Восьмого августа галерея "Новое пространство" открыла выставку "По законам художественного жанра" из цикла "Династии". Проект "Династии" возник в прошлом году, осенью, и выставка "Определение" презентовала творческие династии художников и архитекторов.
Первая выставка этого цикла представила династии выдающегося архитектора Алексея Григорьевича Моргуна - автора значимых проектов, навсегда изменивших облик Самары, и замечательного художника Горация Сергеевича Чернухина, чьи полотна по праву являются частью отечественного художественного наследия. В экспозиции были представлены живопись, архитекторские проекты и макеты зданий, акварели, фотографии из семейных архивов и документы.
Вторая в серии выставок - "По законам художественного жанра" представила четыре семьи, восемь художников. Это отцы и дочери и их творчество. Дочери, пошли по стопам своих отцов и избрали своей судьбой жизнь в искусстве. Поскольку представляли семьи, выставка получилась теплой, камерной. Много фотографий из семейных альбомов, письма, семейные реликвии, все то, что будит воспоминания. И сама форма вернисажа в виде рассказа родителей о детях и детей о родителях, была выбрана верно. Ведь творчество этих художников тесно сплетено семейными узами.
Экспозиция начинается с великолепных акварелей Валерия Самаринкина. Валерий Иванович Самаринкин волжанин, уроженец Куйбышева, выпускник Пензенского художественного училища, занимался графикой, используя технику акварели. Начинал как график и именно в этом качестве вступал в Союз художников. Но постоянно развивался, пробовал себя в разных техниках и ближе к концу жизни состоялся в искусстве батика и керамики.
Член Союза художников России с 1996 года, Валерий Самаринкин любил Жигулевский край и исходил его вдоль и поперек. Его акварели воспевают неяркую природу средней полосы.
Самаринкин любил работать в традиционной для двадцатого века технике сырой акварели, когда цвета растворяются друг в друге, что придало его работам свежесть и особое настроение.
К сильным художественным образам можно отнести серию "Самарские миражи", выполненную автором проникновенно, с душевной болью за разрушенные и забытые храмы. Это проявилось в цикле работ, написанных в любимой им Винновке. В 1990-е годы церковь в селе Винновка была заброшенной, и вид ее разрушающихся стен вызывал художников Самары обеспокоенность за культурное наследие. "Мираж".1991. На выставке как раз экспонируется эта серия.
Акварели данной серии художника замечательны не только композиционным решением, но и колоритом. Цветовая гамма, сдержанная, строгая, серебристая. "Старая телега" 1991. Прозрачность, невесомая легкость световоздушной атмосферы, сообщают акварелям мистическую призрачность, привносят дух иррациональности.
Алиса Самаринкина
- Любимое место у папы - Винновка, мастерская - окрестности с видом на Волгу. Все это вдохновляло его, давало силу и энергию для творчества. На краю обрыва, который сам же он укреплял, стоял старый деревянный стол. Его он и использовал как постамент для натюрмортов. А на нем он размещал букеты из свежесобранного разнотравья или удачно пойманный улов рыбы. Это все, что ему нужно было для вдохновенья и огромного желания творить красоту.
В жизни Валерий Самаринкин был жизнерадостным человеком, но творчество этого мастера пронизано глубинным лиризмом.
Характер и внутренние переживания Самаринкина исчерпывающе отразились в его акварелях и непостижимым образом продолжились в искусстве его дочери Алисы Самаринкиной.
Алиса, художник декоративно-прикладного искусства. Помимо росписи по ткани, она работает и двух других, необычных и редких для женщины-художника техниках: керамика и горячая эмаль. В экспозиции представлены композиции и вариации на вечные сюжеты: Библейская история, диптих "Он и она", Адам и Ева. Яблоко III, Адам и Ева. Дерево в технике шамота, при использовании дровяного обжига.
"Успей сделать сегодня так много, как это только возможно, думая, что сегодня это последний день в жизни, и не откладывай ничего на завтра", - так говорил мой отец, когда делал свою работу. Я хотела бы передать моим детям, то видение и отношение к жизни, которые дал мне мой отец, чтобы они ценили и берегли каждый день и были счастливы, создавая что-то новое.
Следующая часть экспозиции представляет жаркую экспрессивную живопись Анны Сливковой и тонкое интеллектуальное искусство ее отца Виктора Панидова.
Виктор Панидов - замечательный мастер станковой графики и книжной иллюстрации. В своем творчестве он обращался к живописи, пастели, но, прежде всего он был мастером гравюры на дереве - редком сегодня виде изобразительного искусства.
Виктор Алексеевич Панидов родился в 1947 году в селе Никольское Пензенской области. Уже с пятнадцати лет Виктор знал, что станет художником. В 1968 году окончил Пензенское художественное училище им. Савицкого. Дипломную работу студента Панидова отобрали на Всесоюзную выставку в Москве.
После учебы он стал преподавателем художественный школы. Член Союза художников России с 1975 года. Тогда же он стал работать в Куйбышевском книжном издательстве. Трехсот тысячными тиражами издательство выпускало сочинения Т.Драйзера, И.Гете, А.Блока, В.Шекспира с иллюстрациями Панидова. Художник работал сутками. "Сестра Керри", "Остров сокровищ", "Черная стрела", "Ромео и Джульетта", "Конек-Горбунок". Самарский художник оживил сотни персонажей книг. Все работы были выполнены в технике ксилографии - гравюры на дереве.
Запоминается серия иллюстраций Виктора Панидова к "Острову сокровищ" Р.Л. Стивенсона. Здесь на отдельных листах предстала галерея замечательных персонажей романа. Работа Панидова над лирическими произведениями И.В.Гете была удостоена Диплома второй степени на Всероссийском конкурсе книги в 1983году.
Помимо книжной графики, художник работал в искусстве экслибриса. Более двухсот экслибрисов было создано художником в технике ксилографии. Эта деятельность мастера отмечена Дипломом Российской Ассоциации экслибриса на Всероссийском конгрессе экслибриса в Вологде в 2004 году.
В своем творчестве художник обращался к офорту, также к сложной в исполнении технике меццо-тинто, ее отличают плавные тональные переходы, передача живописной манеры, имитация фактуры красочного мазка.
На выставке в отдельной витрине представлены инструменты мастера ксилографии, экслибрисы. На панелях выставлены иллюстрации руки мастера.
Самарский график, чье творчество пришлось на последнюю треть двадцатого века, оставил значимое наследие, которое на долгие годы вперед определило развитие современного искусства, и обогатило отечественную культуру.
Сколько помню отца - он всегда с карандашом, что - то делал, то наброски, то портретики и какие нибудь зарисовки. Конечно, я садилась рядом и как умела, тоже рисовала. Думаю, это и есть преемственность, когда ребенок растет в культурной среде, когда художественное воспитание является естественным для семьи.
Анна Сливкова работает в жанрах пейзажа, натюрморта и портрета. Яркая, сочная живопись, энергичные, размашистые мазки, колористическое многообразие форм, все это воссоздает в картинах фантастическую, радостную реальность, наполненную глубокой символической и эмоциональной нагрузкой. Таковы: "Пляж в Гурзуфе", "Ушла за пивом", "Первая клубника в Ялте" 2016г., "Утренний кофе" 2017 г., "Время сирени"2018г.
Экспозиция выставки в галерее поделена на отдельные зоны, это сделано верно, каждой семье выделено свое пространство. Вот отдел семьи Щегловых.
Станислав Леонидович Щеглов - художник - график. Отдаёт предпочтение офорту. Работает также как живописец и монументалист в области храмового искусства. Родился в Куйбышеве в 1936 году. Окончил живописно-педагогическое отделение Пензенского художественного училища им. К.А. Савицкого. Член Союза художников России с 1974 года. С 1985 по 1991 гг. возглавлял Самарскую организацию Союза художников России. Член правления Самарского отделения Союза художников России. В 1975-1977 гг. - главный художник мастерских Художественного фонда, с 1977 по 1983 - директор Куйбышевского Творческо-производственного комбината.
С начала 60-х - участник областных, российских и международных выставок. Персональные выставки прошли в Самаре в 1977, 1986, 2003, 2006 и 2007 гг., Познани (Польша) в 1990 г., Ереване (Армения) в 2005 и Баку (Азербайджан) в 2006 году.
На выставке представлена оригинальная графика, листы в технике гуаши, пастели, сделанные во время поездки на Север: "Дворик Соловецкого монастыря", "Мостик у села Долгощелье", "Белая ночь Долгощелья", "Соловецкий монастырь". "Вид на морской залив", "Во дворе Соловецкого монастыря" 1969 год.
Станислав Щеглов: - В 1969 году я вместе с Вениамином Михайловичем Клецелем совершил творческую поездку на север. Это было плодотворное путешествие с посещением рыбацкого села Долгощелье, Соловецких островов, Архангельска. Я знаю, что по бабушкиной линии мой прапрадед был архиепископом Архангельским и Соловецким, поэтому тема монастырей и храмов всегда присутствует в моем творчестве. Из этой поездки я привез более ста работ. В 1986 г. и в 2006 г. эти картины демонстрировались в Самарском художественном музее. Многие работы из этой серии сейчас находятся в частных коллекциях в Америке.
Светлана Щеглова известна в Самаре как мастер натюрмортов. На ее картинах, представленных на нынешней выставке, мы видим, главным образом, букеты полевых цветов. При этом легкий цветовой флер вокруг ваз с цветами придает живость, и кажется, что цветы только сорвали и поместили в вазы. При взгляде на них, возникает чувство, будто они хранят аромат лугов.
Когда я пишу полевые цветы, я чувствую запах разнотравья, слышу ветер и ощущаю свободу и необъятность природы. Хочется в букетах на моих картинах сохранить это ощущение лета и солнца.
Мой отец - большой мастер графики. С малых лет я видела, как он иглой на цинковой доске процарапывает свои офорты. Скорее всего, это передалось и мне: в своих работах я люблю выписывать мелкие детали каждого цветка.
Отдел семьи Андреевых, Березиных разместили в глубине пространства. Искусство Андреева представили портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые и исторические работы, написанные в разные периоды творчества художника.
Юрий Андреев был человеком многогранного таланта. Живописец, искусствовед, реставратор, коллекционер, старейший преподаватель детской художественной школы, знаток музыки и литературы. Интеллектуал, обладавший глубокими знаниями в самых разных областях. Художник родился и вырос в Самаре, практически все свои работы он посвятил малой родине.
Юрий Андреев окончил знаменитое Пензенское художественное училище им. Савицкого в 1959 году, давшее России немало "замечательных" художников. Затем Андреев получил искусствоведческое образование в Ленинграде, и прошел стажировку как художник-реставратор в мастерских имени Грабаря.
В Самаре Юрий Андреев был тесно связан с молодыми творческими людьми, объединенными вокруг знаменитого ГМК-62- Городского Клуба Молодежи.
Он работал реставратором в Самарском художественном музее, а затем встал у истоков основания Первой Детской художественной школы. Долгое время Юрий Андреев преподавал в детской художественной школе. Сейчас его дело продолжает дочь Ольга Березина. Она художник - портретист, которому нравится видеть в людях их самые лучшие качества, и воплощать в полотнах.
Я выросла среди этого живого, яркого и такого современного прошлого. Любовь и интерес к людям, который неустанно демонстрировал отец, думается, определил, мою склонность к портретной живописи. Он стал моим первым и главным учителем в жизни и в искусстве.
Эта замечательная выставка, с отвлеченным названием "По законам художественного жанра завершилась. И она показала, что дети, которые росли в атмосфере творчества родителей, не остались в тени их славы.
Ведь были в истории искусства династии мастеров, где дети рабски копировали искусство родителей, сохраняя семейное ремесло, стиль, оставаясь, не различимыми друг от друга. В Самаре искусство отцов дало всходы у детей в других видах искусства и творчества. Помогло раскрыться в других жанрах живописи. И это правильно.