Чернецкий Михаил : другие произведения.

Неизвестный Тарас Бульба

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 3.42*4  Ваша оценка:

Михаил Чернецкий, март 2007, mike@mega.ru
Неизвестный Тарас Бульба
http://zhurnal.lib.ru/c/cherneckij_m_g/taras.shtml
 
"Но что страннее, что непонятнее всего, это то, как авторы могут брать подобные сюжеты... (c)
 
   Вспомните сюжет "Тараса Бульбы". У меня с 4 класса застряло в голове примерно такое воспомининание:
   ...вольготно живется запорожцам после окончания колледжа - не надо греков читать, не надо по пальцам считать, не надо попу под розги подставлять. Вдруг откуда ни возьмись - всадник на быстром коне со светлой саблей в руке: "Вставайте,- кричит,- нам ли, мальчишам, проклятым буржуинам кланяться..." Что там конкретно стряслось, в памяти не отложилось (теперь понимаю, что это защитная реакция сознания), помню только, что кто-то кого-то где-то по-близости крепко обидел, и запорожские Робин-Гуды в широченных шИроварах бросились на подмогу... Плохиш, как водится, к буржуинам подался, а Кибальчиша зверски замучили - словом, классика. И все это, помнится, происходило в рамках национально-освободительной борьбы украинцев против поляков.
   Но не так давно я собирал материал для ответа группе... э... лиц нетрадиционной этической ориентации...(с), которые укоряли Ника Перумова, что он, мол, "ярко описал "сукина сына" Олмера" (это ж каким придурком быть надо, чтобы подобное обвинение выдвинуть, прости, господи!). Я припомнил им "яркого" Наполеона Стефана Цвейга, ахейцев Гомера, Урфина Джуса Волкова, Емельяна Пугачева г-на Белкина и той же кисти царя Додона, который "соседям то и дело наносил обиды смело", а также, волка-маньяка Сентона-Томпсона. Кстати, конец у них всех с Олмером был один. А потом на всякий случай, без особой надежды раскопать что-либо по теме заглянул в "Бульбу"... и остатки волос зашевелились на моей лысине... кстати, у вас еще остались волосы? Тогда готовьтесь - советую профилактически надеть кипу, дабы не шокировать домашних подобием Медузы-Горгоны.
 
   Оказалось, что никаких "Робин-Гудов" в означенной повести нет и близко. Равно как нет ни обидчиков-буржуинов, ни, соответственно, обиженных соседей. А вот всадник-провокатор - есть, и тот, кто его послал кричать - тоже... словом, мерзость, которая по мнению некоторых наивных людей началась только в 20 веке, причем по мнению наиболее наивных - только на 1/6 части мировой суши.
   Сейчас расскажу подробнее.
   Жил-был весьма уважаемый разбойник, но не "олигарх", как мы привыкли, а что-то вроде "викинг". Жил уж много лет тихо-мирно, от нечего делать жену тиранил. И вот собирается он погулять-пострелять и детишек к своему лихому промыслу приучить. Натаскать, значит, на соседей-обывателей, о чем он честно и докладывает главарю всей банды.
   А главарь, понятно, за всю братву в ответе - чтобы, понимаешь, наоборот не вышло - чтоб милиция, берегущая мирный сон граждан, не накостыляла его отморозкам. Вот и не могут они никак "придти к консенсусу":
   - Что, кошевой, пора бы погулять запорожцам? ... Можно пойти на Турещину или на Татарву. 
   - Не можно ни в Турещину, ни в Татарву, ... Мы обещали султану мир.
   - Как не можно? ... Вот у меня два сына, оба молодые люди. Еще ни разу ни тот, ни другой не был на войне, а ты говоришь - не имеем права; а ты говоришь - не нужно идти запорожцам. ... Так, стало быть, следует, чтобы пропадала даром козацкая сила, чтобы человек сгинул, как собака, без доброго дела,...
   А чтобы обосновать "доброе дело" по-крепче, можно и про завет Бога что-нибудь эдакое выдумать - дело-то житейское, все разбойники так поступают, что бы там не казалось иным наивным людям (вспомним хотя бы папу Урбана II - абсолютно идентичная история, только масштаб не тот):
   - Да ведь он бусурмен: и бог и Святое писание велит бить бусурменов. 
   Заметим, что ни тени осуждения подобного "богословия" меж строк повести не просматривается. Понять, что на самом деле думает обо всем этом автор, можно только "руководствуясь банальной эрудицией и здравым смыслом". Для 10-летних пацанов - нехилая задача - не так ли?
 
   Так вот, герой наш оказался хитрее главаря-кошевого - не найдя пресловутого "консенсуса", поднял бузу через подставных лиц (!!!), устроил "досрочные выборы" и потащил в "президенты" своего человека. Новенький оказался покладистее - предложил отправить молодежь грабить-резать турок-татар "в самоволку" - чтобы не навлечь гнев оргабленных-порезанных граждан на всю Запорожскую Сечь. Мол, мы знать об этих проказах не знаем, ведать не ведаем (цитаты опускаю - кто не верит, посмотрит сам).
   Но, видимо, кому-то этого "маловато" показалось. Кому именно - угадайте с трех раз - в тексте о том ничего не сказано. И вот, появляется обещанный всадник со светлой саблей и традиционным призывом. Тут-то волосы у меня и зашевелились... вслед за извилинами... Сверкает всадник очами и докладывает:
    -- Такая пора теперь завелась, что уже церкви святые теперь не наши ... Теперь у жидов они на аренде. Если жиду вперед не заплатишь, то и обедни нельзя править... еще не то расскажу: уже говорят, жидовки шьют себе юбки из поповских риз.
   Что прищурились? Не ждали? А вот это как понравится:
   -- Слушайте!.. еще не то расскажу: и ксендзы ездят теперь по всей Украйне в таратайках. Да не то беда, что в таратайках, а то беда, что запрягают уже не коней, а просто православных христиан....
  ... для сорокалетнего мужика, пережившего Развитый Социализм, Перестройку, Перестрелку, четырех Генсеков и двух Президентов, тут все прозрачно. Но вот кто додумался поместить эту "задачку" по теме "прикладное политиканство" в программе литературы для 4-го класса?
 
   Дальше я уже ничему не удивлялся - действие катится по близкой и понятной современному россиянину дорожке - мимо взорванных московских домов, мимо бесланской школы, буденовского роддома и спектакля Норд-Ост, правда, без "зачисток местности" обеспокоенными центральными властями - они остались за кадром:
   - Перевешать всю жидову! - раздалось из толпы. - Пусть же не шьют из поповских риз юбок своим жидовкам! Пусть же не ставят значков на святых пасхах! Перетопить их всех, поганцев, в Днепре!- ... Жидов расхватали по рукам и начали швырять в волны. Жалобный крик раздался со всех сторон, но суровые запорожцы только смеялись...
   Это - разминка. А потом начался "национально-освободительный поход" панов викингов.
   "Скоро весь польский юго-запад сделался добычею страха. Всюду пронеслись слухи: "Запорожцы!.. показались запорожцы!.." Все, что могло спасаться, спасалось. И часто в тех местах, где менее всего могли ожидать их, они появлялись вдруг - и все тогда прощалось с жизнью... Дыбом стал бы ныне волос от тех страшных знаков свирепства полудикого века, которые пронесли везде запорожцы. Избитые младенцы, обрезанные груди у женщин, содранная кожа с ног по колена у выпущенных на свободу,"
   Обратите внимание, что гуляли они вовсе не там, где "храмы в жидовской аренде, а православные - в оглоблях у ксендзов", а совсем в другом месте - где православных днем с огнем: основная часть населения, по-видимому, относительно вольные польские крестьяне, которые "меняли волов и плуг на коня и ружье и отправлялись в полки". И убивали они там не жидов и не католических священников, а всех подряд. То есть больные фантазии "всадника со светлой саблей" сделали свое дело - послужили предлогом для грабежа и насилия - и были благоразумно забыты... до следующего раза.

   ...немудрено, что память моя отключилась - на 30 лет. Понять умом абсурдность выдумки про "церкви в жидовской аренде и ксендзов в таратайках, запряженных людьми, и юбки из риз" я (как и рядовые запорожцы) в то время не мог, но, видимо, подсознание сработало - заблокировало. Как и "отрезанные груди в результате национально-освободительной борьбы украинского народа с польскими захватчиками" (интересно, как это произведение преподавалось до революции?)
   Обратите внимание: если, ничего не додумывая следовать тексту, получается, что поляки "сами виноваты": отдали православные церкви жидам - прогневали дикарей, с которых спросу нет - они невинны, дети степей запорожских... Другое дело - культурные паны поляки - они и думать должны были о последствиях, когда веру православную топтали, да паству в таратайки запрягали. А то, что весь этот бред с его садо-мазохистскими последствиями - результат провокации "положительного героя" "глыбы и матерого человечища" Тараса Бульбы, ясно лишь упомянутым 40-летним мужикам с опытом пары общественных формаций. Это такой литературный прием - не для средних умов, не для начальной школы.
 
   Далее следует общеизвестная история Плохиша Андрея, предавшего родное "незаконное вооруженное формирование", и верного Остапа. Разгром основной части банды и конец похода "освободителей". А чуть позже - конец самого Тараса его отряда. Все это моя память сохранила за исключением некоторых... нюансов:
   "...А что же Тарас? А Тарас гулял по всей Польше с своим полком, выжег восемнадцать местечек, близ сорока костелов и уже доходил до Кракова. Много избил он всякой шляхты, разграбил богатейшие земли и лучшие замки... Не уважали козаки чернобровых панянок, белогрудых, светлоликих девиц; у самых алтарей не могли спастись они: зажигал их Тарас вместе с алтарями. Не одни белоснежные руки подымались из огнистого пламени к небесам, сопровождаемые жалкими криками, от которых подвигнулась бы самая сырая земля и степовая трава поникла бы от жалости долу. Но не внимали ничему жестокие козаки и, поднимая копьями с улиц младенцев их, кидали к ним же в пламя. "Это вам, вражьи ляхи, поминки по Остапе!" - приговаривал только Тарас."

   "Вот так и рождаются нездоровые сенсации" про рыцарей без страха и упрека - "урбанцев" или "бульбовцев" - из программы по литературе.
   Нет, я не спрашиваю, "как авторы могут брать подобные сюжеты"(с), автор все сделал правильно - талантливо описал супер-злодея: сильного, умного, коварного и безжалостного убийцы-маньяка, сентементального по отношению к сыну, замученному злыми ляхами за то, что он их убивал, наслушавшись провокационных баек папаши про "ксендзов в таратайках". Красиво. Чеканно. Гениально. Для умных и опытных - без комментариев, как немая карта для географа-профи. Более монумент или картина нежели повесть - вроде того недоумевающего убийцы-всадника посреди залитого кровью храма. Или известной фотографии из Хиросимы-1945 с тенями прохожих на мосту. Или упомянутой прозаической зарисовки Сентона-Томпсона про волка, вырезавшего каждый раз по целому стаду.
   А вот умник, который вывалил этот текст на 10-летних мальцов, вызывает вопросы. Чего он добивался? Пропаганды ритуальных жертвоприношений в особо крупных размерах (как сказал бы образованный Остап - "гектакомбы")?
   Замечу, что организатор описанных зверств за "невинное дите природы" не сойдет ни при каком раскладе - его умению вести политическую игру позавидуют привычные нам бандюки-олигархи. Которые в схватке с коше..., тьфу, президентом неизменно проигрывают.
 
================
54. Чернецкий Михаил (mike@mega.ru) 2007/03/23 18:39 [исправить] [удалить] [ответить]
  
  > > 52.Винокур Роман
  >Хорошая статья.
  
   В статье есть одна грубая ошибка и одно тонкое место.
  
   Тонкое место тут уже обсуждалось - исторические упоминания об управлении жидов православными церквями. Кроме малоправдоподобной цитаты, приведенной Резниковым со ссылкой на Ключевского, есть не столь параноидально звучащая цитата польского историка (?), приведенная у Соловьева. Возможно, что-то такое и бывало.
  
   А грубая ошибка становится видна, если перечитать сцену появления гонца с вестью "что творится на гетьманщине". Там был не один человек, а целая толпа - предположить, что у Бульбы такая "группа поддержки" среди казаков из другого района Украины, совершенно нереально - не тот уровень - не Даллес, не Геббельс. То есть художественный ряд "спор с кошевым - буза, поднятая через подставных лиц - отставка кошевого - предложение-полумера нового кошевого, не устроившее Тараса..." упирается в тупик - так совпало, что следующий шаг - был сделан без Бульбы.
   А именно: случайно именно в это время какие-то "соседние" казаки против чего-то взбунтовались. Историки в качестве причин подобных волнений называют притеснения со стороны Короля и местных властей, навязывание нелЮбого гетмана, невыплату жалования "реестровым" казакам и прочие "казацкие" заморочки, но никак не радение за православный украинский народ. Эти казаки были разбиты и отправились за помощью к вольным ("нереестровым") соседям-запорожцам. Естественно, себя они выставили борцами не за свое жалование и привелегии (чего вольные соседи не поймут), а за православный народ (который, разумеется, стадал, страдает и будет страдать и в Польше, и в России, и повсеместно), насочиняли с 3 короба, мешая правду с вымыслом, типичные явления с "отдельными фактами"... и мечта Бульбы сбылась - запорожское войско отправилось убивать и грабить...
  
   Жаль, что повесть оставляет ряд вопросов: отчего по мысли автора взбунтовались казаки на "гетьманщине", что в их рассказе было правдой и в какой степени, кем был населен "театр военных действий". Поляки, которые, заслышав о запорожцах, "меняли волов на ружье", не могли быть ни феодалами, ни смердами. Неужели вольные "фермеры" вроде тех же казаков 18-19 века? Сколь распространено было это сословие в Польше?
   За неимением Николая Васильевича хотелось бы послушать историка.
  
   ...пожалуй, переделывать статью не буду - просто помещу в конце этот постинг.

Оценка: 3.42*4  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"