В смысле, вопрос модификации Сверхидеи, её расщепления я не рассматривал вовсе, хотя он очень и очень интересен.
Значит, для кандидатов наук поле еще более обширное!
4.2 Человек - клетка мира социальных организмов
Тезис работы:
Как и в органическом мире, в суперцарстве социальных организмов клетка представляет собой обособленную, наименьшую по размерам структуру, которой присуща вся совокупность свойств жизни и которая может в подходящих условиях окружающей среды поддерживать эти свойства в самой себе, а также передавать их в ряду поколений. Этой клеткой является человек, Homo sapiens, человек разумный
Замечание Евгения:
Увы - нет. Сыновья не повторяют отцов, а дочери - матерей. Молодежь всегда живет в ином мире и руководствуется уже измененным информационным пространством. То есть, генетики нет. Есть лишь относительная инертность этнических стереотипов и временно существующие главенствующие императивы
Попытка оправдаться:
Я же пишу ниже: "Принципиально, с развитием науки и технологии для воспроизводства живого существа органического мира будет достаточно одной определенной живой клетки, содержащей в своей хромосоме геном этого существа. Возможность воспроизводства общества при наличии одного живого человека проблематична".
Здесь, наверное, как раз качественное отличие клетки социальной от клетки органической. Есть и другие - та же свобода воли.
Тезис работы:
Другим фактором, влияющим на минимальное количество клеток, необходимых для образования общества, является возможность образования совокупного биополя, о механизме формирования которого следует только догадываться. Можно лишь предположить, что имеется определенная связь напряженности этого совокупного биополя с напряженностью биополей каждого отдельного человека, которая в свою очередь определяется степенью крайности его психического и психологического состояния.
Замечание Евгения:
Проще подойти практически. Элементом социума является элементарная стая приматов кроманьонцев с доминантным вождем, способная к выживанию и увеличению своей численности.
Попытка оправдаться:
Не, стая, толпа, население паханата - это отнюдь не общество. Это сумма затраханных индвидуев, а не живой организм.
4.3 Онтогенез общества
Тезис работы:
4.3.1 Фенотип общества предполагает изменение параметров общества в ходе его развития (сравните фазы развития этноса у Л.Н.Гумилева: "Этногенез и биосфера Земли", Ленинград, Гидрометеоиздат, 1990, стр.368-433).
4.3.2 Изменение параметров общества происходит вследствие реализации наследственной программы своего генотипа.
4.3.3 Изменение параметров общества происходит вследствие влияния внешних для общества факторов.
4.3.4 Изменение параметров общества может происходить вследствие влияния внутриобщественнных факторов.
Замечание Евгения:
Меняем онтогенез на этногенез. Получаем все непременные фазы от рождения до "этнической смерти" и в довесок к ним собственную оригинальность по причине ряда исторических и геополитических факторов.
Попытка оправдаться:
Да, но мы там выше говорили, что этнос государства не образует. Этнос или, чаще, несколько этносов образуют общество. В обществе многие моменты, в том числе, стереотипы, доминанты и императивы поведения, определяются не только фазой этногенеза, но и совсем другими факторами. В обществе чаще наличествуют этносы с разной фазой этногенеза.
Тезис работы:
4.4 Семья - первичное надклеточное образование общества
Замечание Евгения:
Лучше все-таки стая. А семья, это лишь часть уже определенным образом структурированной "облагороженной" стаи.
Попытка оправдаться:
Здесь просматривается целое направление: стая - семья - род - племя - этнос - общество - государство - Империя. Но это надо внимательно рассматривать. Тогда этот параграф несколько изменится.
Тезис работы:
Важнейшим фактором, сдерживающим сейчас дальнейший распад семьи как ячейки общества, является жилищная проблема. С ее решением семья из постоянной ячейки будет неизбежно трансформироваться во временную.
Замечание Евгения:
Интересно! Но весьма спорно.
Попытка оправдаться:
Так уже это происходит: гражданские браки, когда трахаться уже можно в открытую, а ответственности никакой. И что меня особено умиляет: спят вместе, а денюжки врозь.
Хотя Вы правы в том отношении, что главную роль здесь играет идеология. Вот в Исламе, например, семья трансформироваться будет по-другому. У евреев тоже.
5.5 Клетки общества и государства и клетки органического мира
Тезис работы:
Как и в организме человека, в организме государства клетки глубоко специализированы.
Замечание Евгения:
(?) Могут не так понять, Николай. Конечно, современная псевдоэлита никогда не научится работать на токарном станке, профессионально работать сваркой, плавать в море, ходить в караул, охранять границу, класть асфальт, доить коров или выращивать хлеб. Однако это не означает, что для пользы общества ее следовало бы отлучить от всякой управленческой деятельности даже в коммерческих структурах. Во всяком случае, обучиться выращивать брюкву или турнепс сможет каждый чиновник и политик.
Попытка оправдаться:
Обучаемость клеток - это новое качество, получаемое при переходе от органической формы жизни к социальной. Но тем не менее, с точки зрения патологанатома, в каждый данный момент клетки организма государства глубоко специализированы.
5.6 Надклеточное строение государства
Тезис работы:
Образуя структуры государства, его клетка - человек - входит в учреждения самого различного масштаба и выполняющие самые различные функции, аналогом которых могут быть органы человеческого тела. Первичной ячейкой каждого учреждения является отдел.
Замечание Евгения:
Противоречие - ранее вы называли семью.
Попытка оправдаться:
Не, то было про общество. Здесь другой организм - государство. Семья для государства важна, но не очень. Поэтому поэты, революционеры и воры в законе не имеют права на семью.
6. Генный уровень организации общества
Тезис работы:
Непрерывность существования и историческое развитие живой природы обусловлено двумя фундаментальными свойствами жизни: наследственностью и изменчивостью.
Замечание Евгения:
И естественным отбором! Не забывайте про него, иначе старик Дарвин из могилы к Вам придет.
Попытка оправдаться:
Не успеет: там встретимся.
А что, Дарвина еще не отменили? В смысле, его учение?
6.2.2 Наследственность в организме общества
Тезис работы:
В то же время механизм наследственности позволяет говорить о том, что в пределах отдельных стадий этногенеза общество сохраняет свои базисные черты независимо от старения и отмирания клеток, являющихся совокупными носителями этих черт. Идет передача по наследству определенной информации, сохраняющей стабильность общества во времени.
Замечание Евгения:
Вот тут другой фокус. По наследственности передается лишь угасающая рецессивная пассионарность. Что касается стереотипов поведения, то они проходят стадии старения, схожие с живым организмом. Но это уже не генетика, а диахронические закономерности возраста, точнее - процентное соотношение пассионариев и субпассионариев, выраженное общим уровнем пассионарности этноса.
Попытка оправдаться:
Наверное, но уже применительно к обществу как совокупности этносов, объединенных одним информационным полем.
Смысл моей фразы был в другом, типа: "Я пока не могу описать для общества механизм передачи информации по наследству, но факт сохранения обществом базисных черт говорит о том, что такая передачи имеет место".
6.3 Уровни организации механизма наследственности и изменчивости общества
Тезис работы:
Общество и государство как новые виды организмов имеют собственный генный уровень организации материала наследственности и изменчивости. Первичным материальным носителем наследственной информации общества, его гeном, является слово.
Замечание Евгения:
Специально исследовал эту тему, хоть и технарь по образованию. Язык - это исключительно продукт формирования этноса. Он, конечно, отчасти заимствует предшествующие ему структуры, но в целом формируется самостоятельно. Никакой особой преемственности. У славян было семь падежей, у великороссов - шесть. Меняется многое, вплоть до восходящих или нисходящих дифтонгов. Пример - древние римляне и итальянцы.
Попытка оправдаться:
Дык, я тоже технарь: слесарь-котельщик - техник-механик - инженер-механик. Это потом я стал оперативником и бюрократом.
В этносе и в обществе язык играет роль идентификатора "свой-чужой", это есть. Но в обществе сам по себе язык не является средством передачи наследственности, эту роль выполняет идеология. А она, конечно, выражается на языке. Об этом ниже в работе.
6.3.2 Уровни организации носителей наследственной информации общества
Тезис работы:
Как и в структурной организации молекулы первичного носителя наследственной информации дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК), в структуре языка можно выделить три различных уровня:
- первичный - слово в его собственном значении, образующее во всей совокупности слов лексическую семантику;
- вторичный - значения грамматических форм и конструкций, образущие совместно грамматическую семантику;
- третичный - язык, языковая семантика, содержащая значительный объем знаний об окружающем мире.
Замечание Евгения:
Этого явно мало. Очень советую полистать законы палатализации звука и сингармонизма слога. Это круто, честное слово! Я каюсь, что ранее свысока относился к гуманитариям. Лучшие из них - это очень достойные, сверхестественные люди.
Попытка оправдаться:
Ну, так глубоко я еще не залезал. Читал Лосева, Лосского, какие-то книги даже есть на полке. Смотрел передачи Юрия Лотмана (тогда еще смотрел тель-авизор), и тоже восторгался не только масштабом гения, но и его человечностью.
Конечно, работу надо уточнять, углублять, влезать в десятки смежных наук. Но я уже вряд ли на это поднимусь.
Тезис работы:
- уровень идеологии, формируемой устными и письменными текстами определенного происхождения, состава и назначения, а также структурами невербального характера.
Замечание Евгения:
Нужно пояснить.
Попытка оправдаться:
Ну, например, символы (свастика или там звезда Давида), музыка (рок/панк или Вагнер), одежда (мини-юбки или хиджабы) и так далее.
7. Генный уровень организации государства
Тезис работы:
Государством в данной работе называется живой организм суперцарства социальных организмов, порожденный обществом и существующий с обществом в особом виде взаимодействия, близком к симбиозу.
Замечание Евгения:
Ох! А как быть с иудеями во времена разрушения Иерусалима императором Титом? Короче - слишком это обще.
Попытка оправдаться:
В данной работе ни эллинов, ни даже иудеев нет.
Здесь пока сферический конь в вакууме.
Эту тему нужно прорабатывать.
Римская Империя таки да, была.
А вот тянет ли на государство иудейский лимитроф - пока не могу сказать. Возможно, тянет, поскольку Сверхидея богоизбранности уже присутствовала. Но это необходимое, а не достаточное условие.
8.3 Условия образования общества
Тезис работы:
Среди высших млекопитающих именно человек как единосущное и троичное существо (?) приобрел возможность создавать общество, а через него и государство. И это не случайно. Человек обладает некоторыми качествами, которых нет у других представителей животного мира.
Замечание Евгения:
Как быть с социальными насекомыми? Куда относить термитов, пчел, муравьев и прочих? Их социальность гораздо выше и регулируется на гормональном уровне.
Попытка оправдаться:
Три ипостаси человека - я там ниже пишу: клетка общества - раз, клетка государства - два, источник духовной (и всякой иной, наверное) энергии для того и другого - три. Социальные насекомые - я говорил в начале работы - это попытки Природы создать социальные организмы, бета-версии организма нашего общества и нашего государства. Рано или поздно, но изучение человеческих обществ будет начинаться с изучения пчелиных роев и муравейников. Что касается гормонального уровня, я бы здесь не был таким категоричным. Там есть получение, хранение и переработка информации, а также её отражение на внутреннем мониторе (сознание), а это главное.
9.2 Определение С-идеи
Тезис работы:
С-идея - недостижимый, но признаваемый данным обществом в качестве достижимого идеал, в процессе мистического осмысления которого биополя отдельных пассионарных представителей общества (активной группы общества) могут входить в резонанс с совокупным биополем общества или сверхбиополем Земли и черпать из него энергию,
Замечание Евгения:
(?) Дело в том, что ни в одном рожденном этносе не заложено такое. Не исключено, что близкая идея родится при следующем пассионарном толчке.
Попытка оправдаться:
Надо детально разбирать феномен Александра Македонского, апостола Павла, Чингис-Хана, Наполеона, Гитлера, товарища Сталина и других творцов истории, разбирать их энергетику. Думаю, там не всё просто.
А дальше - конечно, индукция своего рода.
Тезис работы:
Одним из примеров того, каким образом рождаются С-идеи, является обращение гонителя первых христиан Савла в основателя христианской церкви апостола Павла. Мощнейший импульс совокупного биополя Иисуса Христа и его ближайших учеников, возникший в момент Его распятия, воскресеиня и вознесения преобразовал сверхбиополе Земли. Произошел пробой этого сверхбиополя в определенной точке пространства, в которой оказался случайный человек. Восприняв поток сознания свыше, получив канал подпитки собственной биоэнергетики, этот случайный человек сам становится генератором мощнейшей С-идеи, когда-либо дарованной человечеству.
Замечание Евгения:
Вы не боитесь скрестить Гумилева, Дарвина и Кастанеду?
Попытка оправдаться:
Я боюсь только жену и тещу.
И то больше для вида.
Я же на свободе. Это дает возможность произносить вслух глупости.
МормоныТезис работы:
Джозеф Смит с его Книгой Мормона с золотыми страницами, найденной им в 1830 году под столетним дубом недалеко от Нью-Йорка.
Замечание Евгения:
Это как раз хладеющая пассионарность англосаксов, костенеющая в неких формах.
Попытка оправдаться:
Не, мормоны это гигантская пассионарность. Я был там. И это полтора столетия спустя!
Тезис работы:
Моя ненаучная теория
Замечание Евгения:
Спасибо, что прочли мои комментарии. Еще раз подтверждаю, они вашей статье не нужны.
Попытка оправдаться:
Да нет. Это Вам, Евгений, спасибо за Ваш колоссальный труд.
Благодаря Вам я прочитал работу заново, вижу многие её пробелы и провалы, а заодно дивлюсь - как я мог такое написать?!
Многие моменты из замечаний я опустил, но не потому, что нечего сказать, наоборот. Когда-нибудь надеюсь вернуться к ним.