобильники разрешили - вот счастье-то! Можно "свободно" бегать по
Багдаду в поисках заработка и звонить жене по мобильнику - не явились ли
мародеры :).
Или может показаться, что
"добрые католики" незнакомы с принципом неисповедимости путей
Мудрых.
И опять же это неправда - "все они
понимают". Почему толкинский валар, подобный "гороподобной волне в темном шлеме, увенчаном пеной, в
кольчужном одеянии, мерцающем серебром в зеленых тенях", не
потопчет мелких злодеев - понимают. Почему он "со товарищи" не
зашвырнет Кольцо в Ородруин или просто не сунет в карман - тоже понимают. И
когда толкинские эльфы "сидят над битвой" в своих тайных/запретных
королевствах, а валары - "надолго оставили
его /Среднеземье -М./ без внимания. И владычеству Моргота не было
препятствий", толкинисты опять-таки претензий к героям
Толкина не имеют.
А как доходит до Перумова - понималка у них
отключается. И правильно - нечего ради всякой муры батарейки сажать - вдруг
на писания Профессора заряда не хватит :))).
Кстати, перумовские ЧГ с эльфами не щадя
живота охраняли "Тропу Соцветий" - куда как более важный "элемент
жизнеобеспечения" перумовской Арды, чем Гондорское Королевство, от защиты
которого они воздержались. А Орлангур очень даже "вмешался", когда опасность
Среднеземью стала фатальной. И заплатил за это жизнью. Уточняю: СВОЕЙ жизнью.
Это справка для тех, кто знаком с книгой только по гневным воплям
великовозрастных инфантилов.
Добавлю, что проблемы помощи слаборазвитым народам
подробно рассматривались в соответствующей литературе. "Им было запрещено вообще что бы
ни было предпринимать. Представь себе это на минуту: запрещено
вообще. Они бы не имели права даже спасти Будаха. Даже если бы Будаха топтали
ногами у них на глазах." (АБС) В другой книге тех же
авторов (АБС) земляне покинули-таки "Бедных злых людей" после
неудачного вмешательства, вернулись в свой Валинор 22-го века с потерями. Как
эльфы из перумовской Серой Гавани. Или из толкинского Среднеземья. Это я
поясняю, почему "крестоносцы" со своими претензиями к перумовским "невмешателям"
смотрятся незрелыми максималистами, а скорее - зрелыми
лицемерами.
Черные Гномы, кстати, особенно провинились
перед Игониным - надели на героев "самоликвидаторы" на случай их
излишней болтливости. Толкин, мол, так не поступает. "Вспомним: Тургон, отпуская Хурина и Хуора из Гондолина,
не надевал на них никаких смертельных цацок".
Казалось бы, по что копья ломаем? Али мало Толкин
изобразил злодеев и полузлодеев гномьей и эльфийской наружности? Али Перумов
где-то выставляет ЧГ эталоном нравственности? Видать, Ник "тем уж виноват", что хочется кому-то его
попинать. Ну давайте, ребята, попинаемся. Получайте:
Для тех, кому неохота штудировать Сильмариллион,
чтобы самостоятельно уличить "крестоносцев" в лицемерии, сообщаю: законы
Гондолина были ничуть не мягче к попавшим туда путникам, чем правила Гномов. Их
тоже просто-напросто не выпускали. Забреди герои Ника к Тургону - их бы не
отпустили ни с "цацками", ни без
таковых. Для Хурина и Хуора сделали исключение, поскольку "Повелитель вод (еще один "ангел" -
что-то вроде Посейдона) предостерегал
короля о грядущих бедах и советовал ему радушно принять сыновей дома
Хадора, откуда в час нужды придет помощь." и далее: "...и закон стал
не таким суровым, как прежде, не то не было бы у вас другого выбора, как
остаться здесь до конца вашей жизни". Толкин, видимо,
понимал, что никакой Станиславский не спустит Тургону немотивированной
беспечности и решил подстраховаться, не
дожидаясь знаменитого "не
верю!".
А, может, Профессор ни о чем таком и не думал -
просто писал себе сказку-балладу. Имеет полное право - в сказках еще и не такое
бывает, например, даже 100% пацифизм не мешает Элли "замочить" Бастинду. На
языке порядочных людей это называется "таковы законы жанров". А на языке
подонков - "Профессор задал
высокую планку нравственности - Перумов до нее не дотягивается".
Что ж, искусство лицемерия тоже требует жертв,
причем ИМЕННО чужих: "Проявите благородство
- взывают "крестоносцы" -
отпустите путников без клятв и "цацок"! А когда банды Олмера будут вас
резать, мы, может быть, вам посочувствуем, а, может, покритикуем. Сидя за
монитором, и то, и другое делать очень удобно".
Кстати, и гондолинцы, и Ч.Г. - очень
симпатичные ребята. В феодальные времена чаще попадались мерзавцы вроде
толкинского короля эльфов Тингола или вождя Феанора (про которых толкинисты все
"понимают"). Встреться в одной "реальности", они наверняка поладят. Если,
конечно, провокаторы не перессорят их на религиозной почве. Чем, собственно,
успешно занимаются Игонин и Брилева, сея зерна ненависти промеж толкинистов и
перумистов.
"бесполезно
говорить о ... полной некомпетентности /Перумова/ в отношении
мира Толкиена- ultima ratio перумовцев звучит "А нам все равно нравится"."
(АИ+ОБ)
Конечно бесполезно! Об этом надо говорить не с
перумистами, а с психиаторами: "Доктор, меня
преследует мысль, что автор романа обязан изучить эпоху, о которой
пишет. Давеча Дюма с тремя мушкетерами заснуть не давал, а сегодня Перумов
одолевает".
Оно конечно, некомпетентность писателя не украшает.
Но только, если это действительно некомпетентность, а не коллективные
галлюцинации критиков - у агрессивных толкинистов считается хорошим тоном "не
понимать", что перевоплощение паучихи Унголиант в одноименную страну мрака - не
невежество, а авторский замысел. Есть, знаете, такие "критики" живописи: "почему это тут трава красная, а солнце - зеленое?
Господь по-другому задумал. Дальтоники, что-ли?" Я уж не говорю о печальной памяти нападках на "чешуйчатые
кольчуги" - критики прикидываются не просто невеждами, а круглыми идиотами ради
удовольствия лишний раз обвинить Ника в "некомпетентности".
Причем именно "не украшает", а вовсе не
"уродует". Потому что роман - не учебник, у него совсем другие задачи. "Три
мушкетера" мало потеряли от крестовых плащей, перевешенных автором с мушкетеров
на гвардейцев кардинала.
Впрочем, подозреваю, что ИА+ОБ и Орк с
Татьяной, на которых они ссылаются, в помощи психиатора не нуждаются. Они
страдают совсем другим недугом - разлитием желчи, когда соседи шагают
не в ногу с ними.
"Если бы он сказал в
открытую: да, я использовал книгу Толкиена, чтобы стартовать ... - подонки от литературы начали бы уважать его значительно
больше." (АИ+ОБ)
И снова, в
который раз возникает подозрение: а не шиза ли? Опомнитесь, люди -
какая-такая шиза?! Банальная зависть и бытовой эгоизм: мол, Среднеземье -
"наше с папашей", никому "стартовать" не позволим! Интересно, Еськов с Ниенной -
тоже законченные "подонки" или только чуть-чуть? Они ведь меньше Перумова
заработали на "приватизированном" Среднеземье!
...но каков слог! До чего же эти перумисты довели
интеллигентных с виду граждан :))) !
"Бедные злые
люди!"
-----------------------------------
Самое смешное в этой истории, что Ник Перумов в
некоторых книгах ДЕЙСТВИТЕЛЬНО проповедует зло. Но "крестоносцы" этого не
видят и усердно ломятся в стену рядом с воротами.
А все из-за "божественного" угла зрения. Даже в
самой одиозной книге писателя их волнуют не страдания людей, а "гибель богов".
Тут бы им воскликнуть: "Смотрите! Убеждайтесь!
Разве В.Волков заставляет читателя сопереживать своему Урфину Джусу, как Перумов
- двум своим кровавым героям?" Куда там! Критики взвалили
на себя задачу назвать белое черным и упорно ищут порок там, где его
нет.
И их оценка личности Ника тоже - увы -
недалека от истины. Торчат, торчат ушки Олмера и из отдельных книг, и из
многозначительно-напыщенного сайта писателя /позднее примечание: теперь сайт
"исправился" - М./, и из его просьбы убрать свои произведения из библиотеки
Мошкова... Воистину не каждый, кто
"выбирает
свой путь сам" (АИ+ОБ цитируют интервью НП), идет путем Фолко.
Как, впрочем, и не каждый, кто наивно полагает, будто идет по пути к Богу
:))). Все это нетрудно разглядеть и текстуально обосновать, если не заниматься
богоискательством и толкинообожанием...
Вот, собственно, и
все.
Хочется верить, что таких "идейных" критиков среди
толкинистов меньшинство. Куда честнее не мудрствуя лукаво сознаться:
"Просто мне не
нравится!". Тем более, что с художественной точки
зрения КТ и т.д. местами "оставляет желать..." - на эту тему можно
посмотреть мою пародию
"Трудно быть богом, или странствия
мазохистов". Впрочем, это совсем
другая история...
P.S.
Да, чуть не
забыл. "Крестоносцы" еще решили поиграть в пророков:
"Мы еще пожнем плоды этого
посева ... И дети наши будут жить в "земле без радости". Это не пророчество. Это
прогноз". (АИ+ОБ)
Это не прогноз,
уважаемые. Это печальная реальность. Перумов не сеет зерна ненависти (я уже
сообщал, кто этим занимается) - он пожинает плоды.
Ох, и трудно
было Стругацким из "прекрасного далека" описывать средневековый Арканар! Потому
и финансировали они Арату Горбатого - не разглядели, что он бандит, хотя и
идейный. Загляни они хоть глазком в демократическую Россию - Арата не
получил бы от них ни копейки! А Перумову повезло с натурой - оглянись вокруг,
сделай поправку на уровень техники, сгусти краски и валяй себе! Тут и
вооруженные бандиты от мелких рекетеров до мусульманских "крестоносцев", и
ответные карательные акции типа "ограниченный геноцид",
и милиционеры-"эцелопы" из фильма "Кин-дза-дза", которые взимают дань с
"беспачпортных", и бомжи, и нищета, какой на моей памяти не было.
Занятно, что это обстоятельство - Россия стала "свободнее
и несчастнее" - косвенно отмечают и "крестоносцы". Они вроде бы не возражают
против наблюдения, которое они же (почему-то) приписывают Лукьяненко:
"счастье человеческое чаще сопряжено с отсутствием
свободы воли, нежели с ее наличием." Тоже недетский
парадокс, между прочим!
Вот они
каковы - наши диспуты (Е.Салтыков-Щедрин)
В январе 2003г. статья была
опубликована. И вот, что из этого
получилось: