Чуканов Алексей Борисович: другие произведения.

Джейсоб Дэстини, изобретатель судьбы.

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс Наследница на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
 Ваша оценка:

  
   Джейсоб Дэстини, изобретатель судьбы.
  
  
  
  Как-то раз мы с друзьями собрались у меня, теплый грог был прекрасен, и разговор среди прочего, как я помню, зашел о различных интерпретациях темы судьбы в девятой симфонии Бетховена.
  
  - Но известно ли вам что-нибудь о самом Джейсобе Дэстини - изобретателе судьбы? - вдруг спросил один из моих друзей (назову его Н.). - Ведь имя его почти совершенно забыто, - добавил он. - Разумеется, незаслуженно, ибо кто как не Дэстини достоин бессмертия в наших сердцах.
  
  Мы переглянулись - нет, никто из нас ничего не слышал о Дэстини. Мы вспомнили, что Леонардо изобрел ножницы, Альберт Пакхаус - вешалку-плечики, Питер Постхумус - машину для самоубийства, Леди Хланфилин - худшую скачку, Джошуа Пьюси - спичечный коробок и т.д., вспомнили даже о том, что история почему-то не сохранила имя придумавшего шнурки для ботинок, хотя дата изобретения запечатлелась совершенно точно - 27 марта 1790 года, так же как дата изобретения литературы - 5 мая 1125 года до Р.Х. Не является ли и изобретение судьбы таким же открытием без открывателя, ведь дэстини и судьба - это, по сути, одно и то же?
  
  - Нет, - сказал Н. - Хотя, конечно, не все здесь так однозначно - ведь когда говоришь о подобных вещах, нужно предельно внимательно относится к словам. Но Дэстини - не анонимный изобретатель, и несмотря на то, что о нем почти ничего не известно, он был вполне реальным лицом. На это указывает и его имя - Джейсоб (а не просто Дэстини), а самое главное - его дневники.
  
  Мы попросили нашего друга рассказать нам об этом загадочном изобретателе.
  
   - Что ж, - начал Н., - история Дэстини - это история, вероятно, одного из самых великих открытий в истории человечества. Ведь, согласитесь, не всякий открывает судьбу.
  Кто-то считает, что Дэстини ничего не открыл - но это великое заблуждение. Из того, что я знаю о нем - а я специально долгие годы исследовал этот вопрос - я утверждаю, что именно он и никто другой изобрел судьбу.
  
  - Ты имеешь в виду, - уточнил я, - что он придумал это понятие? Как придуманы, скажем, рок, фортуна, предначертание... если, конечно, кто-нибудь их специально придумывал - ведь это, как я понимаю, не то что дать имя какой-нибудь новой бабочке... Но если так, то он, безусловно, великий филолог, хотя можно предположить, что он прославился и в других областях.
  
  - Нет-нет, - возразил Н., - Джейсоб Дэстини ничего не придумывал. Как уже было сказано, он открыл судьбу. Не рок, не фортуну, не предначертание - все эти вещи он бы, пожалуй, назвал посторонними, внешними по отношению к настоящей судьбе и не стоящими никакого внимания. "В этом смысле и биографии, - подчеркивал Дэстини, - ничего вам не скажут о настоящей судьбе". Он даже и не развивал эту тему - я имею в виду, о существовании рока, это было ему безразлично. А выражение "горизонты судьбы" показалось бы ему просто диким.
  
  Тут я почувствовал, как холодок пробежал у меня по спине: шутка ли - открыватель судьбы. Ведь у каждого из нас есть судьба, или, по меньшей мере, каждый думает, что у него она есть: трудная, легкая, невероятная, счастливая, странная - у кого как сложилось, или, точнее, как складывалось, и каждый из нас, вероятно, считает, что достоин какой-то иной судьбы, - а тут выяснялось, что все это выдумал некто по имени Джейсоб Дэстини.
  
  - Сведения о Джейсобе очень скудны, - сообщил нам тем временем Н. - Сам он почти ничего о себе не пишет в своих записках. Известно, что он родился в семье не очень богатого купца из Сардинии в начале 16-ого или в самом конце 15-ого столетия. Его предки когда-то в числе нескольких тысяч других были высланы из Палестины Тиберием. Мать - гречанка. Учился в Италии. Долгое время жил в Англии. Был бродячим актером, учителем, негоциантом, кондитером. Я бы не стал называть его путешественником, хотя, разумеется, в силу самых различных жизненных обстоятельств ему довелось видеть многие страны, и как будто бы даже побывать в Индии.
  Вы скажете, что же это за обстоятельства и разве не были они тою самой судьбой, которую он якобы изобрел?
  Но вот что сам он об этом пишет, - Н. достал из кармана небольшой блокнот и, полистав, прочитал:
  
  "Я не вижу себя ни простым путешественником, ни ученым исследователем камней, ни купцом. Скажу даже больше: все это не имеет ко мне ни малейшего отношения. Очевидно, я призван к другому: собирать пейзажи и камни судьбы".
  
  Как видите, здесь еще можно увидеть тему призвания, хотя бы и употребленную в этом контексте скорее метафорически, но очень скоро вы уже не найдете у Дэстини даже таких, как он выражался, "филологических тропов, затемняющих истинное положение дел". Я даже думаю, что такое невинное на первый взгляд выражение как "не спрашивай, по ком звонит колокол, ибо он звонит по тебе", показалось бы Джейсобу слишком минорным и слишком далеким от сути его открытия. В каком-то смысле, я бы добавил, он был в чем-то близок позднему Витгенштейну.
  
  В то время судьбу понимали еще слишком просто, да и сейчас еще многие понимают, несмотря на изобретение Дэстини - как ты уже и сказал, - кивнул на меня мой друг, - как некое предначертание, рок. А жизнью как будто бы называли, если можно так выразиться, пассивное впечатление, что ли, от этого рока. Но очень скоро Джейсоб докажет, что это не так и что судьба имеет в своей основе другой, я бы сказал, источник - хотя Дэстини вряд ли был бы доволен таким сравнением. Годам к тридцати он впервые примерит на себя свою собственную судьбу...
  
  Нет, дело здесь не в дефинициях, - сказал Н., - как это, возможно, кому-то покажется. Отнюдь. Ведь Джейсоб и не собирался писать ученых трактатов. Хотя открытие им судьбы повлияло на жизнь всех последующих поколений. Вы спросите, как же открыл он ее? Было ли это каким-нибудь озарением или, возможно, судьба приснилась ему во сне - иными словами, было ли это открытие, что называется, подарком судьбы или ему пришлось тяжело работать всю жизнь, собирая эту свою судьбу буквально по крохам, так что и неудивительно, скажете вы, что она впоследствии назвалась судьбой? И если верно это последнее, добавите вы, то было ли в этом открытие - ведь разве судьба не есть то, что случается? И не открыл ли он случаем то, что уже было известно кое-кому - немногим - из древних, а именно: каждый сам выбирает свою судьбу?
  
  Но вот послушайте. Лет в двадцать восемь Джейсоб запишет в своем дневнике - вот, здесь:
  "Если Рок существует для каждого, то каждый имеет полное право присвоить себе этот Рок".
  Как видите, он здесь далек от того, чтобы безосновательно заявить: каждый сам выбирает свою судьбу, или что-нибудь в этом духе. Так же как равно далек и от стоиков и от Конфуция. Конечно, здесь еще только одни, я бы сказал, пролегомены к его открытию, уяснение некоторых исходных посылок, но в целом мысль его, а вернее - направление его поиска уже схвачено здесь на живую нитку. Здесь он впервые заявляет о праве на собственную судьбу. Но только - о праве. Все те, кто пытались изобрести судьбу после Джейсоба - все эти изобретатели существования - изобретали по сути велосипед, хотя, повторяю, нигде у Дэстини вы не найдете теоретизирований и уж тем более метафизики, которую он считал "грязным делом".
  
  Само открытие, - сказал Н., - Джейсоб подробно описывает в своих записках: как он женился, как складывались его отношения с родителями, как он наблюдал восход солнца, как слушал пение птиц и так далее...
  - Подожди-подожди, - перебил его С., - но ведь ты же как будто сказал, что он о себе почти ничего не пишет. Но выходит, что он ни о чем другом не писал, кроме как о собственной жизни. Именно в этом, как я понимаю, и заключается сущность его открытия: наблюдать, как из жизни вырастает судьба.
  - Нет, все не так просто, - возразил ему Н., и снова отпил из бокала грога. - И это становится сразу же ясно, как только знакомишься с его Дневником. Скажу тебе более: о человеке по имени Джейсоб Дэстини и о его жизни там нету ни слова. Но зато ты увидишь Судьбу. Да ведь, собственно, кто такой Джейсоб Дэстини как не мы все и не каждый из нас в отдельности - ведь это именно он изобрел судьбу, и когда вы слышите тему судьбы в девятой симфонии, не думайте, что это стучится Рок, ведь судьба - человек, я бы даже сказал, судьба - Джейсоб Дэстини.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Н.Изотова "Ржавчина"(Антиутопия) М.Чёрная "Невеста со скальпелем - 2"(Любовное фэнтези) Eo-one "Люди"(Антиутопия) Е.Флат "Свадебный сезон 2"(Любовное фэнтези) В.Соколов "Мажор 2: Обезбашенный спецназ "(Боевик) О.Обская "Возмутительно желанна, или Соблазн Его Величества"(Любовное фэнтези) М.Юрий "Небесный Трон 2"(Уся (Wuxia)) С.Волкова "Игрушка Верховного Мага 2"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Дисгардиум 4. Священная война"(Боевое фэнтези) В.Свободина "Темный лорд и светлая искусница"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"