Черницын и Комраков : другие произведения.

Норникель+бабло=любовь

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    В Норильске все самое северное: и железная дорога, и православный храм с мечетью, и бассейн. Пиар тоже самый северный. При советском союзе его изрядно прихватило стужей, как теплый язык на рельсе при минус сорока. Перестройка, а особенно переход собственности от красных директоров к новым капиталистам, язык развязали. Пиар тут стал сначала бесшабашным, а потом как-то выправился и, особенно в эпоху сверхвысоких цен на металлы, стал заглядываться на лучшие зарубежные образцы. В него добавили российскую изюминку, и вот стали рождаться смелые проекты, обраставшие фейками и мемами. А норильский пиар стал чуть ли не самым западным из всех на пространстве бывшего СССР. Книга "Норникель" + бабло = любовь" как раз об этом. О смешных историях, произошедших в Норильске по "вине" компании, которую никак нельзя отженить от города. Некоторые главы посвящены рождению и развитию пиара в современной России. И пропаганды тоже. В таинстве действия, считают авторы, были замешаны металлурги - слишком уж много из "норниковской шинели" вышло известных людей и политиков.

  СОДЕРЖАНИЕ
  
  1. Прощай, социализм!
  (Завенягин и др. О строительстве Норильска, комбината, архитектуре, природе, ГУЛАГЕ и тп.)
  1.1. Расстрелы и Растрелли
  (ГУЛАГ и архитектура)
  1.2. Деструкция мембраны
  (тяжелые климатические условия, снегоборьба, неприспособленность человеческого организма)
  1.3. Соска с жопой
  (индустриальный ландшафт, заводы, технологии, экология)
  1.4. Мороженое в "тапочках"
  (советская социалка, привилегированное снабжение - сгущенка навалом, молочная ферма в тундре и тп)
  1.5. Рыбы тучами
  (природа, хобби и тп)
  
  2. Здравствуй, капитализм!
  (Филатов. Первые выборы директора, первые забастовки, первый опыт самостоятельного выхода на международный рынок, приватизация)
  2.1. Цари, боги и их дочки
  (роль директора в жизни предприятия и города, адаптация к переходу из СССР в новую Россию, зарождение капиталистических отношений, приватизация).
  2.2. Как Черномырдин не повелся на блеф "красного директора"
  (Первый опыт живого пиара, первые выборы в Верховный Совет с альтернативой)
  2.2.1. Он - живой!
  2.2.2. Первый норильский популист
  2.2.3. Кто поставил Филатова на колени
  2.2.4. Виктор Черномырдин: "Лучше быть головой мухи, чем жопой слона"
  
  3. Банкир с пепси-колой
  (ранний Хлопонин. Как Потанин с Прохоровым получили контроль над Норникелем: борьба с "красными директорами" и олигархами-конкурентами)
  3.1. Отсосал и отвалил. Воруют все.
  (как боролись с красными директорами)
  3.2. Как ковался олигархат
  (информационная война с конкурентами за контрольный пакет "Норникеля")
  3.3. Из никеля сделать конфетку
  (как современные банкиры пытались трансформировать советское предприятие после "красных директоров", почему Хлопонин почувствовал себя "маленьким насекомым в капкане" )
  
  4. Шоколадный заяц
  (Джонсон Хагажеев.
  4.1. Генерал норильских руд
  (как создавался культ личности нового директора норильского филиала)
  4.2. Монголии нам не хватало
   (как кубинцы "кинули" Хагажеева в присутствии Путина)
  
  5. На подводной лодке в Роттердам
  (поздний Хлопонин.
  5.1. Город счастливых отморозков
  (почему журналисты со всего мира писали про Норильск как под копирку)
  5.2. Война с Австралией
  (попытки манипулировать международными рынками никеля и меди)
  5.3. Никелевый атом
  (как Хлопонин атомную подводную лодку хотел переделать под перевозку металлов)
  
  6. Гномики еще накопают
  (Прохоров. Основные мемы и фейки "золотого периода" пиара в компании)
  6.1. Город фейков
  6.2. Почему менеджеры "ледяные"
  6.3. Кто будет жить лучше Прохорова
  
  7. Туризм под запретом
  (Стржалковский. Как граф рабочему классу помогал).
  7.1. Дойная корова России
  (конфликт Потанина и Дерипаски) ДОСТУПНЫЕ ГЛАВЫ КНИГИ
  
  
  Норильск - город фейков
  
  Этот город посреди тундры, он то ли избран, то ли проклят. Его окружают столько мифов и легенд, что уже трудно разобрать, а какой он на самом деле. Можно, конечно, сходить в краеведческий музей, но сухие тексты документов не объяснят, как получился образ, сплетенный из слухов и недомолвок, забавных фраз и глупых статей. Где правда, где выдумка, где ложь во спасение, где игра с инвесторами. Мемы и фейки - это его стихия.
  
  Норильск живет в плотной информационной изоляции, интернета нет. Ну, почти нет. Компания "Норникель" контролирует все норильские СМИ. Да и все информационное пространство вокруг Норильска тоже. Бизнесу это удобно. Когда в компании вдруг возникает какая-нибудь животрепещущая тема, ее "замалчивают". И нельзя сказать, что делают это искусно, все получается как-то само-собой - легко и просто. Однако недостаток достоверной информации сразу же заменяется фейками и слухами. Причем все без исключения версии событий имеют, как это водится, максимально наихудший сценарий развития событий.
  Например, если объявляли о том, что на комбинате будут выплачивать годовую премию, - тут же возникали слухи, что эту премию начальники будут "пилить" с наиболее доверенными своими подчиненными, а честным работягам ничего не достанется. Если сообщалось, что компания выделила средства на проведение модернизации, тут же начинали говорить, что модернизация будет проводиться за счет сокращения фонда оплаты труда. Ну и так далее. Кстати, скорость распространения этих слухов была запредельной. Где-то в начале 2000-х годов группа социологов из Москвы провела в Норильске необычный эксперимент. Эксперты решили выяснить, как быстро расползаются по НПР слухи. Для этого специально подготовленный человек на горизонте минус 1000 метров, в руднике Октябрьский, по внутренней телефонной связи (в рудниках компании до сих пор используют гротескные по своим размерам телефонные аппараты) сказал, что завтра в Норильске цены на хлеб повысятся на 20 процентов. Через несколько часов участник эксперимента возвращался в город на общественном транспорте, где уже вовсю обсуждали новость о грядущей деноминации рубля, подорожании бензина и мяса на 30 процентов.
  Выводы, сделанные в ходе эксперимента, оказались невероятно ценными с точки зрения исследования массового сознания. Но в то же время стало понятно, что слухи надо учиться контролировать и заниматься этим должны профессионалы.
  
  Футболки как средство предпродажной подготовки металлургического гиганта
  Пожалуй, самый долгоживущий фейк в Норильске - это история о "предпродажной подготовке" компании. Когда Прохоров и его команда пытались улучшить снабжение комбината, сделать подразделения более прозрачными в финансовом отношении, когда запускались новые инвестиционные проекты, приобреталась новая спецодежда, строились рабочие столовые, спортивные залы, покупали форму для корпоративных спортсменов, у всех на это было одно объяснение - в компании идет предпродажная подготовка. Прохоров и Потанин специально улучшают дела на комбинате, потому что готовят ГМК к продаже. Причем под эту "предпродажную подготовку" подходило вообще все! Кстати, новым хозяином компании, считалось, должен стать Дерипаска. В какой-то момент нелюбовь к "пришельцу" достигла апогея - его именем в Норильске стали пугать детей.
  Норильские фейки активно обсуждались в компании на планерках. Все говорили: ну нельзя же делать вид, что этих тем не существует, давайте будем сами рассказывать про них, приглашать специалистов, которые бы нам их опровергали или рассказывали бы, как реально обстоят дела. Однако в связи с тем, что большинство фейков касались работы социального блока, то есть зарплаты, социальных льгот, условий труда, пиар-специалисты "Норникеля" сталкивались с непреодолимыми трудностями в лице руководителя социального блока компании, нынешнего вице-премьера Ольги Голодец, которая вообще запретила комментировать тему. И это была ее громадная ошибка. Такие вещи делались исключительно по незнанию коллективной психологии людей, живущих в условиях дефицита информации.
  Кстати, Норильск всегда был отличной стартовой площадкой для начала большой карьеры. Ведь того же Завенягина, начальника НОРИЛЬЛАГА и поэтому первого директора комбината, сюда практически сослали. Но после того, как он дал стране никель, его сделали генералом и отправили создавать советскую атомную промышленность. Еще один директор, Колесников, уехал в Москву на должность заместителя министра цветной металлургии. Владимир Долгих, который был директором производства в 1962-1969 годах, тоже сделал себе блестящую политическую карьеру: сначала он стал первым секретарем красноярского райкома компартии, а потом и кандидатом в члены политбюро ЦК КПСС. К слову, он и по сей день здравствует и является членом Совета федерации РФ.
  Этот карьерный лифт отлично действует и в наши дни. Сегодня в правительстве работают немало людей, вышедших из "норильской шенели". Компания стала родильной палатой для вице-премьера Александра Хлопонина, главы минэнерго Александра Новака и министра по делам Северного Кавказа Левьва Кузнецова. Нынешний директор "Роскосмоса" Игорь Комаров в свое время возглавлял финансовую службу "Норникеля". Депутат Госдумы Раиса Кармазина и директор "Россетей" Олег Бударгин - тоже бывшие норильчане. В список хочется добавить Анатолий Чубайса, но с Норильском его связывает только то, что на примере компании была реализована его мечта как главы Госимущества - автомобиль "Волга" за один ваучер (стоит отметить, что в итоге 220 акций "Норникеля", которые можно было получить на одни приватизационный чек, в свое время стоили даже несколько таких "Волг").
  Кто сказал "Гномики еще накопают"?
  Один из самый растиражированных мемов про гномиков, родившийся в Норильске, до сих пор удерживает абсолютное лидерство среди самых громких фейков современности. "Гномики еще накопают" - эту фразу устойчиво приписывают Михаилу Прохорову. Якобы однажды в Норильск приехал Прохоров и организовал, "как это водится", вечеринку. Среди местных дам оказалась одна, которая спросила, не много ли денег генеральный директор компании тратит на пьянку. На что Прохоров, или, как его многие называли, МД (Михаил Дмитриевич), ответил: "Гномики еще накопают!"
  На самом деле ничего подобного не было. Во-первых, Михаил Прохоров, действительно любящий яркие и феерические события, никогда не устраивал пьянок. Он вообще крайне не пьет. Зная норильчан, можно с уверенностью сказать, что им это не нравилось, если не раздражало - не пьет, значит, не мужик. Известно, что когда главой "Норникеля" назначили Дениса Морозова, первый вопрос у менеджеров на площадках в Норильске был: "А этот пьет?" А во-вторых, историю про гномиков придумал тогдашний редактор газеты "Заполярная правда" Виталий Толстов (потом стал депутатом Заксобрания Красноярского края). Смешной фразеологический оборот сразу подхватили в федеральных СМИ, история обросла несуществующими подробностями, местными дамами и вечеринками. Но на самом деле ничего такого не было и быть не могло.
  А было вот как. Норильчане помнят один очень яркий поступок Прохорова, который в конечном итоге привел к открытию в городе первого в истории за Полярным кругом филиала благотворительного фонда.
  Новый, 2004 год Прохоров решил отмечать в Норильске. Это тоже был своеобразный пиар-ход, который должен был показать некоторое отсутствие изолированности города от "материка". Чартером МД привез с собой два самолета звезд российской эстрады, от Гоши Куценко до группы "Звери", которые на всех площадках играли бесплатно. В итоге все норильские начальники впервые в жизни остались в городе на праздники, хотя раньше в конце декабря по появившейся уже традиции их всех выметало на курорты. А тут ничего не попишешь - пришлось праздновать вместе со своими подчиненными. Этот поступок с точки зрения пиара подарил Прохорову, как бы сейчас сказали, "миллион лайков". Уже через два месяца - в марте в Норильске открылся Фонд Прохорова. Он привозил в город модные столичные спектакли на театральный фестиваль "Норильские сезоны", звезд первой величины, а на новогодние праздники только самые успешные музыкальные коллективы (на День металлурга тоже). Качество корпоративных мероприятий было настолько высоким, что до сих пор никто из устроителей не может взять эту планку.
  
  Почему менеджеры "ледяные"
  Еще был такой мем - "ледяные менеджеры". Кто-то из профсоюзных деятелей так обозвал команду Прохорова. Мол, бездушные люди, не могут найти общего языка с народом. Родился он не на пустом месте. Команда МД долгое время не могла найти общего языка с норильчанами. Искали, но не всегда получалось. Однажды Прохоров пообщался с конвекторщиками - белой костью трудового коллектива комбината, высшей кастой, так сказать. Они определяют качество металла, который выпускает завод. В общем, Прохоров им говорит: "Со шламом проблемы, осадок большой". Конвекторщики не поняли вопроса, ответили, что про шлам они сами знают, пусть он про глобализацию расскажет. Прохоров удивился: "Я же при первой встрече рассказывал про мировые процессы в бизнесе, сказали, что неинтересно". И действительно, МД не раз пытался рассказывать трудовому коллективу о мировых процессах и производительности труда, например, в Канаде. Только в ответ слушал один и тот же вопрос: "Начальник, так мы не поняли - зарплату повышать будут или как?"
  Короче, что называется, "качели" и никакого взаимопонимания. В итоге профсоюз в шутку и стал называть московский менеджмент "ледяным" - сердца у них нет, и водку не пьют. А пресса, в свою очередь, так и подхватила очередной слух и сплетню, что и в Норильске холодно, и менеджеры в "Норникеле" "ледяные".
  
  Кто будет жить лучше Прохорова
  Вообще Прохоров всегда следил за своим имиджем. Особенно в Норильске. И получалось у него это неплохо. Активный и спортивный, за два дня он успевал сделать столько, сколько сейчас не удается многим топ-менеджерам за все время работы. В течение двух дней он, например, успевал прилететь в Норильск (самолет позволял при любой погоде совершать посадку), подарить детям подарки, встретиться с ветеранами, пройтись с молодежью по центральной улице в праздничном шествии и даже принять участие в стокилометровом марафоне. В общем, что называется, подавал правильный пример.
  Так, однажды летом Прохоров прилетел в Норильск на 50-летний юбилей города. Кроме различных активностей, МД предстояло стать участником пробега по маршруту Дудинка-Норильск (104 км). Марафон мог быть внесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый длинный пробег в условиях Севера, если бы успели подать заявку - идея забега родилась в самый последний момент, и у организаторов праздника просто не было времени все оформить. Конечно, участники марафона не должны были бежать сотню целиком. Трассу разбили на участки по километру.
  МД достался хороший участок. Если первый бегун стартовал в 7 утра, то у Прохорова старт начинался около полудня. Незадолго до обозначенного времени к месту старта гендира стали подъезжать джипы из числа группы поддержки топ-менеджера. На улице было прохладно, поэтому все были в пуховиках и шапках. На их фоне Михаил Прохоров в шортах и футболке выглядел невероятно выгодно. Поразминавшись и пообщавшись с журналистами на тему пользы спорта, Прохоров дождался бегущих из Норильска людей, которые передали ему в руки продолговатую капсулу, и красивая толпа устремилась в сторону города. Во всяком случае, такая картинка была потом в телевизоре. А главное, месседж получился правильный: будешь заниматься спортом - станешь миллиардером. Все так его и поняли.
  За кадром осталась остановка процессии через километр и переход Прохорова из общества любителей бега на дальние дистанции в круг соратников по бизнесу, которые ждали своего босса в теплых машинах. Кстати, в капсуле находилось послание потомкам в 2053 год. Что там было написано, неизвестно. Во всяком случае, Михаил Прохоров на вопрос журналистов честно сказал, что сам не писал и не читал, но надеется, что там написано что-нибудь теплое и дружеское. Одна журналистка из федеральной газеты потом пошутила, что там было следующее: "Желаю вам жить лучше нас. Подпись: М. Прохоров" И опять чуть не родился очередной фейк о Прохорове.
  
  Как Черномырдин не повелся на блеф "красного директора"
  Он - живой!
  Первый опыт живого пиара случился на норильском комбинате весной 1989 года, когда город выбирал депутата Верховного Совета СССР. Раньше вопросов не было, кого выбирать, конечно же, директора комбината. Но дело в том, что в августе 1988 года прошли первые и последние выборы главного человека на территории, в результате чего директором стал Анатолий Филатов, бывший до того главным инженером НГМК.
  Его победа ознаменовала приход нового поколения номенклатуры - "красных директоров". Кроме обычных (правда, виртуальных) короны и скипетра, положенных директору, Филатов получил еще и важный козырь в переговорах с руководством Министерства цветной металлургии, да и со всем советским истеблишментом - поддержку трудового коллектива. Хотя и надежд с этой новой волной номенклатуры люди связывали больше: на дворе бушевала перестройка, все ждали чего-то великого от новых времен. Журнал "Огонек" и газета "Московские новости" печатали убийственные статьи об истории страны, из которых широкой публике становилось ясно, какой ценой дался "никель на костях". Приветом из тех времен выглядели талоны на сахар, и это в городе усиленного снабжения, где сгущенку продавали в магазинах навалом, как на материке - картошку. С другой стороны, был создан совет трудового коллектива, и вышло знаменитое постановление, обещавшее новые, манящие высокими доходами подходы к оплате труда...
  Одним словом, основываясь на закоренелых советских традициях и волне народной поддержки, Филатов был уверен, что депутатство у него в кармане.
  
  Первый норильский популист
  Однако перестроечные выборы - это не то, что было при совке, когда в бюллетене мог стоять один кандидат. Вот и у Филатова объявился соперник, директор одного из рудников Вадим Николайчук - человек, как писали норильские СМИ, популярный, харизматичный. В 1986 году он первым на комбинате учредил на своем руднике общество трезвости, а год спустя стал первым директором рудника, избранным рабочими. К тому же Николайчук на 14 лет моложе Филатова.
  Вот что писали в местных газетах по поводу тех предвыборных схваток: "Город разделился на сторонников Филатова и Николайчука. Последние составляли большинство и умело вели антифилатовскую агитацию, записывая директора и его сторонников в ряды консерваторов, рутинеров и прислужников административно-командной системы". Интерес к выборам оказался беспрецедентным: по улицам Норильска ходили группы людей с плакатами: "Голосуйте за Николайчука", даже школьники на переменах устраивали потасовки исключительно по политическим мотивам. Им предшествовал сакраментальный вопрос: "Ты за Николайчука или за Филатова?"
  Никто тогда, разумеется, не знал ничего о предвыборных технологиях, имиджмейкерах и черном пиаре. Предвыборную агитацию "филатовцы" и "николайчукисты" вели кто во что горазд, но искренне, страстно и убежденно. Энтузиазм агитаторов то и дело сталкивался с накаленным политическим самосознанием масс - на никелевом заводе агитаторам недвусмысленно обещали набить морду, если те будут что-то говорить "против Николайчука".
  В отличие от филатовской предвыборная программа Николайчука просто фонтанировала фантастическими обещаниями. Он тонко почувствовал, что избирателям неинтересны сухие экономические выкладки, и обещал все и всем: городским Советам - местное самоуправление, покупателям - экологи-чески чистые продукты, коренному населению - закон об охранном природопользовании, ветеранам - внеочередные квартиры "на материке", всем - счастливую жизнь, высокую зарплату и отмену трудовых договоров. Ничего из того, что волновало людей, он не оставлял без внимания. В сущности, Вадим Николайчук был первым настоящим популистом в политической истории Большого Норильска.
  
  Кто поставил Филатова на колени
  Конечно, о политической рекламе тогда никто и слыхом не слыхивал, но Николайчук "побивал" Филатова даже в мелочах: например, одним из доверенных лиц у директора комбината был секретарь горкома КПСС Олег Бударгин (позже, при Потанине с Прохоровым, возглавил кадры и пиар на комбинате, потом стал губернатором Таймыра, а после упразднения должности долго сидел в медведевском резерве, но дождался места главы Россетей). Еще одним доверенным лицом директора был ветеран комбината Иван Сидоров. А у Николайчука - личности не такие солидные, но яркие, энергичные и почти скандальные: например, Сумароков, ставший в будущем норильским Мавроди.
  Уже перед самыми выборами Филатов, спохватившись, попытался как-то оживить свою предвыборную кампанию. На 8 Марта сотрудницы предприятия получили открытку, на которой нарисованный коленопреклоненный Филатов горячо поздравлял женщин с праздником. 20 марта, за неделю до выборов, пустили в ход тяжелую артиллерию: Совет трудового коллектива комбината обратился к трудящимся с призывом "голосовать за достойнейшего", имея в виду, конечно, директора.
  
  Неприкасаемых - нет
  Совсем незадолго до выборов социологическая служба комбината провела опрос общественного мнения с целью определить отношение электората к кандидатам. В норильской истории это был первый подобный опрос, и респонденты, читая в анкетах "Как вы оцениваете деятельность А.В. Филатова?", цепенели. Часть людей всерьез думали, что это какая-то провокация - где это видано, чтобы кто-то предлагал оценить дела самого директора комбината?
  Тем не менее опрос показал, что Филатов проигрывает Николайчуку. В штабе Филатова к этому отнеслись совершенно наплевательски, социологам зачем-то стали объяснять, что директор комбината не может проиграть выборы просто потому, что он директор комбината.
  Зря им не поверили, в своих прогнозах итогов выборов социологи "промахнулись" всего на полпроцента. К вечеру 26 марта стало ясно, что директор комбината с треском провалился, из 191 тыс. пришедших на выборы 126 тыс. проголосовали за Николайчука. Впервые за всю норильскую историю директор комбината выставил свою кандидатуру на серьезные выборы и потерпел поражение. Для Филатова, возможно, это было досадным недоразумением, но для народа это стало сигналом - неприкасаемых нет.
  
  Виктор Черномырдин: "Лучше быть головой мухи, чем жопой слона"
  Впереди у Анатолия Васильевича были сладкие моменты приватизации, во время которой он получил 6 млн акций, первый опыт самостоятельного выхода на мировой рынок никеля, который из-за этого обвалился с 14 тыс. до 5 тыс. долл. за тонну. Потом была первая в СССР забастовка трудящихся, борьба за контроль над предприятием во времена залоговых аукционов. 5 апреля 1996 года Филатов направил премьеру Виктору Черномырдину и первому вице-премьеру Олегу Сосковцу заявление, в котором предложил на выбор: либо освободить его от занимаемых должностей и сформировать совет директоров в соответствии с требованиями ОНЭКСИМ-банка, либо сохранить status quo, ограничив при этом права залогодержателя на весь срок залога. Черномырдин, видимо посовещавшись с президентом Борисом Ельциным, выбрал первое.
  И на каждом этапе были свои пиар-стори, фейки и мемы, о которых, впрочем, расскажем далее в книге.
  
  Про скульптуру из шоколада, карточки и любовь к бригадирам
  У легендарного директора комбината с не менее легендарным именем - Джонсона Таловича Хагажеева - были свои любимчики из числа бригадиров, и он их всячески поощрял. Джонсон (так его за глаза называли на предприятии, еще был вариант Джонсон энд Джонсон - по названию одноименной детской присыпки) вообще не любил белых воротничков и с подозрением относился к "итээр". Он мог себе это позволить, как, впрочем, и многое другое. Хагажеев - крупная личность, идеальный советский человек с идеальной историей и судьбой. Он родился в горном ауле, не умея говорить по-русски, пришел поступать в институт, а через пятнадцать лет стал директором завода. Личность достойная если не фильма, то отдельной книги. Мало кто знает, но именно ему, поднявшему завод "Надежда" (там было много аварий), после пуска должны были дать Героя Соцтруда. Но звезду на комбинат выделили одну, Филатову. Хагажеев тогда страшно обиделся и уехал на Балхаш директором тамошнего комбината.
  Про Хагажеева рассказывали, что за хорошую работу он мог под Новый год подарить какому-нибудь бригадиру "Жигули" или гостовский слиток золота. Или что в каждом магазине на проспекте Ленина есть специальная продавщица, которая обслуживает Самого. Были и те, кто видел, как хозяин земли норильской стоит в очереди с простыми людьми. При этом все прекрасно знали, что по магазинам Хагажеев никогда не ходил и золотом не разбрасывался. Просто для норильчан он был норильским "синдбадом-мореходом", яркой зацепкой для уставших от полярной ночи глаз.
  Рассказывают, был у Хагажеева в Норильске один фаворит, огромный такой мужик с фамилией на букву "З". Но не Зайцев. Он руководил бригадой, которая долбила вертикальные колодцы - адская работа. И Хагажеев накидал его бригаде кучу контрактов, установил персональные надбавки. В общем, они очень скоро стали весьма состоятельными людьми. И вот этот "З" приходит в клуб бригадиров, созданный по инициативе гендира, и вальяжно достает портмоне толщиной с приличную книгу. Демонстративно открывает его и начинает перелистывать банковские карточки и всякие золотые и платиновые карты разных столичных клубов. И все бы ничего, только на Таймыре в то время еще ни одного банкомата не было, и о кредитках обычные люди знали только понаслышке. Со стороны это, вспоминают очевидцы, выглядело невероятно смешно. Но вот этот смак - шуршание картами - наверное, добавлял человеку стоимости в глазах его коллег. Некоторые норильчане неизбежно страдали гипертрофированным чувством собственного превосходства.
  Хагажеев, несмотря на то что кавказец, по натуре был не пафосным человеком. А вот его свита, его окружение, наоборот, старались, из кожи лезли, лишь бы угодить своим поведением хозяину.
  В день его рождения 27 января 1998 года и вовсе случилась какая-то вакханалия. К управлению комбината с утра причаливали машины, в самом управлении с первого до шестого этажа, до кабинета Хагажеева, стояла очередь желающих поздравить и вручить подарки. Все более-менее начальники сбежались с подарками, такого никогда еще не было в Норильске. Какой-то массовый припадок подобострастия случился. Тогда же ему кто-то преподнес шоколадную скульптуру... Хагажеева. Об этой истории узнал журнал "Профиль", а за ним напечатали и другие. В итоге Хагажеев в следующие годы на свой день рождения из Норильска уезжал - не стал больше искушать подчиненных. Правда, говорят, некоторые все равно умудрялись поехать следом за ним и поздравить.
  Кстати, когда появились первые банкоматы в Норильске (и похоже, они там появились одними из первых за Полярным кругом), с ними тоже было много курьезных случаев. Главный из них связан с морозами. При сильных минусовых температурах у банкоматов, стоявших "лицом" на улицу, смерзались резиновые "губы", из которых вылезают купюры. Поэтому их ставили поглубже в здание, ближе к теплу. В городе, на открытом пространстве ни одного не было. Поэтому и деньги снять можно было только днем, когда были открыты магазины и другие публичные заведения.
  
  "Фишка" журнала
  Первый номер корпоративного журнала "Норильский никель" вышел в 2002 году. Пожалуй, он вообще был первым в стране печатным глянцевым изданием, который выпустил крупный бизнес в России. Популярный на Западе инструмент внутренней коммуникации в стране только пробовался. И далеко не каждая компания могла позволить себе выпуск своего журнала. А "Норильский никель" - мог. Денег, желания и, главное, что называется, "политической воли" хватило, для того чтобы делать не просто бюллетень, а создать настоящую редакцию с электрическим чайником, пепельницей на столе редактора и лучшими на тот момент журналистами. При этом позиция руководства была такая: любой ценой не допустить трансформации журнала в многотиражку, а затем и в площадку для литературных опытов сотрудников компании, как это сегодня обычно бывает в крупных компаниях. Именно поэтому на протяжении всего времени существования издания в нем работали только лучшие московские журналисты, качественные фотографы и талантливые дизайнеры. Достаточно сказать, что журналом в свое время занимались авторы первой волны ИД "Коммерсантъ", а номера собирались художниками из Forbes.
  В отличие от региональных многотиражек, писавших о работниках комбината, Журнал "Норильский никель" был профессиональным изданием, освещавшим не только события внутри компании, но и рассказывающим о мировом опыте и положении дел в отрасли. На его страницах публиковались эксклюзивные материалы: интервью с московскими топами (пусть и не всегда содержательные), внешними экспертами и даже селебрити, если они хоть каким-то образом были связаны со словом "никель".
  Журнал "Норильский никель" получал доступ туда, куда не пускались местные журналисты. В этом была его фирменная "фишка". Благодаря ему, например, норильчане первыми узнали, как устроены пароходы компании, которые в середине 2000-х годов активно начали строить по заказу "Норникеля". Авторы журнала прошли на них по Северному морскому пути и рассказали об устройстве современных судов, экипажах, каютах и бассейнах с морской водой. Вряд ли какое-то еще издание смогло бы организовать себе такой круиз, как и сделать интереснейший материал о работе биржи металлов в Лондоне, о том, что представляет собой завод "Норникеля" в Ботсване, или пробиться на территорию Норильской исправительной колонии, где расположен совсем уже скрытый от глаз простого человека цех по производству царги (без него в компании нельзя выпускать товарную продукцию).
  Журнал мастерски играл на этих темах и зарабатывал себе творческие дивиденды. Совсем скоро после его старта электронная версия издания получила престижный приз в Америке. Это была честная и заслуженная победа. Через несколько лет журнал взял практически все ведущие медийные премии Москвы.
  Изданию верили. Его стали воспринимать как один из немногих для Норильска источников интересной информации, дополнительной информации о компании, глоток свежего воздуха. И чтобы доказать свою состоятельность, норильчанам теперь мало было купить квартиру на материке. Надо было еще попасть на страницы журнала - своеобразного "дембельского альбома" компании.
  Журнал "Норильский никель" быстро стал площадкой для "обкатки" новых форм и свежих идей. Например, в 2006 году было принято решение впервые выпустить его аудиоверсию. В итоге ключевые материалы предновогоднего номера записали на студии. Текст читали авторы материалов - корреспонденты редакции. Нарезали CD-болванки и буквально вручную потом вклеили их в свежие номера. Эффект, что называется, превзошел все ожидания. Люди слушали диски в автомобилях по пути на работу, дома, у себя в плеерах. Интересно, что впоследствии прием с переводом печатного формата в звуковой стал востребованным и популярным среди других компаний. Но первый "гвоздь" все равно был забит "Норникелем". Кстати, еще одним таким "гвоздем" стало открытие онлайн-представительства пресс-службы компании в "ЖЖ" - невероятно популярном в то время месте тусовки менеджеров. Даже сотовые операторы не смогли опередить "Норникель" - он сделал это первый. И его аккаунт до сих существует.
  Журнал закрыли в 2013 году - во время эффективных, но неинтересных менеджеров. Генеральным директором "Норникеля" стал недавний компаньон Прохорова Владимир Потанин. Его помощница, Лариса Зелькова, которая с самого начала скептически относилась к формату и факту самого существования издания, делавшегося без его контроля, не стала разбираться в бюджетах редакции и распустила ее. Закрытие журнала на время стало новостью номер один в Норильске. Как это водится, кто-то стал думать, что компанию опять продают. Оптимисты считали, что журнал скоро снова появится - обновленный, с новыми корреспондентами, новым редактором, но старым названием. Ведь на тот момент он пережил четырех генеральных директоров. Но на этот раз все оказалось иначе. Новый менеджмент не стал мириться с наследием "золотой эпохи" компании. Они пришли ковать другой металл.
  
  Резолюция СОХ
  Норильск живет по принципу отложенного спроса и как в санатории. Этот социальный феномен нивелирует человеческое "я". Облачившись в спецодежду, как в санаторные халаты и подчинившись начальству, норильчане вдруг оказываются равны. Но при этом совсем одиноки. Эта удивительная микроэкономическая и социальная модель русского Заполярья стала единственно приемлемой и, как это не странно любимой для города. Ну сами посудите, достаточно высокие зарплаты, а потратить деньги некуда. Несколько питейных заведений на весь город да пара магазинов одежды. Вот, пожалуй, и все радости жизни. Деньги с зарплаты копятся весь год, а то и два и во время отпуска спускаются на "материке" на все, что в понимании норильчанина является символом достатка и успеха. А на самом деле, пошлости. Так, например, только в Норильске самый последний дворник будет обладателем самого последнего смартфона. А какой-нибудь горняк и вовсе не считается в коллективе за человека, если спускается в рудник без планшета. И ничего, что интернета на этой земле нет, главное, есть предмет самоидентификации. Остальное людей не волнует. Компания как-нибудь решит все вопросы за него - как в санатории.
  Особенно смешно выглядят норильские дамы с собачками маленьких пород. Как и дорогие телефоны, миниатюрные животные уже много лет в Норильск завозятся с Большой земли. Местные женщины гуляют со своими питомцами по бездарному сорокаградусному морозу, согревая дрожащих пекинесов и бишон-фризе мехом дорогущих шуб. Купленных во время летнего отпуска в каком-нибудь магазине обязательно с итальянской вывеской и обязательно в городе Сочи.
  Еще в Норильске женщины любят ходить на каблуках. Деньги можно копить до отпуска, но не желание выйти в дорогих туфлях на улицу. Кстати, именно каблуки как-то стали причиной большого скандала. Бывший мэр Норильска Олег Бударгин после своего избрания на пост градоначальника (до этого работал замгендира по персоналу НГМК) решил, видимо, сделать подарок всему женскому коллективу Заполярного филиала и положил плитку у здания управления комбината. И все бы ничего, но через какое-то время в его адрес посыпались жалобы норильчанок, что каблуки застревают между плитками и ломаются.
  Тема норильских дорог в принципе достойна отдельной истории. Поговаривают, в 90-х годах японцы предлагали снять дорожное полотно, ведущее от аэропорта в город (около 50 км), положить новое и вдобавок каждому норильчанину подарить по видеомагнитофону, который в те времена стоил кучу денег. Фокус заключался в том, что в асфальте, который частично состоял из горной выработки, содержалось, по мнению японских предпринимателей, много платиноидных соединений. И его аффинаж принес бы сумасшедшую прибыль, не сопоставимую с затратами, обозначенными в деловом предложении. Сделка не состоялась. Впрочем, многие сих пор так и не верят в эту бизнес-историю. Хотя правдивого в ней достаточно. Как и в истории о самой странной резолюции, которую могли сочинить только в Норильске. Вернее, один из директоров тогдашнего комбината. Рассказывают, что он любил сокращать распоряжения на бумагах до трех букв: СОХ - что можно расшифровать как "да не получишь ты ничего". Ну не мог уважаемый человек, директор комбината просто выругаться матом. Нужно было придать резолюции особенный, неповторимый норильский колорит.
  Являясь самым жутким местом для жизни, Норильск всегда мечтал о чем-то теплом. Например, чтобы весь город был под куполом и - никаких метелей. Чтобы подойти зимой в шортах к внутреннему стеклу (или из чего там будет сделан этот купол), прислониться носом, сделать занавески из ладошек и смотреть, как снаружи заметает. Норильские футуристы рисовали какие-то сумасшедшие проекты норильских проспектов с цветочными клумбами, аппаратами по продаже газировки и улыбающимися людьми. Поразительно, но у компании действительно были планы накрыть город саркофагом. И несмотря на то что дело ограничилось строительством крупнейшего за Полярным кругом спортивно-развлекательного комплекса на 30 тыс. квадратов, в него удалось запихнуть целый аквапарк - единственный за Полярным кругом.
  Вообще, по признанию многих, кому удалось побывать в Норильске, и самих норильчан, архитектуры в городе нет. Можно, конечно, восхищаться центральной улицей (как водится, Ленина), которую, как и весь город, строили заключенные, по проекту зэка же, по счастью оказавшегося родом из Ленинграда, с неплохим вкусом и понятным желанием за казенный счет перенести в тундру кусочек родного города. Но люди, хотя бы однажды побывавшие в большом городе, хоть и привычные к промышленным окраинам, все равно ничего особенного в этой улице не найдут - не Растрелли, скажут они, бывает и пофэншуйней. Тем не менее в облике Норильска есть кое-что, цепляющее взгляд: уродство. Только уродство это - форма необычной красоты. Норильск как мужик, которому не надо быть смазливым, ему главное - быть мужиком.
  Знаете, какой эффект производит архитектура Норильска на человека западной цивилизации? Автор этих строк однажды летел в Норильск с иностранцем, который на Таймыр направлялся впервые. И ехал он туда за сказкой. Весь полет болтал без остановки, предвкушая встречу с городом, где все, что ни возьми, по его представлению, должно быть удивительным и уникально северным: и драмтеатр, и телеканал, и даже мечеть. Экзотика, минус сорок, снег белый, выхлоп из машин белый, как пар из горячей водопроводной трубы. И вот недалеко от аэропорта "Алыкель" встречают нас два заброшенных многоэтажных здания. Как объяснить человеку, что это еще не Норильск, но по настроению очень близко? Пришлось спасать ситуацию и рассказывать, зачем Советский Союз держал в этих местах огромный военный гарнизон, ожидая нападения США через Чукотку. Потом по дороге был Кайеркан, что в переводе с долганского языка значит "долина смерти". Объяснять это не пришлось, ситуацию спасли торчащие наружу канализационные трубы, которые выплевывает вечная мерзлота. Как только мы въехали в город, мой друг сдавленно произнес: "Но здесь же нельзя жить!" Можно. Живут же. Просто надо понять, чем этот город влюбляет в себя. Но для этого сначала надо понять, за что его ненавидят.
  Есть что-то общее у Норильска и с Парижем. Если вы видели Центр Помпиду, то поймете это сравнение: причудливое переплетение металла, труб, балок и стекла навевает мысль о том, что Норильск - тоже некий арт-объект со своими особенностями национальной архитектуры, помноженными на космический холод.
  
  Вынюхать мимозу
  
  В России свою историю Международный женский день ведет с 1913 года, когда его неофициально отметили в Санкт-Петербурге. Традиция же дарить женщинам подарки в честь 8 Марта в Советском Союзе укоренилась только в 60-е. Хотя поздравляли женщин - устно, без цветов, конфет и застолий - с Днем солидарности рабочих женщин еще в 50-х. И вот тут Норильск, если верить старожилам, стал "законодателем моды". История с подарками перетекла на материк именно с северных земель. Люди так желали праздника после окончания полярной ночи, что спонтанно вместе с поздравлениями в первые дни календарной весны возник обычай что-то преподносить прекрасной половине человечества, а вскоре - и отмечать этот день. Именно поэтому в Норильске и практически повсеместно за Северным полярным кругом отношение к 8 Марта особенное. "После зимы, которой у нас еще конца и края не видать, мы готовы эту несчастную ветку мимозы вынюхать прямо с корнем", - описывают свое отношение к Международному женскому дню жительницы Таймыра.
  Переехавшие из Заполярья на Большую землю норильчанки уверены: в Москве, например, Восьмого марта нет. "Цветочный бум седьмого числа? - смеются они. - Вы просто не знаете, что такое настоящий цветочный бум. В Москве весь бум - это пробки хуже, чем на Новый год. А вот у нас!"
  Когда аэропорт закрыт неделю и цветы просто не завезли в город - вот это цветочный бум. А такое в Норильске бывает постоянно. Хотя обычно, отмечали наши собеседницы, 8 Марта в Норильске ясно. Солнце во все небо - пусть и ненадолго, но все-таки. И минус 35. В такую погоду все цветы вовремя до Норильска доставляются, и проблем с ними, как правило, нет. Это раньше мужчины скромный букетик упаковывали в 33 газетных слоя, а кулек застегивали в дубленку или пуховик. Теперь "букет любого уровня сложности" можно заказать на дом одним звонком в доставку или вообще в приложении айфона.
  Но если все-таки случалось такое, что с привозными цветами возникала "напряженка", то и тут как-то справлялись. Например, в 1967 году выйти из положения помог цех озеленения Норильского горно-металлургического комбината. Букеты составляли из примул, бегоний и узамбарских фиалок. Последние (еще известные как сенполии) некоторые дарили прямо в горшках. Тоже, кстати, выход. К седьмому марта все цветы от цеха озеленения уже разобрали, и мужчины перекинулись на промтовары. В ход шло все: от хрусталя до отрезов тканей.
  С цветами в горшках, кстати, в Норильске связана отдельная история из далеких 70-х годов. Накануне Женского дня руководители среднего, как бы сказали сейчас, звена Никелевого завода с утра не досчитались в своих кабинетах зеленых насаждений. Проще говоря, куда-то испарились все горшечные растения, расставленные по окнам. Пропажа нашлась быстро: оказалось, стажер из агломерационного цеха решил устроить в честь праздника для своих сослуживиц маленький зеленый садик. И заставил весь проход к женской раздевалке горшками с растениями. Дамы, говорят, романтический жест оценили. Наставница парня по крайней мере отпустила его домой пораньше. А вот разносить цветы по кабинетам пришлось самим виновницам торжества. Правда, уже после праздника.
  Надо также отметить, что в Норильске организацию праздничных мероприятий на 8 Марта не сильно-то доверяют мужчинам. Чего бы там мужички ни придумали, "слабый пол" с этим справится лучше. Так считают большинство закаленных северных девиц. Поэтому на парня надейся, а сама не плошай. А праздник - только повод. Для самодеятельных концертов, конкурсов "А ну-ка, девушки!", соревнований по женскому бильярду, в конце концов. Все эти мероприятия имеют в Норильске долгую историю и добрую славу. В 60-е и 70-е годы работницы ателье "Норильчанка" в предпраздничные дни завели традицию организовывать выставки-продажи легких платьев - хотя до весны, по сути, оставалось два-три месяца, проходили эти модные показы с большим успехом. Один из них был устроен в красном уголке цеха электролиза Никелевого завода - и все платья разобрали на ура.
  Еще одна "цветочная" история произошла в Норильске в совсем недалеком прошлом - в начале 2000-х годов. Задумал тогдашний гендир компании Михаил Прохоров порадовать женщин большим концертом столичных поп-звезд. Привоз артистов доверили московскому ивент-агентству. Это был первый опыт сотрудничества организаторов праздников с клиентами из Заполярья. Соответственно нужды и чаяния норильчанок они представляли с трудом. И выкатили норильской стороне проект украшения зала, где должен был состояться праздничный бал. Креативили москвичи по полной: бал, посвященный современной деловой женщине, они предполагали украсить в стиле хай-тек - металл, стекло, черное зеркало плазменных панелей. Разумеется, концепт зарубили на корню. Резюме было кратким: мы в черную пургу как-нибудь без черного зеркала обойдемся - нам бы чего-нибудь живого и зеленого. В итоге агентство скупило все цветы, что были в Норильске, и еще тысячи привезло с "материка": чтобы уставший от зимы глаз норильчанок смог порадоваться просто засыпанному цветами помещению. Один из столичных артистов, правда, решил, что "целое море цветов", которое он увидел со сцены, предназначалось ему. Его быстро спустили на землю.
  Еще одна чисто северная особенность празднования 8 Марта опять же, вероятно, вызвана климатическими условиями и сплоченностью людей на этом фоне: поздравлять с праздниками нужно всех. То есть абсолютно. И 8 Марта - не исключение. Женщин-коллег, женщин-клиентов, женщин-подруг и женщин-знакомых. А учительница? А нянечка в детском саду? А участковый терапевт? А продавщица из гастронома? Не поздравил - значит не уважаешь. Причем, как правило, звонка все вышеперечисленные категории лиц ждут от тебя лично. Не позвонил - пеняй на себя. Причину будут искать долго.
  Недавно на 8 Марта особенно отличились норильские сотрудники правопорядка. Обратившихся в отделения полиции женщин они встречали цветами. Говорят, даже с самыми непростыми заявлениями женщины расцветали от такого приема на глазах.
  Догадались бы о таком подходе к посетителям коллеги современных полицейских самого начала XXI века - избежали бы многих проблем. В середине нулевых советский кинохит "Ирония судьбы..." практически один в один воплотился в Норильске - но произошла "подмена" домов не на Новый год, а в канун Международного женского дня.
  8 Марта в милицию обратилась заплаканная женщина и заявила о пропаже молодого человека. Пропавший не давал о себе знать менее суток, поэтому в розыск его объявлять не стали. Вот тут милиционерам и потребовались бы утешительные цветы, потому что ни о каких "правилах трех дней" дама и слушать не хотела и от мольбы о помощи перешла к решительным требованиям. Развязка наступила сама собой: уже ближе к вечеру, когда заявительница выпила немало крови сотрудников участка, исчезнувший сам позвонил ей и объявил о разрыве.
  Произошло же следующее. Рабочий "Надежды" так здорово отметил праздник с коллегами на заводе, что потом поехал продолжать банкет к одному из них домой. В разгар домашней вечеринки герой вдруг вспомнил, что дома его с поздравлениями ждет девушка. В такси он садился таким "веселым", что мог выговорить только номер подъезда. Водитель ничуть не удивился: в Норильске такое не редкость, когда приходится проехать буквально пару десятков метров - стоимость вызова такси всегда одинакова, вот люди в особенно плохую погоду и вызывают "мотор". Словом, "надежденец" был доставлен в соседний подъезд того же дома. Он позвонил в домофон, ему открыли, он поднялся в квартиру и оказался в теплой компании, ровно так же отмечающей 8 Марта, как и он десять минут назад. Молодой человек был настолько пьян, что его тут же уложили в спальне отдыхать. Ну а утром - уже почти все по сценарию "Иронии судьбы...": хозяйка квартиры убедила норильчанина, что она и есть та самая "Надя", встречи с которой он ждал всю жизнь.
  
  Туризм под запретом
  В конце июля 2008 года СМИ сообщили, что новым генеральным директором "Норильского никеля" станет большой специалист в области туризма.
  Владимир Стржалковский получил специальность инженера-математика в Ленинградском электротехническом институте, но его карьера почти с самого начала (с 1980-х) была связана с ленинградским Комитетом государственной безопасности, где он курировал международный туризм, а главное, был сослужившем Владимира Путина. То есть он принадлежит к той самой плеяде "питерских чекистов", для которых открыты все эскалаторы карьерных лестниц как в государственном управлении, так и в частном бизнесе.
  Из первого же интервью главы российского агентства по туризму Стржалковского стал понятен и смысл этого назначения, и примерное отношение к компании. По его словам, он давно хотел уйти из агентства и рассматривал несколько предложений "в области управления коммерческими и государственными структурами". И тут подвернулся "Норникель".
  Кто и что ему предлагал, Стржалковский не уточнял, но подчеркнул, что, прежде чем принять решение по "Норникелю", он консультировался и с Владимиром Путиным, который тогда возглавлял правительство, и с Дмитрием Медведевым, тогдашним президентом.
  В "Интерросе", конечно, не могли прямо сказать, что креатура "питерских чекистов" понадобилась Потанину, чтобы за счет этого кремлевского админресурса отражать атаки нового крупного акционера - Олега Дерипаски, который получил прохоровский пакет в 25% в обмен на 5 млрд долл. и 17% акций "Русского алюминия" и выражал резкое несогласие с тем, как идут дела в "Норникеле". В первую очередь, понятно, ему не нравились большие затраты и маленькие дивиденды.
  Пиарщики "Интерроса" рассказывали, что вариант со Стржалковским поможет получить господдержку в создании на базе "Норникеля" некой международной горно-металлургической компании, имея в виду, вероятно, так и не состоявшееся объединение активов с еще одним олигархом, Усмановым.
  Газеты писали, что занять пост гендира компании Стржалковскому предложил сам Потанин. Некие анонимные "аналитики" (вероятно, из пиар-структур потанинского "Интерроса") говорили СМИ, что это назначение успокоит инвесторов в создавшейся вокруг компании конфликтной ситуации. Выбор кандидатуры человека, далекого от металлургии, объясняли большим опытом работы в госорганах, а на отсутствие у Стржалковского индустриального опыта призывали закрыть глаза, мол, в данном случае он не важен.
  Озвучивали также версии неких неназванных экспертов о том, что назначение Стржалковского может рассматриваться как сигнал активизации государства в металлургии. У Дерипаски к тому времени накопились огромные, свыше 10 млрд долл., долги, в том числе западным банкам, но все понимали, что государство не даст уйти за границу контролю над российским металлургическим гигантом. То есть это могло означать национализацию "Русала" и появление государства в качестве крупнейшего акционера "Норникеля".
  Назначение Стржалковского потанинские пиарщики предлагали рассматривать как относительно мягкий вариант контроля со стороны Кремля, который даст шанс компании "избежать болезненного процесса смены собственников".
  Ставка сыграла, Дерипаска не решился открыто выступить против путинского назначенца, к тому же, поговаривали, он прекрасно владел шпагой. Восьмого августа у "Норникеля" появился новый гендир.
  С этого момента под запрет в компании попали слова "туризм" и "Нева". Турфирму с названием главной реки северной столицы России - Санкт-Петербурга - Стржалковский с друзьями основал и возглавил в 1991 году, когда уволился из тамошнего КГБ. Кстати, в том же 1991 году пост председателя комитета по внешним связям Санкт-Петербургской мэрии занял Владимир Путин.
  Фирма продолжала работать и в то время, когда Стржалковский осенью 1999 года, всего через два месяца после назначения Владимира Путина премьером, вернулся на госслужбу и до самого "Норникеля" курировал туристическую отрасль сначала в ранге замминистра, а потом начальника Ростуризма.
  "Нева" не случайно попала под запрет. В интернете остались следы от знаменитой статьи в газете "Версия" от 30.09.2002 под зубодробительным заголовком "Под знаком борделя. Российский туризм возглавляет сутенер из КГБ?". Скандал был связан с попыткой властей Финляндии в суде доказать, что под крышей турфирмы в страну привозили питерских проституток. В качестве ответчика привлекали и одного из друзей Стржалковского, сооснователя "Невы" Сергея Тимралиева.
  Это теперь мы знаем, что еще одним соучредителем "Невы" был Вячеслав Полтавцев, однако, как было сказано выше, в релизах о назначении в "Норникель" слово "туризм" было недопустимо. Полтавцева назначили директором департамента "Норникеля" по взаимодействию с федеральными органами власти и оплате труда в феврале 2009 года, до этого он поработал и в управлении делами президента, и советником министра информтехнологий, и в "Сибирской угольной энергетической компании".
  Впрочем, к тому времени он был не первым и далеко не последним персонажем, благодаря которым на сайтах туристической отрасли стали появляться статьи с заголовками "Наши в "Норникеле".
  Нынешний губернатор Мурманской области Марина Ковтун тоже была назначена директором ГМК на должность заместителя главы Кольской компании (входит в структуру "Норникеля") не просто так. Марина Васильевна была предана своему шефу еще со времен работы в Федеральном агентстве по туризму. Там она курировала внутренние дела ведомства. Поговаривают, Ковтун была заядлой рыбачкой. Любила Кольский полуостров. И рыбалку нахлыстом. Даже журнал с одноименным названием выпускала. Глянец всегда можно было найти в служебных машинах и мужских раздевалках компании.
  Замены в менеджменте новый гендир проводил неспешно, давая время своим людям вникнуть в новую тематику. В какой-то момент, например, директора департамента по пиару попросили показывать планы и отчеты девушке, скромно пристроившейся в комнатке два на два метра, а спустя полгода уже велели передать ей все дела (надо ли говорить, что раньше девушка занималась туристическим направлением).
  "В металлургической империи оказался востребован труд и опыт топ-менеджеров из сферы туризма, - писал один из ресурсов. - Владимир Стржалковский не теряет связи с родной отраслью". Прежде всего там отметили, насколько востребован оказался опыт, связанный именно со здоровым образом жизни.
  Например, авиаброкер и бывший работник "Аэрофлота" Кирилл Бурый за 10 млн долл. создал дочернюю авиакомпанию Nord Star, которая с 2009 года выполняет регулярные рейсы между Норильском, Москвой и Красноярском, а также чартерные в Анапу, Болгарию и другие теплые страны. Кстати, одним из партнеров авиакомпании была "Нева". Правда, один эксперт, пожелавший остаться неназванным, заявил, что Nord Star использует нерыночные методы конкуренции: сотрудников "Норникеля", мол, обязали летать рейсами именно этой авиакомпании из Норильска, поэтому другие перевозчики терпят убытки.
  Особое внимание уделили новые менеджеры и другим социальным проектам. Например, на реконструкцию корпоративного санатория "Заполярье" в Сочи потратили 5 млрд руб. Была обустроена территория свыше 15 га, построены бассейны, новое здание ресепшен, спа-центр. Загрузку обеспечивали также в основном предприятия "Норникеля", при этом сотрудники путевки получали бесплатно или с очень большими скидками, так что об окупаемости речи не шло.
  Спортивные проекты достались Стржалковскому по наследству, но он не был фанатом мини-футбола, как Хлопонин, или баскетбола, как Прохоров, поэтому на этом направлении как раз принял ограничительные меры. Кстати, сам он любил бадминтон. Бюджет на содержание профессиональных баскетбольного и хоккейного ЦСКА, футбольной "Москвы" и мини-футбольного клуба высшей лиги составлял 100 млн долл. в год. Уже на следующий год сумма была урезана вдвое, а "Москву" вообще закрыли, по поводу чего фанаты команды даже хотели объявить голодовку.
  Департамент управления делами "Норникеля" возглавила Ирина Заболотная, которая работала в "Неве" с 2000 года, была замгендира московского офиса. Потом ее назвали начальником управления корпоративных мероприятий и сделали председателем Совета по спорту ГМК "Норильский никель". Она организовывала в Сочи корпоративные соревнования по горным лыжам и сноуборду, в которых участвовали несколько команд из Норильска, Мончегорска, того же санатория и даже финского завода Norilsk Nickel.
  В интервью журналу "Норильский никель" в свое время Заболотная рассказывала и о практически бесплатных для сотрудников поездках на отдых за границу. Ежегодно около 1 тыс. человек ездили по этой программе в Хорватию, Черногорию, Турцию, и большую часть расходов компания брала на себя.
  Кстати, в отличие от Прохорова, сделавшего в свое время популярным среди состоятельных россиян Куршевель и вообще Французские Альпы, Стржалковский, как сообщали СМИ, предпочитал более бюджетный отдых, например, на горных лыжах он катался в Болгарии, а про Куршевель говорил, что "там больше работы, чем отдыха".
  Стржалковский быстро сделал и так довольно обширные социальные программы в "Норникеле" своей фишкой. Он не только не сдерживал их на фоне разразившегося в конце 2008 года кризиса, который привел к падению цен на никель и медь и соответственно выручки компании, но даже наращивал поддержку трудящихся, против чего, хотя и завуалированно, выступали представители Дерипаски в совете директоров, и, что, скорее всего, не сильно радовало и Потанина, хотя он этого публично никогда и не высказывал.
  Например, до Стржалковского бесплатный проезд в отпуск всем работникам комбината давали раз в два года, а он то ли из своего понимания "государственных" интересов, то ли из большой любви к рабочему классу, то ли в надежде на его ответную любовь сделал так, что компания теперь оплачивает перелет сотрудникам ежегодно. Нетрудно посчитать, что это обходится в кругленькую сумму, ведь, например, билет из Норильска до Москвы и обратно стоит около 600 долл., а сотрудников там больше 50 тыс., итого, на билеты уходит никак не меньше 30 млн долл., то есть 15 млн ежегодно - это "привет акционерам от Стржалковского".
  Заигрывание с трудягами проходило на фоне просачивавшихся сведений о непростом происхождении гендира. Мало кто знал тогда в компании, что новоиспеченный никелевый директор - потомок древнего польского рода. А ведь еще в сентябре 2005 года глава Императорского дома Великая княгиня Мария Владимировна удовлетворила просьбу Стржалковского, подтвердив его потомственное дворянство. Одновременно она даровала дворянство еще нескольким выходцам из КГБ-ФСБ, подтвердила высокородное происхождение Ксении Собчак, ее мамы и сестры.
  Со своей стороны, Стржалковский тоже порадел потомкам Дома Романовых. В декабре 2008 года официальным релизом и статьей в корпоративном журнале компания сообщила, что советником гендиректора назначен Великий князь Георгий Романов, родившийся в 1981 году в Мадриде потомок императора Александра II, праправнук императора Вильгельма II и прямой потомок английской королевы Виктории.
  Говорили что-то о том, что молодой человек с оксфордским образованием и опытом работы в Еврокомиссии поможет оспорить ее решения о классификации соединений никеля в качестве опасных веществ. Впрочем, молодому назначенцу толком сделать ничего не удалось на этом фронте. Зато весь аппарат Стржалковского регулярно получал от Дома Романовых дворянские родословные. "Фрейлинами" даже стали все секретарши гендира, походившие, впрочем, больше на клиенток "Невы", чем на знатных особ.
  Когда Стржалковского спрашивали о стратегии и долгосрочных планах компании, поначалу он честно отвечал, что накапливает информацию и опыт. Позже - сообщал, что у компании есть понимание стратегических задач развития и, несмотря на сложную ситуацию в мировой экономике, "Норникель" продолжит реализацию всех ранее взятых на себя социальных обязательств. Но вопросов таких не любил и часто довольно нервно разговаривал с журналистами, а особо настойчивым отвечал вполне по-хамски.
  Говорил и о необходимости сокращения затрат: под удар нового гендира попали инвестиционные проекты и 20% персонала главного офиса в Москве (напомним, с этого же начинал и Джонсон Хагажеев, всеми фибрами души ненавидевший московских "финансистов"). Жаловался на зарубежные активы, которые просили "все больше денег", но подумывал о закупке руды в Африке, мол, она дешевле, чем на Кольском полуострове.
  В ноябре 2008 года он попросил премьер-министра Путина выкупить блокпакет акций "Норникеля" у "Русала". Дерипаска брал для Прохорова 4,5 млрд долл. у западных банков, заложив им этот самый блокпакет в качестве обеспечения кредита. Так как после кризиса цена акций упала, а банки стали требовать еще чего-нибудь в обеспечение, чего у Дерипаски не было, то Стржалковский и выдвинул идею выкупа пакета российским госбанком, чтобы он не "уплыл" на запад. От выкупа тогда Путин отказался, но в итоге акции оказались в залоге у Внешэкономбанка.
  Владимир Стржалковский руководил "Норникелем" до декабря 2012 года. "Русал" очень ругал его, причем в публичном поле, за то, что он взял сторону "Интерроса", особенно это касалось итогов работы компании в 2009 году.
  Потанинцы обвиняли Дерипаску в избыточно меркантильном подходе, мол, тот хочет решить проблемы своих долгов за счет "Норникеля", предлагая направить на дивиденды 3 млрд долл., тогда как прибыль была только 2,6 млрд. Говорили, что он не просто пытается использовать "Норникель" как дойную корову, а норовит оторвать ей вымя.
  "Русал" парировал в своих ответах, что выходец из Ростуризма (прежнюю отраслевую принадлежность Владимира Стржалковского борцы за Дерипаску, естественно, утрированно подчеркивали) манипулирует акциями "Норникеля", находившимися в собственности компании, в результате чего представительство "Русала" в совете директоров сократилось. Менеджменту через СМИ сообщали, что нужно подходящее образование, профильный опыт и управленческий талант, припомнили выкуп у "Интерроса" 4,12% собственных акций по цене в 3-4 раза выше рынка, финансирование девелоперского бизнеса "Интерроса". Не забыли и про корову, у которой, по мнению "Русала", из-за таких действий менеджмента вымени уже давно не осталось.
  Вся эта суматоха очень раздражала гендира "Норникеля", он не раз говорил в интервью, что склока акционеров отвлекает от решения стратегических задач.
  Да и акционеры, видимо, поняли, что перепалка в газетах, которая напомнила об информационной войне за "Норникель" в середине 90-х, результата не принесет. Так родилось знаменитое перемирие акционеров, которое продолжалось до начала 2018 года, и так родился еще один знаменитый мем. Если великих футболистов покупают за 100 млн долл., то Владимир Стржалковский получил столько же за уход из компании.
  Это был рекордный "золотой парашют" в отечественной истории, такой астрономической суммы за увольнение не получал никто. Эта цифра взбудоражила умы и других менеджеров, попробовавших, наверное, прикинуть ситуацию на себя. Но фантазии быстро укоротили, аналитики разъяснили, что это "специальная" ситуация и она на рынке больше не повторится.
  100 млн долл. даже "Норильский никель" не смог выплатить своему экс-начальнику одним траншем. Еще полгода Стржалковский числился заместителем Потанина, ставшего следующим гендиром по договоренности с Дерипаской, отвечал за развитие зарубежных активов (хотя уже тогда было ясно, что их надо не развивать, а продавать, что и было сделано позже с огромными убытками, но это уже следующая история).
  Деньги Стржалковский должен был получить в три этапа: 50 млн - сразу после отставки, еще 25 через полгода, а оставшиеся деньги - через год после отставки. Злые языки утверждали, что дело не в нехватке денег, так акционеры держали бывшего главного менеджера на крючке, якобы это была своего рода страховка от возможных финансовых косяков, которые могли вскрыться при разгребании дел новым менеджментом. И они таки вскрылись, менеджмент Стржалковского оказался на поверку вороватым: Кирилл Бурый (Nord Star) украл 1 млн долл. и сбежал на Кипр, гендир мини-футбольного клуба также попался на краже денег, проблемы были и с санаторными проектами.
  Пакет, выплаченный Стржалковскому, ни в какие ворота не лезет, по среднерыночным меркам он должен был получить не более 10 млн, говорили аналитики. Приводили пример Джека Уэлча, который 20 лет управлял General Electric и поднял капитализацию компании в десятки раз. Ему, правда, выплатили парашют в 400 млн долл., и это тоже возмутило многих.
  Стржалковский оправдывался, что ничего у акционеров не просил, условий не ставил, те сами предложили эту сумму. Пообещал также, что 10% "парашюта" перечислит семьям сотрудников ФСБ, погибших в "горячих точках", на приобретение квартир.
  На ситуацию отреагировал и Владимир Путин, он предложил ограничить максимальный размер компенсаций топ-менеджерам при увольнении. Кстати, бывший гендиректор "Норникеля" Денис Морозов после досрочного увольнения из "Уралкалия" получил около 7 млн долл.
  "Выходные пособия такого размера разумно объяснить невозможно, - написал в своем блоге Михаил Прохоров. - Мне кажется, владельцы "Норильского никеля" должны объяснить публично свое решение обществу - за какие заслуги перед компанией положены такие выплаты".
  Сам Владимир Стржалковский, правда до всей этой шумихи с "парашютом", рассуждал о своей миссии в "Норникеле" примерно так. Он пришел в компанию, у которой не было особых проблем, но из-за кризиса все изменилось: команда столкнулась с резким снижением цен на металлы. За благоприятные годы у компании сформировался ощутимый долг, который отдавать и обслуживать стала новая команда, тем более что раньше в "Норникеле" был слабый финансово-экономический блок. Иностранные активы, приобретением которых так гордились, были абсолютно неуправляемы, головной офис их не контролировал, а руководство этих компаний постоянно требовало денег. Траты головного офиса на непрофильные активы, рекламу, страхование были также непомерно велики.
  Но он с командой вышел из сложившейся экономической ситуации достойно, им никогда не приходилось собираться по ночам и думать: "Как же завтра выплатить зарплаты?" или "Куда продать металл?" Была решена главная задача - сохранение производства и социальных программ для работников.
  

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"