Странно, но в русском языке слово "обида" когда-то имело несколько другой смысл, чем тот, к которому мы все привыкли. В "Русской Правде", своде древнерусского права, в основе которого лежат преимущественно правовые обычаи X--XI вв. и княжеская судебная практика, обидой считалось причинение одним лицом другому не морального, а материального вреда.
Оказывается, значение этого слова развивалось и по другим направлениям. "Полный церковно-славянский словарь" (составитель протоиерей Григорий Дьяченко) дает два значения слова "обида":
1. Корыстолюбие, обман
2. Несправедливость, зависть, клевета.
(Изд. Московского Патриархата, Москва, 1993 г., стр. 362).
"Толковый словарь русского языка" Дмитрия Николаевича Ушакова трактует обиду как "несправедливо причиненное огорчение, оскорбление".
Словарь Владимира Ивановича Даля считает обидой "всякую неправду, тому, кто должен переносить ее; все, что оскорбляет, бесчестит и порицает, причиняет боль, убыток или поношение".
"Словарь русского языка" Сергея Ивановича Ожегова определяет обиду как "несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также чувство, вызванное таким огорчением".
Википедия дает подробную статью о том, что такое личная обида. Она определяется там как "всякое сознательное противозаконное действие, в котором содержится проявление неуважения к чужой личности. Цели нанести оскорбление для состава понятия не требуется; достаточно сознания того, что данное действие может причинить оскорбление...".
Некоторые ученые психологи считают, что "обида - это смесь агрессии, обращенной внутрь и вовне. Самый мучительный компонент любой обиды, когда, что называется, зацепило - это когда ты понимаешь, что обидчик-то прав. И чем сильнее этот компонент - тем сильнее и обида. Грубо говоря, обижают не нас, обижаем мы себя сами. Обижаем тем, что бессознательно соглашаемся с каким-то условно-нехорошим поступком (или суждением) в свой адрес. Чем меньше в обиде компонент агрессии, обращенной вовнутрь, тем в меньшей степени это - обида, и тем в большей - именно агрессия, явное и подавленное желание "дать сдачи".
Удивительно, но вот эта мысль об обиде себя находит поддержку в Православии:
"Обидчик обижает прежде всего себя. Но и обижающийся поступает неразумно, сам себя ранит. Надо себя закрывать светлым щитом от обид, не обращать на них внимания. А что еще выше, это противопоставить обиде -- любовь, кротость, великодушие. "Научитесь от Меня, -- сказал Христос Спаситель, -- ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим" (Мф 11, 29). Вот простая дорога к счастью, о котором часто думает человек, не зная путей к нему.
Обида может быть бессознательной. Нанесение обиды идет от гордости, желающей унизить человека, от мстительности, злобы. Обижают люди и от алчности, зависти, тщеславия, эгоизма и -- просто от душевной нечуткости и нравственной невнимательности".
Архиепископ Иоанн (Шаховский) "Апокалипсис мелкого греха: Избранные статьи", цит. по
Николай Козлов, которого считают основателем и идеологом секты крайнего индивидуализма "Синтон", определяет обиду как эмоциональную реакцию, вызванную несоответствием наших ожиданий и поведения другого. Правда, с определением "Синтона" как секты согласны далеко не все. В частности, оппонент Николая Козлова Сергей Патрушев пишет:
"Очевидно, что Синтон -- не секта, у него другие функции. Основная цель Синтона -- это сформировать как можно у большего круга молодежи ценности, соответствующие современной России социального дарвинизма".
В смысле, очевидный разгул социального дарвинизма в России в условиях насильственного внедрения либеральной демократии американского разлива создает благоприятную почву и для обидчиков (например, поведение власти), и для обиженных (завышенные ожидания тупого электората, голосовавшего за эту власть сердцем, а не умом). Отсюда - эмоциональные реакции. Отсюда злые и усталые лица в метро и на улицах.
Но это к слову, в масштабе глобальном. Думаю, что в масштабе бытовом, на уровне коммунальной кухни, обида, помимо того, что она характерна для крайнего индивидуализма, является еще и выражением глубоко тоталитарного мышления. Если чье-то поведение или реакции не соответствуют нашим ожиданиям, он - редиска, не наш человек, не с нами, а значит - против нас. И уровень собственного ожидания, и монопольное право себя, любимого, определять правильность или неправильность чужого поведения здесь под сомнение не ставятся. То есть, тоталитаризм - он не только вне, но и внутри нас, составная часть того самого индивидуализма, который лежит в основе либеральной демократии американского разлива.
К нашим баранам
Я не случайно начал этот разговор про обиду и ее сущность. Почти всех, кто здесь на СИ поливает грязью Россию и ее народ, можно отнести к категории обиженных.
Обижена российская либеральная еврейская интеллигенция: ей не дали порулить страной, хотя счастье было так близко! То, что никчемных интеллигентов оттерли от власти (и от закромов Родины) свои же, но более наглые и более конкретные пацаны из кучки абрамовичей, в расчет не принимается. В итоге, несостоявшиеся властители из интеллигентов прозябают в эмиграции и компенсируют свои обиды, обвиняя во всех мыслимых и немыслимых грехах не себя, не кучку абрамовичей, а Россию.
Обижены интеллигенты, считающие себя русскими. Ну, этих вообще можно не касаться: смесь маниловщины с обломовщиной была характерна для них и в более светлые времена. Тем не менее, последнее, на что они еще способны - это дешевая фронда, противопоставление себя, недопонятых и недооцененных, и ни много, ни мало, а самой России.
В целом - "Васисуалий Лоханкин и трагедия русского либерализма". Сказано давно, но актуальности не потеряло: всесильно, ибо верно.
Обижены несостоявшиеся кандидаты в полицаи, лакеи по психологии, но с брутальными замашками. Америка, которая для них "ум, честь и совесть нашей эпохи", почему-то не оккупировала Россию, и потребность в их полицайских функциях отпала сама собой. А они так надеялись! Кто виноват? Конечно, Россия, страна дураков, как они ее величают.
Обижены шустрики по-Чернецкому, при первой возможности рванувшие за жирной и дешевой колбасой на Запад. Но Запад почему-то не понял и не принял этих несостоявшихся кандидатов в Крезы и Трампы. Возможно, потому, что они работать умеют хуже, чем выступать в комментариях. Возможно, потому, что на Западе, кроме крайнего индивидуйства, требуется также и уважение к обществу, в котором живешь, и глубокая личная порядочность, а у этих наших, рванувших за колбасой, всегда была напряженка и с тем, и с другим. Объект обиды тут понятен и ребенку - или это Запад, не оценивший гения - кандадата в Трампы, или ты сам, слегка просчитавшийся при формировании своей самооценки и своих претензий. Так нет! Виновата Россия и ее народ, а потому - "Все силы на борьбу с Юденичем!".
Кстати, большевизма в их высказываниях и оценках, пожалуй, "поболе будет", чем у товарищей Троцкого или Ленина. Оно и понятно: тоталитаризм - составная часть индивидуализма. Но вернемся к началу статьи, к одной из первых цитат.
"Самый мучительный компонент любой обиды, когда, что называется, зацепило - это когда ты понимаешь, что обидчик-то прав. И чем сильнее этот компонент - тем сильнее и обида".
Здесь вся психология, лежащая в основе большинства действий на СИ перечисленных выше обиженных.