Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

О свободе и справедливости

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Взгляд на проблему с точки зрения здравого смысла человека, далёкого от профессионализма в этом вопросе


  

О свободе и справедливости

  

Справедливость считается высочайшей добродетелью

Аристотель

Свобода - химера

Сергей Галанин

  
   Митинг в защиту свободы проплаченного слова 22 ноября 2014 года в Москве собрал всего несколько десятков человек. Огорчается "Эхо Мацы": "Прошедший митинг был маленьким, местечковым, незаметным. Наверное, просто свобода слова нам не нужна".
  
   Действительно, нужна ли нам свобода? Свобода ли нам нужна? Та ли нам нужна свобода, за которую ратуют либералы, и которая привела у нас к торжеству бандитского капитализма, а к реальной власти - сначала кучку абрамовичей, а затем тесный симбиоз компрадорской олигархии, организованной преступности и продажного чиновничества? Тем более, что этот симбиоз, возникший ещё при ельциноидах, пышным цветом расцвёл во время выстраивания Путиным вертикали власти вокруг закромов Родины.
  
   "Свобода многозначное понятие, крайние значения которого:
   - Свобода как возможность индивидуя самому определять свои жизненные цели и нести личную ответственность за результаты своей деятельности;
   - Свобода как возможность действовать в направлении цели, поставленной коллективом или обществом.
   Первый полюс можно назвать индивидуалистической свободой второй - коллективистской" .
   Философская энциклопедия, http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/1071/%D0%A1%D0%92%D0%9E%D0%91%D0%9E%D0%94%D0%90
  
   Вообще, основа либерализма - "освобождение индивидуя от разного рода норм и установлений, сковывающих его повседневную деятельность". Вот у нас и освободили в 1991 году - выпустили одновременно и в одно пространство с наивными кроликами голодных волков, хищных шакалов и всеядных гиен. Что получилось - то получилось.
  
   Как показывает практика последних 20-30 лет за свободу (в её индивидуалистическом толковании) у нас ратует совсем небольшая, но шумная прослойка бывшей интеллигенции и бывших политиков, отстранённых от закромов Родины. Женщины, страдающие от недотраха, и психички на договоре типа "Пусси Райот" не в счёт. Основная масса населения к свободе более или менее равнодушна, считая само понятие свободы выдумкой изнывающих от безделья интеллигентов. Основная масса озабочена не подобными химерами, а необходимостью вертеться волчком, чтобы свести концы с концами и прокормить семью.
  
   Поскольку интеллигенция не больше, чем "осмотическая прокладка между культурой и народом" (взято из эпохального исследования Евгения Ягуна "Убить интеллигента"), о свободе мы больше говорить не будем: не стоит тратить время на то, чего нет, и чего не может быть в принципе. Даже на необитаемом острове человек не бывает свободным, что говорить о его реальном существовании в обществе и государстве? Ведь эти живые организмы более высокого порядка, клеткой каждого из которых является человек, налагают на человека десятки и сотни связей, влияет как на его целеполагание, так и на результаты его деятельности. Про Природу молчу - здесь всё ещё более азбучно.
  
   - А как же на Западе? - спросит меня наиболее изощрённый в спорах интеллигент, особенно из тех, кто никогда на этом Западе не жил, а если и бывал, то в качестве туриста. - Там же сплошная свобода, ешь - не хочу!
  
   Ответ простой: нет там свободы. И никогда не было. Поскольку свободы не может быть в принципе, поскольку "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя", как сказал Владимир Ильич Ленин ещё в 1905 году в свой статье в "Новой Жизни". Число и прочность связей, которыми западное общество и западное государство опутывает своих индивидуев, вряд ли меньше числа и прочности связей, ограничивающих свободу индивидуев наших. Другое дело, что эти связи несколько отличаются от бытующих у нас. Хотя некоторые из их связей стали понятны и нам - та же ипотека, если кто имел неосторожность вляпаться. Про Природу не стоит говорить: связи, налагаемые ею, не знают ни границ, ни таможен.
  
   Основная масса населения у нас озабочена не свободой как таковой. Основную массу заботит совсем другая категория - справедливость. Именно поэтому в минуты отчаяния человек обращается к Богу как источнику высшей справедливости: "Бог поможет" или "Бог накажет". Поэтому предлагаю кратко рассмотреть эту реальную, не химерическую категорию - справедливость.
   Обратимся к энциклопедии "Кругосвет", цитаты из которой я выделяю коричневым цветом и привожу практически без изменений.
  
   Энциклопедия "Кругосвет" говорит о двух типах справедливости: процессуальной и моральной. Процессуальная справедливость - это справедливость властей при отправлении закона. Моральная справедливость - это справедливость на базе критериев и ценностей, которые выше закона. В энциклопедии анализируются мнения о справедливости наиболее авторитетных личностей. Например:
  
   Мыслители древности
   В Древнем Риме о справедливости говорили просто: suum cuique ("суум куйкве" - каждому своё, каждому по заслугам). Это определение справедливости самое короткое и, возможно, самое точное, но оно было испоганено нацистами, написавшими на воротах Бухенвальда пресловутое "Jedem das Seine", что в переводе означает именно "Каждому - своё". Надо отметить, что и у нас этот принцип был воспет в песне, а практически в гимне "Широка страна моя родная". Не замечали? А что такое "По заслугам каждый награждён"? Воот!
  
   Платон (428-348 до н.э.)
   Платон определяет справедливость как высшую добродетель в государстве, построенном на принципах блага. С его точки зрения, справедливое общество - то, в котором каждый человек в полной мере реализует данные ему от природы способности. Задачей правителя является распределение функций в государстве на основе принципа справедливости, определение с помощью этого места в обществе для каждого человека, природа которого не позволяет этому человеку самостоятельно понять своё истинное назначение. .
  
   То есть, индивидуй может сам и не догадываться, что он - подлец. А справедливый правитель должен не только подсказать этому индивидую, что тот подлец, но и указать тому вполне конкретное место - у параши. Такие вот платонические отношения!
  
   Аристотель (384-322 до н.э.):
   Справедливость может быть коррективной, или коммутативной, направленной на сохранение общественного порядка и общее благосостояние, и может быть дистрибутивной, связанной с распределением, - это принцип, согласно которому каждый человек должен иметь причитающуюся ему долю.
  
   Умный Аристотель задолго до нашей эры отчётливо понимал то, о чем писал В.И. Ленин в 1905 году: нельзя жить в обществе и быть от него свободным. Отсюда необходимость в коммутативной справедливости. Он же предвосхитил знаменитый лозунг советского времени: "От каждого по способности - каждому по труду" (дистрибутивная справедливость). Новое - это хорошо забытое старое!
  
   Стоики (до н.э.)
   Стоическая философия исходила из предпосылки, что Вселенной присуще рациональное устройство, и она функционирует согласно универсальным рациональным законам или принципам. Поскольку человек - рациональное существо, он может познать эти законы. Поэтому ему доступен идеал абсолютной, универсальной, рациональной справедливости, к которому и следует, насколько это возможно, стремиться в законодательстве.
  
   Стоики жили давно - до нашей эры, они не могли предполагать наличие в реале рационального существа по имени Вася Пупкин и даже не догадывались, что "закон - что дышло: куда повернул - туда и вышло". Не отсюда ли парадоксы Зенона?
  
   Дальше философия стала скукоживаться - наступило Новое Осевое время, время мировых религий. Хотя некоторые особо отважные философы, помня судьбу Джордано Бруно и стараясь далеко не отближаться от церковных догм, пытались говорить и о справедливости. Пишет энциклопедия "Кругосвет":
  
   Средние века
   Фома Аквинский (1225-1274)
   Фома Аквинский развил учение Блаженного Августина о Граде Божием как вместилище справедливости. С его точки зрения справедливость может быть реализована только в христианском государстве. Чтобы запутать ситуацию, он ввёл понятия lex aeterna (вечный закон), lex humana (человеческий закон), lex divina (божественный закон и lex naturalis (естественный закон). Согласно его философии, естественный закон тождествен божественному закону, и толкование закона должно быть вынесено за сферу обычного человеческого разумения и сделано предметом особой теологической дисциплины.
  
   То есть, несите свой крест, кто как может, а там Господь Бог разберётся, справедливо или несправедливо с вами поступали.
  
   Барух Спиноза (1632-1677)
   Считается, что Барух Спиноза доказал аксиоматический характер моральных и политических принципов. Согласно учению Спинозы Верховная власть является тем общим духом государства, которым все должны руководствоваться. Только она имеет право решать, что есть добро и что зло, что хорошо, что дурно, что справедливо, что несправедливо, что следует делать и от чего надо воздерживаться каждому в отдельности и всем вместе. Права граждан (политическое право), следовательно, есть разрешённые в условиях гражданского состояния естественные права индивида, т. е. дозволенная верховной властью часть естественных прав.
   http://radnuk.info/ros-pidrychnuk/polit-istoriya/668-nersya/21101-3-spinoza.html
  
   Чуть позже один из братьев Лихудов, Софроний, так писал в своём "Слове похвалительном на преславное венчание благочестивейшия великая государыни нашея Императрицы Екатерины Алексеевны":
   О совершеннейшая импepaтрица, дар Божий, благородие века, сокровище неба, адамант мира, венец людей, столпе сфер! Твоего ради императорскаго величества златый век толико прославленный от списателей исповедует, что был он не совершен, понеже ты совершеннейшая не была рождена в он век. О совершеннейшая великая государыня, в которую натура положила последнюю свою силу, и хранящи тя, аки сокровище свое драгое и многоценное, изъявила тя ныне в пример всем иным ея красным делам, чтоб eй когда не погрешить.
   Софроний Лихуд "http://www.memoirs.ru/texts/Sofrin_SP_RA63_10_11.htm
  
   Из одной оперы, правда?
  
   Томас Гоббс (1588-1679)
   Пишет энциклопедия "Кругосвет":
   Гоббс энергично выступил против идеи о том, что справедливость можно определить через интуитивно воспринятые универсальные, абсолютные идеи. С его точки зрения, минимальным требованием, которое позволяет достичь общественного порядка и мира, должна быть передача людьми большинства своих "естественных прав" суверену (за индивидуем оставлялось право на самозащиту). Такая передача составляет соглашение, или договор, и справедливость можно определить сколько-нибудь осмысленно только при учете условий такого договора.
  
   А поскольку подавляющее большинство народонаселения такого договора даже издалека не видела, то и на справедливость этому большинству надеяться нечего. Да и не очень-то покачаешь права перед сувереном, у которого армия, полиция, соглядатаи, палачи и прочие правоохранительные органы.
  
   Давид Юм (1711-1776)
   Юм отклонил как теологическое, так и "договорное" понимание справедливости; его взгляды предвосхищают точку зрения современной прагматической школы в юриспруденции. Юм считал, что правила и нормы возникают в обществе для решения неизбежной утилитарной задачи ненасильственного согласования разнонаправленных интересов. Справедливость - поддержание порядка и стабильности с помощью этого баланса интересов. Юм определяет справедливость главным образом в терминах регулирования отношений собственности.
  
   Ну, да. Оно и сейчас так: у кого деньги, у того и интересы согласуются как-то сами по себе. А что касается порядка, то Юм прав, ни убавить, ни прибавить. Одна проблема: дисбаланс разнонаправленных интересов неизбежен, а кто и как его будет устранять?!
  
   Иммануил Кант (1724-1804)
   "Для Канта справедливость реализуется в таком общественном строе, где господствует признание следующего императива разума: последним критерием поступка является приемлемость стоящего за ним принципа в качестве универсального принципа, подходящего для всего человечества; ничто иное не может быть оправдано с точки зрения разума".
  
   Переводя на человеческий язык и применяя это положение к действительности, можно сказать, что по Канту критерием справедливости является соответствие действий самого индивидуя, а также действий по отношению к этому индивидую, той Сверхидее, которая определяет идеологию данного общества. Умный был мужик, Иммануил Кант! Наша интеллигенция до такого определения до сих пор не додумалась.
   Отсюда следует, что справедливость - понятие относительное: то, что считалось справедливым, например, в дореволюционной России, не обязательно стало считаться справедливым в России послереволюционной.
  
   По Канту "Конечная цель правовой справедливости - сделать возможным осуществление моральной справедливости, однако правовая справедливость не может принудить к моральной справедливости".
   То есть, законы законами, но есть ещё и народный контроль!
  
   Иеремия Бентам (1748-1832)
   Основоположник утилитаризма считал, что в основе морали (а из неё проистекает справедливость) лежит польза, то есть, получение удовольствий без страданий. В то же время он "... полагал, что праву и справедливости может быть придан смысл только в контексте определённого политического устройства.
   Эмпирическое определение моральной справедливости было дано с опорой на следующий тезис: "Природа отдала человека под власть двух знатных господ, боли и удовольствия. Только им одним указывать, что мы должны делать, и решать, что мы будем делать". (...) В обществе должен существовать принцип порядка, создающий условия для равенства людей и позволяющий им реализовать свой нравственный потенциал, как бы ни определяли для себя люди свои конкретные моральные обязанности.
  
   Насчёт удовольствия без страданий товарищ Бентам, конечно, загнул, но вот насчёт порядка в обществе и справедливости как критерия соответствия действий и поступков этому порядку, он прав.
  
   Наше время
   В наше время философия не очень в почёте: некогда рассуждать о высоких сферах, надо ковать собственное материальное благополучие, у кого есть такая возможность. А у кого нет - тем не до философии. Тем не менее, какие-то работы появляются, хоть и редко.
  
   Джон Ролз (1921 - 2002)
   По Ролзу нормативной основой являются два принципа:
   "1) Каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других;
   2) Социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы они были:
       а) к наибольшей ожидаемой выгоде наименее преуспевших и делали
       б) доступ к должностям и положениям открытым для всех в условиях честного равенства возможностей."
   А.А. Гусейнов "Справедливость"
   http://www.terme.ru/dictionary/879/word/spravedlivost
   Сам же Ролз пишет так:
   "Справедливость -- это первая добродетель общественных институтов, точно так же как истина -- первая добродетель систем мысли. Теория, как бы она ни была элегантна и экономна, должна быть отвергнута или подвергнута ревизии, если она не истинна. Подобным же образом законы и институты, как бы они ни были эффективны и успешно устроены, должны быть реформированы или ликвидированы, если они несправедливы". (...)
  
   Вот ведь как хорошо начинал автор "одной из самых значительных книг в политической философии XX века", а закончил апологетикой того, что в нашей нынешней суровой действительности провалилось с таким же треском, с каким чуть ранее провалилась теория исторического материализма:
   "Под основными институтами я понимаю конституцию и основные экономические и социальные устройства. Таким образом, защита законом свободы мысли и свободы совести, свободный рынок, частная собственность на средства производства, моногамная семья -- это примеры основных социальных институтов".
   Джон Роулз. Теория справедливости. Часть I. Теория. Взято отсюда:
   http://gtmarket.ru/laboratory/basis/6642/6643
  
   То есть, с этим товарищем всё ясно. Какая может быть справедливость в условиях свободного рынка, когда бал правит тесный симбиоз компрадорской олигархии, организованной преступности и продажного чиновничества, нам объяснять не надо: накушались досыта.
  
   Пока со справедливостью так и нет полной ясности, хотя написано и наговорено много, может, слишком много. Можно лишь заметить мимоходом, что о свободе при этом не сказано почти ничего, если не считать Джона Ролза, но ему как апологету либеральной демократии американского разлива всё простительно.
   Обратимся к основным религиям, может, они прояснят суть проблемы?
  
   Мировые религии
   Индуизм (около II-I тысячелетия до н.э.)
   "Дхарма -- важное понятие в индуизме, которое понимается как закон, регламентирующий общественную и личностную значимость поступков человека и диктующий конкретные предписания: ямы (ограничивающие правила) и ниямы (перечень качеств, которые следует в себе воспитывать).
Ямы:
   1) отказ от применения насилия (в том числе убийства живых существ) -- ахимса;
   2) отказ от лжи -- сатья;
   3) отказ от воровства (нестяжание) -- астейя;
   4) воздержание от чувственных удовольствий -- брахмакарья;
   5) непроявление корыстолюбия -- апариграха.
Ниямы:
   1) чистота;
   2) довольство;
   3) полная сосредоточенность;
   4) ученичество, осуществляемое вместе с другими;
   5) служение Богу.
   Кроме того, Дхарма -- имя бога правосудия и справедливости, которого называют также Дхармараджа, то есть "царь закона".
   http://megabook.ru/article/%D0%94%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%20(%D0%B2%20%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D1%83%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B5)
  
   Собственно, с тех пор человечество не изобрело ничего особенно нового. Даже десять заповедей, полученных Моисеем на горе Синай, и Нагорная проповедь Иисуса Христа выглядят при этом вторичными.
  
   Конфуций (551 до н.э. - 479 до н.э.)
   Конфуцианство причисляют к религиям, хотя в нём нет ни духовенства, ни церкви как особого института. Однако, Конфуций в своём учении касается и справедливости. Пишут знатоки:
   "Конфуций упоминает о справедливости (и), но эта добродетель (как и такие качества, как искренность и верность) по существу, лишь одно из проявлений категории человечности (жэнь), которую Конфуций считал решающим свойством человека. Само начертание иероглифа "жэнь" позволяет понять смысл этой категории. Он состоит из иероглифа "человек" и графического знака, обозначающего цифру "2". Иначе говоря, это понятие говорит об отношении человека к человеку. Наиболее правильно передают его значение русские слова "человечность", "гуманность". В "Лунь-юй" термин "жэнь" определяется по-разному; наиболее многозначительно и в то же время просто он расшифровывается там, где Конфуций говорит, что человечность означает любовь к людям.
   Жэнь -- закон идеальных отношений между людьми в семье, обществе и государстве. Она включает в себя два основных принципа, регулирующих человеческое существование:
   а) помогай другим достичь того, чего бы ты сам хотел достичь;
   б) чего не желаешь себе, того не делай другим".
   http://otherreferats.allbest.ru/philosophy/00176210_0.html
  
   Умница, Конфуций: просто и правильно!
  
   Талмуд (200 до н.э. - 400 н.э.)
   Сами евреи так пишут о Талмуде:
   "Талмуд был и остался неисчерпаемым духовным резервуаром, обеспечивающим средства для бессмертного существования еврейского народа как нации с высшими моральными и этическими устоями, с самым высоким чувством справедливости и социальной ответственности, далеко превосходящими таковые во всем мире".
   http://kistine1.narod.ru/Vopros/Evrei/3619.html
  
   Это в теории. На практике Талмуд много говорит о справедливости в отношении спорного имущества и справедливости в смысле отправления правосудия. В отношении ко всему остальному справедливо то, что способствует процессу подготовки к приходу Машиаха при соблюдении законов, данных Б-гом Моисею. Ну, и десять заповедей, полученных тем же Моисеем как основа для определения степени справедливости.
  
   Евангелие (I-II вв. н.э.)
   "Евангелие говорит: "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его" (Мф,633). А вот еще: "Блаженны алчущие и жаждущие правды" (Мф.5,6), "Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное" (Мф.5,10). Или: "Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдёт праведности книжников и фарисеев, то вы не войдёте в Царство Небесное" (Мф.5,20). Если учесть, что тут везде "правды", "за правду", "праведность" есть перевод греческого "дикэосини" - "справедливость, правда", то неожиданно выявляется дополнительный, очень ясный смысл этих текстов: справедливый человек наследует Царство, а несправедливый попасть в него не может.
   http://ruskline.ru/analitika/2012/02/29/opravdanie_spravedlivosti
  
   Тоже не очень густо! Хотя я добавил бы сюда всю Нагорную проповедь как ориентир при различении справедливости и несправедливости.
  
   Коран (610-632 н.э.)
   "Воистину, Аллах повелевает справедливость..."
   (Сура "Пчелы", аят 90).
   "...И судить по справедливости, когда вы судите среди людей".
   (Сура "Женщины", аят 58).
  
   А что такое справедливость - ну, на это есть мудрецы, толкователи. Главное, чтобы признавалось, что нет "Бога, кроме Аллаха, и Магомет - пророк Его".
   А вот рассуждения умнейшего мусульманина, персидского философа и государственного деятеля XI века Низами аль-Мулька в его книге "Сиасет-Намэ" (Книга о правлении):
   "Государь будет ответственен за народ, он не будет возвышать мальчишек, будет вершить мероприятия со старыми и мудрыми; он вернёт дела к соответствующим им правилам, чтобы привести в порядок духовные и мирские дела. Каждому будет должность по размерам его достоинства. Он не допустит ничего противоречащего этому; соразмерит дела, взвешивая их на весах беспристрастия и справедливости, с помощью великого бога".
   ("Сиасет-Намэ", издание Академии наук СССР, 1949, перевод Бориса Заходера, глава 42, стр.178).
  
   Очень актуально, в том числе, и в смысле "мальчишек в розовых штанишках", как называли членов гайдаровского правительства России, и в смысле порядка, и в смысле "каждому - своё".
   Пишет дальше Низами аль-Мульк:
   "Пусть он удалит от себя дурные свойства, пусть приобретёт хорошие качества.
   Дурные свойства таковы: злопамятство, зависть, гордость, гнев, похоть, алчность, пустые надежды, упрямство, лживость, скупость, злобность, несправедливость, себялюбие, торопливость, неблагодарность, легкомыслие.
   Хорошие качества таковы: стыдливость, добронравие, кротость, прощение, смирение, щедрость, терпение, благодарность, милосердие, знание, разумность, справедливость.
   Когда научишься применению этих качеств к устройству всех дел, не нужны будут никакие советники для дел государства".
   (Там же, стр. 43, 186-187)
  
   Я бы эту книгу вручал нашим вождям на церемонии инаугурации, как инструкцию для чайников по управлению государством.
  
   Исторический материализм (1848-1991)
   Достаточно чёткое определение:
   "Справедливость - понятие о должном, соответствующее определённым представлениям о сущности человека и его неотъемлемых правах. С.- категория морально-правового, а также социально-политического сознания. Так, понятие С. содержит в себе требование соответствия между практической ролью различных индивидов (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием, заслугами людей и их общественным признанием. Несоответствие в этих соотношениях оценивается как несправедливость ".
   Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г.
   http://www.terme.ru/dictionary/804/word/spravedlivost
  
   Что можно сказать в заключение этого краткого и маловысокопрофессионального разбора?
  
  
Справедливость - это субъективная категория оценки фактов, событий и отношений с точки зрения определённой морали, принятой в обществе и государстве, а также их соответствия запросам данного индивидуя и порядку, установленному в этом обществе и государстве.

  
   Задачей государства и общества является создание такого порядка, при котором происходит естественный отбор людей, чьё понимание справедливости совпадает с пониманием, следующим из Сверхидеи этого общества и государства и из соответствующей ей идеологии.
   Этот естественный отбор с особым успехом произошёл в США, что привело к высокой устойчивости тамошнего общества и государства, а также к установлению в США гармонии на определённом уровне между индивидуем, обществом и государством.
   В Советском Союзе этот отбор также производился, но в более ограниченный период, в период правления товарища Сталина, и на основе принципиально другой, чем в США, Сверхидеи и вытекающей из неё идеологии. Но не случайно до сих пор товарищ Сталин и его дела являются русским идеалом понятия справедливости.
  
Товарищ Сталин о свободе [Найдено в Сети]
  
   03.12.2014
   Москва
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"