Чернорицкая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Государство и общество: бюрократизм и свобода от бюрократии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.06*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Николаю Чуксину. Нет ни одного случая, когда бы чиновник в интересах государства предавался коррупции или был бюрократом. Напротив, он настолько коррупционер или бюрократ, насколько ему безразлична судьба отечества и насколько интересы государства для него являются делом второстепенным.

  Собственно, эти мои размышления появились не просто так, а потому что я прочла книгу Николая Чуксина "Не надо нас дурить" и поняла, насколько тотально в нас сидит определение марксизма-ленинизма, что государство - это сила подавления. Мне захотелось высказаться уже после прочитанного о том, что происходит с нашей страной. А почему так происходит? Да потому что мы идею государства понимаем 'материалистически' не по Гегелю, а по Энгельсу. А вот общество, страну, что-то менее идейное, напротив, идеализируем. С ног на голову переворачиваем:
  'Генетика государства базируется на языке письменном, в то время как исторически генетика общества связана с устным языком. К главным видовым отличиям общества от государства необходимо отнести следующие:
  3.2.1 Государство, в отличие от общества, не обладает совокупным биополем.
  3.2.2 Государство, в отличие от общества, не способно самостоятельно вырабатывать энергию, требуемую для поддержания собственного функционирования'.
  Парадоксально! Но можно ли представить себе ситуацию, когда лишенное государственного устройства общество продолжило бы обладать неким всеобщим биополем. Это было бы возможно лишь умозрительно, но реальность такова, что лишь сильное государство способно поддерживать всеобщность со всеми ее био- и прочими полями. Обезгосударствление способствует энтропии, той самой, что великолепно описана в 'Солнце мертвых' Шмелева. Предоставленные сами себе люди просто вымирают, а видимость нового государства, неумелое подобие государственности лишь усугубляет энтропию. Общества без государства распадаются. В них как раз при распаде государства исчезает та энергия долженствования, которая единственно может поддерживать порядок и систему.
   Государство в такой системе понимается как механизм. Не живая целокупность, а мертвая машина. Кто будет всерьез служить государству, когда это железка, ржавый механизм? И как бы по-другому мы относились к государству, если бы со школьной скамьи усвоили, что государство - это дух народа, "обладающая самосознанием нравственная субстанция - соединение принципа семьи и гражданского общества; то самое единство, которое в семье проявляется как чувство любви".
   Присуща ли идее государства бюрократия? Идее - нет. Это та самая идеальная окружность, которую Платон советовал проводить, используя инструменты, а не от руки. Бюрократия - это погрешность, если окружность чертили неумело и от руки. И если принять за основу методологию Гегеля - нет, не присуща идее государства бюрократия. "Государство в качестве живого духа существует безусловно только в качестве организованного целого, расчлененного на особые функции, которые, исходя из единого понятия разумной воли, хотя в качестве понятия еще и не познанного, непрерывно порождают это понятие как их результат. Конституция есть распределенность функций государственной власти. Она содержит в себе определения того, каким способом разумная воля, поскольку в индивидуумах она всеобща только в себе, частью доходит до сознания и понимания самой себя и находит самое себя, частью же, будучи приведена к действительности деятельностью правительства и его особых отраслей, сохраняется в нем и ограждается в одинаковой мере как от случайной субъективности этих отраслей, так и от субъективности отдельных лиц. Она есть существующая справедливость как действительность свободы в развитии ее разумных определений". (Гегель. Философия духа.)
  Корыстные и частнособственнические интересы в своей тотальной субъективности могут быть только прерогативой общества, а их соблюдение - функцией как государства, так и общества. Пользоваться привилегиями, которое дает государство, могут некоторые слои общества. Пользоваться своим служебным положением может определенный круг лиц, у которого интересы отнюдь не государственные. У государства, как системы, нет частных интересов. Это всеобщность. Нет ни одного случая, когда бы чиновник в интересах государства предавался коррупции или был бюрократом. Напротив, он настолько коррупционер или бюрократ, насколько ему безразлична судьба отечества и насколько интересы государства для него являются делом второстепенным.
  Государственные учреждения культуры, государственные школы и институты содержат в себе великую идею, с которой не в силах совладать и которую не в силах вместить в себя один какой-то человек, пусть даже личность из личностей, индивидум из индивидумов. Вне государства, управляемые исключительно обществом, охранительные, образовательные, культурные и медицинские мероприятия могут приобрести и слепой стихийный характер.
  Что будет, если мы уберем библиотеки, школы из рук "бюрократов"-государственников" и отдадим в руки собственникам-общественникам? Все тут будет подчинено частным интересам со всеми потребительскими аспектами - и прощай культура.
  Нет, директор библиотеки или школы выступает перед обществом не как бюрократ, а прежде всего как Гражданин Государства, он на своем посту - выразитель государственной мудрости, он прежде всего должен думать об общем интересе. Не о собственно обществе, которое само разнородно и имеет внутри себя разнородные интересы, - а о всеобщности. Общество в различные моменты истории может двоиться, троиться, расщепляться - и это все будет происходить в его же интересах. Государство не терпит расщепления. Это - единство. Все, что от него отделилось, может стать другим государством, другим единством - но никак не расщеплять государство изнутри. Все что присоединяется к Государству - тут же попадает под стройность и упорядоченность единой системы.
  Единственное, что может как-то насторожить против идеи государства - то, что оно совершенно равнодушно к отдельным людям. Это отдельные люди настолько личности, насколько они служат интересам всеобщего - государства.
  Общество считается с индивидами. Но тотальное разделение всеобщего и единичного Гегель увидел только в Античном мире, и предположил, что именно от этого античный мир пал. "В древности нравы определяла прекрасная публичная жизнь, прекрасное (как) непосредственное единство всеобщего и единичного, произведение искусства, в котором ни одна часть не обособляется от целого, а последнее выступает как гениальное единство знающей себя самости и ее изображения. Но у древних единичность не знала самое себя как нечто абсолютное, не было абсолютного в-себе-бытия. В платоновской республике, как и в лакедемонском государстве, исчезает знающая самое себя индивидуальность".
  Поэтому новый, более устойчивый вид государства предоставляет гражданину полную свободу особенности. Если государственные органы не соблюдают этот принцип, то страдает само же государство.
   Чему на самом деле служит бюрократ? Разве государству? Нет, он не дает и даже препятствует возможности каждому реализовать себя как особенность. Он сам не особенность, а лишь винтик - именно так он себя осознает и позиционирует. Но это его частное осознание, его частная позиция, что относится к его общественным заблуждениям, именно оно является тем роковым заблуждением, которое действует вопреки идее единства и государственности. Поэтому любой бюрократ - это чиновник, не внявший идее государства, не служащий ей. Чему он на самом деле служит? Только своей собственной темноте и дремучести. Это погрешность, неизбежная при неумелом устройстве, устройстве от руки. Но поскольку идеальных окружностей (точек, прямых) не бывает, бюрократия, разумеется, имеет место быть.
Оценка: 4.06*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"