Чернова Валентина Алексеевна: другие произведения.

1.Пленники искусства

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мемуары о художниках Самары.

  ПЛЕННИКИ ИСКУССТВА ГЛАВА 1
  В мастерской художника
  
  Познакомились.
  
  Наша первая встреча состоялась в 1978 году, когда я только начала работать в художественном музее. Тогда выставки куйбышевских художников устраивались в зале на улице Молодогвардейской, напротив цирка. Как-то декабрьским днем я зашла взглянуть на экспозицию, познакомиться с художниками. Сейчас трудно припомнить все выставленные работы, но три портрета ошеломили сразу - "Гуля", "Портрет девочки с яблоком", "Портрет молодого человека". Надпись гласила: И.В.Карпунов.
  Там было все: Чувство счастья, покоя было явлено в них. Скупой язык рисунка, слаженность, и выверенность композиционного строя, и яркая красота живописных плоскостей, зачаровывали, останавливали.
  Понимая, что в данных работах художник выразил свое мировосприятие, стремление к гармонии, я захотела с ним познакомиться более коротко.
  Время было голодное, на хорошую качественную духовную пищу. Особенно после пяти лет обучения в Ленинграде, когда каждый день Эрмитаж или Русский музей, а каждые три дня Мариинка... Особенно голодно было в первые пять лет пребывания в Куйбышеве. Город закрытый, все культурные учреждения страшно разобщены, хорошие книжки распределялись по блату. Именно голод по чему - то искреннему привел в мастерскую к Ивану Васильевичу Карпунову.
  Кирха, декабрь, слякоть. Мастерская на втором этаже, на хорах.
  Вдоль стен стоят картины, На полу под мольбертом Бугрятся комья краски, Стекшей с полотен, Темно, и промозглый холод, пахнет гипсом, мочой, жареным гусем, А лесенка тащит на верх, и черный дощатый пол не мыт со времен революции. А молчаливый хозяин встретил внимательным взглядом.
  К кирхе вели, по сути дела все центральные улицы в городе, От Красноармейской - все с революционными названиями - Молодогвардейская, Чапаевская, Фрунзе, они перекрещивались с писательскими- с улицей Толстого и Некрасовской; по ним можно было дойти до главной - Куйбышевской.
  Большая, на тугой толстой пружине дверь, тесный проход во внутрь храма, да никто тогда его не воспринимал, как храм, справа лестница на хоры, под лестницей ведро для отправления нужды, с тяжелым аммиачным запахом. Когда я поднялась, хозяин стоял и глубокомысленно рассматривал холст на мольберте. Ступеньки сильно затрещали, а, взглянув и услышав мою фамилию, он подошел близко и спросил неожиданно для меня о здоровье моего родителя. Улыбнулся. Оказывается, мой непоседливый папашка, побывал и здесь.
  Он оглянулся в движении своем, и я увидела еще одного посетителя, молодого бородатого человека, с длинными темными волосами, расчесанными на прямой пробор, с лицом, которое ничего не выражало.
  - Молодости свойственны поспешность и категоричность, поэтому я сразу же предложила себя в качестве модели - позировать для портретов. Договорились встречаться один раз в неделю.
  -Я хочу! Хочу вам позировать, я в восторге от Ваших полотен. Эта девочка с яблоком!! Она такая!
  Иван Васильевич выглядел спокойным, только настойчивые глаза жили отдельной жизнью.
  На другой день я поспрашивала о Карпунове музейщиков, ведь он уже тогда был на седьмом десятке лет. Как его знали? Точнее не знали. Никто даже его толком не представлял. Как будто и совсем его не существовало. Правда, в молодежном объединении КОСХ, в зале производственного комбината, молодые художники сходились у столов с планшетами и про всех сплетничали.
  В то время у И.В. Карпунова был ученик - Сережа Кутяков (1947- 1998?). На областных выставках иногда появлялись его натюрморты, с изображением радиоприемника "спидола", - символом эпохи транзисторов. Лаконичные, упрощенные, словно лоскутное одеяло из квадратов и прямоугольников. Авторитетов в городе было много, и С.В.Кутяков периодически менял свои приоритеты, от реализма бросался в примитив.
  Сережа Кутяков был уверен, что И.В. (Иван Васильевич) молод душой и добр, другие ребята думали - что раз И.В. нигде не учился, то не авторитет, он просто стар и глуп, а один знакомый искусствовед язвительно проронил:- СОКОЛ НА КОМОДЕ.
  Но тот молодой человек с лицом из картины "Явление Христа народу", Анатолий Гунько (1954-1998), другой ученик И.В.Карпунова он, едва я вошла, воинственно встретил меня, он - то был уверен, что И.В. -дряхл, глуп, но гениален. Тогда при нашей первой встрече он настаивал на том, что нехристей, таких, как я, надо гнать в шею, Он до того разгорячился, возвысив голос, что ветер стал гулять по мастерской, дуть в глубокие черные щели на грязных досках пола и шевелить лохмотья паутины в темных углах. Он не скрывал своей неприязни ко мне, так был обеспокоен тем, что его Учителя могут переманить.
  Вообще-то все художники, жили обособленно, мало общались. Внизу, огромное пространство занимали форматоры,- масса гипса, цемента и странные сверхествественные фрагменты отдельных памятников эпохи социализма; в алтарной части храма находилась керамическая мастерская В.А.Свешниковой, как-то я застала ее; она сидела за своим гончарным кругом.
  Анатолия Гунько я видела раньше, - на портрете с выставки работы ИВ. Хорошая была работа, где она, кто знает? Этот бесспорно интересный художник проявлял в своем искусстве черты некрофилии - всегда, писал покойников в гробиках, утопленников и висельников. К сожалению, он умер в 1998 году от передозировки наркотиков.
  
  В Союзе всегда существовала разобщенность, - даже в отдельных гнездах мастерских (возле "Шанхая", или у кинотеатра "Старт", или ресторана "Океан"), - художники работали, закрыто, обособлено. Увидеть всех сразу, можно было на вернисаже, или на обсуждении... Тогда полагалось их делать.
  Примерно через месяц, в выставочном зале в "Шанхае" назначили на вечер обсуждение выставки портрета. Зал был напротив цирка, по пути ко мне домой. Я тогда жила в гостинице "Цирк".
   Мы собрались в небольшом пространстве, где было полутемно, горели люминесцентные лампы, стояли выставочные щиты на "курьих" ножках и цементный пол белел кусочками мраморной крошки. Художников было много, почти все незнакомые, кроме членов Молодежного объединения: Андрея Кондрашова (г.р.1952), Алексея Бандуры (г.р.1952), Юрия Скачкова (г.р.1952), Евгения Бутенкова (г.р.1951) Они все сгруппировались вокруг В.З. Пурыгина (г.р.1925), только что приехавшего из Москвы.
  Шел 1979 год. В зале пахло продуктами, рядом находился магазин "Продукты", стеклянная дверь была приоткрыта, и ветер-сквозняк гнал из ресторана "Нептун" аппетитные рыбные запахи. Мы сидели на банкетках и рассматривали друг друга. Руководитель нашего объединения - кудрявый и красивый И.Е.Комиссаров (1929-2009) слегка заикаясь, начал обсуждение. И.Е. всегда по - отечески относился к молодым, поэтому, обращаясь именно к нам, многозначительно отметил важность портретного жанра и настойчиво призвал всех не игнорировать его. Художники либо слушали, либо переговаривались друг с другом, а кто-то делал наброски с натуры.
  Потом дали слово молодому искусствоведу. Это было похоже на вызов к доске в школе. Назвали фамилию, все сидят, а я, стоя на холодном полу, переминаясь с ноги на ногу, стояла, глядя в незнакомые лица, и мучительно долго подбирала слова, чтобы в нескольких предложениях выговорить только одну мысль:
  - Понимаете! Вот тут на этой выставке есть много хороших портретов. Одни изображают ударников Социалистического труда - документально! Здесь есть портреты мотогонщиков в инопланетных шлемах, Я назвала их - "спортивные портреты". Есть замечательные рисунки - портреты студентов. Но у всех у них - одна цель, быть актуальными сегодня, здесь и сейчас...
  Здесь на выставке есть только один художник, для которого вопросы формы важнее всего. Он ставит задачу создать не физиономический портрет, а художественный образ вне конъюнктуры и актуальности, тот образ, где частное растворено, в общем, и спрятано на плоскости и цвете.
  О, художники. О, люди! После моей длинной тирады о проблеме художественного образа, я стояла растерянно, не зная, чем успокоить их, этих хороших людей, понимая, что обидела их.
  Стояла тишина.
  -Внимание! - сказал тихим вкрадчивым голосом В.З.Пурыгин.
  - Я обращаюсь к молодым, И.В. стар, у него своя дорога, он сам выбрал ее. Но вы, если не хотите потерять мое доверие к вам, и если вы все хотите стать профессиональными художниками, - запомните: никто не должен брать пример с И.В. и учиться у него!! Он произнес это угрюмо, со скрытой угрозой в голосе. И тут я посмотрела на И.В. и увидела его. Не припомню что, какого цвета была одежда не нём, но это всегда были пиджак, и рубашка, заправленная в брюки, - все до крайней степени заношенное и покрытое многочисленными мелкими пятнышками масляной краски. В тот момент, сидя посередке банкетки, после слов В.З., казалось, он и не сидит вовсе, а висит над полом, опустив седоватую голову, чему-то улыбаясь и пристально разглядывая белые кусочки мрамора в цементном полу, он изо всех сил сохранял приветливую улыбку на лице. Рука его коснулась кармана, нащупывая коробку папирос и спички. Видно, ему хотелось встать и выйти, но он устоял.Мягко сутулясь в своем стеснении, он глядел в пол, а я всматривалась в глаза и не находила поддержки.
  - Да что это такое твориться!! Что такое? Вскричал разгневанным голосом невысокий полнотелый мужчина. Работаешь, работаешь, мучаешься. Он достал из бокового кармана вязаного пуловера мятый платок и тщательным образом протер свою рыжую редеющую лысину. Он сильно был взволнован.
  - Приезжают всякие соплячки откуда-то, выскочки, та припечатывают тут честных людей. И еще, - он прибавил,- я и не думал, что художники, находящиеся здесь, способны спокойно слушать весь этот вздор про художественный образ.
  О, гневный дяденька! Я и не знала тогда, что это был Василий Егорович Панкратов (1928-2001) - маститый портретист. Я чуть не плакала , была растеряна, и никто не заступился за нас с И.В.Я посмотрела искательно всем им в глаза. Глаза были и серые, и карие, и безучастные и насмешливые, но все за полосой отчуждения. А мне хотелось сказать им всем: - Дайте время, потом видно будет, кто из нас прав вне регалий и званий.
  
  Так мы с И.В. оказались в одной команде.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) А.Минаева "Академия запретной магии-2. Пробуждение хранителя"(Любовное фэнтези) Д.Деев "Я – другой 2"(ЛитРПГ) Э.Черс "Идеальная пара"(Антиутопия) А.Гришин "Вторая дорога. Выбор офицера."(Боевое фэнтези) Е.Шторм "Чужой отбор, или Охота на Мечту"(Любовное фэнтези) С.Панченко "Warm"(Постапокалипсис) А.Демьянов "Долгая дорога домой. Книга Вторая"(Боевая фантастика) А.Емельянов "Последняя петля 2"(ЛитРПГ) Н.Видина "Чёрный рейдер"(Постапокалипсис)
Хиты на ProdaMan.ru Королева теней. Сезон первый: Двойная звезда. Арнаутова ДанаЧудовище Карнохельма. Суржевская Марина \ Эфф ИрОтдам мужа, приданое гарантирую. K A AПодари мне чешуйку. Гаврилова АннаСлепой Страж (книга 3). Нидейла НэльтеЗолушка для миллиардера. Вероника ДесмондТайны уездного города Крачск. Сезон 1. Нефелим (Антонова Лидия)Волчий лог. Сезон 1. Две судьбы. Делия РоссиОфсайд. Часть 2. Алекс ДОсвободительный поход. Александр Михайловский
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
С.Лыжина "Драконий пир" И.Котова "Королевская кровь.Расколотый мир" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Пилигримы спирали" В.Красников "Скиф" Н.Шумак, Т.Чернецкая "Шоколадное настроение"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"