Чернова Валентина Алексеевна: другие произведения.

Дмитрий Кондратьев

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:

  В.Чернова
  "Я остаюсь" Дмитрий Кондратьев.
  Незабываемая встреча с мастером.
  
  "Дмитрий Кондратьев - русский от подошвы до чела, до теменного родничка, раскрытого, как у младенца, в Горнюю высь. В этой врожденной русскости - все его человеческое и художническое исчерпание...Родина и Отечество - суть его дыхания, смысл существования и устремительная цель".
  В.Гребенников
  Многие выставки, которые привозят в наш город, сулят встречи с известными, но зачастую незнакомыми художниками. Бывает интересно знать, как работают в Москве, или в Петербурге, или в Крыму.
  Но вот недавняя выставка из Великого Новгорода вызвала смешанные чувства и впечатления.
  Дмитрий Сергеевич Кондратьев оказался связан первой половиной жизни с нашим городом, Куйбышевым. И хотя он не самарский, но след успел оставить
  Дмитрий Сергеевич Кондратьев (1928-2008) родился в крестьянской семье. Успел в семнадцать своих лет повоевать в 1945 г. с Японией. После войны окончил в 1961 г. Казанское художественное училище и приехал работать в Куйбышев. Здесь как раз была организована художественная школа Љ1. Поначалу было трудно. Жили на квартире, быт был неустроен, но коллектив собрался в школе замечательный. Здесь он близко сблизился с Вадимом Сушко и Анатолием Песигиным. Говорили много о свободе творчества, об удаленности от столицы. Они втроем решили уехать в Новгород Великий, но уехал лишь Дмитрий Кондратьев в 1967году.
  Дмитрий Кондратьев не только преподавал, но своим воспитанникам внушал необходимость продолжать обучение в художественных вузах. Помимо преподавания, он много работал творчески, искал свою индивидуальную манеру.
  В 1967 году он поступил в Московский полиграфический институт на отделение художественного и технического оформления печатной продукции, который окончил в 1973году. Темой для дипломной работы стали "Плотницкие рассказы" В.Белова.
  В 1974 году стал членом общественной организации "Союз художников России".
   Он был участником многих зональных, республиканских и зарубежных выставок. Произведения живописца хранятся в фондах Новгородского государственного музея-заповедника, в частных коллекциях в России и за рубежом. При жизни художника у него было всего две персональные выставки. Одна через месяц после путча 1991 года в Великом Новгороде, другая - в Билефельде (Германия).
   В Самаре выставка Дмитрия Сергеевича Кондратьева совпала с юбилеем художника. Ему в этом году исполнилось бы ровно девяносто лет. В последнее десятилетие выставки проходили в Германии, Великом Новгороде, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, Риге. Существовал также интересный выставочный проект пяти городов: Казань, Вятка, Йошкар-Ола, Чебоксары и Сыктывкар. Пять музеев, объединив свои ресурсы, нашли спонсоров издали каталог.
  Все эти выставки состоялись благодаря вдове художника Людмиле Дмитриевне Кондратьевой.
  Я с трех лет жила и училась в городе Казани, закончила КАИ, здесь я встретилась со своим мужем. Было это на студенческих каникулах в 1960 году, в Татьянин день, на лыжах в Морквашах. С тех пор мы почти не расставались, прожили без двух лет - 50. Когда Дмитрия Сергеевича спрашивали о семье, он отвечал: "Моя семья - Мила и мои картины". К картинам Кондратьев относился как к своим детям.
  Людмила Дмитриевна всем музеям, в которых проходит выставка Д. С. Кондратьева дарит его произведение.
  Художническое кредо художника проявилось в Новгороде, где художник провёл вторую половину жизни. Оно выразилось не в развитии традиций русского реализма. Оно не сказалось в лапидарности воплощения "сурового стиля". Оно не приняло поэтическую карнавальность искусства художников - семидесятников, а проявилось ярчайшем выражении экспрессионизма. Область его искусства не чужда литературности, повествовательности, но она стремится к обобщению, отказываясь от характерности и схожести.
  Когда вошла в зал в час вернисажа, я увидела картину "Кони Патрокла", и сразу же внутренне вскрикнула: Это же "Синий всадник"! У Франца Марка - любимые мотивы коровы и синие лошади.
  Картины "Хозяйка" 1978, "Певчая птица" из серии "Горький хлеб" 1980, "Горький хлеб" 1986, "Кони Патрокла" 2004, "Крестьянин покидает землю" 2004 декоративны и метафоричны. Мир этих образов невероятно сложен и не всегда ясен.
  На протяжении сорока лет творчества мастер создавал собственный мифологизированный мир, в котором при "детскости" и простоте рисунка выразились щемящая тоска и напевность русской песни. Каждая картина своеобразный плач по трудной крестьянской доле, каждая, воспоминания, истории родной семьи. Художник родился в Сибири в крестьянской семье, где помимо него имелось ещё четверо детей, после 1928 года отец - "враг народа", погибший в ГУЛаге, полуголодное существование. Детство Дмитрия Кондратьева было тяжёлым - с клеймом "сына врага народа" он начал рано работать в колхозе, чтобы помогать матери
  В знаменитом крестьянском цикле, связанном с годами раскулачивания Кондратьев трактует образ согбенного крестьянина босоногого, бесплотного, в белой рубахе, как силуэт, вырезанный из листа бумаги.
   В картине "Крестьянин покидает землю" видна близость к Марку Шагалу, летающие люди, звери. Только у Шагала радость ликования хасидистского плана, когда ликуя, хасид открывает сердце Богу в субботу.
  "В полёте крестьянина на картине Д. С. Кондратьева радости мало. Вернее - это посмертная радость: облегчение, принятое как воздаянье. В какой-то миг при взгляде на картину отчаянье и ужас (утверждённые серым выцветшим колоритом) концентрируются достаточно сильно, чтобы понять: дощатые крылья - это в большой степени крышка гроба, но, может быть, уже взломанная по последнем Воскресении?
  Несмотря на предчувствие катастрофы, Апокалипсиса и все конкретные ужасы Красного Колеса, похожего ободом колес на лезвие ножа, которые он так часто изображает - заморенных животных, смертную печать на лицах стариков, Дмитрий Кондратьев полон тоски, трепетной веры и надежды в лучшее будущее.
  Птицы, заполняя крылами небо, летят над скудной землей и лентой реки, они летят к крохотной церквушке на дальнем холме, как вечному маяку и пристанищу души. В картине "Хозяйка" 1978 года женщина верхом на коне летит по небу, озирая по-хозяйски землю, чтобы найти тех о ком надо позаботиться, будь то крестьянское поле, усталые коровы, ветхие старики, муж - крестьянин.
  Жанр картин Кондратьева из-за их философского звучания можно охарактеризовать как "притчи" , благодаря соединению традиций народного примитива с выстраданными темами, приёмами, поисками. Благодаря этому Кондратьев является создателем нового стиля - так называемого "примитива жизни".
  Близость живописного языка к притче проявлена в том, что в притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них.
  Притча часто используется с целью прямого наставления, поэтому включает объяснение аллегории, попытки создать некий символический эпос, который характеризуется предельной заострённостью главной мысли, выразительностью и экспрессивностью языка.
  Используя язык притчи, художник призывает задуматься о тяготах повседневности с её заботами и трагедиями, с искалеченными судьбами целых поколений, больно израненных социальными конфликтами.
  В русской литературе XX века особенно хороши написанные языком притчи рассказы и "Котлован" А.Платонова. Они стали близкими, выстраданными для Дмитрия Кондратьева. Поэтому в графике, он обращается к иллюстрациям этого русского писателя.
  - О Платонове он впервые услышал в конце 1960-х годов, когда учился в Москве в Полиграфическом институте
  А первая платоновская книга у нас появилась уже в 70-е годы. Я неожиданно увидела ее в книжном магазине и купила с какой-то нагрузкой
  А потом, уже во времена гласности, вышел "Чевенгур", и наш друг подарил нам эту книгу. Вот тут и началось! Дмитрий Сергеевич прочитал "Чевенгур" - и навсегда был покорен Платоновым. Начал просить всех достать ему другие книги этого автора. Очень быстро у нас появился и "Котлован", и "Ювенильное море"...
  Причем, вы знаете, меня тогда еще поразило, как легко он воспринял Платонова. Честно говоря, мне это поначалу стоило усилий - сложный язык, сложные образы, а Дмитрий Сергеевич все это полюбил вмиг. Может быть, потому что сам от земли был...
  А потом, это было в конце 1989 года, он вдруг отложил все в сторону и начал активно работать над графикой к платоновским произведениям. Три года он занимался только этим. И вот, когда вся серия была готова, он мне эти офорты показал, и я, признаюсь, была совершенно поражена. Это был его несомненный творческий взлет. Он увидел мое состояние и спрашивает: ты считаешь, что это не Платонов? Не в том дело, - отвечаю, - это, конечно, Платонов. Да еще какой!...
  Выставка, разместившаяся скромно в зале первого этажа Самарского художественного музея, включающая графику и живопись Д. С. Кондратьева, настолько хороша, что понимаешь не только вовлеченность этого мастера в мировое наследие. Приходит осознание редчайшей самобытности этого мастера, понимание, что его картины - подлинное Искусство.
 Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  А.Демьянов "Горизонты развития. Траппер" (ЛитРПГ) | | М.Атаманов "Искажающие реальность" (Боевая фантастика) | | В.Василенко "Дикие земли. Шарп" (Боевик) | | К.Вэй "По дорогам Империи" (Боевая фантастика) | | А.Емельянов "Мир обмана. Вспомнить все" (ЛитРПГ) | | В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2" (Боевая фантастика) | | Н.Самсонова "Мой (не) властный демон" (Любовное фэнтези) | | П.Працкевич "Код мира (2) - Между прошлым и новым" (Научная фантастика) | | М.Эльденберт "Танцующая для дракона. Книга 3" (Любовное фэнтези) | | Кин "Новый мир. Цель - Выжить!" (Боевое фэнтези) | |

Хиты на ProdaMan.ru Слепой Страж (книга 3). Нидейла НэльтеИЗГНАННЫЕ. Сезон 1. Ульяна СоболеваОтборные невесты для Властелина. Эрато НуарПодари мне чешуйку. Гаврилова АннаТайны уездного города Крачск. Сезон 1. Нефелим (Антонова Лидия)Волчий лог. Сезон 1. Две судьбы. Делия РоссиТитул не помеха. Сезон 1. Olie-Мои двенадцать увольнений. K A A��Дочь темного мага-2. Академия��. Анетта ПолитоваШерлин. Гринь Анна
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "То,что делает меня" И.Шевченко "Осторожно,женское фэнтези!" С.Лысак "Характерник" Д.Смекалин "Лишний на Земле лишних" С.Давыдов "Один из Рода" В.Неклюдов "Дорогами миров" С.Бакшеев "Формула убийства" Т.Сотер "Птица в клетке" Б.Кригер "В бездне"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"