Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Рудольф Баранов и академическая живопись России

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    размышления после посещения персональной выставки

  Академик Рудольф Баранов и академическая живопись России.
  
  
  22 мая в галерее Виктория открылась персональная выставка произведений Заслуженного художника Российской федерации, члена - корреспондента международной академии культуры и искусства, академика Российской Академии художеств Рудольфа Николаевича Баранова.
  В первый раз я узнала о художнике в далекие 1970 е годы. Во всех официальных журналах по искусству появилась картина "С высоты портового крана", удостоенная Почетной грамоты Академии художеств СССР, и ставшая впоследствии, классикой советской живописи. Никто кроме него не удосужился влезть в будку крана и запечатлеть молодую крановщицу на фоне порта. Баранов стал новатором.
  Живьем я его увидела в студенческом кафе "Гаудеамус" Госуниверситета, когда он выступал перед молодежью с рассказом о своей поездке во Францию с группой архитекторов. Как положено художнику, уже в молодые годы он носил бороду, усы и волосы до плеч. Очень обаятельно рассказывал, как несколько дней прожил в одной скупой французской семье. Куйбышев тогда был закрытым городом, и впечатления привезенные "оттуда" были чрезвычайно интересны.
  Потом, при организации областных выставок в художественном музее, сведения о художнике стали сыпаться как из рога изобилия. Стало известно, что он автор больших мозаичных композиций на улице Стара Загора, и также причастен к декору фонтана на площади Славы, одним словом монументалист.
  Раз в месяц для работников культуры в Доме актера проводили, политучебу, все переговаривались, а он методично делал наброски с натуры в блокнотик. И эту привычку сохранял десятилетия. Он мастер рисунка, наверное, потому что в 1964 году окончил Палехское художественное училище лаковой миниатюры, а в 1971 году факультет монументальной живописи Московского художественного института имени В.Сурикова. Это здорово помогает ему в малых жанрах, таких, как натюрморт и детский портрет.
  В сорок лет с 1981-1985 и 1998 -2009годы он стал председателем правления Самарской региональной организации Союза художников. На всех выставках он выделялся тем, что легко делал тематические полотна. Если некоторые мастера всю жизнь писали этюды, то Рудольф Баранов - "картинщик", так он любит себя называть, во всех интервью.
  "В 70-е годы в Куйбышев приехали несколько талантливых выпускников высших институтов под эгидой Академии художеств - Репинского, Суриковского, Киевского. Мы все были картинщики - то есть умели писать и компоновать. А что дают наши пединститут, художественное училище? Там педагогов-то нет такого уровня. Когда на выставкоме показывают работу из пединститута - ее сразу видно по уровню. И работу из Суриковского училища тоже сразу видно. Дело не только в технике, мировоззрение другое". Это высказывание как раз подчеркивает особенность творчества Р.Баранова, ведь он имеет в виду академизм. (Академизм - направление в европейской живописи XVII - XIX веков. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства. Последователи характеризовали этот стиль как рассуждение над формой искусства древнего античного мира и Возрождения).
  Академизм помогает компоновке объектов в художественном образовании, он воплощает традиции классического искусства, в которых идеализирован образ натуры, утверждая норму красоты.
  Как пример - триптих Р.Баранова "Левитан". Здесь художник Левитан красив, скорее изящен, в жизни такого не было. На самом деле у него были узловатые в суставах пальцы, а на полотне красивые, ровные.
  Для русского академизма всегда были характерны возвышенная тематика, высокий метафорический стиль, многоплановость, многофигурность и помпезность. Всегда у академистов были в чести библейские сюжеты, парадные портреты, картинно романтические пейзажи. При определенной ограниченности сюжетов произведений, работы академистов отличались высоким техническим мастерством. На представленной выставке Р.Баранова отчетливо выделены и большие панорамы горных, морских северных и южных пейзажей. "Котор". 2011г., "Волга. Плот".2013г., "Вечер в Морквашах". 2013г., "Начало осени". 2013г., "Волжский сюжет".2013г., "Судак".2014г., "Сосна над Волгой", "На Урале", "Курилы". "Вечернее солнце", "Бухта спасения". 2014г.,
  Понятие академизма в настоящее время имеет дополнительное значение. Оно используется для описания работ художников, имеющих систематическое образование в области изобразительного искусств и классические навыки создания произведений высокого технического уровня. Академики почти не пользуются натурой, они отлично знают анатомию, перспективу, и фигуру человека наизусть впишут в любом повороте, в разнообразном пространственном воплощении.
  Живописная композиция Рудольфа Баранова "С Рублевым" 2000г. включает тридцать фигур вписанных в шесть пространственных планов! Большая часть фигур русских художников стоит рядами, в центре - белое полотно стола с моделью храма Христа Спасителя, над столом, сидит на лавке Андрей Рублев на фоне "Троицы", а еще выше, в обрамлении занавесей Господь Вседержитель со Святым Духом. Композиция построена по форме креста. По памяти написаны портреты русских художников, вся структура фантастической картины построена с большой легкостью, нисколько не перегружена. В этой картине академизм Р.Баранова проявлен ярче всего.
  Надо отметить, что академическая живопись не была изобретена в России, история существования ее канонов, методики и мировоззрения насчитывает несколько столетий. Генезис возникновения академического искусства восходит к 1585 году в Италии. Тогда была создана в Болонье маленькая частная мастерская художниками двоюродными братьями Лодовико, Агостино и Аннибале Каррачи. Они хотели воспитать мастеров, которые имели бы истинное представление о красоте и были способны возродить искусство живописи, по их представлению, находящееся в упадке. И для этого были серьезные основания.
  Во второй половине XVI века молодые художники утверждали, что нет, и не может быть художественных идеалов, общих для всех, совсем, как в наше время. Художник будто бы создает свои творения на основе вдохновения, стихийного, непредсказуемого и не скованного уровнем художественного мастерства. Они начали отрицать необходимость овладения техникой ремесла, считая это не важным.
  Академия братьев Каррачи противостояла этим взглядам. Они настаивали на том, что есть вечные идеалы красоты, они воплощены в искусстве античности и Возрождения, и, прежде всего, в творчестве Рафаэля. В Академии основное внимание уделяли постоянным занятиям в техническом мастерстве, в рисунке, композиции. Уровень также зависел не только от ловкости кисти, но и от образования и остроты интеллекта, поэтому в программе их Академии появились курсы истории, мифологии и анатомии. Не возникни Академия, искусство гораздо раньше скатилось бы к абстракционизму и прочему формотворчеству.
  В качестве примера хотелось бы несколько предложений сказать о Венской Академии художеств в наше время. От старых традиций осталось лишь название. Это учебное заведение работает в направлении современного искусства. Некоторое время ректором вуза был Б.Е.Гройс российский философ, писатель и художник - экспериментатор. В одном интервью он с изумлением отметил, что там не пишут живопись масляными красками, потому что - воняет. Посещать занятия можно лишь раз в неделю, и то по выбору преподавателя. Максимальная свобода состоит даже в том, что не всегда нужны документы об образовании, типа окончания школы. Художественное отделение называется Fine Arts и включает фигуративную и абстрактную живопись. Наиболее продвинутыми считаются классы концептуального искусства, фотографии, искусства в публичном пространстве, видеоинсталляции. Можно выучиться за три года.
  Старая академическая система классического типа всегда была долгосрочным проектом. Особенно крепко закрепились традиции Академии в России в XIX веке, когда была своя база в Италии. Практически вся великая русская живопись, начиная с Карла Брюллова и кончая Валентином Серовым, вышла из стен Российской Академии художеств. Был перерыв после 1917 года, когда существовала диктатура авангарда до 1934. Потом директором был назначен Исаак Бродский, ученик И.Репина. Он быстро выдворил экспериментаторов и пригласил на работу выпускников старой Академии. Таким образом, искусство соцреализма получило крепкую прививку академизма. Невероятно, но в Европе Авангард практически разрушил все Академии, а в СССР все бережно сохранилось.
  Примечательно воспоминание Р.Баранова про дедово напутствие "Любовь к рисованию пересилила во мне все остальные привязанности и мечты. Рисовал я с детского сада. Вспоминаю такой эпизод. Одну зиму я жил у деда. Однажды, сидя на печке, - совсем как на известной картине "Ставка Кутузова в Филях" - наблюдал, как дед за столом в компании дружков потрясал газетой с объявлением о приеме в Московскую художественную школу при Суриковском училище и говорил, что обязательно отдаст меня в эту школу. Туда принимали как раз с четвертого класса средней школы. С тех пор слово "Суриковский" запало мне в душу и постоянно ассоциировалось с прекрасной музыкой. И поступление в Суриковский институт стало одним из самых дорогих событий всей моей жизни. Но это произошло позже, на третьем году службы в армии, сделав меня самым счастливым человеком на земле. А до этого было Палехское училище".
  В Самаре, слова Богу, много художников с академическим образованием, и традиции своей школы они сохраняют благодаря преподаванию в ряде художественных школ, художественном училище им.К.Петрова - Водкина, в Архитектурно - строительной Академии. Многие из них являются мастерами станковой картины. Как - то в интервью Рудольф Баранов сказал: "Если все искусство представить как пирамиду, то тематическая картина маслом - это самая вершина, самое сложное. У меня в мастерской не так много работ, но работаю я не меньше, чем пейзажисты. Потому что картинщик долго пишет, я даже пейзаж пишу как картину - тщательно, аналитически. Но неважно, что ты делаешь, важно как, какая школа у тебя за спиной". Это слова истинного академиста.
  В 2013 году Рудольф Бараном написал в академической манере огромную икону Спасителя и портреты членов царской семьи в операционном зале Главного управления Центрального банка. На церемонии открытия операционного зала великая княгиня Мария Владимировна Романова сказала: "Это большой знак того, что Россия готова возродить свои традиции. Мы, люди XXI века, должны любить свои традиции и историю и передавать их младшему поколению. Надеюсь, что икона и портреты всем вам принесут счастье"
  В начале новой эпохи в Новой России, академическая система была сохранена. Она мирно сосуществует бок о бок с новейшими течениями и направлениями. И сейчас все региональные отделения Союза художников находятся под протекторатом Российской Академии художеств. В последние годы в западной Европе и США возрос интерес к академической живописи XIX века и к ее развитию в XX веке. Российские академисты сейчас востребованы не только как творцы произведений, но и как хранители носители системы.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"