Аннотация: Ставлю часть статьи Сергея Хелемендика. Полный текст можно найти здесь
Мягкое влияние США в Восточной Европе
Статья Сергея Хелемендика из цикла "Россия и Европа"
Суть американской политики мягкого влияния
Это подход к политике с позиции инвестора, иногда авантюриста, но чаще опытного игрока в бизнес с большими финансовыми возможностями. В обнаженном виде схема мягкого влияния представлена в посткоммунистических странах Европы. В Старой Европе все примерно так же, но прикрыто слоями пиар-косметики и устоявшихся табу. А вот в молодых демократиях Восточной Европы косметику наложить еще не успели.
Общая схема мягкого влияния США выглядит как несколько направлений деятельности, которые развиваются более или менее одновременно:
Берутся под контроль лидеры общественного мнения и СМИ, причем в случае Восточной Европы за американские деньги создаются телевидения и радиостанции, которые быстро окупаются и, кроме политических выгод, приносят реальную прибыль инвестору. Эта стратегия увенчалась успехом практически везде, за исключением Белоруссии и России.
Воспитывается новое поколение молодых журналистов крайне либеральной ориентации, продающих свои услуги за небольшие деньги, но зато идейно, гордо, по убеждению, потому что их уже научили, что продаваться это демократично и либерально.
Организуется и выстраивается третий сектор, неправительственные организации, в нем опять-таки воспитывается молодая гвардия мягкого влияния - социологи, экономисты, политологи, историки и т.д. Третий сектор понимается как питомник политических кадров и финансируется якобы крупными солидными американскими и европейскими фондами извне. Как правило, однако, на третий сектор в том или ином виде ищут и находят источники из госбюджета, то есть реальные деньги дают сами страны, подвергающиеся мягкому влиянию.
Выбираются и покупаются конкретные политические фигуры или "заготовки", пригодные для вытачивания таких фигур. Их повышают до статуса друга Америки и с ними начинают работать по плану.
Американцы не стремятся контролировать политические проекты, разумно полагая, что политическая партия, особенно в каком-нибудь чешском или польском и тем более грузинском исполнении, это балаган, бардак, в котором можно искать концы с утра до ночи и не найти их. Поэтому ставка делается на конкретного индивидуума, способного контролировать свою партию и извлекать из этого балагана нужные для американцев результаты.
В избранника инвестируют, как правило, не деньги, а медийные ресурсы (...)