Споры о том, что первично: Материя или Дух, - возможно, столь же бессмысленны, как и споры о том, что появилось раньше: курица или яйцо. Всё больше и больше светлых голов склоняются к тому, что первична Информация, и, судя по всему, это не последнее слово в науке. Идея о совокупном информационном поле Земли, от которой открещивается погрязшая в политкошерности учёная братия, скоро станет основой новых направлений в десятках отраслей науки, в том числе, в науке об обществе и государстве, которые суть природные организмы более высокого порядка, чем человек.
Как известно, любое живое существо вносит свой вклад в изменение напряжённости совокупного информационного поля Земли, а оно в конечном итоге есть продукт взаимодействия исходного информационного поля с микрополями, генерируемыми живыми организмами. Не исключено, что наивысшую плотность излучения создаёт человек в периоды своих особых эмоциональных состояний: гнева, восторга, скорби, вдохновения и им подобным. Это излучение, накладываясь на совокупное информационное поле Земли, или ослабляет, или увеличивает его напряжённость. То есть, противостояние Добра и Зла выражается в конечном итоге в изменении напряжённости совокупного поля Земли. Не случайно гнев и гордыня отнесены к смертным грехам. Не случайно после особо крупных подлостей, совершённых политиками, следуют ураганы, наводнения и землетрясения.
Рукописи, как известно, не горят. Булгаков первым заметил и объявил об этом, но не дал объяснения, почему именно. А оно - на поверхности. Самый большой вклад в противостояние Добра и Зла автор вносит отнюдь не тогда, когда получает сумму прописью за реализованное творение. Этот вклад вносится в сами мгновения творчества, а остальное - второстепенно или вообще не так важно.
Вячеслав Фёдорович Петренко своими работами существенно повысил напряжённость информационного поля, причём, сделал это в такие времена, когда значительное число творцов слепо копировало утверждённые свыше шаблоны и вряд ли генерировало что-то вовне, кроме собственной тоски и унылости. Полёт фантазии скромного и застенчивого паренька из глухой тамбовской деревни ещё раз доказал очевидную истину: свободным можно быть и в тюрьме, а Царство Божие внутри, а не вне нас. Не случайно Андрей Вознесенский назвал работы Вячеслава "поэзией в архитектуре", а Вознесенский кое-что понимал и в том, и в другом!
Мы учились со Славой Петренко на одном курсе, на одном факультете в Котовском индустриальном техникуме в Тамбовской области. Мы втроём (Слава, Саня Суслин и я) выпускали сначала еженедельную общетехникумовскую, а потом и городскую сатирическую стенгазету, основу которой составляли карикатуры Славика - он блестящий карикатурист, и если бы не стал архитектором, его имя называлось бы в одном ряду с именами Сергея Корсуна, Вячеслава Шилова, Александра Зудина, Виктора Богорада и других выдающихся карикатуристов нашего времени. Вообще, моё становление происходило в значительной степени под влиянием Вячеслава, тем более, что позже, уже в Москве, он ввёл меня в круг не признанных тогда, но исключительно талантливых художников, архитекторов и других мастеров, в тот круг, к которому принадлежал он сам.
У эпох на редкость избирательная память. Работали тысячи поэтов, в том числе те, кого восторженно принимала современная им публика, не говоря уж о всегда продажной свободной прессе, а в памяти эпох остались Пушкин, Гоголь, Блок, Маяковский, Есенин, Пастернак, Высоцкий и еще пять-шесть имён. Народом правили тысячи самых изворотливых и хитрых политиков, всякие там собчаки, бурбулисы и швыдкие всех времён и народов, десятки правителей с громкими именами и пышными дворами, а в памяти эпох остались и останутся у нас Сергий Радонежский, Дмитрий Донской, Иван Грозный и товарищ Сталин.
Кто знает, может, в памяти нашей эпохи останутся отнюдь не авторы проектов точечной застройки или кричащих коттеджей номенклатуры, рвущейся в олигархи, а наивный мечтатель, подлинно свободный художник, архитектор и поэт Вячеслав Петренко.
Память эпох - она очень избирательна.
Написано 13 июля 2012 года, поставлено в мой раздел 1 февраля 2013 года
Лешенское, Псковская область - Москва
Эта заметка была написана для каталога выставки работ Вячеслава Петренко, которую организовали его вдова - Александра Павловна Петренко и дети - Иван и Анна Петренко. Выставка состоится в Государственном музее архитектуры имени А.В. Щусева (Аптекарский приказ) по адресу:
101000, Москва, ул. Воздвиженка, д. 5, вход со Староваганьковского переулка