Аннотация: впечатления о выставке старого художника
Ген Гри - график из двадцатого века.
(Коновалов Геннадий Григорьевич)
В стенах Самарского художественного училища им.К.С.Петрова - Водкина открылась выставка графики, посвященная юбилею художника Г.Г.Коновалова. Он родился 2 января 1935 года, и недавно ему исполнилось восемьдесят лет. Коновалов Геннадий Григорьевич по гороскопу козерог, а значит - невероятно трудолюбив.
Когда я начала работать в музее, то художников сперва начала узнавать по картинкам. В прежнее время, в середине семидесятых в Союзе была отдельная секция графики, и мастера там представляли сплоченную группу единомышленников. В то время издательство "Волжская Коммуна" выпускало и детский журнал "Светлячок", и отдельную детскую, взрослую классическую художественную литературу. И это определяло высокий статус мастера графика. Они часто ездили в дом творчества Челюскинская, под Москвой. Нам, молодым научным сотрудникам всерьез и углубленно пришлось изучить все графические техники. На ежегодных областных выставках выделяли отдельный этаж для графиков и там, в экспозиции доводилось увидеть и книжные иллюстрации, и станковую гравюру.
Г.Г.Коновалов в 1955 году окончил Саратовское художественное училище, а затем продолжил образование в Ленинграде до 1969г., в институте живописи, скульптуры и архитектуры им.И.Е.Репина на факультете книжной графики.
Дипломная работа, посвященная прозе А.С.Пушкина "Повести Белкина" была оценена на отлично. Сразу по окончании института, с 1969 года он приехал в Куйбышев, а с 1976 года преподает в Самарском художественном училище им.К.С.Петрова-Водкина.
В энциклопедии о нем скромно написано: Участник городских, районных, зональных, республиканских, всесоюзных выставок. А что такое всесоюзные выставки? Там представлены были все - все ведущие графики страны и союзных республик. Блестящие профессионалы. Еще о нем можно узнать такие сведения: работает в технике ксилографии, рисунка пером, акварели, офорта. Автор иллюстраций к книгам А. Пушкина ("Сказка о царе Салтане", 1979), М. Лермонтова ("Мцыри", 1975,"Демон"), В. Маяковского ("Хорошо", 1977).
В интернете мне попалось любопытное упоминание выпускника училища Алексея Талипова: "Коновалов Геннадий Григорьевич, книжный и станковый график. Самарские художники учились у него поколениями. Однажды, я был невероятно удивлен, обнаружив, что многие из детских книг особо мной любимых в детстве сделаны моим преподавателем.
Еще одно упоминание принадлежит А.В.Авдюшкину: "Замечательные педагоги были у меня и в Самарском художественном училище, например, Геннадий Григорьевич Коновалов, дай Бог ему здоровья".
Самой - то мне довелось познакомиться с мастером в 1978 году. Как-то вдруг захотелось научиться технике офорта. Я собрала все свои рисунки тушью, сделанные пером и кистью и принесла на суд графикам, в мастерские на ул.Гагарина. Робела чрезвычайно. Ведь для художника показать личные рисунки другим, все равно, что обнажится. А вот Геннадий Григорьевич оказался необыкновенно приветлив, да и все они, преподающие графики Н.С. Панфильцев, Ю.П.Бородачев удивили доброжелательной поддержкой, готовностью поделится знаниями.
Часто посещая печатную мастерскую, делая первые опыты в технике офорта, я наблюдала за работой мастеров. Коновалов действительно умел работать с самыми различными материалами. Как книжный иллюстратор он много читал, и хорошо знал не только поэзию С.Есенина, но и его друга Александра Ширяевца. Вообще, графики - иллюстраторы, исключительно много читающие люди. И потому с ними интересно общаться.
Вообще - то будучи профессионалами высокого класса, они утверждали, что - фишка, это когда иллюстрации делаются акварельной краской, наклеенной на картонку. Такие краски выпускались для маленьких детей в форме круглой палитры. Было всего шесть цветов. Геннадий Григорьевич мог и линогравюру сделать и сложную акватинту, экслибрис для В.З.Пурыгина. А на недавно открывшейся выставке я увидела дизайнерские образцы обложки упаковки трубочного табака "ФЛОТСКИЙ".
Конечно, заслуга таких преподавателей, как Г.Г.Коновалов, состоит в том, что они необыкновенно знающие люди. Они много видели, читали, опыт их бесценен. И главное, они делали свое искусство только лишь руками. Сами резали доски, а вот на Западе, ты относишь свой рисунок, и тебе в печатне переведут его в ту или иную технику. А наши мастера второй половины двадцатого века, как в эпоху Рембрандта, сами травили доски, дышали парами азотной кислоты, канифоли, сами печатали, и все руками, и только руками.
Мне кажется симптоматично, что нет целой отдельной графической секции в Союзе художников. Сегодня графика выступает как дополнительный компонент в деятельности живописца. Нет сложных гравюрных техник. Все осталось в прошлом двадцатом веке. И как важное напоминание и надежда о том, что была отдельная замечательная область в искусстве нашего города, - выставка Геннадия Григорьевича Коновалова. Всегда возможно возрождение в этом виде искусства.