Обычно его никто не читает. Пыталась не писать, но потом возникают разные разности, отчего объяснений потом набиваешь на клавиатуре какое-то количество раз, заметно отличное от нуля..
Дорогие участницы! Финалистки! Я вас люблю и уважаю. Честно-честно. Я - бяка и бука, но ваши личности люблю и права уважаю.
Но вот тексты ваши, они как бы и не совсем личности, верно? А раз они не совсем личности, то и прав у них не совсем есть. Или даже - совсем не есть. Короче говоря, нету! Записываем на транспарант:
Прав личности тексты не имеют.
*Засучивает рукава*: можно, я лягу их немножечко поколочу?
Вы мне потом отомстите. На досуге как-нибудь. В меру собственной испорченности.
А потом мы все вместе отправимся пить чай. Или кофе. Или молоко... Гостиная большая, плюшек по случаю напекла много.
Короче, пусть только попробует кто уйти обиженным!
1. Горка
Рассказ о детях и детских отношениях. Дети - тема выигрышная, потому что все мы родом из детства, всех нас такая тема цепляет, на том мир стоит. Но.
Но - огромное и жирное. О детях надо писать со всей ответственностью Автора перед читателями. Целевая аудитория данного рассказа какова? Дети? Им этот рассказ противопоказан. Взрослые? А вот взрослым - мне!- многое кажется здесь недоработанным, многое вызывает недоумевающие вопросы.
Главный герой - положительный? Но как примерять его жизнь на себя, если он совершил подлость и воспринимает эту подлость настолько отстраненно, что оторопь берет? Если он отрицательный - где харизма и незавидная судьба злодея? Если он обыкновенный соседский живой паренек, то почему нет вовлечения в этот ребенковский мир? Я вижу ситуацию извне, не изнутри. Несмотря на первое лицо главного героя. Вы рассказываете, автор, вы не показываете. Картинки нет, мир не оживает. Это - воспоминания взрослого, рассказанные взрослым же языком. Девочка в нерешимости стояла на самом верху. Так подумать и написать мог только взрослый. Обратим взор на классику детской литературы - Денискины рассказы. Какой там слог, какой стиль, как разговаривают дети? Сама канва событий - какова? Разница очевидна.
Вывод из рассказа - каков? Что решит для себя ребенок, прочитав этот рассказ? А что решит взрослый?..
Взрослая-я решаю: идея вечна, но оштампована и подавать ее надо было не в лоб и не по лбу да плюс не помешало бы вдохнуть живого чувства...
2. ЖУРАВСКИЙ И ЧАПЛИНА
Раз в месяц, в вечер, следующий перед ночью с пятницы на субботу, Игорь Сергеевич Журавский с предельной тщательностью моется в ванной. От спотыкаюсь я всегда на таких фразах. Текст должен вовлекать сразу, он должен врываться, похищать, поражать. А тут думаешь - какой там вечер перед какой ночью следует и зачем с предельной тщательностью мыться в ванной. Почему не в душе? Не в тазиках? Тупим, короче.
Второй абзац рассказывает о внешности героя. У, как все запущено! Галстук, ради надевания которого... Нора Галь плачет, и я вместе с нею.
Имхо, текст перегружен. Детализация в ущерб действию. Да-да, я и про "опрастываться рядом с чумной стенкой" тоже.
Тяжело читается, тяжело воспринимается, финал - безысхода.
3. Подарок
Снова о детях. Снова о школе. И снова - о чем рассказ?
О том, какие плохие дети в московской школе, из-за украинского акцента новенькую дразнят. И как альфа-раскрасавица эту украинку подставила с днем рождения.
А сама новенькая? Положительный герой? Да ничуть! Она не видит ничего вокруг, кроме собственного я. И к Лене Коровиной прибилась только и исключительно потому, что та ее еще не предавала. Предаст Коровина новую подругу или нет - я не знаю, а вот подруга - легко. Как только перестанет нуждаться в поддержке.
Здесь та же проблема, что и в Горке: недостаточно раскрыты образы героев. Аня - кто? Злодейка или просто рассеянная, избалованная вниманием любимица? Лена Коровина - кто? Добрая, не от мира сего, или просто заторможенный флегматик, которому все пофиг? А Марина - кто?
Финал оборван, но за финалом я вижу предательство Марины, которая ради дружбы с анями и сашами на все пойдет, и флегматичную отстраненность Лены, для которой очередное предательство - просто обыденность, и другой у нее уже не будет.
Вообще, тема "новичок, не принимаемый коллективом", изюзанна настолько, что добавить сюда что-то свое - это надо очень и очень постараться. Стилем. Погружением в атмосферу. Самой историей. И моралью, поданной не жестко в лоб и даже не по лбу, а так, чтобы читатель принял ее, мораль эту авторскую, за собственные свои мысли... Первое что на ум приходит - фильм "Чучело". С Кристиной Орбакайте в роли Лены Бессольцевой. Вот... вот это переплюнуть... сложно. Не получилось.
Грустно, в общем. Грустная история.
4. Звуки тишины
Жутик. И пробирает жутью - как и положено порядочному хоррору - уже под самый конец. Когда догадываешься о природе главного героя.
Когда впускаешь в себя всю эту жуть... спасибо, автор! Это надо было суметь - заставить меня услышать тишину с запахом гари...
Кукла
Первые строки рассказа - о девочке, которой не купили куклу. Ну, вот опять, подумала я. Детство - волшебный мячик, но зачем превращать его в тяжелую гирю?
А нет, рассказ все-таки о другой девочке... Да, в каждой из нас живет кусочек темной комнаты, в которой сидит, обхватив коленки, испуганная маленькая девочка. Мне кажется, рассказ именно об этом. О том, что Марина не то, что не повзрослела - она вообще не хочет взрослеть. Все ее проблемы решает за нее кукла. Придуманный друг, который не должен предавать. Он и не предает, предают - его. Символический такой символ - взять и отнести к помойке. Чтобы там нашел будущий возможно-муж.
Что мне нравится - разговоры с куклой, быт этого одиночества прописаны настолько зримо - аж спина ежится. Знаем, плавали. Когда совсем одна, и не просто одна, а вообще одна. И даже прошлого не было (рискну предположить, это образ сам так рисуется - Марина еще не была с мужчиной ни разу, не сложилось, возможно, в юности была слишком закомплексованной хорошим воспитанием, то есть, даже поцелуй - только в щечку, что уже там о веселой студенческой связи с невеселым расставанием... )В общем, картинка есть.
Что не понравилось - образ мужчины вообще не прописан. Это какой-то отвлеченный силуэт, даже без запаха, не говоря уж о цвете. И финал... слишком хеппиендовый... и непрописанный.
Киара - путь к звездам
Оэ, космоопера...
Я в этом почтенном жанре ценю действие, действие и еще раз действие. Чтоб плазмоганы и звезда смерти. Чтоб интриги. Чтоб пиф-паф ой-ей-ей - подыхает вражик мой... Как-то так.
А у вас начинается - Меня зовут Киара... Моя семья... Мы живем... В семье у нас n детей... Мое детство Паспортные данные какие-то.
У, принц, у, император.... У,у,у! Зачем и при чем тут задворки галактики? Хватило бы уездного городка на одной шестой части земной суши...
и после этого... кхм, бала, гг поступает в высшую школу геометрии и архитектуры? Ой... Геометрическая живопись - это одно, а вот сопромат (содрогается) - это... это сопромат! Так она куда поступила-то? В школу геометрической живописи или все-таки в архитекторы? Первое - охотно поверю, второе же... там сопромат (содрогается еще раз), а гг свободна от родителей и родительской мошны.
Чешет репу. Чего-то в этом есть. Зерно какое-то. Но рассказ от того зерна просто по швам трещит.
Понимаете, все эти звезды и исследования новых миров - это просто декорации. Убери их, поставь другие - скажем, двор российского императора как центр Галактики, и, допустим, Якутское королевство - как его окраины... ну ничего жеж не изменится! Абсолютно. Потому что не сюжетообразующее оно. Это главный минус рассказа. А вы читали 'Ярость' Генри Каттнера?
У, почитайте. Там тоже аристократия голубых кровей была - бессмертные правители подводных башен. Чем-то ваш рассказ напомнил, не знаю чем...
Ладно, отвлеклась. Простите за много букв, вот основное впечатление: в рассказе явно кое-что есть, но ему объема мало. И принцев бы с императорами куда-нить бы деть...
Последняя хризантема
Ах, как важна первая фраза текста! По ней иногда огромное впечатление возникает. Первые фразы, случалось, цепляли и топили читателя с головой. Но чаще всего они действуют ровно наоборот. Я всё поняла в тот день, когда он не подошёл к телефону. И все ясно сразу же - в рассказе меня поджидает несчастная любовь.
Любовь пенсионера и 17-летней школьницы, познакомились в интернете... Девочку избил отец, кстати говоря, когда узнал, с кем она в реале встречается. Характерный штрих. Дальше эскалация буйных чувств в худших традициях мыльных опер. Жена пенсионера картинно травится на глазах у девочки. Девочку выгоняют из школы. Родители устраивают дочке бойкот... И девочка так отстраненно об этом рассказывает. Так спокойно. Повествовательно...
Каждому пункту - не верю, не верю, не верю.
авторское же 'Кто сказал, что любовь - это секс?!' настолько... настолько... даже слова не подберу... пафос? Да нет, это уже за гранью пафоса. Ну нельзя так, ей-право! Надо эту мысль так вплетать, чтоб читатель сам ее породил. А тут пихают в рот, предварительно зажав прищепкой нос и защелкнув наручники к батарее.
Вот был тут на ВК такой рассказ, Памяти Оталоры назывлся. Кажется, на ВК-2... Тоже о любви юной девушки к пожилому Мастеру. Почитайте. Там все иначе. Почитайте! И - попробуйте написать лучше (я не издеваюсь, просто вижу, что потенциал у вас есть, как бы там ни было).
Драконий ларец
Ах, волшебная семейная история. А знаете, нравится. Чегой-то в ней этакое... И юмор есть, ага, ценим. Твоему отцу палец в рот не клади - поместит на одном из своих счетов под большие проценты. Как представила... дооолго смеялась.
Не, чем дальше, тем чудесатее и смешнее. Даже спойлерить не хочется... Просто смеюсь. По доброму, без желания оторвать автору какую-нить часть тела... Это у меня редко бывает.
Да. Прочла до конца. Да, с удовольствием перечитаю еще. Внимание к мелочам, к деталям, живые разговоры, сами события... Сказка с реальностью переплетены прочно и точно. Наш мир в бликах фантазии, авторская фантазия - в бликах нашего мира, и теплый огонь в очаге...
Спасибо, автор!
Эта странная Игра
Позабавила история. Чем-то напомнила фильм Джуманджи - Игра, в которую завлекли гг, так же непредсказуема. Но не настолько опасна, хотя... кобра на сушке, как игровое задание, это да. Это впечатлило.
Юмор по тексту - оценила. Финал - хорош, хорош.
Неплохо.
Призвание Тимофея
А не прост рассказ! Затягивает незаметно... читаешь с интересом.
Что безусловно нравится - тесное сплетение фантазии с нашей реальностью. Мальчик Тимофей живет в нашем мире, как все. Но вот снисходит на него. И... и все меняется. Полностью, бесповоротно и навсегда.
Атмосферный такой текст, ровный, но значимый.
Полное погружение, ценю.
Финал чем-то 'Остров' напомнил. Правда, тут страстей таких, как в 'Острове' нет, но и форма-то - не кинороман, а рассказ!
Хороший рассказ, спасибо.
Замок из песка
То еще приключеньице - остаться в чужой стране с двумя маленькими детьми без ключа от квартиры, без денег, без знания языка... Живо так описано, подетально, будто сама там побывала и испила этого отчаяния...
Но финал смущает. Как-то слишком уж... я понимаю, что жизнь и не такие фортели способна выкинуть, но жизнь - это одно, литературный рассказ - другое. Часто не удается переложить жизненную историю так, чтобы вредные читатели не крутили носами и не пищали, что вот, мол, не верю...
Я верю в историю, я верю финалу, но. Но царапает что-то, не дает покоя. Как-то... в технике исполнения что-то не так, что ли... а что, сама не пойму.
А так, в целом, неплохо...
Один день из жизни
Очень грустный рассказ-жальнАя. Играет на чувствах, да. Стиль неплох, неплох, чего там. Живо так все, образно. И безысходно.
Вот только... с некоторых пор очень не люблю, когда меня пытаются брать за гуманизм. Особенно по вечным темам - дети, старики...
Исходя из опыта. Сын не забрал старика к себе - почему? Ну, можно отговариваться чем угодно. Я - забрала. Живем теперь. Тяжело старому человеку в другом доме, чего там. Проблем, достаточно специфичных проблем, хватает. В рассказе сын - этих проблем и испугался. Так проще. Я себе, а старик-отец - себе. Ну, вот не хочет он ко мне переезжать! Упрямый. Вредный. Точка. И хворая совесть успокаивается...
А старик, каждый вечер остающийся в полном одиночестве, в один из таких вечеров умирает. Был бы кто рядом, может, успел бы спасти. Но никого нет. И жизнь эта никчемная, цепляться за нее незачем... Старик уходит к жене... А сыну потом с этим жить, долго и навряд ли счастливо. Сын ведь не сможет уже сказать себе: я сделал все, что мог. Вот я - смогу, а он - нет... Жаль их обоих до слез.
От рассказа веет морозной безысходностью. Талантлива автор - сумела это не просто показать, а обмакнуть с головой...
Земля и Воля
Это чего-то... с революцией связано. Ассоциация такая. В гугль не полезу, он мне нарасскажет всякого, а я сначала хочу текст послушать.
Ух ты, АИ и попаданка из нашего мира в тот, предшествующий революционному Октябрю! Я... в восторге.
От детализации. От потрясающей атмосферы рассказа. От образа Анны Васильевны. От самой ситуации. От того, как это все получилось сплести в один ком тугого чувства! Тут все. Любовь - к мужчине, к ребенку, к Родине. Патриотизм - такая тема сложнейшая, но у автора получилось пройти стороной от неумеренного пафоса, лозунгов и слезодавильни. И вообще, как оно все передано... на живую... вот просто веришь - да, это было, было, было в анналах нашей истории. Автор, а вы не в родстве ли с главной героиней? Че-т в голову стукнуло - а вдруг... Откуда тогда сама история? Переданная по наследству, не иначе...
Финал оставил непередаваемое чувство светлой печали.
Отчаянно завидую мастерству автора. Обязательно приду потом знакомиться.
Нуволера-Нуволенто
Читала раньше... Милая история-зарисовка из жизни заграничных мигрантов. Начало цепляло атмосферой, но потом пошло по накатанной дорожке... я ожидала бОльшего накала чувств, но в целом получилось неплохо. Атмосфера передана, случай этот, что позволил им встретиться... ведь все могло быть иначе и на таком тонком волоске висело... так бывает только в жизни.
Неплохой рассказ.
Тайны горы Энзел-Ту
Жутенькая история, мороз прямо по коже. Вот так захочешь перед девушкой выпендриться, ну там замуж картинно позвать в пещере заклятой горы. И все. И девушки не станет и тебя, дуралея. Четко показан выбор: или ты или жизнь любимого. Римма выбирает второе. Максим ее не бросает - ценю. А то ожидала, что бросит и не найдет - это-то бы рассказ и убило. Но вышла прямо лебединая песня, трогательная и печальная.
Красивая быль, напоминающая сказы Бажова о хозяйке медной горы. Ничего лишнего, все работает на сюжет. Дух горы, он такой, осязаемый, скажем так. И даже пассаж о смысле жизни - как правильно и грамотно вклеен!
Неплохой, в общем, рассказ, понравился.
Эра моего одиночества или Эклеры
Хорошо, что такие эры иногда заканчиваются так внезапно и непоправимо! Добрый, славный рассказ. Зимний, но веселый. Самоирония главгера трогает донельзя.
Читала и улыбалась - ироничный образный язык текста подкидывал картинку за картинкой. Ну вот например:если тебе повезёт, и переполненный кабачок маршрутки не пронесётся мимо, словно ты предмет неодушевлённый, и ты успеешь на электричку и не окочуришься, пока она дотрусит тебя до станции "352 км". Знакомо, ага? Знакомо, и еще как! И там таких картинок по тексту много рассыпано.
Ну что, уехал из промороженного чертовым ЖЭКом дома к себе на дачу - там хоть печку затопить можно. И баню. Да заодно уж и будущую жену, если повезет, встретить! Свадьбы в финале нет. Но это в тексте. А в жизни - будет!
Подводя итоги:
Безусловными лидерами стали для меня
Земля и воля. Первое место безоговорочно. Рассказ пронзает насквозь. Спасибо автору.
Звуки тишины Качественный ужастик. Я боялась, безусловно. Морозом таким продирало по хребту, да.
Драконий ларец Просто замечательная вещь!
Девчата! Финалистки! Я вас там, выше, почти всех изругала. Но вы на это плюньте. Следующие ваши тексты будут лучше предыдущих. Честно-честно. Сами увидите. Успехов.
А, обещала же коф с коньяком. И плюшки. Вот *ставит чайник* милости прошу.
PS: Месть складывайте во-он в ту коробочку на полке с цветами...