В современной психологии бытует мнение, что гениями рождаются, а не становятся, что гений якобы рождается гением, а потом в течение жизни самореализуется...Абсолютная чепуха! Талантами, гениями, праведниками, святыми становятся, а не рождаются!
Да, ребенок может родиться одаренным, но это не означает, что он уже гений; это не означает, что он непременно станет гением. Талант, гений - это уровни развития способностей. И чтобы развить эти способности, у человека должны быть целеустремленность, воля, терпение, трудолюбие.
Мне могут возразить: "А как же Моцарт? Ведь он уже в три года играл на клавесине, а в пять - сочинял?" Те, кто слушал первые опусы маленького Моцарта, могут подтвердить, что они далеки от гениальности. И 40-ю симфонию, и Реквием Моцарт написал не в младенчестве, а в зрелые годы ; для того чтобы создать подобные шедевры, ему нужно было прожить жизнь, полную лишений, унижений и скорбей...
Лев Толстой, когда уже был автором "Детства", "Отрочества", "Юности", севастопольских рассказов, но еще до "Войны и мира", писал в письме к Фету от 24.10.59.:
"Иногда так вдруг захочется быть великим человеком, и так досадно, что до сих пор еще это не сделалось".
А позднее, в начале 80-х, он писал в "Исповеди":
"Невольно мне представлялось,что там где-то есть кто-то, который теперь потешается, глядя на меня, как я целые 30-40 лет жил, жил учась, развиваясь, возрастая телом и духом, и как я теперь, совсем окрепнув умом, дойдя до той вершины жизни, с которой открывается вся она, - как я дурак дураком стою на этой вершине,ясно понимая, что ничего в жизни и нет, и не было, и не будет".
Или из той же "Исповеди": "...думая о той славе, которую приобретут мне мои сочинения, я говорил себе: "Ну хорошо, ты будешь славнее Гоголя, Пушкина, Шекспира, Мольера, всех писателей в мире, - ну и что ж!.." И я ничего и ничего не мог ответить".
И что же, тот же Лев Толстой, когда садился за стол сочинять, твердил себе: "Я должен самореализоваться, я должен самореализоваться"? Нет ведь.
В дневнике за 27.05.95. он же писал: "Я часто сознаю в себе ослабление стремления к совершенству. Происходит это от двух причин: оттого, что точно ослабеваешь, и оттого, что достиг того, к чему стремился, и стремление останавливается на время, как когда ступишь на ступень и заносишь ногу на другую".
Академик Лихачев говорил, что смысл жизни не в том, чтобы набивать свой дом мебелью, покупать машины и проч., а в том, чтобы стремиться к великой цели. И Антон Павлович Чехов также писал, что человек должен стремиться к великой блестящей цели.
Где же здесь самореализация? И разве самореализация может быть целью?
А вот что писал великий французский философ 16 века Мишель Монтень в "Опытах": "Тот, кто не поставил себе в жизни определенной цели, не может наметить себе и отдельных действий. Тот, кто не имеет представления о целом, не может распределить и частей. К чему набор красок тому, кто не знает, что он будет ими писать? (...)Стрелок прежде всего должен знать свою мишень, а затем уже он приспосабливает к ней свою руку,лук, стрелу, все свои движения. Наши намерения меняются, так как не имеют одной цели и назначения. Нет попутного ветра для того, кто не знает, в какую гавань он хочет приплыть".
И ведь как легко и просто сказать: "Кто-то родился гением, а я не родился, я человек маленький. Какие ко мне претензии?"
Конечно же, чего греха таить, гениев в обществе единицы, а талантов - десятки. Гении - избранники Божии.
Как полководец, посылая солдат в разведку, выбирает самых сильных, самых способных, также и Господь Бог для выполнения определенной миссии в истории выбирает самых одаренных, точнее сказать, одаряет будущих талантов и гениев необходимыми способностями и ведет их по жизни.
Так, например, для создания театра французского классицизма в 17 веке нужны были только два великих драматурга: Пьер Корнель и Жан Расин. Не 20, не 200, а только двое.Или возьмем нашего Михайлу Васильевича Ломоносова. Господь одарил его феноменальной памятью. Он в юности был псаломщиком в церкви и запоминал псалмы наизусть с одного прочтения, за что был нередко бит своими сверстниками. Господь дал Ломоносову помимо того и научный, и литературный талант, и целеустремленность, и жажду знаний, и веру.
Поэтому правильнее было бы сказать, что гениями и рождаются,и становятся.
При этом необходимо помнить, что талант принадлежит не человеку, а Богу. И Бог может в любой момент отнять его у человека. Конечно же, не просто так, а за грехи и страсти.
Например, так Бог отнял талант у Михаила Шолохова, автора "Тихого Дона", который за последние 30 лет жизни не написал ничего путного. Или хотя бы вспомнить великого режиссера Эльдара Рязанова, который после "Предсказания" снимал одни откровенно бездарные фильмы.
В заключение хочу еще раз сказать, что гением становится лишь тот, кто стремится к достижению гениальности, но не всякий, кто стремится к достижению гениальности, достигает ее.Творчество же без цели - самодеятельность.
2021 год