Чернова Валентина Алексеевна : другие произведения.

Лариса Кондратова. Валяние не Валенков

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    о выставке произведений Ларисы Кондратовой

  Валяние не валенков.
  Выставка войлочных картин Ларисы Рудяковой - Кондратовой.
   В галерее "Новое пространство открыта выставка произведений Ларисы Рудяковой - Кондратовой под названием "Мой бестиарий"
  Тихим теплым утром, первого июля, после завтрака я включила компьютер, чтобы узнать новости. Галерея "Новое пространство" извещала о выставке войлочных картин Ларисы Кондратовой. В течение дня, между различными делами, я размышляла о современном творчестве, о современных материалах и возможностях. О новом и старом...
  Когда я жила в СССР, то некоторое время работала методистом в Областном Доме народного творчества. В ассортименте художников тогда наличествовали следующие материалы: краски масляные и акварельные для живописи, шнуры и тесьма для плетения макраме, глина для лепки, соломка для инкрустаций декоративных панно, дерево для выпиливания, выжигания и росписи. Многое из созданного связывали с категорией народные промыслы.
  В Новой России также случилось встретиться с мастерами, ныне они выступают на выставках "сувенирной продукции мастеров декоративно-прикладного творчества и ремесел". Все поменялось. Уже не плетут макраме, не выпиливают лобзиком, практически не осталось художников - примитивистов. Зато появились техники с мудреными названиями - батик, декупаж, квиллинг, печворк, скрапбукинг, торсион. Из традиционных техник возродились искусства обработки бересты, бисероплетение, лаковая миниатюра. В Жигулевске один дедушка восьмидесяти двух лет плел вологодские кружева, остальные специализируются на росписи матрешек, яблок и груш. В Тольятти все, в основном, готовят сувениры к Грушинскому фестивалю. Сегодня на выставках много вышивок нитками или лентами по готовым шаблонам и, конечно, - новомодная техника фелтинг. Эта техника, и новая, и, одновременно, старинная. С незапамятных времен в стране валяют валенки. А многочисленная семья бывших кочевников - соотечественников (башкиры, казахи, калмыки, киргизы) в СССР специализировалась на валянии шапок, ковров.
  Несколько лет назад в Самаре появились магазинчики с товарами для творчества. Есть с названием "Леонардо". Есть гигантский оптовый склад "Гамма" в Зубчаниновке. Я сама в одно время увлекалась декупажем, скрапбукингом, потому пристально интересуюсь новинками в деле рукоделия. Безусловно, все упомянутые материалы и техники соотносятся с категорией - женское искусство. Много милого, теплого уютного для дома, для семьи и для специальных выставок "Формула рукоделия".
  Теперь о Валянии. "Валяние шерсти (фелтинг: от англ.felt - войлок, фильцевание, фильц, набивание)- это техника, в процессе которой из шерсти для валяния создаётся рисунок на войлоке, объёмные игрушки, панно, декоративные элементы, предметы одежды или аксессуары. Только натуральная шерсть способна сваливаться или свойлачиваться (образовывать войлок)".
  Несколько тысяч лет назад люди обнаружили свойство шерсти сваливаться. После одомашнивания мелкого рогатого скота стали использовать состриженную шерсть животных. В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока. В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила за счет сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна. Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.
  Различают два вида валяния шерсти - сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий - игрушек, бижутерии, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.
  Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом.
  Расходные материалы - шерсть мериноса. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Для изготовления изделий из шерсти так же примешиваются синтепон, вата, другая шерсть для набивки. Для декорирования мастера используют шёлк, органзу, различные декоративные нити".
  На многочисленных выставках доводилось увидеть картины из войлока тропических расцветок, яркие неоновые цветы, и снегири, словно попугаи. Честно говоря, варварская яркость не прельщает. На Яндексе под обозначением предмета поиска - валяние, фельт обнаруживается изобилие подобных картинок.
  Конечно, валяние функциональных вещей приятно. У меня есть знакомые, которые наваляли себе стильный жакет, сумку, бусы и елочные игрушки. Прикладной характер переводит эти изделия в другую область, в декоративно-прикладное искусство.
   На вернисаж я отправилась с сильным чувством предубеждения. Но автор Лариса Кондратова - оказалась симпатичной дамой средних лет, сразу видно - интеллектуалка, ее картины совершенно не похожи на все вышеперечисленное, с большим чувством юмора. Всех нас заинтриговал "Автопортрет в противогазе". Она училась в Художественном училище им.К.С.Петрова - Водкина, окончила Архитектурно-строительную Академию, одним словом - профессиональный художник.
  " - С раннего детства я любила рисовать девочек, изрисовывала ими кипы бумаги.
  Первый раз попробовала писать маслом в возрасте 9 лет в мастерской художника Анатолия Песигина, которого, видимо, и надо считать крестным отцом в искусстве.
   В художественной школе не училась по лености и неорганизованности, впрочем, в какой-то мере ее заменяла огромная коллекция альбомов репродукций, которая была в доме. Изучала, вдохновлялась, пыталась копировать...
  После школы собралась поступать в Москве на модельера, но, узнав, что в институте (Технологический легкой промышленности) кроме рисования придется все пять лет изучать химию и физику, дезертировала прямо со вступительных экзаменов, и пошла работать в Самарский (тогда еще Куйбышевский) театр оперы и балета бутафором.
  Через год поступила в Куйбышевское художественное училище, на декоративно-оформительское отделение. Проучившись два года, поняла, что декоративного мне там не хватает, а оформительское как-то не очень интересно.
  Оставив училище, поступила в КуИСИ на архитектурный факультет, который и закончила, в конце концов. По специальности не работала в силу разнообразных причин, но рисовать никогда не прекращала. Писала маслом, некоторое время даже ткала гобелены. Несколько лет назад я открыла для себя войлок".
  Выставочное пространство галереи разделено несколькими экспозиционными зонами. Зона слева представляет отдельные войлочные картины в стилистике средневековой христианской миниатюры. Таков "Святой Марк". Мастер разработала свою технологию. Вначале она делает путем мокрого валяния полотно - основу, в данном случае она напоминает неотбеленный лист пергамента ручной выделки. На этот сложный в цветовом решении фон, она накладывает без предварительного эскиза цветные кусочки войлока, валяет, формируя композицию. Это делается всухую при помощи игл. И на финальной стадии она все оттеняет тонким темным контуром. Вначале показалось - вышивка стебельчатым швом. Ан, нет! Художник уточнила - черный войлок вбит иголочкой, совершенно ювелирная работа.
  В центральной части экспозиции серия работ - "Мои девочки". Первой приветствует "Пьеретта", на ее белоснежном наряде сияют навалянные кусочки перламутровых шелковых нитей, как средство светотени. У Коломбины в рисунок юбки вбиты куски тончайшего блекло розового шелка в цветочек
  "Пьеретта... в черном колпачке с помпонами,
  Печальное нескладное созданье,
  Сопровождая каждый шаг поклонами,
  Уходит, говоря вам "До свиданья..."
  
  Её уход остался незамечен,
  Все взоры приковала Коломбина,
  За занавесом, избегая встреч
  Со зрителем, уйти на встречу с мимом"
  Фоны в большинстве композиций данной серии переливчато акварельные, с тонкими переходами - загляденье. На центральном щите встречает "Алиса" с кроликом". У Алисы облик девочки с открытки викторианской эпохи, а гротескный кролик у ног хозяйки одновременно похож на домашнего кота или пса. В решении мордочки кролика отсутствует натурализм. Элемент мультяшной плоскостности наделяет образ определенной декоративностью. И вот эта неожиданная графическая гротескность присуща всему блоку войлочных картин под названием " Бестиарий". В древнерусской литературе бестиарии назывались "физиологами". Очень часто в бестиариях появлялись статьи, где подробно и с иллюстрациями описывались животные, которые не существуют на самом деле. Например, дракон, василиск, мантикора и др. Авторы уподобляли тварей образам и понятиям религии и морали, расшифровывая их, как иероглифы.
  "Господин Чума" - это Крыс в коричневом домашнем халате, с особенно выразительной умной мордой, как уцелевший документ средневековой эпохи. Большая улитка с кроличьими ушами, вороньим клювом, в темных очках привлекательна тонким колористическим решением перламутрового зелено - сиреневого домика.
  А две Крыски, сидящие в обнимку в кафе за абсентом - повтор известной композиции Пабло Пикассо. Работы на выставке развешены просторно, по - европейски. Отдельного слова заслуживает оформление. Куски войлока прямоугольной формы прикреплены к жесткому заднику, аранжированному различными фонами. Крепление - декоративные мебельные гвозди. Основа обрамлена багетом. Это действительно, войлочные картины.
  Осматривая выставку Ларисы Кондратовой, невольно подумала об удивительном свойстве российских женщин - художниц, взять что-то европейское, типичное, предназначенное занять домохозяек, взять и превратить все это, в сложное утонченное станковое искусство. Благодаря высокой художественной профессиональной культуре автора, войлочные картины выглядят как нечто отдельное от популярного вида рукоделия. Их ни в коей мере нельзя считать видом народного творчества. Это замечательные образцы декоративно-прикладного искусства. И это приятно.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"