Сады моей души всегда узорны, В них ветры так свежи и тиховейны,
В них золотой песок и мрамор черный, Глубокие, прозрачные бассейны.
Н.Гумилев
Семнадцатого марта в галерее Новое пространство стартовал выставочный проект "Её глазами". Цель проекта - показать мир глазами женщины, через призму женского восприятия, помочь консолидироваться женщинам - художницам в мужском мире.
Набухание почек
Выставочный проект "Ее глазами" появился впервые в городе Пенза в 1993 году и в первый раз объединил более тридцати авторов - женщин. За двадцать лет существования, выставки под девизом "Её глазами" побывали во многих городах России. Спустя годы в Самаре решили перенять данную эстафету, привлечь местных мастеров. Самарский вариант выставки несколько отличается от выставок предыдущих лет, и в экспозиционном плане, и в плане формирования контекстных мероприятий в рамках выставки.
Проект получился межрегиональным, так как расширилась география проекта; здесь мастера из Керчи, Казани, Москвы, Оренбурга, Пензы, Самары. Количество художников тоже иное, вместо постоянной цифры тридцать, здесь участвуют двадцать шесть художниц, пятнадцать из них представляют самарскую художественную школу. Каждая экспонирует лишь одну композицию.
Техники и материалы связаны с живописью, графикой, и декоративно-прикладным искусством. Жанры самые различные. Но главное, что отличает женский взгляд, - стремление мастеров избежать деструктивной картины бытия. Только лишь созидательное гармоничное начало одухотворяет искусство участников выставки.
Я отчасти принимала участие в формировании этого проекта. При мне наши самарчанки обсуждали информационные и организационные аспекты этого мероприятия с руководителем галереи, мы вместе обсуждали решение каталога выставки, и я написала вступительную статью к каталогу выставки "Её глазами".
Распускание почек
Задолго до открытия выставки в соцсети "В КОНТАКТЕ" начала работу виртуальная галерея, в которой абсолютно все желающие представили работы в режиме онлайн. Это было здорово, потому что мгновенно происходил обмен опытом, мнениями и замечаниями. Кроме того, три лучшие работы были отобраны для экспозиции 2016 года. И еще особо я хочу отметить положительный факт, на страничке выставки в соцсети выложили архивный материал по истории проекта. Фотографии, буклеты, статьи, интервью с родоначальницами периода девяностых годов.
Цветение
И вот вернисаж состоялся, выступила певица Рената, присутствовали множество нарядных женщин. Праздник получился восхитительный! Началось знакомство с двух небольших портретов: мужского и женского работы Марины Борисовой, мастера из Оренбурга. Женский "Портрет М." неуловимо очаровывает. В нем не видно ни одного касания кисти, кажется, круглое личико соткано из света, оттенок небольших глаз голубоватого цвета подкреплен маленькой круглой бирюзовой сережкой. Ничего индивидуального, нет четкого контура, плотной лепки тела, взгляд глаз модели неуловимо скользит куда-то в сторону, облик возникает в некоем зазеркалье, и все в традициях оренбургской художественной школы. Прекрасный художественный образ!
На вернисаже подошла Елена Вилкова из Пензы. Елена Вилкова в 2010 году награждена Дипломом Союза художников России за успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства России. В 2012 году - она участник фестиваля "Молодая российская культура в Италии" в Венеции. В 2012 году она также участвовала в пленэре Передвижной Академии искусства в Сергиевом Посаде. В своей статье "На нашей маленькой земле" от 2013 года, я писала о ней. Она знакомый мне человек. Потому она поделилась своей радостью. Оказывается, в Пензу приезжали из столицы и отбирали произведения на международную выставку, посвященную 70-летию Победы. И взяли картины лишь у трех женщин художниц. У Елены выбрали натюрморт с русской печью. Вот и подтвердилось предположение о том, что образ отечества может символизировать и русская печь, и каравай хлеба. Елена Вилкова также работает в стилистике пленэрных пейзажей. И ее "Снежный март" с уморительным снеговиком с рядами веточек на голове, как у оленя и алой морковкой вместо носа, невольно останавливает. Вспомнились мгновения забытого детства.
Из знакомых мастеров на выставке сразу же отметила две картины Натальи Сюзевой (Пенза). В Самаре Она представила два полотна: "Садовница" и "Спряталась". Ранее я писала о том, что этот мастер создает особую временную среду, будь это тени из прошлого, сновидения, или образы из сказочной реальности. У нее эффект зазеркалья достигается благодаря сложной живописной технике. И это не пленэр, а сложное решение, в котором отсутствие контуров, легкость цветовых масс, неяркий рассеянный свет придают образам особое очарование. У "садовницы" цветочные обои за спиной оживают, цветы соскальзывают со стен на платье, просятся в ладошку, вовлекают модель в свой мир, и начитают жить в запределье, в отвлеченном пространстве.
Людмила Давыдова из Пензы удивила густой плотностью красочной поверхности гобеленов. А другие гостьи из Пензы, замечательные мастера искусства-Мария Королькова, Ирина Косырева, Людмила Кузнецова, Людмила Маневич, Любовь Чуракова представляли не только искусство пензенской художественной школы, но и выступали в роли учредительниц, основателей замечательного проекта "Её глазами",
Интересная графика Надежды Кормановской (Пенза), тонкая живопись Елены Ермолиной (Казань), Надежды Севериной (Москва), сочная живописная манера Анастасии Калюжной (Керчь), весь этот калейдоскоп произведений наших гостей великолепно дополняли работы наших самарских мастеров.
Рост побегов
Особенность этой выставки состояла еще в том, что в рамках проекта впервые организовали пленэр для художниц по историческим местам Самары. Пленэрные работы составили дополнительную часть в основной экспозиции - "выставка в выставке". Жители нашего города, наверно, не раз в течение трех дней встречали женщин в рабочих фартуках, живописующих улицы Самары. И позже в зале галереи зритель увидел живые непосредственные зарисовки, наброски, этюды на пленэре. Какие же они были легкие, непосредственные, сочные! Запечатлевшие переменчивые три дня марта в Самаре на пленэре. Помимо пленэра, организаторы выставки пригласили на занятия, мастер - классы по живописи, батику, декупажу, изготовлению декоративной бумаги.
Рост и развитие плодов. Цветы Живерни
Мне посчастливилось попасть на встречу с Надеждой Севериной (Москва).
Она взволнованно и эмоционально рассказывала о пленэрах в России и международных пленэрах в США, в Китае. Заинтересовал рассказ о поездке в знаменитый сад Клода Моде в Живерни, во Франции.
Мало кто знает, что после смерти Клода Моне в 1926 году его сын Мишель унаследовал дом и сад в Живерни. Он там не жил, так как после Второй мировой войны усадьба в Живерни пришла в упадок. В 1966 году Мишель Моне предал ее Академии изящных искусств. В 1977 году Джералд Ван дер Кемпбел назначен куратором Живерни. Андрэ Девиле и знаменитый дизайнер Жорж Труфо помогли ему восстановить сад во всей его красе. Почти десять лет потребовалось, чтобы вернуть дому и саду его былое великолепие.
Весь сад Моне разделен на клумбы, где цветочные заросли за счет разной высоты создают объем. Фруктовые и декоративные деревья возвышаются над вьющимися розами, шток-розами и рядами радужных однолетников. Моне смешивал простейшие цветы (ромашки и маки) с самыми редкими сортами. Весь сезон цветут розы, а в конце лета аллеи оккупируют настурции.
Клод Моне не любил распланированные или сдержанные в цветочном буйстве сады. Он высаживал цветы в соответствии с их оттенками и оставлял их расти совершенно свободно. С годами он больше увлекался ботаникой, обменивался растениями с друзьями. Постоянно искал редкие сорта, покупал их за очень существенные суммы. "Все мои деньги уходят в мой сад", говорил он. Но можно было услышать и это: "Я в полном восторге от этого растительного великолепия". Участок перед домом, который просматривался из окон, художник превратил в цветочную палитру, смешивая и подбирая краски. В саду Моне пестрый ковер из цветов разделен прямыми дорожками, как краски в коробке. Моне писал цветы и рисовал цветами. Он как истинно талантливый человек был и великим художником, и выдающимся ландшафтным дизайнером. Садоводством он увлекался очень серьезно, покупал специальные книги и журналы, вел переписку с питомниками, обменивался семенами с другими цветоводами.
Кстати, Надежда Северина на выставку представила диптих "Лотосы". Его характеризуют высветленные оттенки зеленого и синего в изображении укрупненного фрагмента природы. При взгляде на него, невольно вспомнились "Кувшинки" К.Моне. В этом диптихе соединились отзвуки сада Клода Моне в Живерни и эстетика пруда лотосов из Китая. На самом деле она писала "каспийскую розу", лотосы астраханского заповедника. Вот так все переплелось.
Вызревание и собирание плодов
Конечно, много слов можно было бы посвятить произведениям художниц из Самары. Ранее я написала несколько восторженных статьей о творчестве А. Сливковой, А. Самаринкиной, Н.Шепелевой, Е.Макеевой. Теперь особо хочется написать о технике горячей эмали и двух мастерах из Самары, об Ирине Елизаровой и Дине Богусоновой. Эти талантливые женщины от выставки к выставке не устают восхищать меня. Кажется техника работы с металлом, с огнем, обжигом, с молотком, паяльной лампой, горелкой, с окислами металлов, с эмалями, присуща мужским рукам. Ирина Елизарова представила триптих с прорезной эмалью "Время странствий". Она использует для художественного эмалирования высокий рельеф металла, сквозную фигурную резьбу. Здесь эмалевое покрытие повторяет форму металлического изображения, выступая как поливная глазурь. Эмаль в процессе обжига плавится и, ложась тонким слоем на выступающие поверхности, стекает в углубления, заполняя их более плотной массой. Это усиливает контуры рельефа. Металлическая основа для рельефа у Елизаровой состоит из листов меди.
Дина Богусонова выставила два панно "Древо жизни", "Плоды", Композиция "Плоды" представляет веточку дерева граната, выкованную из меди, на ветке есть бутон и плод с листочками. На каждом листочке в технике расписной эмали даны темы материнства и игры с детьми. Ветка с листочками колористически сдержана, и настолько оригинальна, что зрителю остается только удивляться и рукоплескать. Работы этих двух авторов интересны по композиции, точно выверены в цвете, изысканы и поэтичны по замыслу. О сложном непросто рассказать. Надо увидеть.
Листопад
В целом, весенняя выставка "Ее глазами" производила впечатление яркого живописного сада. А художницы в этом саду словно садовницы высаживают в сад разнообразные цветы - свои картины, гобелены, керамику.
В своем изначальном значении образ сада воплощает образ божественного мира, отделенный от недружелюбного человеку пространства. И вот этот живописный сад представляет нам все, что радует человека, - деревья в их разнообразной поре, реки, цветы и птицы, наполненные красками и благоуханием, плоды земли, музыку, плюс радостные лица людей, женщин и детей. Иными словами, красочный сад, созданный женщинами из образов природного и человеческого бытия, и как бы представляющий жизнерадостную картину мира, услаждает на выставке "Ее глазами" все пять чувств. Он становится буквальным воплощением понятия "культура" в его первом первозданном значении ("culturа" - "возделывание").
Для женщин - художников искусство - это благодатный материал, изначально живописный, позволяющий во время творчества отдаться экспериментальному восприятию мира, раскрыть во всевозможной полноте его чувственную и видимую красоту. Проект чрезвычайно результативный, интересный, перспективный и консолидирующий женщин.
"На моем иконостасе - Солнце, Звезды, и Луна, Колос, цвет в расцветном часе, и красивая Жена. А еще в плодах деревья красят мой иконостас, Ширь пустынь, ключи, кочевья, звездосветность ждущих глаз ..." (К.Бальмонт)