Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

К истокам реки Великой. Часть вторая

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  

К истокам реки Великой. Часть вторая

   Часть первая здесь: http://samlib.ru/editors/c/chuksin_n_j/lesh_89.shtml
  
  
Ольга Николаевна указывает дорогу [ Николай Чуксин]
  
   В первой части мы остановились на том, что подъехали к старинному, известному ещё во времена деда Ивана Грозного, селу Вяз, и местная учительница, Ольга Николаевна, показала мне, где и как сворачивать к истокам Великой реки. Вот этот поворот (впереди первые дома деревни Монино):
  
Поворот [ Николай Чуксин]
  
   А накануне, 6 июля, был праздник - Аграфена Купальница или Аграфена - лютые коренья. Вот что пишет по этому поводу Русский земледельческий календарь "Круглый год" (Издательство "Правда", Москва, 1989 г., стр.243-250):
  
   "Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала и еще через несколько дней "Петры-Павлы" сливались в один большой праздник, наполненный для земледельца огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий...
  
   На Аграфену обязательно мылись и парились в банях. Архангелогородцы, жители Подмосковья пол в банях застилали в этот день свежею травою, и "девушки парятся свежими вениками, связанными из целебных трав". В Тверской губернии парились вениками, утыканными цветами, специально для этого сорванными... В каждый веник входило по ветке от березы, ольхи, черемухи, ивы, липы, смородины, калины, рябины, по цветку различных сортов"
  
   Как видите, ни практическая, ни духовная жизнь в прежние века не ограничивались телевизором, футболом и пивом, а были неразрывно связаны между собой, а главное - с Природой. Сколько всего утрачено за времена исторического материализма и сменившего их безвременья прав человека на вымирание!
  
   Но у нас в Лешенском Аграфену отмечали. Были и веники из двенадцати растений, и чай на травах из настоящего самовара, не электрического, а того ещё, на углях, который раздувают сапогом:
  
Веник для бани из двенадцати трав [Николай Чуксин]
  
Чай из настоящего самовара [ Николай Чуксин]
  
   Правда, вот этого: "Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады", - вряд ли было даже в Лешенском, хотя и лихие мужики, и лихие бабы у нас есть. Слишком уж лютуют комары и мошки в наших лесах. Да и погода не всегда бывает вот такой:
  
Трехмерные облака [ Николай Чуксин]
  
   Но вернемся на дорогу к истокам. Дорога четко читается на местности и вполне проходима для любых типов машин:
  
Хорошая дорога [ Николай Чуксин]
  
   Там, где есть сомнительные развилки, стоят небольшие таблички-указатели:
  
Указатель [ Николай Чуксин]
  
   Сначала дорога идет по открытой местности, огибая озеро Девичье. После небольшого озерка справа, название которого я не знаю, дорога входит в густой и темный лес из березы, ольхи и ели с мощным подлеском, очень похожий на леса у истоков Волги. Дорога каменистая, рельеф сложный, некоторые подъемы даже напомнили мне горные дороги в Косово - песчаная основа размыта ливневыми потоками, едешь по нагромождению камней, мелких здесь и более крупных на горных дорогах. Правда, и машина у меня там была совсем другая. Зато по дороге к истокам в низких местах нет сомнений, что увязнешь всеми четырьмя колесами. Единственное, чего следует опасаться - не наехать на камень, скрытый под водой в лужах, образованных стоками со спусков-подъемов дороги.
  
Зарастающее озерко [ Николай Чуксин]
  
Каменистая основа [ Николай Чуксин]
  
Крутой подъем [ Николай Чуксин]
  
   Кстати, вообще о дороге по этому кругосветному маршруту. Трасса Москва-Рига на этом участке вполне приемлема. Поворот на Новосокольники - первый, если ехать от Риги и второй, если ехать от Москвы. Поворачиваем, проезжая под мостом виадука и выезжая на него с поворотом направо. Дальше едем прямо, у железнодорожного переезда (он двойной) слева примыкает дорога из Старосокольников. Дальше едем по главной дороге до Мемориала, Мемориал остается справа, а мы едем прямо на Локню. Поворот налево у Мемориала уведет вас в Марьино и Раменье, на тупиковую дорогу. Думаю, это единственное место, где можно ошибиться. Поворот на Вяз в Насве хорошо обозначен, а дальше вы всё время едете по главной дороге до исторического поворота в Монино. До Насвы дорога, если и отличается от трассы Москва-Рига, то только в лучшую сторону. Сказываются времена коммунистической тирании, когда дороги ещё строили, и наличие колхоза "Красная Поляна", который понимал, что без дорог экономики не бывает. После поворота и до деревни Лебедево идет вполне приличный асфальт. В Лебедево, это примерно полпути до Вяза, асфальт заканчивается: проклятые коммуняки достроить не успели, а просвещенные демократы строят совсем другое и в других местах: на Лазурном Берегу, на Кипре, в Куршавеле или в туманном Альбионе. И не для нас, а для себя, любимых: зря, что ли, так рвались во власть?!
  
   После Лебедево асфальт успели положить только по деревням, а сама дорога - зубодробительный большак, грейдер, ощущения от езды по которому схожи с ощущением гальки на виброгрохоте, а шлейф пыли за вашей машиной напоминает дымовую завесу, поставленную танком Т-90С, только более плотную, поскольку состоит она не из аэрозоли топлива, впрыснутого в генератор дыма, а из вполне осязаемых частичек песка. Слава Богу, встречных машин не так много, поскольку сразу после такой встречи вы попадаете в чужой шлейф, видимость в котором близка к нулю, а дорога достаточно извилистая, и очень легко не вписаться в поворот или вписаться в следующую машину. Правда, после дождей, а их было много этим летом, пыль образуется не сразу, так что ездить можно. Особенно, если не мешают кусты (а они обычно мешают!), то правым колесом лучше ехать по мягкой обочине, тогда тряска несколько уменьшается. Вообще, не надо лихачить на таких дорогах: мелкая галька на скорости выше 50-60 км/час становится похожей на шарики от шарикоподшипника. На поворотах здесь улетает много машин: мы с Валентиной были свидетелями, как крутой джип снес себе половину крыши, ударившись после такого заноса о дерево. Слава Богу, никто не пострадал.
  
   Но мы опять отвлеклись. Тем временем позади осталась небольшая ферма, почему-то пустая: ни единого человека, ни одной коровы, ни даже телёнка, только доильные аппараты, готовые к употреблению:
  
Ферма [ Николай Чуксин]
  
   И, наконец, внезапно, за поворотом после небольшого подъема показалась скромная часовня. Истоки!
  
Часовня у истоков Великой [ Николай Чуксин]
  
   Время исторической встречи 15:55, восьмое июля 2009 года.
  
Исторический час [ Николай Чуксин]
  
   Внутри убранство часовни еще более скромное. Простой деревянный стол со следами от горевших когда-то свеч, икона Спасителя в образе Джона Леннона, рядом икона Богоматери Знамение. Выше, в просвете узкого окна, еще одна икона Пресвятой Богородицы, рельефная, украшенная искусственными цветами, А рядом с ней, на наличнике, маленькая иконка Спаса в силах: "Приидите ко мне вси труждающиися и обременении, и аз упокою вы". На столе кипа записок, вероятно, конкретные просьбы труждающихся и обременённых о помощи, позарез необходимой прежде, чем наступит время упокоения. Бог, он же Аллах, всемилостив, всеведущ и всемогущ, но времени читать записки у него вряд ли есть. Язычество в нас неискоренимо, начиная с Аграфены Купальницы, и это еще одна причина, почему у нас никогда не привьется идеология либеральной демократии американского разлива, так легко принимаемая воспитанными в протестантской вере.
  
Внутреннее убранство часовни [ Николай Чуксин]
  
   Слева от часовни узкая тропинка, обозначенная указателем, ведет вниз, к родникам:
  
Тропа к истокам [ Николай Чуксин]
  
   Дальше спуск по каменным ступеням, выложенным в крутом обрыве:
  
Каменные ступени вниз [ Николай Чуксин]
  
   И вот он, первый родник, дающий начало Великой реке: просто из-под обрыва сочится и стекает вниз холодная и прозрачная вода.
  
Первый источник [ Николай Чуксин]
  
   Вот уже в траве блестит первый ручеек:
  
Первый ручеек [ Николай Чуксин]
  
   Вот уже можно набрать святой воды истока Великой реки:
  
Струя [ Николай Чуксин]
  
   Большинство родников истоков Великой содержат соли железа, отсюда красноватый цвет отложений:
  
Окислы железа [ Николай Чуксин]
  
   А тропа уводит в глухой лес, к другим родникам: их здесь множество.
  
Тропа от родника [ Николай Чуксин]
  
   Но мне пора наверх: встреча состоялась, эмоции и осмысление оставлены на потом. Впереди обратный путь по другой, и тоже неизвестной пока, дороге.
  
   Наверху устроители (низкий поклон им!) предусмотрели для паломников трапезную под навесом от дождя. Кто-то из язычников даже готовил трапезу на костре прямо здесь, в святом месте:
  
Для паломников [ Николай Чуксин]
  
   Я тоже готовлю свою трапезу прямо здесь. Правда, у меня в машине всегда есть несколько крайне необходимых вещей: топор, лопата, камуфляжная сетка, палатка, спальник, котелки, запас продуктов и вот этот экологически чистый газовый примус. Тушёнка на нём разогревается за пару минут, а чаем во фляжке я запасся ещё в Лешенском:
  
Перед обедом [ Николай Чуксин]
  
Обед туриста [ Николай Чуксин]
  
   Далее короткий сон под сенью креста часовни:
  
Сон в святом месте [ Николай Чуксин]
  
   И - вперёд назад, домой, в Лешенское, через Юшково, Красное, Копылок и ставшую родной за эти месяцы Пустошку. В Юшково река Великая становится вполне байдарочной, здесь начинается популярный у водников маршрут по верховьям Великой. Это мост через Великую в Юшково:
  
Мост в Юшково [ Николай Чуксин]
  
   Это Великая в Юшково, если смотреть с моста вверх по течению:
  
Великая в Юшково. Вид вверх [ Николай Чуксин]
  
   Это она же вниз по течению: сюда уходят байдарочники после стапеля в Юшково:
  
То же, вид вниз по течению [ Николай Чуксин]
  
   Обо всём этом и о многом другом мне рассказала Нина, загорелая, как на Ривьере, жительница Соснового Бора, что под Питером, проводящая лето с внуком в Юшково:
  
Нина с внуком [ Николай Чуксин]
  
   По дороге в Юшково из Монино, в районе деревни Остров, видел какой-то указатель. Н помню, то ли это была стоянка первобытного человека, то ли что-то еще очень археологическое. Придется приехать еще раз!
  
   В районе села Красное грунтовая дорога выходит на мало чем отличающийся от неё большак: та же пыль, тот же зубодробительный гравий, сбитый колесами в устойчивую гребёнку:
  
Большак [ Николай Чуксин]
  
   В самом Красном неожиданная встреча: первая за сто с лишним километров пути церковь. Правда, постоянного священника и здесь нет, служба проводится по праздникам и ведут ее батюшки, командированные из Пустошки, Опочки и Новосокольников:
  
Храм в селе Красное [ Николай Чуксин]
  
Колокольня [ Николай Чуксин]
  
   Недорабатывает владыка Евсевий, митрополит Псковский и Великолукский, увлекается епархия рентабельностью церковного производства, избегает духовного окормления наиболее страждущих и обездоленных в умирающих деревнях. А ведь сказано в Писании, что не здоровые нуждаются во враче, а больные. Время эмпириокритицизма, кажется, прошло. А вот время голого материализма пока успешно продолжается, даже в Православной церкви, при всём моём уважении к её былым заслугам в создании и укреплении Российского государства, начиная со времён Куликовской битвы и Смуты начала XVII века. В нынешнюю смуту голос церкви поначалу и не был слышен: увлеклась строительством храмов, утверждением материальной базы, дележом богатых приходов. Сейчас, с интронизацией Его Святейшества Патриарха всея Руси Кирилла, у церкви появилась новая возможность заявить о себе как о равноправной участнице строительства России, причём, обладающей не только правом чести, правом первенства среди других конфессий и общественных организаций (таки гражданское общество строим!), но и правом вето, особенно, в вопросах духовно-нравственного воспитания. А духовно-нравственным воспитанием у нас сейчас от имени и по поручению рулит Ксюша Сообщак, рулит, используя все возможности телевизора, который под руководством познеров-швыдких и их наставников стал стеклянным окном в духовный мусоропровод.
  
   Кстати, к самому владыке Евсевию я отношусь с большим уважением. Несколько лет назад мы случайно оказались в одно и то же время в отдалённом, строящемся тогда, Иоанно-Богословском Крыпецком монастыре, и владыка учил меня, как подходить под его епископское благословение.
  
   Пока вспоминал времена, не столь отдаленные, впереди показался Копылок, еще одна начальная точка байдарочных маршрутов, теперь уже по среднему, самому интересному течению Великой реки.
  
Копылок [ Николай Чуксин]
  
   После Копылка и до самой Пустошки, до которой осталось около пятнадцати километров, дорога асфальтирована. Сама Пустошка стоит на пересечении двух автомобильных трасс: Питер-Киев и Москва-Рига. До Лешенского отсюда около часа пути. Кругосветный маршрут к истокам Великой реки закончился у стен, ставших родными:
  
Утро в Лешенском [ Николай Чуксин]
  
   А лето продолжается!
  
Бронзовка на таволге [ Николай Чуксин]
  
   12 июля 2009 года
   Лешенское
  
   Продолжение здесь: http://samlib.ru/editors/c/chuksin_n_j/lesh_91.shtml
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"