Чиганов Константин Андреевич : другие произведения.

Слово о киногероях

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О бедных киногероях замолвим слово...стандартные киноконсервы любимых фильмов


Константин Чиганов

СЛОВО О КИНОГЕРОЯХ

   Сей материал далеко-о не первый на эту тему. В основном, правда, злобные зрители изгалялись над штампами голливудской продукции. Теперь, когда наш кинематограф, задрав штаны, бежит за Голливудом, мы можем рассматривать и его персонажей в подобных типологиях.
   Итак, "кто говорит - плагиат, я говорю - традиция!"
  

Главный герой

  
   1. Спецназовец-супермен. Ветеран дюжины войн. Крут, как коктейль из соляной кислоты с кипятком. Владеет всеми видами боевых искусств, стреляет или ездит на всем, что имеет ствол или колеса (винты, реактивные двигатели, фотонные отражатели етс.) Говорит мало, но хорошо и веско, стоя над трупами врагов. Недурен собой, но одинок - жена или ушла, или погибла от рук злодеев. Злодеев он или покарал, или покарает в фильме, и тогда содрогнутся даже камни. Если фильм голливудский, то частенько из родни остается симпатичная дочь, которая вечно влипает в дерьмо, и ее приходится спасать. Герой квасит по-черному (сохраняя отличную координацию и реакцию), нарушает закон (если он коп), ругается отчаянными словами и часто бреет голову налысо, чтобы скрыть залысины. Как правило, в наших фильмах это Куценко. Наш боевик без Куценко вообще странное и невообразимо редкое явление.
   В финале фильма нежная душа героя таки проявляется. Обычно в слезах при виде спасенной дочурки, или выжившей хромой собачки, при этом герой аккуратно вытирает ноги от крови о прическу поверженного злодея. Зритель легко понимает, как, в сущности, добр и чуток наш любимец, тяжкой судьбиной вынужденный топить и сжигать мерзких злобышей.
   (Образцы: "Коммандо" и любой "Крепкий орешек")
  
   2. Гениальный молодой ученый. А) Предсказывает глобальный кирдык. Б) Спасает мир от глобального кирдыка. В процессе находит истинную любовь. Менее боевит, зато берет мозгом: легко подбирает 100-значный пароль за 10 секунд. Способен заразить компьютерным вирусом инопланетный корабль, если Родина (и Президент) прикажут. Приятно удивляет зрителя: внезапно с каких-то грибов оказывается, что волосатый ботаник недурно стреляет и дерется ногами. Иногда темнокожий по политкорректным соображениям. Обычно пафосен до рвоты в кинозале.
   (Образцы: "День независимости", "2012" и еще куча фиьмов)
  
   3. Бедный разведенный лузер. Спасает себя, бывшую жену и (как правило) общих детей от глобального кирдыка. В процессе совершает разные подвиги самоотверженности. Заодно затаскивает мерзко визжащих детей в самые опасные места фильма. Впрочем, ни они, ни горе-папаша не погибнут, а в конце произойдет общее примирение семьи. Достал всех, даже себя, до делириума, но появляется все в новых фильмах с "семейными ценностями".
   (Образцы: "Война миров", "2012" и т.п.)
  
   4. Просто молодой человек, про которого никто не знал - а он Бэтмэн! Не красавец, не умница, не гордость школы. В общем, слегка убогий простодырок. Учится, или трудится, не напрягаясь. Оказывается сверхчеловеком без особых усилий. Находит в фильме настоящую любовь. Глубоко, до отвращения порядочен, и даже главзлодею без конца дает шанс исправиться (чем сильно отличен от более житейски мудрого героя N1, сначала стреляющего, потом, так и быть, прощающего покойника). Пафосен, долго и нудно вещает в духе "давайте жить дружно и, типа, всех любить". От этого тошнотворен более остальных.
   (Образцы: "Спайдермен", "Трансформеры", даже наша глистогонная "Черная молния", не к ночи будь помянута)
  

Главная героиня

  
   1. Жертва. Сриптизерша, или актриса, или модель в трудной ситуации. Часто дочка босса главгероя или видного политика/миллионера, захваченная заложницей. Или она чего-то не того видела, или прочла, или случайно убила кого-то крутого. С вероятностью 70% блондинка. Ведет себя как полная дура, сосиской вися на главгерое, хотя по ходу кино способна на пару решительных поступков, вроде самой вовремя отдаться герою или треснуть злодея по башке деталью синхрофазотрона.
   В связи с торжеством феминизма - типаж практически отмирающий, хотя ранее очень популярный.
   (Образец: куча старых фильмов)
  
   2. Боевая подруга. Более свежий типаж. Ученая-спортсменка или боевичка, дополняющая главгероя. Сама наваляет кому угодно, но перед его чарами пасует после долгих взаимных подколок. Часто встречается в женских фэнтези-романах. Такая красавица, что просто умереть какая умница. Попадает в плен к главзлодею (как и "жертва") но после помощи главгероя сама расправляется с плохишами только так. Часто в финале дерется один на один с главной атигероиней. Цвет волос не обязательно светлый, но не должен совпадать с цветом антигероини, если фильм не азиатский.
   (Образцы: любой современный фильм)
  
   3. Перебежчица. Антигероиня, дочка или подруга антигероя, очарованная мускулами главгероя и его умением бить ногой в челюсть из прыжка. Приносит главный золотой ключик, украденный у антигероя, или спасает героя в плену. Изредка гибнет от рук антигероя, что станет еще одним поводом для мести. Чаще сражается в финальной битве на стороне добра. По боевым параметрам ближе к "боевой подруге". Иногда в середине фильма делает герою "козу", заявляя, что завлекала его по заданию антигероя, чтобы погубить. Но в 90% случаев это только способ усыпить подозрения антигероя, позже она, традиционно, придет спасать героя и клясться в любви. Нередко смазливая азиатка с коварным взглядом.
   (Образцы: "Три Х", "Перевозчик 2", "Царь скорпионов")
  
   4. Бывшая жена героя. Все этим и сказано. Недурна собой, хотя никогда и не секс-бомба, всегда верит в героизм бывшего и свое спасение, хотя раньше не верила в его способность завязать шнурки. Часто мать мерзких детей героя (см. ниже). Случаи, когда она гибнет, можно перечесть по пальцам одной руки. Обычно воссоединяется с главгероем, уморив между делом нового мужа.
   (Образцы: "2012" уже и не упоминаю, пусть будет "Вулкан", "Смерч" и еще сотня фильмов разной степени тупости)
  

Главзлодей

(и антигероиня до кучи)

  
   1. Арабский или иной иностранный террорист. Мечтает о глобальном кирдыке Америке (в этом сочувствую). Иногда платно работает на тех, кто мечтает... и т.д. Лицо такое, что арестовывать можно сразу по появлении на экране. Берет в заложники второстепенного гениального ученого, чтоб тот сделал ему ядреную бомбу (или что-то вроде). Руководит целой командой склонных к бессмысленному самопожертвованию боевиков. Легко проникает на любые секретные объекты, переодевшись, скажем, плюшевым медведем. Толкает речи о том, что Штаты - зло. Редко имеет под боком антигероиню - слишком предан делу, и не знает слов любви. Потому готов взорвать родную маму и любимого хомячка, чтоб насолить врагу.
   (Образцы: "Правдивая ложь" (комедия, но уж очень типаж хорошо прописан), "Возмещение ущерба")
  
   2. Гениальный, но непонятый ученый. Оттого и зол на весь мир, которому устраивает кирдык, чтоб "показать усем", а заодно закалымить пару миллиардов в твердой валюте. Вот тут антигероиня почти обязательна. Обычно молод и недурен собой. В планах всегда обнаруживается какая-то червоточина, вроде забытой кнопки отмены взрыва ядреной бомбы (см. ниже), которую находит главгерой. Часто торгует своими изобретениями, продавая их плохишам разных стран. Потому миллионер (открытый вопрос, на кой ему, молодому, умному, красивому и богатому, наживать геморрой с устройством мирового кирдыка??? Да имел бы он в виду всех нищих ученых-завистников, лежа под пальмой на личном острове в окружении голых красавиц!) Нередко вживляет или вводит в себя разные супер-пупер-штучки, от которых становится невмерно крут в рукопашно-дрыгоножном бою. Втайне зрителю хочется, чтобы он победил и всех натянул, поэтому сценаристы специально вводят в его роль мерзкие эпизоды вроде убийства ученых-коллег-злопыхателей.
   (Образцы: почти любой фильм о Бонде, "Крепкий орешек 4" и т.п.)
  
   3. Просто главарь мафии или наркоторговцев. Волосат, носит темные очки и живет в пошлой роскоши. Обычно стреляет из какой-нить экзотической пушки вроде золоченого револьвера "магнум". Как правило же, для "финального чукалова" (А. Экслер) герой вламывается к нему на виллу. Где убитые злобыши красиво и долго падают в бассейн и летают ошметки розовых кустов. До мирового кирдыка не допрыгивает, потому как персонаж суперблокбастера мелковат, мелковат... так, боевичок класса Б.
   (Образцы: "Адреналин 2", "13 район")
  

Антигероиня

  
   Типаж в общем стандартный. Обычно порочно красивая брюнетка (реже блондинка), умна, влюблена в антигероя или изображает любовь. Прекрасно дерется и стреляет без колебаний. Иногда переходит на сторону добра. Иначе - практически гарантированно погибает, но красиво или со спецэффектами. Часто умирает по вине бессердечного антигероя, еще раз доказывая зрителям, какая он сволочь бесчувственная. И вообще какие эти мужики козлы. Главгерой редко намеренно ее убивает, разве что в порядке самообороны. Зато положительная главгероиня ее не щадит, зверски моча после долгого побоища. Примечание: цвет волос не должен совпадать с цветом волос положительной героини, если обе не азиатки.
   (Образцы: "Блейд 1", "Хеллбой", "Брильянты навсегда", "Вспомнить все")
  

Второстепенные, но важные персонажи

  
   1. Мудрый Президент. Обычно США. Или Император галактики. Или директор ФБР. Или украинский премьер. Жутко положителен. Часто отец смазливой дочери, всегда остающейся в живых. Иногда его дочку крадут злобыши для шантажа. Иногда его самого пытаются взорвать, застрелить или укусить в пупок коброй, и герой весь фильм его спасает. В случае глобального кирдыка, как правило, гибнет геройски за свой народ, успев закатить пафосную речь. Персонаж столь же необходимый, сколь и картонный. В последнее время картон может быть и цветным.
   (Образцы: любой "политический" боевик или фильм-катастрофа)
  
   2. Друг главгероя. В фильмах из США обычно негр. Даже если фильм про средневековую Англию и рыцарей, там все равно будет негр. Несмешно шутит всю дорогу. Спасает жизнь главгероям. Его шансы выжить очень малы, но погибает геройски, успев "выкатить" зрителям трогательную "телегу" в духе "живите долго и счастливо". Персонаж хтонический, видимо, именно в него трансформировался "преданный негр Джим", жертвующий собой ради хозяина в допотопных приключенческих романах.
   (Образцы: "Стелс", "Бегущий человек" и т.п.)
  
   3. Мерзкие дети главгероя. Как правило, связаны с главгером N3 типа "бедный лузер". Не путайте с хорошенькой и боевитой дочкой крутого героя N1. Почти всегда их двое, и они разнополы. Видимо, их специально генетически изменяют и лоботомируют еще до рождения. Брат - старший, вечно лезет с идиотскими подвигами и лелеет подростковое непонимание с отцом. Дочка - младшая. Должна, по идее, вызывать трогательные родительские чувства зрителей. Как правило, умнее старшего брата, но так мерзко визжит в опасности, что хочется удавить ее первой из всей семейки. Никогда не погибают... а как жаль.
   (Образцы: "Война миров", "2012" и еще много чего. К несчастью, "семейные ценности" в развратном Голливуде будут популярны вечно...)
  
   4. Гениальный второстепенный ученый. Ходит с умным лицом. Нужен только чтобы сделать ядреную бомбу (и т.п.) главзлодею. Потом мучительно погибает от его рук. Иногда успевает раскаяться и помочь главгерою. Одет в белый халат, бурчит всякий наукообразный бред. Обречен с самого начала. Удивительно, как вменяемые ученые в реальной жизни еще соглашаются работать на миллионеров после таких фильмов...
   (Образцы: да те же "Три Х" хххотя бы)
  
   5. Новый папа. В фильмах с главгером N1 (иногда) или N3 (как правило). Обычно богаче главгера, к тому же непьющий и много времени уделяет семье - чтобы у бывшей жены был мотив уйти к нему. В комедийном фильме просто остается с носом. Если участвует в серьезной заварушке - практически гарантированный покойник. Варианты только: либо геройски погибнуть, спасая героев, либо трусливо издохнуть, чуть героев не погубив.
   (Образцы: "2012" (снова он, но что поделать), разного рода "Челюсти", "Пауки" и т.п.)
  
   6. Собачка или кошечка главгероя (ев). Надо же показать любящую душу крутого персонажа, верно? Иногда ее подбирают добрые персонажи по ходу фильма. Всегда выживает. Часто участвует в сокрушении злобышей. Кусает их, или, если малоразмерна и плюгава, утаскивает ключи от темниц, нажимает нужные кнопки, перегрызает провода и т.п. Изредка, в ковбойском фильме, в этой роли выступает верный конь героя. А в фэнтези даже птица, летучая мышь, паук или дракон...
   (Образцы: "К-9", "Маска", "Легенда о Зорро", "Волкодав")
  

Предметы обихода

   1. Пушка главгероя. Обязательный элемент боевика. В комедиях может быть нарочито несолидной. В фантастике может быть экзотичной донельзя (арбалет-автомат, плазмаган, револьвер с серебряными пулями). У традиционного героя-"ковбоя" что-то старое, но убойное, вроде револьвера "Магнум-спешиал". У современного героя-"умника" новинки, вроде "Глока" последних моделей. В финальной битве, увы, обычно не пригодится, герой ее потеряет, или ее отнимут, или он сам ее благородно бросит, чтобы побить главзлодея на кулачках.
   (Образец: а где ее нет? Вы не перепутали ваш диск с мультфильмом "Буренка из Масленкино"?)
  
   2. Ядреная бомба. Или иное супероружие. Иногда вполне реалистичное, иногда на совершенно идиотских принципах. Массовое поражение, как минимум миллионный город. Обязательно имеет "кнопку" (в широком смысле) для отмены запуска даже на последних секундах. Обычная пропорция: чем дороже фильм и шумнее его промоушен, тем более нелепое, идиотское, невозможное супероружие придумают его авторы.
   (Образец: тыкайте пальцем в лоток с ДВД, из пяти раз попадете трижды)
  
   3. Верный автомобиль. Может (обычно в фантастике) трансформироваться в верный вертолет, звездолет и даже тримаран. Выглядит очень круто, весь в цацках и безумном тюнинге - на такой тачке особенно хорошо незаметно выслеживать врага. Часто снабжен компактным и экзотичным встроенным оружием. В отличие от всех других машин, которые взрываются от одной пули в бампер, почти неуничтожим. Ну, разве что килограммом подложенной взрывчатки... Легко обходит самые мощные злодейские машины, впрочем, как и законы физики. Иногда летает по воздуху, плавает и т.п. глюкавище.
   (Образцы: от безумного Макса до Бонда, Дж. Бонда)
  
   Конечно, много чего еще можно написать про мир кинематографа... присоединяйтесь в наблюдениях и заметках.
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"