Выставка "Ю.А. Андреев и Андреевцы -74" посвящена сорокалетию одного выпуска Детской художественной школы Љ1. Так вышло, что данный выпуск учитель Ю.А. Андреев (1928- 2010) называл то брильянтовым, то золотым. Не секрет, что лишь единицы учеников идут по избранному пути своего учителя, здесь же большинство связали свою судьбу с ремеслом художника.
На предлагаемой выставке экспонируются портреты выпускников, их творческие биографии и произведения искусства. Широта творческих интересов являются главной составляющей данной выставки. Здесь представлены: станковая живопись, шарж и витраж, керамика, декоративный рельеф, икона, аэрография, интерьерный дизайн, архитектурные проекты, товарные знаки, полиграфический дизайн, художественная фотография.
В каждом городе, наверное, найдется легендарная фигура Учителя, воспитавшая свой круг учеников - единомышленников. В Самаре их несколько.
Все те, кто учился в Музыкальном училище, помнят имя Юрия Александровича Ахматова(1929-2003), легендарного Учителя. Вот как вспоминает о нем Наталья Эскина: "Как он нас учил, до сих пор для меня загадка. Что он нам рассказывал на уроках? Байки, какие-то, прибаутки. Истории, то абстрактно - многозначительные, то смешные. А ахматовское дирижирование? Это ведь энергетическое поле, в нем все как-то расправляется, живет и дышит..."
Был еще один замечательный учитель Исай Львович Фишгойт(1927-2013). Вот как говорит о нем Борис Кожин: "Исай Фишгойт - это такое понятие. Это такой сладкий кусок Самары. Вот что такое Исай Фишгойт. Исай Фишгойт - это удивительный человек, загадочный и таинственный, точно такой же, как и наш город, который он любил безумно, точно такой же, как и эта река, которую он исколесил вдоль и поперёк. Он преподавал в школе французский язык, географию, обществоведение. И его ученики учились у него совсем не только французскому языку или географии. Они учились у него быть людьми, такими, как Исай. У него сотни учеников. Ну, если человек пятьдесят лет проработал в школе. Это же такой переносной памятник. Вот кто такой Исай".
Кто же такой Юрий Александрович Андреев? Я познакомилась с ним в 1976 году, придя на работу в Куйбышевский художественный музей. Он был реставратором первой категории. Что это значило? Это означает, что до сих пор в Самаре нет реставраторов такого уровня. Все научные сотрудники и часто приезжавшие из Третьяковки реставраторы А.Ковалев и Л.Астафьев любили его, и считались с его мнением.
Выпускник Пензенского художественного училища к тому же закончил обучение на искусствоведческом факультете в нашей Академии художеств в Ленинграде. То, что у нас одна альма-матер, позволило благосклонно взглянуть на меня. Вот если И.Л.Фишгойт был невероятно приветлив, открыт для дружбы, сразу же покоряя своим обаянием, то Ю.А.Андреев был сдержан и даже до поры отстранен.
Для него были характерны такие черты писателя, художника, как всматривание и вслушивание. И только по истечении, какого - то срока, когда человек получал верную оценку, он допускал до своей дружбы. Я получила приглашение в мастерскую на ул.Буянова, в здании ДХШ Љ1, которая скорее была берлогой, распахнутой настежь, основательно заставленная образцами старинной мебели, полотнами - творениями художника. За почерневшими дверцами буфетов виднелась коллекция самоваров, образцы русских народных промыслов - матрешки. Это там он обучил различать Полхов - Майданскую матрешку, от Загорской, или Семеновской, научил всматриваться в орнаментику, в колорит, оценить отдельный кусочек красочного пятна. Еще там был патефон и старые пластинки с песенками довоенных лет, часто звучала музыка. Всегда в это обиталище приходили ученики, говорили о себе и искусстве.
Юрий Александрович Андреев был не просто живописцем, искусствоведом, реставратором, коллекционером, а также одним из основателей художественной школы. Он любил жизнь во всех ее проявлениях, и делился. Когда он работал в музее, увлек всех лыжами. Всем коллективом в обеденный перерыв, они катались в скверах на пл.Куйбышева, на лыжах, в выходные, уходили в дальние походы.
Не случайно, Ю.Андреев, Ю.Ахматов и И.Фишгойт отлично знали друг друга, это были люди одного поколения, патриоты Самары и русской культуры. Безусловно, общее у них было - заразить своими увлечениями, и поделился с учениками влюбленностью к Самаре.
От Андреева в музее узнавали о самарских горчичниках. (Агрессивные, люди из беднейшего сословия, которые завязывали драки, нередко кончавшиеся поножовщиной и тяжелыми увечьями. Жили "горчишники" на окраине Самары, за Панской (ныне Ленинградской) улицей. Одевались хулиганы одинаково: в цветные рубахи и широкие штаны, заправленные в лакированные сапоги. Обязательными атрибутами были лихо одетый картуз и засунутый за голенище нож. В случае запланированной разборки "горчишники" вооружались стальными прутьями и кольями).
Он даже знал запанские частушки про то как "нас по пьянке били запанские хулиганки...". Знал старый фольклор, был настоящим мастером слова.
Он любил жизнь на берегах Волги, Жигулей. Ценил Рождествено, Подгоры и Гаврилову поляну - своеобразные звездочки в созвездии Самары. Как истинный самарец обожал самарские дворики, и старые дома исторической части города. Каждый дом знал поадресно и поименно. Был каменный домик с маленьким балконом весь в ажурных решетках, там, где сейчас Макдональдс. Андреев как то встретил меня на улице и повел прощаться с домом, перед сносом
Историк культуры знал Самару также по архивам, старинным фотографиям и воспоминаниям. Страсть к истории отечества, к прошлому и его связь с современностью были главной темой в воспитании учащихся. Очень любил творчество Кустодиева и всю купеческую Самару воспринимал
Его друг и сподвижник по работе К.Загоскин подчеркивает, что особенность педагогики Андреева состояла в том, чтобы учитель чутко воспринимал переживания каждого ученика на уроке, каждому нужно помочь выразиться в процессе создания собственного произведения. Своей задачей Андреев считал: "с раннего возраста дети должны разбираться в духовных ценностях, среди которых живут и творят". Я горжусь дружбой с этим человеком, именно к нему применима строка из евангелия "Да умножится стадо учеников твоих, и после тебя не оскудеют они; так чудно они будут украшены разными добродетелями, если только захотят следовать стопами своими".
Даже в личных дневниках Ю.А.Андреев с симпатией писал об успехах отдельных учеников. Наверное, красноречивее всего будут их отзывы:
Алексей Колесов: - "Учился я долго и много, но, спроси о первой ассоциации со словом "учитель", мой ответ один - Андреев. Не "пед. единица на учёте в гороно", а богатейшая личность. На фоне училок обычной школы - царь и бог. Богатство не выпячивал, уважительно, по крупичкам делился им с учениками. Силу личности Ю.А. вижу в том, что он изначально был настроен понять "людей малых" (учеников) совсем разными по внутреннему строю ("потроху", как любил сказать). Не в смысле дележа класса через себяґ"начальника" на любимчиков и оболтусов. А в передаче "богатства" (одного и того же культурного содержания) и так, и сяк, и эдак. Кому как доходчивей".
Ю.А.Андреев познакомил меня в 1978 году со своей ученицей Еленой Титовой. Достойная преемница своего учителя, искусствовед, она тридцать семь лет посвятила работе в ДХШ Љ1. Вспоминая о нем, она пишет: Не забыть его великолепный юмор, головкружащее вдохновение, которое этот человек испытывал на протяжении всей своей долгой и плодотворной жизни. С ним было интересно говорить об искусстве, бродить по улочкам Самары, рассматривать травки под ногами на Гавриловой поляне, удивляться миру, с ним было здорово читать стихи, шутить над собой и смеяться, путаясь в хитросплетениях его живой мысли. Юрий Александрович Андреев - это целая эпоха для художественного музея, для первой художественной школы, для его единомышленников и друзей. Я имела счастье быть сопричастной этой эпохе.
Вагиз Хайруллов: Говорят, ученики должны быть лучше своих учителей. Но, как хотя бы соответствовать Юрию Александровичу? Он был человеком разносторонним, интересным, разбирался на уровне во многих вопросах. Оказывается, я и урок и боялся пропустить, потому что каждый день обещал общение не только с одноклассниками, а главным образом с Юрием Александровичем. Учитель оставляет свой след в душе каждого больше или меньше, сильнее или слабее, но по- другому, ты уже не можешь, ты андреевец
Галина Папшева
- Юрий Александрович - это кусочек моей жизни. Я помню, как Ю.А. ставил нам на занятиях пластинки, как хотел, чтобы музыка помогла нам ярче раскрываться в своих работах. А как Учитель рассказывал о старой Самаре, её уникальных деревянных домах! Как переживал, что они разрушаются, что безвозвратно теряется самобытность города, его очарование! Собирал и сохранял фрагменты деревянной резьґ бы, детали наличников, карнизов, старинные вы ґ вески. Хотел, чтобы мы разделили с ним его любовь к старине. И ещё он был душевным, отзывчивым человеком. После окончания ДХШ я не раз приходила к Учителю получить совет или поговорить о чёмґто важном для меня.
Елена Кошева
Помню, зима, школа. Ю.А. рассуждает о музыке, её восприятии, в частности, о теме лебедей из балета Чайковского, всеми как стремление освободиться от тёмных чар и устремиться к свету, солнцу. Тут вспоминает фильм "Мост Ватерлоо" с Вивьен Ли. Эпизод, где героиня после всех невзгод встречается и расстаётся на мосту с возлюбленным, и где звучит тема лебедей. И в данном эпизоде музыка пронзительна по - иному. Как символ невозможности на земле счастья. О Вивьен Ли я не знала ничего. И после этого учительского разговора разыскала о ней что возможно. Это потянуло за собой открытие европейского кино, "новой волны", итальянского неореализма. И таких цепочек много.
Михаил Радаев: Да что говорить, для меня по жизни Юрь. Саныч вообще как отец родной был...
Людмила Андреева (Ларионова) продолжила тему воспоминаний, утверждая, что все ее одноклассники, любили и продолжают любить Ю.А. Андреева искренне, как могут любить ученики своего самого дорогого учителя, потому что получали от него тот заряд восприятия окружающего мира через искусство, который был нам необходимо. Андреев Ю.А. образец художника, для которого искусство и педагогика были образом жизни, вся жизнь. Человекґ легенда, профессионал, самый одарённый самарский художник, в чьих картинах особая андреевская философия. Их можно созерцать долго, наслаждаясь необыкновенным колоритом, продуманностью форм, глубиной тем. Вовсе не случайно многие его ученики стали художниками.
Таня и Андрей Шипуновы - О человеке, занимающемся воспитанием ребёнка, можно говорить долго. Об учителе, посвятившем всю свою жизнь творческому воспитанию ребёнка, можно говорить бесконечно долго. Несомненно, Юрий Александрович Андреев один из немногих УЧИТЕЛЬ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ
Выпускники Ю.А. Андреева очень многое сделали для увековечения памяти этого человека, разобрали и опубликовали в интернете его дневники, организовали посмертную выставку и каталог выставки.
Данный проект также является частью благодарного подношения учеников своему учителю, а также формой отчета о художественных достижениях перед обществом.
Возможно, в двадцать первом веке существование такого рода Учителя - "исчезнувшая Натура", будем надеяться, что наличие такого рода людей всегда будет.