Черняева Екатерина: другие произведения.

Тема 2. База накопленных эмоций

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-21
Поиск утраченного смысла. Загадка Лукоморья
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Если "проживание" эмоций способствует их контролю, то как быть с теми же истеричками? Или людьми, зацикленными на чем-то одном - независимо от того, травмирующий это фактор, чувство собственного самодовольства или пресловутые "розовые очки". Казалось бы, эмоция переживается и не раз, уникальной уж точно не является... только почему-то истеричка не может контролировать свои истерики, а впавший в депрессию человек не приобретает волшебных навыков по борьбе с негативом.

Тема 2: База накопленных эмоций

  После прошлой темы логично возникает вопрос - если "проживание" эмоций способствует их контролю, то как быть с теми же истеричками? Или людьми, зацикленными на чем-то одном - независимо от того, травмирующий это фактор, чувство собственного самодовольства или пресловутые "розовые очки". Казалось бы, эмоция переживается и не раз, уникальной уж точно не является... только почему-то истеричка не может контролировать свои истерики, а впавший в депрессию человек не приобретает волшебных навыков по борьбе с негативом.
  Здесь вступает в действие еще одно обстоятельство, которое условно можно поименовать "база накопленных эмоций". Да, учиться управлению гневом, когда в принципе не понимаешь, что такое этот самый гнев, нельзя. Но... если ты знаешь только гнев, если его не с чем сравнить - то результат выйдет не лучше. Какое тут управление, даже оценить адекватно не выйдет. Обругал кого-нибудь матом - это сильный гнев или не очень? А если разбил тарелку о стену? Конечно, нужно учитывать, что темперамент у людей разный, для кого-то вопли являются привычным способом выпустить пар, а для кого-то крик приравнивается к ядерному взрыву. Но все равно, без наработанной выборки производить какую-либо оценку сложно.
  Недаром одним из методов борьбы с все той же депрессией является получение новых впечатлений. Переключиться с "накатанной дорожки" может быть сложно, но в этом как раз и суть! В накоплении той самой базы разных эмоций, которые позволят хотя бы увидеть возможность из этой накатанной колеи выбраться.
  Есть эмоции, которые нам нравятся. Это факт. Есть эмоции, которые нам не нравятся - это тоже факт. Мало кто любит испытывать страх, подавленность, ненависть. Однако стоит помнить, что на пустом месте эмоции не возникают. Они имеют в том числе и физиологическую основу - а именно, набор вырабатываемых организмом гормонов. Есть и внешние обстоятельства, которые эту выработку гормонов могут спровоцировать. Но организм наш - любитель действовать по шаблонам, чтобы не тратить энергию на разработку нового алгоритма каждый раз. Поэтому в существовании некоего блока привычных эмоций ничего удивительного нет. И стоит понимать, что без "пинка" разрабатывать новый шаблон хотя бы и выработки гормонов организм не станет. Таким пинком могут стать внешние обстоятельства - те же новые впечатления или опасная ситуация.
  А может - логический разбор. Четкое препарирование собственных эмоций. Почему меня огорчает или радует данное событие? Не связано ли это с чем-то еще? Можно ли повлиять на причину возникновения эмоции? Такой разбор полезен прежде всего для эмоций негативных, подавлять которые не выход - все равно ведь копятся. Найти причину и работать с ней определенно более эффективная стратегия.
  Но, опять же, без достаточной выборки будет очень сложно провести подобный анализ. А вот когда накоплена определенная база, результаты можно получить хотя бы банальным сравнением. Определить, что огорчают вот первая, вторая и третья ситуация. Злят - пятая, шестая и седьмая. Проанализировав, что у них общего, можно с некоторой долей уверенности вывести тот фактор, который и в одиннадцатой ситуации будет портить вам удовольствие от жизни. А когда знаешь причину, дальнейшая работа будет гораздо продуктивнее.
  Чем больше база накопленных эмоций - тем более интересные и яркие сочетания можно из них создавать. Например, в детстве у ребенка эмоции яркие, да, но очень простые. Можно даже сказать - примитивные. Постепенно их набор усложняется, начинают появляться более конструкции, такие как "светлая грусть", "радость сквозь слезы" и тому подобное.
  Почему это важно? Да потому, что при постоянном использовании одной, двух, трех эмоций они как бы... затираются. Можно провести аналогию с привыканием к лекарствам - приходится увеличивать дозу или менять препарат. Если набрана достаточно большая база эмоций - сместить акценты или переключится на что-то другое не так уж сложно. От вдохновения к любопытству, от удовлетворения достигнутым результатом к восторгу "какой я молодец!".
  Но если набор эмоций ограничен... остается только повышать накал. Увеличивать дозу. Снова и снова накручивать себя, бередить ситуацию, возбуждающую определенный спектр эмоций, все сильнее. Та самая зацикленность. Та самая истеричность по совершенно незначительным поводам, умение раздуть из мухи слона.
  Если человек всю жизнь мог получить отдачу от общения только в виде скандала - он будет провоцировать скандалы. Если привык параноить и во всем искать выгоду - бескорыстная помощь вызовет только подозрения, а не радость подарку вселенной. Привык страдать и ныть... ну вы поняли. Будет страдать и ныть. Просто потому, что больше ничего не умеет, и даже не представляет, что можно по-другому. И на попытку объяснить, что вообще-то можно оскорбляется и уходит в отрицание - как это так можно? Я не могу, значит никто не может, а все остальное выдумки аферистов! "Розовые очки" в ту же копилку.
  А чтобы знать хотя бы о существовании этого "можно", необходимо... правильно. Нарабатывать базу эмоций. Разнообразных эмоций, что немаловажно. Удивляться, радоваться, пугаться, огорчаться... Пусть таким образом не стать из флегматика холериком - но хотя бы понять, что злость до уровня кипящего чайника не отклонение, можно. И, кстати, именно с этим во многом связан пресловутый выход из "зоны комфорта". Хотя, на мой взгляд, правильнее называть ее "зоной привычки". Знакомое, понятное, на что в силу изученности реагируешь приглушенно... И вдруг бах! Что-то совершенно непонятное, к чему не разберешь, с какого боку подойти и каким ушибленным домкратом это из своей картины мира выкинуть. Первая, инстинктивная реакция - убрать это непонятное, тревожащее из своей зоны восприятия. Уничтожить. Убежать.
  Или - исследовать. Сделать понятным.
  Но от себя-то убежать гораздо сложнее, чем от внезапно оказавшегося на дороге гигантского паука. Поэтому остается исследовать. Подбирать для этого подходящие инструменты. Нарабатывать информационную базу, на основании которой будет происходить дальнейший анализ.
  В данном конкретном случае - базу эмоций.
  И нет, не обязательно для этого прыгать с парашютом или играть в казино. Самым напрашивающимся способом будет эмпатия. Умение представить себя на месте другого человека. Сначала будет получаться со скрипом - мы не знаем точно, что и как ощущают другие люди, поэтому нам сложно оценивать, кто что может. Можно потренироваться на художественной литературе - уж там-то мотивация и эмоции героев расписаны более чем подробно. Представить себя на месте персонажа. Попробовать угадать, как он поведет себя дальше.
  А потом - спроецировать это на реальных людей.
  Так что эмпаты из фэнтези, которые могут воспринимать чужие эмоции очень точно, не такая уж и фантастика. У них просто хорошее воображение и развитый навык анализа.
  Ну и база накопленных эмоций немаленькая, куда ж без этого.

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Любимка "Долг феникса. Академия Хилт"(Любовное фэнтези) В.Чернованова "Попала, или Жена для тирана - 2"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк) М.Атаманов "Искажающие реальность-2"(ЛитРПГ) И.Головань "Десять тысяч стилей. Книга третья"(Уся (Wuxia)) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"