Чернецкий Михаил : другие произведения.

Революция в метро

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Политические вагоны метро

   Михаил Чернецкий, mike@mega.ru, октябрь 2010

Революция в метро
 
   Посвящается Юлию Петрову - борцу с российской дурью.

   Не секрет, что генеральное направление экономики и политики России метко описывается фразой: "Надо было подключаться к американскому водопроводу, а подключились к канализации". Иными словами, правящий класс - от мелкого бизнесмена до крупного политика - норовит взять за границей худшее и втюхать российскому покупателю и налогоплательщику.
   Эта истина настолько банальна, что не нуждается в озвучивании, и я бы не стал об этом писать, если бы не обнаружил в сем законе природы поразительную брешь. Не то, чтобы что-то особо ценное - скорее, условный знак: неизвестный мне член касты "менеджеров-дизайнеров" намекнул широким массам москвичей, что в его клане имеется законспирированное подполье!
   Луч света блеснул, как и положено, в "темном царстве" - в метро. Но сначала - небольшая предыстория...

   ...первое десятилетие после краха СССР московский метрополитен довольстовался наследием тоталитарного прошлого - вагонами завода имени Егорова и им подобными. Я не шибко разбираюсь в вагоностроении, поэтому все "голубые поезда" с характерными формами "от 70-х и позже" буду условно называть "егоровскими". Они производятся до сих пор (кажется, в Мытищах) и составляют большую часть вагонного парка.
   Так вот, где-то на рубеже веков руководство этой организации сочло, что пора сказать свежее слово в вагоностроении, и пустило по рельсам сразу несколько новых (теперь серебристых) конструкций. Почему-то все "правнуки Егорова" страдают (в разных сочетаниях) рядом специфических недугов, наводящих на мысль о неразборчивости их родителей в выборе сексуальных партнеров.
   Одни из них соответствуют моему представлению о транспортном средстве под названием "гроб на колесиках" (самые грубые и ржавые катаются по Каховской ветке). Изнутри они напоминают стойла для скота - стоячие места, грубый интерьер. Одна "внучка" имеет уникальное увечие, которое хорошо описано в детском стишке: "...один был глаз фанерой заколочен, другим совсем не видела она" - конструкторы закрыли половину лобового стекла стальным листом!
Новый вагон московского метро - ржавый гроб на колесиках [Михаил Чернецкий] Новый вагон метро - стойло [Михаил Чернецкий]Новый вагон московского метро - 'Один был глаз фанерой заколочен...' [Михаил Чернецкий]
 

   Самая "прогрессивная" разработка (ей полностью укомплектована Синяя ветка) отличается низкими потолками - на 20см ниже, чем было принято в СССР. Похоже, что это пространство бездарно занято воздуховодами кондиционера. Там же установлены самые низкие в метро окна: при моем совсем не богатырском росте (175см) верхняя граница окна располагается аккурат на уровне глаз. Раньше я не догадывался, как это неприятно - созерцать нижнюю половину станции и нижние части пешеходов - кажется, что выглядываешь из подвала.
   Особые меры против рослых пассажиров приняты возле дверей - на 40см от двери высота потолка составляет... 190см! То есть на каждого десятого мужчину такой вагон давит не только в переносном смысле, но и в буквальном (в других новых моделях ситуация лучше - "полоса подавления" всего сантиметров 20). Чем и зачем занято это место - можно только догадываться.
Новый вагон московского метро - высота на 20см меньше, чем в СССР, а у двери высота совсем никакая - 190см [Михаил Чернецкий]

   Еще одно изобретение "дизайнеров-новаторов": когда я впервые подъехал на новом поезде к станции, показалось, что в метро произошла авария, и горят только аварийное лампочки. Лишь на третьей остановке до меня дошло, что какой-то умник догадался оснастить окна... тонированными стеклами! Через такое стекло наши подземные дворцы смотрятся как Нью-Йоркская подземка в описании советской пропаганды. Кстати, степень затемнения встречается разная - видимо, одни "егоровские дети" скрещивались с полностью непрозрачными вагонами, а другие - с "мулатами".
   Итоговое первенство по идиотизму держат поезда Синей ветки. У них кроме всего перечисленного - 2 двери на вагон вместо 4 (гибрид с электричкой?). Это не только осложняет жизнь пассажирам в час пик, но и удлинняет время входа-выхода (то есть снижает пропускную способность ветки и, тем самым, еще более усугубляет давку).
Новый вагон московского метро - две двери на вагон [Михаил Чернейкий ]

   Могу предположить, что метростроевцы закупили проектную документацию в какой-то бедной стране с низкорослым населением. Метро там проходит по поверхности земли под тропическим солнцем (тонированные окна и кондиционирование) в сухом климате (поэтому без защиты от ржавчины) и популярностью не пользуется - двух дверей на вагон вполне хватает. Собственно, почему бы монополии, которая 20 лет успешно грабит москвичей (стоимость проезда с советских времен выросла в 4 раза сильнее, чем цены на еду и одежду), не отчебучить на наши деньги что-нибудь экзотическое?
   Остается радоваться, что подавляющее число московских поездов пока еще состоит из старых добрых голубых вагонов "егоровского" производства (видать, крепко знал свое дело мужик). Кстати, они мне напоминают теплоходы на подводных крыльях "Ракета", которые по сей день бороздят воды подмосковных водохранилищ. Я каждый раз обращаю внимание на приклепанные к ним таблички: "Изготовлен в 196...г." или "в 197...г.". Умели предки строить...

   А теперь, собственно, о самой революции.
   Все это я рассказываю, чтобы читатель лучше понял мои чувства, когда я увидел на своей Красной ветке... обычный "егоровский" поезд, только окрашенный в непривычную бежево-коричневую гамму. Поначалу я не понял, к чему бы это, и смело шагнул внутрь. Здесь-то меня и поджидал сюрприз: стены были покрыты... рельефной желтой обшивкой времен моего детства!
   Нельзя сказать, что она мне шибко нравилась - наоборот, я находил этот рельеф полнейшей безвкусицей (и радовался, когда в конце 70-х его сменили гладкие панели). Но ведь кто-то зачем-то ее скопировал! То есть какой-то достаточно полномочный специалист по "подключению страны к западной канализации" на всю Москву объявил, что он не считает "совковое наследие" безусловным дерьмом. Это вселяет надежду - быть может, в другой раз он возьмет из той эпохи что-нибудь более достойное?!
ностальгический вагон московского метро - под СССР [Михаил Чернецкий]Ностальгический вагон московского метро - под СССР - рельефная обшивка [Михаил Чернецкий]

   Еще одна интересная деталь интерьера - никогда раньше не попадавшиеся мне в поездах светильники типа "опрокинутый фужер" (может, я не застал их эпоху?). Они добавляют уюта, хотя, опять-таки жаль "баскетболистов" и лыжников, которые будут за них цепляться. Плафоны 70-80-х были в этом смысле функциональнее. Но что хотел этим сказать неизвестный "подпольщик-дизайнер"? Делился творческими планами "брать из Совка лучшее и делать его еще лучше"?
   Или он просто по привычке тянул отовсюду что ни попадя и случайно наткнулся на отечественную обшивку 40-летней давности, лампы - 60-летней и уродские вечно продавленные пружинные диваны (они были заменены на удобные полужесткие диванчики только в начале 80-х)? А потому не стоит искать в новом вагоне конспиративную декларацию о намерениях?
   Последнее звучит - увы - более правдоподобно, но мечтать не запретишь. Так или иначе, впервые за последние пару десятилетий я заподозрил, что борьба за Россию не окончена. Может, все еще образуется?
   ...Кстати, только сейчас, подготавливая снимки к публикации, я обнаружил, что на вагоне нарисован... герб СССР. Как говорил Пелевин, "это что-нибудь, да значит..." :)
Ностальгический вагон московского метро - с гербом СССР [Михаил Чернецкий]

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"