Чугунная Тыковка: другие произведения.

Как написать сюжет?

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние конкурсы на ПродаМан
Открой свой Выход в нереальность
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Выкладываю, чуть чуть из одной книжки. Просто то что мне кажеться полезным. И может помочь в литературном творчестве.

  Человеческая жизнь - это цепь событий, в которой причины и следствия не всегда ясны. В литературном произведении все логически связано: одно вытекает из другого; все лишнее, не имеющее отношения к действию, отсекается.
  
  Логическая последовательность действий героев - это и есть сюжет произведения.
  
  Теперь определимся с элементами сюжета. Для примера возьмем сказку ·Волк и семеро козлятЋ:
  
  1) Экспозиция - изначальные время, место действия, состав и взаимоотношения персонажей. Если экспозиция помещается в начале произведения, она называется прямой, если в середине - задержанной.
  
  Жила-была в лесной избушке белая коза - жёлтые глаза. И было у неё семеро козлят. Рано утром, только солнышко взойдёт, коза в леса да луга за кормом уходит. А козлятушки двери закроют, никого не пускают, друг с дружкой в избе играют.
  2) Предзнаменование - намеки, которые предвещают дальнейшее развитие сюжета.
  
  Коза козлят накормит, напоит и снова на луга идет. А козлятам наказывает: никому дверь не отпирать.
  
  3) Завязка - событие или появление персонажа, которые провоцируют развитие конфликта.
  
  Жил недалеко серый волк. Увидел избушку, услыхал песенку козы. Вот раз коза далеко в лес ушла, козлятки дверь заперли, а волк и пришёл.
  
  4) Конфликт, т.е. противостояние героев чему- или кому-либо. Это основа произведения: нет конфликта - не о чем рассказывать. История о том, как козлята жили долго и счастливо не заинтересует даже маленьких детей. Виды конфликтов:
  
  - человек (очеловеченный персонаж) против человека (очеловеченного персонажа);
  - человек против природы (обстоятельств);
  - человек против общества;
  - человек против техники;
  - человек против сверхъестественного;
  - человек против самого себя.
  
  В сказке о волке и козлятах конфликт возникает, когда волк пытается проникнуть в избушку.
  
  5) Нарастающее действие - череда событий, которая берет начало от конфликта. В нашем примере волк бежит к кузнецу и велит выковать ему тоненький голосок.
  
  6) Кризис - конфликт достигает пика. Противоборствующие стороны встречаются лицом к лицу. Кризис имеет место либо непосредственно перед кульминацией, либо одновременно с ней: волк врывается в избушку и съедает козлят.
  
  7) Кульминация является результатом кризиса. Зачастую это самый интересный и значительный момент в произведении. Герой либо ломается, либо сжимает зубы и готовится идти до конца: коза обнаруживает исчезновение козлят.
  
  8) Нисходящее действие - череда событий или действий героев, ведущая к развязке: коза отправляется в лес искать волка.
  
  9) Развязка - конфликт разрешается: герой либо добивается поставленной цели, либо остается ни с чем, либо гибнет. В нашем примере коза спасает козлят.
  
  Почему важно знать основы построения сюжета? Потому что в литературе давно выработалась определенная схема воздействия на психику человека. Если рассказ не вписывается в нее, он кажется вялым, скомканным или нелогичным. Представим, что в нашей сказке нет нарастающего действия: волк сразу приходит и съедает козлят. Или что нет кульминации: коза не горюет - ей нет дела до гибели детей. Очевидно, что при этом сказка теряет художественную ценность.
  
  В сложных произведениях со многими сюжетными линиями вышеперечисленные элементы появляются неоднократно; более того, ключевые сцены романа подчиняются все тем же законам построения сюжета (вспомним описание Бородинской битвы в ·Войне и миреЋ).
  
  Переходы от завязки к конфликту и к его разрешению должны быть правдоподобны. Нельзя, например, отправлять героя-лентяя в путешествие только потому, что вам этого хочется. Если Иван-царевич садится на коня, пусть им движет сильная эмоция: любовь, страх, жажда мести и т.п.
  
  Героям необходимо самостоятельно добиваться поставленной цели. Если дамочка находит чемодан с деньгами как раз тогда, когда ей надо платить за квартиру, это выглядит, по меньшей мере, странно. Если автор хочет, чтобы его героев любили и уважали, пусть они заслужат это - то есть совершат что-то достойное.
  
  Развязка - это результат действий персонажей и никак иначе. В античных пьесах все проблемы могло разрешить божество, спущенное на сцену на веревочках. С тех пор финал, когда конфликт устраняется мановением жезла гибэдэдэшника (колдуна, ангела и пр.), называется ·бог из машиныЋ. В современной литературе подобное недопустимо.
  
  Сюжетные архетипы
  
  
  В художественной литературе существуют определенные сюжетные архетипы, которые повторяются из произведения в произведение на протяжении веков:
  
   * Путешествие - герои отправляются в путь, чтобы найти что-либо или кого-либо. Другой вариант - возвращение домой. Путешественники встречаются с необычными людьми и попадают в необычные ситуации. Пример: ·Властелин колецЋ Дж. Р. Р. Толкиена.
   * Преследование - герой либо ловит кого-то, либо сам скрывается от преследования. Ставки высоки: если преследователи поймают жертву, ее ждет беда. Пример: ·Преступление и наказаниеЋ Ф. Достоевского.
   * Спасение - герой должен быть жертвой, зачастую несправедливо наказанной. Самостоятельно или с помощью друзей он выпутывается из тяжелой ситуации. Пример: ·Рита Хейуорт, или Побег из ШоушенкаЋ С. Кинга.
   * Месть - герой пострадал от злодеев и теперь жаждет их наказать. Основной мотив: восстановление справедливости. Пример: ·Граф Монте-КристоЋ А. Дюма.
   * Загадка - читателю предлагается ребус, отгадка которого лежит на поверхности. Этот сюжетный архетип используется, в первую очередь, в детективах. Пример - ·Код да ВинчиЋ Д. Брауна.
   * Противостояние. Ключевой момент - противостояние двух сил: либо равных друг другу, либо находящихся в совершенно разных весовых категориях. В последнем случае главный герой всегда заведомо слабее. Пример: ·Завтра была войнаЋ Б. Васильева.
   * Взросление - герой-ребенок растет и познает жизнь. Пример: ·Приключения Тома СойераЋ М. Твена.
   * Искушение - конфликт основан на чувствах героя. Он понимает, что идет к гибели, но не в силах противостоять своим желаниям. Пример ·ЛолитаЋ В. Набокова.
   * Преображение - герой меняется в лучшую сторону в результате обретения любви, веры, новой идеологии и т.п. Пример: ·Аленький цветочекЋ С. Аксакова.
   * Любовь - герои встречаются, влюбляются и, преодолев все препятствия, соединяют сердца (альтернативные варианты: теряют друг друга, один или оба главных героя гибнут). Пример: ·Графиня де МонсороЋ А. Дюма.
   * Жертвенность - герой жертвует жизнью или благополучием ради высоких идеалов или счастья близких. Пример: ·РусалочкаЋ Г.-Х. Андерсена.
   * Разложение - герой постепенно деградирует. Пример: ·Портрет Дориана ГреяЋ О. Уайльда.
   * Открытие - человек познает истину о себе или окружающем мире. Пример: ·Собачье сердцеЋ М. Булгакова.
   * Из грязи в князи или Из князей в грязь - история возвышения или падения человека. Пример: ·Похождения Невзорова или ИбикусЋ А. Толстого.
  
  
  В рамках вышеупомянутых архетипов написано подавляющее большинство литературных произведений. В некоторых романах со множеством сюжетных линий может переплетаться несколько архетипов: например, в ·Войне и миреЋ Л. Толстого мы видим и любовь, и жертвенность, и преображение, и противостояние, и взросление.
  
  Несмотря на то, что любое художественное произведение так или иначе вписывается в сюжетный архетип, автору надо быть особенно осторожным со штампами, то есть поворотами сюжета, которые неоднократно использовались в литературе и кино. С одной стороны, штамп - это практически всегда признак непрофессионализма: у автора не хватает фантазии придумать что-то свое. С другой стороны, штамп - это элемент мифа, который на протяжении многих веков находил положительный читательский отклик. Речь идет о своеобразной ·короткой дорогеЋ к сердцу читателя: знакомые с детства сюжеты автоматически вызывают нужные эмоции.
  
  Правило здесь простое: если мы пишем мейнстрим - мы стараемся вообще избегать штампов. Если пишем жанровую литературу - используем штампы по минимуму.
  
  Наиболее распространенные сюжетные штампы
  
  
  - Герою предлагают взяться за дело (раскрыть преступление, отправиться в путешествие и т.п.), он поначалу отказывается, но потом, поразмыслив, соглашается.
  - Герой мстит за погибших родителей.
  - Герой или героиня влюбляется в злодея/злодейку, хотя понимает, что это может стоить ему/ей жизни.
  - Герой отправляется за советом к мудрецу, и тот, чуть-чуть поломавшись, решает все проблемы.
  - Герой не только справляется с врагами, но получает любовь и полцарства впридачу.
  - Решающий поединок героя со злодеем.
  - Сцена ·пожалуйста, не умирайЋ с последующим оживлением.
  - Масштабные злодеяния и спасения: антагонист мечтает погубить вселенную, герой ее спасает.
  - Герой тайно проникает в логово злодея и узнает важные сведения.
  - В ответственный момент лучший друг предает главного героя.
  
  Совет. Нередко писатель часами бьется над абзацем, а он не получается - хоть ты тресни! Время бежит, дело стоит, автор приходит в отчаяние. Как быть? Записать мысль - что именно надо отразить в этом абзаце - и двигаться дальше. Можно даже целый роман написать этой ·скорописьюЋ, а потом отредактировать.
  
  Сериал или отдельный роман?
  
  Перед многими начинающими авторами встает вопрос: что им писать - сериал или ·отдельныйЋ роман.
  
  Делайте сериал, если:
  
  • вы планируете работать в сфере жанровой литературы (детектив, чик-лит, фэнтези и детские книги);
  
  • вы не планируете сказать новое слово в литературе;
  
  • вы собираетесь придерживаться какой-то одной темы. Например, писать детективы о жизни Автозаводского РОВД или гламурные романы о российском шоу-бизнесе;
   • вы умеете писать быстро, в одном ключе и примерно на одном качественном уровне.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com О.Дремлющий "Тектум. Дебют Легенды"(ЛитРПГ) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) А.Ардова "Брак по-драконьи. Новый Год в академии магии"(Любовное фэнтези) С.Росс "Апгрейд сознания"(ЛитРПГ) Д.Сугралинов "Мета-Игра. Пробуждение"(ЛитРПГ) А.Респов "Небытие Бессмертные"(Боевая фантастика) F.(Анна "( Не)возможная невеста"(Любовное фэнтези) Ю.Резник "Семь"(Антиутопия) A.Влад "В тупике бесконечности "(Научная фантастика) Н.Трейси "Селинда. Будущее за тобой"(Научная фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"