Чиганов Константин Андреевич : другие произведения.

Русь-тройка, ядрена...

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О пути Родины, крокодительницы нашей


  

Константин Чиганов

Русь-тройка, откуда и куда ты несешься, наконец?!

Доклад на молодежном форуме

"Поколение в поисках России"

2006 год.

   Много здесь говорилось об особом пути России, который аршином общим не измерить. Мнения в этом докладе - мои, сугубо субъективные, прошу это учесть.
   На мой взгляд, среди причин своеобразия нашего менталитета можно выделить ТРИ основополагающих:
   Первое.
   Экстенсивный путь хозяйственного развития. Попросту, для примера - проще не возделывать земельный надел несколько поколений, а срубить лес на делянке, сжечь его (а то и прямо на корню), а потом на удобренной пеплом земле вырастить урожай, чтобы на следующий год расчистить новую делянку. Конечно, в европейской части России подсечно-огневой способ в конце концов стал невозможен, власти позаботились, но в Сибири им пользовались еще долго.
   Второе.
   Абсолютная власть монарха, получившая завершающие штрихи при Иоанне Грозном. Европейская система "вассал моего вассала - не мой вассал" на Руси рассеялась вместе с самовластными князьями. Государь стал отцом и господином для всех без исключения подданных, от смерда до боярина. Вот откуда, на мой взгляд, идет российское упование на "царя-батюшку, который всех рассудит".
   Третье.
   Особенности Православия, столь отличного от западного мироощущения. Православная церковь до 20 века никогда реально и повсеместно не противостояла государству, в отличие от Европы, где католические прелаты, по сути, были подчиненными Ватикана, а не короля. Российская же монархия и церковь образовывали как бы две главы на едином туловище, которым немыслимо расстаться. То есть власть и религия в глазах россиян были чем-то единокровным, родственным.
   Но мало того, важны и внутренние черты Православия. Во-первых, Православие, в отличие от лукавого Запада, не признавало существования чистилища, то есть невозможным было купить индульгенцию и надеяться после недолгого пребывания в чистилище заботами Церкви попасть в рай без особых усилий, на земле же занимаясь преимущественно земными заботами.
   Во-вторых, иная роль... дьявола в религиозной жизни. Европа буквально корчилась, стараниями католичества и протестантизма, от ужаса перед нечистым. Охоты на ведьм, следствие вездесущности и почти всемогущества адской силы. Как результат, именно в Европе до сих пор чрезвычайно популярен неприкрытый сатанизм. Ведь если дьявол так силен, что легко конкурирует со Всевышним, то почему бы и не поклоняться ему, вместо Бога? Конечно, оказали влияние и гностики, и катарские и богомильские ереси - как ответ официальной воинственной и абсолютно нетерпимой церкви. Костер - веский, но далеко не убедительный аргумент в теологическом споре.
   В Православии же дьявол выступает как гнусное, но бессильное перед Богом создание. Наши святые отцы призывали НЕ БОЯТЬСЯ дьявола, а попирать его главу, следуя примеру Христа. БОЯТЬСЯ христианин должен был ТОЛЬКО Бога, и сам страх Божий есть вещь вовсе не простая, о которой можно говорить очень долго, но это отдельная тема.
   То есть православный человек был занят не страшилками о кознях дьявола, не накоплением богатства и авторитета по принципу: "Раз в моей земной жизни все хорошо, и я в силах щедро жертвовать на церковь, значит, я угоден Богу, и могу не особо опасаться ада", но глубоким исследованием себя и своих прегрешений, дабы давать в них ясный отчет.
   Отсюда, мне представляется, идет наша извечная склонность к самоуничижению, к признанию себя недостойными и многогрешными. Западный человек, успокоенный чистилищем и занятый ловлей чертей, как правило, не ведал этой глубины самоанализа и самоосуждения. Но при этом в сознании истинно православного человека практически не остается места гордыне и самопревозношению, чем всю историю грешен Запад.
   Столь долгое крепостное право - отчасти тоже следствие отношений типа "начальник - отец родной, подчиненный - почтительный сын". Помещик в крепостной России не только мог распоряжаться крестьянами, но и должен был, например, в случае неурожая, оказать им посильную помощь. Еще Екатерина задумывалась об отмене крепостничества, но, испуганная возможными сокрушительными для государства и экономики последствиями, не решилась на сей шаг к свободе личности, который таки совершил Александр II.
   Совершил, и был зверски убит именно ревнителями свободы. Как говориться у нас, "дай один палец, откусят руку".
   Принято было говорить о якобы слабости, отсталости и убогости России начала 20 века. Проблем и гнили хватало, но приведу несколько примеров. Хотя бы о "тупости и косности" (а это любимая формулировка советских историков) царских генералов.
   В русском флоте впервые в истории в бою успешно применили торпеды. Была создана первый в мире подводный минный заградитель "Краб", потопивший несколько вражеских кораблей в первую мировую. По программе модернизации флота 1917 года в строй должны были вступить несколько лучших на тот момент в мире линкоров, вдобавок к имеющимся. В СССР собственных линкоров не было построено ВООБЩЕ, а "Марат" и "Парижскую коммуну", доставшиеся от царского флота и не слишком удачно перестроенные в 30-е, мы довольно-таки глупо и безрезультатно потеряли в войну.
   По числу бронеавтомобилей, новейшей и грозной в то время техники Россия (держитесь за стулья) уступала только великой и ужасной Англии! А откуда, по вашему, развелось столько броневиков в Гражданскую, так что даже Махно и Петлюра их имели?
   Свои танковые части Россия должна была получить не в середине 20-х, а в 1918 году. И не десяток отвратительно склепанных учебных одров, на половину из которых не хватило вооружения, а сотню лучших на то время из легких танков Рено ФТ-17, которые во всем мире прослужили до конца Второй мировой.
   Царская империя рухнула, но рухнула почти бескровно в марте 1917, и страна должна была пойти по общемировому (с учетом местной специфики) пути экономического и политического развития. Неужели вы думаете, что, не будь большевистской тирании, мы до сих пор ездили бы по Руси на телегах и освещались свечками? Не смешите. У России уже была автомобильная и станкостроительная промышленность, наши Руссо-Балты произвели фурор в европейском автопробеге...
   Октябрь 1917 я считаю чудовищной национальной катастрофой. Здесь говорилось о том времени достаточно, замечу только: если бы не октябрьский переворот в России, вероятно, не было бы и Веймара в его тогдашнем виде, и Гитлер не пришел бы к власти, при поддержке мировых держав, выкармливавших себе цепного пса против большевизма. Пес вымахал в волка Фенрира, едва не сожрав уютный цивилизованный мир.
   Но каковы надежды нашего будущего? Признаюсь, несмотря на все проблемы, я скорее оптимистичен. Люди, если им никто не мешает, склонны сами налаживать удобную для себя жизнь. Вспомните дефицит - тут же по стране раскинулся теневой рынок, где можно было достать почти все, но дороже и с большими трудностями.
   Если не произойдет непредвиденных природных и политических катастроф. Если власть не вызовет всенародного возмущения очередным идиотизмом в духе запрета правого руля или позорного для себя же дела Щербинского. Если людям дадут, наконец, нормально развивать малые формы бизнеса, не забывая о социальной поддержке малоимущих, то можно ожидать, полагаю, постепенного выправления ситуации в сторону появления страны "второго эшелона" развития. Пока только второго. Но...
   С нормальными дорогами, с по возможности демократическим правительством (нынешнее в этом смысле находится где-то на уровне позднего средневековья, но это еще не худший вариант), с постепенным, медленным, но подъемом рождаемости и сокращением нелепо огромной смертности, прежде всего молодых мужчин - следствием, в основном, пьянства от отсутствия перспектив.
   И это будет для нашего поколения настоящим и очень крупным достижением. Дальнейшее же предоставим потомкам, сколько я знаю младшее поколение, они нас не подведут.
   Август 2006 г.
   Оз. Байкал
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"