Дорога из Москвы до Лешенского на машине занимает от семи до десяти часов. Всё зависит от напряженности движения на Московской кольцевой автодороге, на МКАДе. В обычные будни, если выехать из дома после восьми утра, то можно проехать МКАД от Щелковского до Рижского шоссе за два - два с половиной часа. В выходной или рано утром, если повезет, можно проехать эти же тридцать четыре километра за полчаса.
Если мы едем вдвоём с Валентиной, то первую часть дороги, до заправки в Зубцове, это 230 километров, за рулём сидит она. Так было и в этот раз, второго октября. У меня появилась возможность поснимать через лобовое стекло первую треть дороги.
Правда, вспомнил я о том, что у меня есть фотоаппарат, уже где-то на тридцатом километре шоссе М9 Москва-Рига, которое теперь называется Москва-Псков, примерно, вот здесь:
Было холодно, около трёх градусов тепла, хмурые тучи тяжело и низко нависали над самой дорогой, не раз принимался дождь, видимость падала почти до нуля: на скорости 110-120 км/час за каждой машиной образуется длинный шлейф из мелких капель, такой плотный туман. Правда, иногда машины вырывались из-под опорожняющейся тучи, видимость значительно улучшалась, и глаз выхватывал в боковое окно клёны в осеннем пожаре и слегка желтеющие берёзки.
Роскошь двух полос в каждую сторону с широкой разделительной между ними заканчивается в Волоколамске у мощного поста ДПС, это сто тридцать четыре километра от дома. Дальше - обычная для России XXI века двухполосная шестиметровка и обгоны, обгоны, обгоны, которые не позволяют ни на секунду ослабить внимание. Эти обгоны, ваши собственные и, особенно, чужие часто подводят вашу жизнь к её мгновенному концу: всё решают доли секунды, за которые или вам, или машине, рвущейся в лоб по встречной, удается вернуться на свою полосу.
Хорошо еще, что покрытие дороги примерно до границ Московской области вполне приличное.
Московская область заканчивается за Шаховской, за деревней Городково. Деревенька Княжьи Горы - это еще Московская, а станция Княжьи Горы - уже Тверская область.
Дорога в этом районе очень живописная: с горки на горку, а начинающаяся золотая осень приветствует проезжающих яркими красками дубов и клёнов.
В Тверской области, ближе к Зубцову встретилось стадо - первое и единственное на все шестьсот километров пути.
Встречаются здесь и небольшие озера, скорее, пруды - но ни одной утки, не говоря уж о гусях или лебедях, на них не было. Лебеди сейчас западнее, на многочисленных псковских озёрах.
Примерно за тридцать километров до Зубцова на протяжении почти двадцати километров дорога вскрыта: ведется ее капитальный ремонт, поэтому ехать приходится по обочине. Хотя техники работает много, и вся она импортная, сильно сомневаюсь, что этот участок будет закончен до снега.
И опять за окном золотая осень:
До Зубцова остается семь километров:
А вот и он сам:
Сразу после длинного моста через реку Вазузу, питающую своей водой водопроводную сеть Москвы, упираемся в новую гостиницу, почти "Беверли Хиллз", стоящую тоже на холме, на высоком левом берегу Вазузы.
Слева, напротив гостиницы, танк Т-34, памятник ожесточенным боям, проходившим в районе Ржева в 1941-43 гг. Танковое орудие смотрит в сторону Москвы. Ни через правое окно, ни через лобовое стекло танк не виден, поэтому обязательно прочитайте вот это:
В Зубцове мы обычно заправляемся, чтобы потом не думалось: позади двести тридцать, впереди еще более трёхсот пятидесяти километров пути. Бензин на заправке "Шелл", хоть и дорогой, но хороший. Индикатор плохого бензина, которым оснащен "Опель", ни разу не срабатывал после этой заправки за последние три года, хотя даже после "Лукойла" бывает всякое.
Дальше моя очередь вести машину, поэтому снимков почти не будет. А жаль! Мы проезжаем очень и очень интересные места. Впереди, километрах в четырнадцати от Зубцова знаменитый город Ржев с его авиаремонтным заводом No.514, забитым сейчас до отказа техникой, требующей ремонта: в основном, это истребители МиГ-31 и бомбардировщики Су-24. Завод, вроде, работает, давая жизнь городу, но количество самолетов на площадке ожидания не уменьшается: лучшая в мире в советские времена техника нашей бывшей непобедимой и легендарной сейчас безнадежно устарела, а другой - нет. Демократия же!
Следующий за Ржевом город, вернее, поселок городского типа - Оленино с населением в 5 тысяч человек, до него от Ржева около шестидесяти километров. Здесь можно увидеть улицу в центре Оленино: http://prodamdom.okis.ru/foto.146405.html
Непосредственно перед Оленино, далее до Нелидово и несколько километров после Нелидово дорога скверная. Но к чести дорожников надо сказать, что длина скверного даже по нашим меркам участка сокращается. Сейчас это около пятидесяти километров, а всего пять-шесть лет назад скверной была вся дорога от Ржева до границы Псковской области, около двухсот километров.
Нелидово - промышленный в советское время город с населением в 1989 году в 30 тыс.человек. До прихода демократии в окрестностях Нелидово действовали и шахты Подмосковного угольного бассейна. Ныне о них напоминают лишь старые указатели. Сейчас в Нелидово проживает около 22 тыс.человек. Упадок коснулся всех малых городов и не только в Тверской области. Большие города, если в них нет нефтепереработки или сопутствующих производств, тоже не очень процветают, а скорее наоборот.
За Нелидово дорога выравнивается, а некоторые недавно отремонтированные участки в районе реки Западная Двина совсем неплохие: отличное покрытие, четкая разметка, стандартные дорожные указатели. Выходит, не все нефтегазовые сверхдоходы вывозятся за границу олигархами и вороватыми чиновниками: кое-какие крохи перепадают и нам, простым смертным, в том числе, и в виде отремонтированных дорог.
Западная Двина начинается на Валдае в районе Верхневолжских озёр, протекает по России, Беларуси (Витебск и Полоцк стоят на Западной Двине) и впадает под названием Даугава в Балтийское море в Риге. Раньше она была связана системой каналов с Днепром, да и сейчас особо ярые байдарочники могут попасть из Лешенского, с нашей Большой Реки, через Великую, Ушу и Дриссу в Припять, а оттуда в Днепр.
В Западную Двину впадает знаменитая река Торопа. На Торопе мы обычно останавливаемся перекусить в том месте, откуда когда-то начинали байдарочный поход вверх(!) по реке. Вот несколько фото Торопы:
Надо сказать, что после Зубцова трасса М9 нигде не проходит через города. И Ржев, и Оленино, и Нелидово, и Западная Двина остаются в стороне от дороги. Первый город, через который проходит трасса, и в котором находится пост ДПС, это уже псковская Кунья.
Родные псковские края!
Скоро и Лешенское. Осталось проехать Великие Луки (они опять в стороне), Новосокольники (тоже в стороне от трассы) и - пора сворачивать на свою дорогу.