Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

О совести

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кое-что о вещах обыденных, но позабытых


  

О совести

  
   Провал идеологии исторического материализма и насильственное внедрение на нашу почву чуждой нам идеологии либеральной демократии американского разлива, отторгнутой большинством населения России, привели к нарастанию хаоса во многих сферах нашей жизни, а также к Новому Холокосту: рост кладбищ намного опережает рост ВВП, который у нас считается главной задачей государства и общества.
  
   "Деградация культуры и общественной жизни, кардинальная ломка нравственных устоев и человеческих ценностей приводят к появлению устойчивых социальных групп, не удовлетворенных качеством своей жизни, бедных, и, в связи с этим, болеющих одним и тем же заболеванием - необратимым хроническим неврозом, приводящим к органическим поражениям всех систем жизнедеятельности человека и, в первую очередь, сердечно-сосудистой. Духовное неблагополучие, слом идентификации и наведение ложных идентификаций, отсутствие перспективы полноценной жизни, качественных образования и здравоохранения, интересной работы, невозможность иметь здоровую и полноценную семью для большинства населения страны, то есть, в целом, низкое качество жизни при отсутствии широкого обсуждения истинного положения дел - причины демографической катастрофы, приводящей к депопуляции"
   (Гундаров И.А. в дискуссии "Демографическая катастрофа в России. Что делать?" http://ethnocid.netda.ru/press/cmnews050228.htm)
  
   Состояние хаоса, в который сейчас искусственно ввергнуты духовная и социальная сфера России, не является непреодолимым. Если рассматривать эти сферы как открытые динамические системы, то к ним можно применить технологию нелинейной динамики, предусматривающую наличие параметров порядка, поддерживающих систему в состоянии динамического равновесия. Некоторые параметры порядка являются управляющими, то есть, подчиняющими себе отдельные хаотические структуры и влияющими на их поведение. Герман Хакен, отец синергетики, называет в качестве параметров порядка для социальных систем "язык, государство, культуру, законы, ритуалы, табу, моду, групповую идентификацию, научные парадигмы, национальный характер, экономику, этику". (Ольга Астафьева "Концептуальные основания культурной политики: от теории к практике")
   http://spkurdyumov.narod.ru/Astaphyeva2.htm
  
   К сожалению, глубина разрушительных процессов в России, приведших к образованию хаоса, такова, что подверглись чудовищной деформации сами эти параметры порядка, в первую очередь, как раз государство, культура, законы, табу, мода, экономика, этика и пр. Деформировался язык - основа генома живого организма общества. Деформируется национальный характер, в котором нарастают чуждые нам качества, привнесенные идеологией либеральной демократии: индивидуализм, эгоизм, статусный тоталитаризм и основной инструмент его реализации - потреблятство. Снимаются основные табу и запреты, что приводит к гомосексуализму, наркомании, постмодернизму и другим моментам деградации человека.
  
   "По словам Тэсс Джауэл, государственного секретаря по культуре, члена парламента Великобритании, стране к середине ХХ века нужно было победить пять "великанов" материальной нищеты - бедность, болезни, невежество, запустение и безделье. Но уже в начале нынешнего века, когда Англия стала значительно богаче, пришло время и, соответственно, понимание необходимости победить шестого "великана" - духовную нищету, которая поставила под угрозу все попытки вырвать людей из материальной нищеты". (Ольга Астафьева "Концептуальные основания культурной политики: от теории к практике" http://spkurdyumov.narod.ru/Astaphyeva2.htm ).
  
   Соображают англичане, кумекают, что к чему. Может, их попросить навести порядок у нас на телевидении? Призывали же в своё время варягов!
  
   Но тут англичане нам вряд ли помогут: мы сами кузнецы своего счастья. Следовательно, необходимо опускаться еще на один уровень, к более глубоким параметрам порядка к тем, что органически присущи человеку, то есть, от уровня живого организма общества необходимо опускаться на клеточный уровень, на уровень человека. Одним из таких параметров порядка, причем, управляющим параметром порядка, является совесть.
   Существует много определений совести, но, как мне кажется, наиболее полное определение дано в словаре по социальной психологии:
  
   Совесть - способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Совесть проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживаний
  (Социальная психология. Словарь http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex4)
  
   Различные подходы к определению совести приводятся в словаре Брокгауза и Ефрона:
   Совесть - нравственное сознание человека, выражающееся в оценке собственных и чужих поступков, на основании определенного критерия добра и зла.
   О происхождении совести существуют две теории: интуитивная и эволюционная. Первая утверждает, что совесть не есть производное свойство человека, а природное, априорное; у богословов - голос Божий в человеке, у метафизиков - сила, стоящая выше человека, выражение объективно существующего нравственного мирового порядка, у Канта - категорический императив практического разума. По теории эволюционизма совесть есть продукт многовекового воздействия общественной среды на развитие альтруистических чувств и поступков. Общество, одобряя альтруистические действия и осуждая эгоистические, устанавливает ассоциацию между альтруизмом и одобрением, эгоизмом и осуждением. Путем наследственной передачи эта ассоциация укрепляется и превращается во внутренний голос совести.
   Обе теории совести оставляют много неясного и сомнительного в понимании основ совести"
   (Брокгауз и Ефрон, http://slovari.yandex.ru/dict/brokminor)
  
   Поскольку я уже давал собственное определение сознания как "отображения результатов деятельности биологического компьютера человека на его внутреннем мониторе, с которого этот человек может считывать информацию, доступную его пониманию", то, продолжая эту аналогию, можно предложить следующее определение совести:
  
   Совесть - это фильтр, встроенный в программное обеспечение биологического компьютера человека, блокирующий его безнравственные мысли или поступки, а также включающий программу переживаний разной глубины, если такие поступки все-таки были совершены вольно или невольно, что может привести к блокированию подобных мыслей или поступков в дальнейшем.
  
   Начальная настройка этого фильтра производится на генетическом уровне, то есть, рождаясь, человек уже имеет совесть определенного уровня. Дальше происходит корректировка этой начальной настройки под влиянием различных факторов внешней среды и формирования собственного мировоззрения человека.
  
   В любом случае, совесть является важнейшим параметром порядка, позволяющим обществу жить и развиваться, устройством, удерживающим человеков от того, чтобы они немедленно не вцепились друг другу в глотку. Одновременно совесть служит сдерживающим началом, иногда последним, и при организации группы людей в стаю. Не случайно, что Гитлер предлагал освободить людей от этой химеры. Не случайно, что совесть не входит в число категорий, которые нынче в почете у тех, кто у нас денно и нощно печется о перекантовке самого читающего и думающего человека в бездумного и бездуховного потребителя второсортных материальных и духовных ценностей.
  
   А вот Православие, например, считает, что духовные способности человека проявляются через страх Божий, совесть и молитву. Известный церковный мыслитель Феофан Затворник, в монастырь к которому мы совершали паломничество в прошлом году, писал в своей работе "О совести":
  
   "Дух легче развивается, нежели душа, и прежде ее обнаруживает свою силу и деятельность. К нему относятся: страх Божий (в соответствие разуму), совесть (в соответствие воле) и молитва (в соответствие чувству). Страх Божий рождает молитву и просвещает совесть".
   (http://www.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=18)
  
   Он же писал, что силы души в духе проявляются подобным же образом, хотя и выражаются в иных потребностях.
   "Способность мыслительная, именуемая здесь разумом - подобно рассудку в душе, занимающемуся познанием всего видимого, тварного, конечного - есть зрительная сила мира духовного с его верховным существом - Богом. Очевидно, и потребностью этой способности будет ни что иное, как созерцание Бога, Его совершенных свойств и познание порядка вещей Божественных, духовных. Кратко ее можно назвать Богосозерцанием, осязательным проявлением коей является священный Страх Божий, чувство глубочайшего благоговения к Богу.
   Иная потребность рождается в духе от силы чувствующей, выражающей себя через вкус к предметам изящным, прекрасным, восхитительным. Эта сила духа находит свое полное удовлетворение в Боге, покой и счастье в чувствах, возникающих от действий Его, от вкушения Бога духом, что и именуется Боговкушением. Такое неискоренимое стремление человеческого духа к Богу Писание образно представляет под видом жажды, ничем другим, кроме Бога, неутолимой, неуспокаиваемой: "Возжада душа моя к Богу крепкому, живому; когда прииду и явлюся лицу Божию". Совесть, как желательная сила духа может удовлетворить только лишь тщательным исполнением воли Божией, что дает ей совершенный покой, ибо соединяет и сочетает в живой союз с Богом. Отсюда потребность этой силы - Богообщение.
   Все это вместе составляет духовную сторону человеческой жизни. Так проявляет себя дух человека. Бесспорным является то положение, что жизнь телесная ниже жизни душевной, а душевная ниже духовной: первые две подчиняются последней"
   (В.Н. Коржевский "Христианское воспитание по Святителю Феофану Затворнику" http://www.dorogadomoj.com/dr52feo.html)
  
   Можно порекомендовать также содержательные дискуссии, которые ведутся на форуме Концептуальной партии "Единение" http://forum.kpe.ru/showthread.php?t=1663, в том числе, по теме "Иудаизм и совесть". Кстати, я так и не смог найти ни одной ссылки на упоминание категории "совесть" ни в Коране, ни в Хадисах Пророка, ни в Торе. Возможно, что-то есть в Талмуде. Если кому встречалось - буду рад, если пришлете цитату и ссылку на источник.
  
   В марксизме-ленинизме понятие "совесть" существует, правда, оно там носит общественно-исторический характер. Вообще, в марксистской этике "выбор между выполнением внешней обязанности и осуществлением внутренней потребности должен всегда совершаться в зависимости от решения другого вопроса - нахождения наиболее адекватных путей сочетания в каждом конкретном случае общественных и личных интересов, так чтобы в конечном итоге вырисовывалась историческая перспектива приведения их к единству". (БСЭ, 3-е издание, т.30, стр. 293). Прикиньте это правило на кого-нибудь из кучки абрамовичей или на любого гаишника, и вы увидите, насколько правы были отцы-основатели исторического материализма!
  
   В то же время, более прав все-таки другой отец-основатель, Герман Хакен:
  
   Достойное человека самоорганизующееся общество может продолжительно существовать только тогда, когда каждый поступает так, как если бы он в рамках своей собственной деятельности был ответственен за целое.
  
   (Герман Хакен "Самоорганизующееся общество". http://spkurdyumov.narod.ru/Haken51.htm)
  
   В смысле: хотите жить в достойном обществе? Начните со своей собственной совести. Это важнейший параметр порядка в том хаосе, который обрушился на нас с приходом демократии.
  
Беспорядок [Найдено в сети Интернет]
  
   13 октября 2008 года
   Москва
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"