Аннотация: Несколько слов, обещанных Андрею Калинину. Может, покажется полезным кому-то еще
О поэме Андрея Калинина "Русь батрацкая"
Общие замечания
Поэма Андрея Калинина "Русь батрацкая" является подражанием поэме Алексея Толстого "История государства Российского от Гостомысла до Тимашева", написанной в 1868 году. Тема произведения Алексея Толстого выражена в эпиграфе: "Вся земля наша велика и обильна, а наряда (порядка - Н.Ч.) в ней нет" (Нестор, Летопись, стр. 8). Тема произведения Андрея Калинина та же - отсутствие порядка на нашей земле, только не в период от Гостомысла, по некоторым теориям пригласившего варягов управлять ею, до Тимашева, начальника корпуса жандармов в 1868 году, а от Ленина до нынешнего правящего тандема: бывшего всенародно избранного царя, государя-батюшки, отца родного, и его собственноручно выбранного и таким же образом всенародно избранного преемника.
Из числа жанров, предусмотренных в шаблоне Самиздата "Edit", Андрей выбрал юмор, но на самом деле его поэма - публицистическая сатира с использованием в качестве инструмента стёба - острого агрессивного сарказма. Этот инструмент, к сожалению, обоюдоострый: слишком часто при его использовании жертвами становятся не только бичуемые пороки, но и сама историческая правда, она же истина. Автор часто увлекается, и уже не он ведет строку, а строка ведет его самого, причем, часто не туда.
О Ленине:
Чтоб было что покушать
И было чем запить,
Велел он хлеб и водку
Отнять и разделить...
Примитивно и не совсем верно.
О Сталине:
Генсек дурил-куражился.
Подвластная ему
Страна преображалась
Из каторги в тюрьму.
Было кое-что и кроме каторги. Мы до сих пор пользуемся многим из того, что было открыто, организовано и построено при товарище Сталине благодаря его мудрому руководству, несгибаемой воле и твердой руке. Ни того, ни другого, ни третьего после товарища Сталина мы больше уже ни разу не наблюдали. Отсюда и успехи, которые не очень средние.
О борьбе с пьянством при Горбачеве
Наш перепивший зелья
Центральный Аппарат
Постановил: немедля
Срубить весь виноград.
Ну, не пили в аппарате ЦК: туда абы кто не попадал.
Правда, прикрываясь ролью летописца, Андрей пытается подстраховаться, дескать, я всего лишь фиксирую события, но прикрыться такой страховкой вряд ли можно с большей уверенностью, чем страховым полисом ОСАГО.
Общего сюжета поэма не имеет, она разбита на части - летописи, относящиеся к тому или иному периоду современной истории России. Две последние летописи перемежаются лирическими отступлениями, в которых автор более или менее детально разбирает отдельные наиболее значимые для него события эпохи.
Писалась поэма на протяжении ряда лет, потому отчетливо видно, как менялась, деформировалась собственная позиция автора. Если первая летопись поэмы написана с поверхностных наивно-либеральных позиций, позиций охаивания и десакрализации всего и вся:
Лихой делёж и пьянство
Приветствовал народ.
А стойких несогласных
Пришлось пустить в расход.
то уже во второй летописи видно, что сама либеральная действительность воздействовала на автора отрезвляюще: появились другие, более близкие к реальности оценки.
В телеокошке плоском
Для дураков и дур
Сияет мир господский
По прозвищу "гламур",
В роскошных интерьерах
Являя нянь и слуг,
И дразнит их примером
Друзей моих, подруг.
Отсюда, из неопределенности и противоречивости идейной позиции автора, исходит нейтрализация воздействия поэмы на умы и души читателей. Но почти под всем, написанным Андреем в третьей летописи поэмы, могу подписаться и я.
В плане программном поэма дает не так много. Собственно, ожидать этого от летописи и не стоило. Тем не менее, если суммировать всё написанное в поэме автором, а это более полутора тысяч строк, то можно сделать некоторые обобщения. Как и весь наш народ, автор не верит в собственные силы, ждет решения своих кричащих проблем откуда угодно: сверху, сбоку, из-за бугра, но только не от самого себя и от своего соседа.
А как построить счастье без помощи извне
В одной отдельно взятой задроченой стране?
Автор, обладая острым и объемным зрением, четко различающим действительность, не видит пути решения проблем страны и своих собственных, что не удивительно при наличии отсутствия значимой идеологии. Более того, автор не видит коренных причин существовавшего и существующего бедственного положения, ограничиваясь констатацией прискорбных фактов, которые перечислены с достаточной полнотой. Общий эмоциональный настрой поэмы - безысходность, граничащая с отчаянием.
Тем не менее, однажды и в поэме прорвалось откровение:
Свою кончаю повесть
Наказом батракам:
Не толковать о власти,
А крепко в руки взять.
Вот только брали уже один раз, в 1917 году, и автор, кажется, был этим недоволен.
В чисто поэтическом плане поэма не очень богата: изложение монотонно, линейно, рифмы однообразные и часто слабые, поэтический инструментарий используется явно недостаточно. Поэма страдает многословием, хотя иногда афористичным, страдает избыточными и сюжетно не оправданными повторами. Впрочем, автор в этом признается сам:
Писал я много лишнего
Не ради лишних строф.
Без мусора не выстроишь
Истории основ.
И ближнее и давнее
Старался изложить,
Не ведая: что - главное,
А что - не грех забыть.
Тем не менее, среди полутора тысяч строк словесной руды находится немало драгоценных находок. Приведу несколько примеров.
О национальном вопросе:
Народы наши - братья
От разных матерей
О серпе и молоте:
Забитым и наивным батрачке с батраком
Казался нерушимым крест молота с серпом
О лозунге "Америка - ум, честь и совесть нашей эпохи":
Браталася с Америкой батрацкая страна,
Раскрыв свои секретные пустые закрома.
И смотрят внучек с дедом - два теледурачка -
Как мимо них по небу летят окорочка.
О свободе проплаченного слова:
И обвинять горазда за здорово живешь
Свободная неправда зависимую ложь.
Краткое изложение истории последних двадцати лет, разгула демократии:
Мы вдоволь нахлебались и водки и свобод.
Прибавилось хозяев. Умножилось господ.
Мелкие придирки
Их много. Поэма не вычитана - отсюда много досадных грамматических ошибок: "внучик" вместо "внучек", "дурочок" вместо "дурачок" и т.п. О запятых я молчу: их мало, кто сейчас умеет правильно расставлять, а надо бы! Понимаю, как трудно автору расставаться со строками, порожденными его воображением и вдохновением, но принцип "чем я тебя породил, тем и убью!" применим и к поэзии. Надо бы безжалостно вычеркивать повторы, невнятности, противоречивые места и прочая, и прочая.
"Отчего памятник только выиграл" бы.
А в том, что поэма "Русь батрацкая" - памятник эпохи, у меня сомнений нет.
Общие выводы
Выводов не так много. Они напоминают бывшие призывы к очередному празднику. Типа:
- Граждане миряне! Учитесь видеть за дымовой завесой либеральной политкошерности истинную и подлую политическую реальность! Помните, против России ведется информационная война, а на войне - как на войне. Под прицелом - вы и ваши дети.
- Поэты и поэтки! Учитесь делу поэзии настоящим образом!
- Читатели и читательницы! Читайте много, но с умом!
В том числе, поэму Андрея Анатольевича Калинина "Русь батрацкая".