Чернорицкая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Молодежь и общество потребления

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Встреча с о.Всеволодом Чаплиным 29 декабря 2005 года


   Вперед -- в общество потребления?
   Интервью с о. Всеволодом Чаплиным
   Беседовала О.Чернорицкая.
   По сути, само производство выбрало молодежь, как самую податливую прослойку и требует ее экономизации...
  
   О.Чернорицкая. Мнения о том, хорошо или губительно общество потребления, во время предварительного опроса разделились на две недиалектические части: одни говорят, что оно несомненное зло, служение золотому тельцу, другие находят, что дух проявляет себя и таким образом, более того, общество, переставшее потреблять, перестанет развиваться, в том числе и духовно.
  
      О. Всеволод. Я бы разделил покупку и потребление нужных и полезных вещей и современную модель потребления, которая не нацелена на то, чтобы покупать нужные вещи. Современная модель потребления далека от того, чтобы помочь человеку купить полезную вещь. Заставить людей позиционировать себя друг другу посредством вещей - вот модель современного общества потребления. Людям не нужны сами по себе деньги и вещи. Им нужно с помощью денег и вещей позиционировать себя среди других людей.
   О.Чернорицкая. Не отсюда ли просто-таки эллочкилюдоедская тяга ко всему, что кажется содержанием, не являясь таковым: к красивым погремушкам, счастливые обладатели которых получают одновременно и пропуск в молодежную субкультуру?
   О. Всеволод. Для молодежи важнее быть не хуже, а лучше других. Выделяться с помощью фишек и прибамбасов, цель которых -- превосходство одного человека над другим. Вот я к микрофону отношусь равнодушно, а если бы стояли на сцене с микрофонами - соревновались бы у кого прибамбаснее и фишковее.
   О.Чернорицкая. Производство рассчитано на то, чтобы приобрести репутацию полезного и содержательного, не являясь ни полезным, ни содержательным.
   Все рассчитано на "пролетариат общества потребления?
   О.Всеволод. Действительно, реклама, торговля ориентированы на то, чтобы заставить людей покупать не то, что необходимо, а то, что помогает людям бороться друг с другом посредством вещей и денег. Иметь больше денег, чтобы чувствовать превосходство над другими.
   О.Всеволод. Я не уверен, что к обществу потребления стремится сама молодежь. Когда я был молодым, очень болезненно реагировал на советскую пропаганду. Когда она чему-то учила, я старался делать все наоборот. И это не удивительно, ведь она была нудная и скучная, а сегодняшняя реклама - интересная, яркая. Хочет ли молодежь гоняться за этими вещами или она это так реагирует на рекламу? Чего здесь больше - потребности или внушения?
     
   О.Чернорицкая. А как быть с тем, что новые вещи - они более функциональны?
      О. Всеволод. Я совершенно согласен, что новые полезные вещи нужно покупать. У меня был очень старый компьютер, его было достаточно для работы с текстами и выхода в интернет. И мой брат-компьютерщик около меня ходил года полтора: "На чем ты работаешь? Даже пишущий сидиром нельзя поставить!". Вот компьютер благополучно сломался, и я купил новый - доволен им вполне. Это сильнодвижущий механизм - все что устарело, оно неполноценно. Против самого усовершенствования мобильников, компьютеров, я ничего не имею. Все это нормально.
   Ольга Чернорицкая. Все ли, как в знаменитой плюшкинской куче, может стать товаром, или есть некие ценности, которые товарообмену не подлежат?
  
   О.Всеволод. По поводу духовных ценностей как товара. На самом деле меня пугает коммерциализация всего - торговля духовными ценностями, идеями, раем и адом.. Наука - рынок, образование - рынок. Дальше хуже: начинается рынок людей, человек все больше становится товаром. Вложение в образование - это "инвестиция", которая должна "окупиться". Один человек стоит дороже, другой дешевле. Я не говорю уже о проституции. Но все более тонкая торговля людьми - игрока продали за несколько миллионов долларов, не спросив его, -- меня коробит.
      Что считать товаром, и что не считать товаром, и хорошо ли нам будет жить в обществе, в котором товаром является всё -- вот вопрос. Воздух превращается в товар, вода давно уже стала товаром (чистая вода). За возможность жить в хороших экологических условиях человек будет платить деньги. Товаром становятся ресурсы, не созданные человеком. То же самое -- живые ресурсы. Уже появляются попытки запатентовать генетические исследования: на корову, выведенную в результате исследования, можно получить патент. А как же? Генетическая манипуляция совершена, и вот животное становится объектом авторского права. Затем и человек станет объектом авторского права. Кто-нибудь склонирует человека и скажет, что его природа принадлежит ему. Уже идет идея торговли человеческим геномом - генной информацией человека. Можно запатентовать итоги генетических исследований, результатом которых будет создание живого существа. Жить в таком обществе я бы не хотел. С этим нужно бороться через гражданские действия. Если раньше гражданское общество воевало на уровне национального государства, отстаивая свои интересы, то сейчас решения принимаются очень часто не государством, а чиновниками, бюрократами очень умеренного уровня, компаниями, лицами, которых никто не избирал, и которые никому не подотчетны. Гражданское общество должно быть интернациональным, на уровне одной страны ничего не решишь, следует обращать внимание на деятельность народной бюрократии и экономической элиты.
      Причем решения об этом принимаются в частных компаниях, никому не подотчетных, этому содействуют мелкие чиновники-бюрократы, но на уровне одной страны прекратить это совершенно невозможно - нужно выходить на международное сообщество, чтобы оно принимало законы, способные это остановить.
      О.Чернорицкая. Не является ли сегодня православие таким же товаром, как и все остальное? Вы в сознании многих тоже рекламируете товар.
      О. Всеволод. Если взять объем пропаганды коммерческих товаров через рекламу и объем пропаганды православия, то пропаганды православия получится в десятки и сотни раз меньше. Если кто-то промывает мозги, то это не мы. Откровенно говоря, у церкви нет такого возможности такого желания -- рекламировать себя. В этом отличие православной церкви от тех организаций, кто ловит прохожих на улице, стучится в дома, от огромного множества всяческих сект, которые иначе, как через рекламу существовать не могут. Очень часто эта публика ищет того, кому бы запудрить мозги. Я с ними иногда сталкиваюсь, разговариваю в гражданской одежде, и как только начинаются споры, они убегают. Потому что спорить особенно не могут и не хотят. В них нет серьезной духовной и философской базы. Эта публика работает с клиентом, обрабатывает его. Идея рынка религии мне не очень нравится. Разумеется, нам хочется сказать о своем учении, свидетельствовать, но человек придет не потому, что я ему буду проповедовать помимо его желания, а потому, что какое-то обстоятельство или внутреннее озарение поставит на путь, ведущий к Богу. С человеком что-то происходит по воле божьей, а не потому, что он создал миссионерскую организацию и поставил на поток. И активно используя те или иные ресурсы материальные и человеческие. Был один такой православный священник, которой в юности, обратившись в православие из атеистически настроенной светской среды, создал маленькую группу. Они составили план по количеству обращений за неделю и ввели отчетность - и на ватманском листе отмечали галочкой. Один опытный священник посмотрел и сказал: "Фу, какой комсомол".
   О.Чернорицкая. Торговля воздухом, людьми становится фактором выживания человечества при современном росте производства.
   О. Всеволод. Человечество сможет это преодолеть, если вернется к разумному самоограничению. Не обязательно быть схимниками и отшельниками. Западные люди пропагандируют подобные идеалы, многие предпочитают ездить на велосипеде, а не на машине. Это говорит, что люди начали задумываться, что безудержное потребление. Оно губительно. Издание законов, запрещающих отдельные виды потребления, бесполезно. Повысить на все цену, чтобы меньше потреблять? Что означает избавление от этой проблемы при помощи торговли - чтобы человек задумался, покупать или не покупать если дорого стоит. Сделать так, чтобы человек задумался покупать или не покупать, поскольку это дорого стоит? Усугубится неравенство, несправедливость. Свежую воду легко могут покупать жители Западной Европы и не смогут - жители Африки. Любой товар имеет тенденцию становится средством извлечения прибыли, поэтому если вы сделаете товаром человека, воздух и еще что-то, все будут стремиться к наибольшей прибыли, что только усугубит неравенство между людьми. Потреблять будут меньше, если воду сделать дорогой, и люди будут думать, оставлять кран с водой или не оставлять, но не думаю, что это сильно ограничит потребление и, в конечном счете, это приведет к большему неравенству.
   Ольга Чернорицкая. Ввести систему квот на товары?
   О. Всеволод. Спор, насколько рынок можно регулировать, а цены - ограничивать, насколько можно снижать меру потребления, бессмысленен. Но на самом деле любая страна, любое общество должно искать баланс между ограничениями, поскольку на любые ограничения накладывается ряд негативных моментов - за воздух будут давать взятки, торговать на черном рынке. Должен быть найден тонкий баланс между механизмом государственного регулирования и рынком. Кризис социалистического государства в Западной Европе воспринимается как окончательная победа над социализмом, после чего ожидается абсолютно нерегулируемый рынок, он воспринимается неолибералистами как победа над левыми идеями в экономике. Но уже сейчас немало умных людей говорят, что если это будет так, система опять рухнет. Раньше или позже неконтролируемый рынок закончится крахом.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"