Чернорицкая Ольга Леонидовна: другие произведения.

Мертвые души: хозяйственная бесхозяйственность

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Создай свою аудиокнигу за 3 000 р и заработай на ней
📕 Книги и стихи Surgebook на Android
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Подготовка к ЕГЭ. Литература

  Все-таки главная тема-проблема и -что-автор-хотел сказать в "Мертвых душах" - это хозяйственность и бесхозяйственность. Композиция путешествия: Манилов-бесхозяйственность, Коробочка- хозяйственность, Ноздрев- бесхозяйственность, Собакевич - хозяйственность. И, наконец, Плюшкин, хозяйственная бесхозяйственность.
  Манилов - полная и тотальная бесхозяйственность: даже рядом с избами ничего не растет, потому что народ его спился, воровка-ключница, стулья недообиты, но Манилов выше всего этого. Мужики его под стать, они просто пьют и ничего не делают, их дома - просто серые избы - "нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно".
  Собакевич- тотальная хозяйственность. Мужикам в его деревне зимой никак не холодно. Каждый мастер на учете. И если у Манилова барский дом на юру, подвержен всем ветрам, то у Собакевича - стены леса хранят его именье от любого ветерка.
  Интересен и Ноздрев: все продул, тот же ветер, но вот собачки в теплых псарнях. Коробочка хоть и мелкая помещица, и хоть разговор с ней короток, тем не менее хорошая хозяйственница: "Однако ж мужички на вид дюжие, избенки крепкие".
  Но полная хозяйственная бесхозяйственность, диалектика - это Плюшкин. Если ты бесхозяйственный или хозяйственный - ты равно мертвая душа, нечего о тебе говорить. А вот когда ты не то расточитель, не то скряга - тут душа-то жива, пусть и в лохмотьях. Не случайно в третьем томе Плюшкин пойдет странником. Может быть, он бог... Или представитель его. Впрочем, помещики и так в религии Гоголя представители.... Мертвые души - не живые. Но бога они тяготят и он с удовольствием все их отдает черту, Чичикову. Он не на небе. Он здесь, в вашем хаосе бесхозяйственности. В пьяницах- слугах Манилова, в продувных псарнях Ноздрева. Он в "Пожаре" Распутина и его "Прощании с Матёрой" подвергает землю вашу огню и воде, и эти стихии привлекли вы сами вашей алчностью. Плюшкине не нужно быть мужчиной или женщиной. Он а лохмотьях неопределенного человека. И каждый раз, когда реалист описывает что-то совсем не выдающееся, он описывает бога. Над Плюшкиным так же грешно смеяться, как над отцом попранных святынь. Он как паучок раньше ползал по земле и во всех ее углах был порядок, но теперь будет гниль, он никому ничего не отдаст и не продаст.
  Вы его не умолите вернуть вещь ли, живое ли существо, если оно попало в плюшкинскую кучу мертвящего хлама. Пока человек ещё не умер, его можно спасти. А когда он в плюшкинскую куче бога - то уже его, а не ваше. В этом плане становится понятным, почему в последние времена нет чудесных воскрешений и жизни после смерти. Плюшкин ходит по утрам - забирает в царство мертвых - мусорную кучу, но поскольку скуп, то ничего оттуда не возвращает.
  "И в самом деле, после него незачем было мести улицу: случилось проезжавшему офицеру потерять шпору, шпора эта мигом отправилась в известную кучу; если баба, как-нибудь зазевавшись у колодца, позабывала ведро, он утаскивал и ведро. Впрочем, когда приметивший мужик уличал его тут же, он не спорил и отдавал похищенную вещь; но если только она попадала в кучу, тогда всё кончено: он божился, что вещь его, куплена им тогда-то, у того-то или досталась от деда". Если бы это действительно не было мистической кучей, то она заполонила бы весь дом, но она была в углу, значит, это просто символ царства мертвых. Больной еще может оспорить , мертвый - уже нет.
  Поскольку Гоголь вряд ли высмеивал помещиков - они возможно, представляют собой разные времена руководства землей со стороны верховных божеств. Порядок следования черта-Чичикова по этим временам таков таков: бесхозяйчтвенность-хозяственность-бесхозяйственность -хозяйственность, хозяйственная бесхозяйственность. Манилов-Коробочка-Ноздрев-Собакевич- Плюшкин. Древний попустительский бог Манилов, он же следователь, он же Харон, вопрошающий и проверяющий на лояльность постепенно сменяется другими более практичными богами. Потом ноздревский провал - и все, наша земля в руках бога андрогина в лохмотьях.
  В этом плане становится понятным, почему в последние времена нет чудесных воскрешений и жизни после смерти.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com А.Ефремов "История Бессмертного-4. Конец эпохи"(ЛитРПГ) Т.Сергей "Эра подземелий 4"(Уся (Wuxia)) Д.Сугралинов "Кирка тысячи атрибутов"(ЛитРПГ) А.Найт, "Капкан для Ректора"(Любовное фэнтези) Т.Ильясов "Знамение. Начало"(Постапокалипсис) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) Т.Мух "Падальщик 2. Сотрясая Основы"(Боевая фантастика) М.Атаманов "Искажающие Реальность-7"(ЛитРПГ) А.Субботина "Проклятие для Обреченного"(Любовное фэнтези) А.Завадская "Рейд на Селену"(Киберпанк)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"