Чуксин Николай Яковлевич : другие произведения.

Экономика ленточных червей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  

Экономика ленточных червей

   Перепечатываю со значительными сокращениями интервью председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, лауреата Премии Президента России в области образования Юрия Крупнова журналисту интернет-издания "Первое антикоррупционное СМИ" Михаилу Чернову. Само интервью опубликовано под заголовком "Экономика ленточных червей здесь:
   http://baikal24.ru/page.php?action=showItem&type=hot&id=237
  
   "Бывший президент, а ныне премьер-министр России Дмитрий Медведев продолжает радовать граждан своими открытиями в области лингвистики. К бессмертной фразе про "отливание в граните" мудрых мыслей Дмитрия Анатольевича теперь прибавилось выражение "эффективное развитие". На минувшей неделе именно так премьер обозначил кредо своего правительства на ближайшие пять лет (если, конечно, ему дадут досидеть до конца этого срока). Наблюдатели уже отметили, что это заявление Дмитрий Медведев "отлил в гранит" в присутствии своего старшего товарища, Президента России Владимира Путина. Тем самым, вольно или невольно, премьер дал понять присутствующим, что предыдущая 12-летка "вставания с колен" признана им "неэффективным развитием".
   (...)
  
   Михаил Чернов: В конце прошлого года Госдума приняла новый Закон об образовании. Что у нас, собственно, сейчас происходит в системе образования? По оценкам экспертов, его качество, уровень очень сильно падают. Такое впечатление, что идёт целенаправленное разрушение образования, при том, что Владимир Путин в своём послании уделил большое значение этому вопросу. Однако создаётся впечатление, что верховная власть отдельно, а, скажем так, исполнители делают что-то совсем другое.
  
   Юрий Крупнов: Образование, безусловно, не может рассматриваться отдельно от социальной жизни, экономики и ситуации в стране в целом: это очевидно. И в этом плане надо просто понимать, что, независимо от деклараций, образование принуждают обслуживать имеющуюся убогую социально-экономическую модель. Можно определить ее как экономику трубы. Это модель узкосырьевой направленности с отказом от технологического суверенитета России, то есть, от создания собственной технологической базы, станкостроения и машиностроения. В итоге мы продаём газ и нефть, а покупаем машины, продовольствие и так далее.
  
   В рамках такой модели образование приобретает гигантскую избыточность для данной социально-экономической системы, и поэтому министрам образования ставят задачу произвести экономию на образовании и резко сокращать его, приспосабливая к имеющему при экономике трубы рынку труда - уродливому, примитивному, достойному разве что страны третьего мира. Это первый момент.
  
   И второй момент. С точки зрения базовых видов труда весь нынешний курс "новой индустриализации" ориентирован по факту исключительно на отвёрточную индустриализацию. А это отрицает само существование не только мирового уровня образования, но и фундаментальной науки, серьёзной прикладной науки, поскольку отвёрточная индустриализация определяется тем, что технологии и машины разрабатываются и изготовляются за бугром, вне пределов страны. Сюда же импортируются уже "технологические куски" в виде заводов, например того же производства "Фольксваген" в Калужской области. (...)
  
   При таком подходе образование нужно тоже "отвёрточное". Поэтому достаточно и бакалавриата, а магистров и специалистов нужно мало. Зачем нужен, условно говоря, инженер, который будет делать с конструкторами новый самолет или трактор, когда нужен всего лишь менеджер, поставленный на технологическом участке чужого завода - следить, чтобы не спали, руки куда не надо не совали и, главное, не воровали у заморских инвесторов. Это вот просто надо понимать.
  
   М.Ч.: И как такая ситуация в образовании связана с коррупцией?
  
   Ю.К.: Она, конечно, связана с "коррупцией", только в ее нынешнем, российском варианте. Ведь коррупции в классическом виде в России нет. В РФ совершенно другой грандиозный механизм, который нельзя определить даже модным словом "распил". По сути, у нас создана сверхэффективная индустрия по освоению бюджетных средств.
  
   Это освоение бюджетных средств не имеет отношения ни к воровству, ни к коррупции, поскольку является самоцелью и только кое-как привязано к прямой созидательной задаче. Деньги выделяются под дутые или аморфные цели, чтобы эффективность их использования изначально ни в коем случае не была предусмотрена. Ведь главная "эффективность" должна заключаться в том, чтобы максимально полно осваивать выделенный бюджет.
  
   Такую систему было бы правильно определить как экономику ленточных червей. Что такое этот ленточный червь или подобные ему паразиты? Это существо, которое живёт уже в кишечнике, например, у человека. Они не могут делать ничего, даже переваривать пищу - ведь у них редуцирована пищеварительная система, поэтому они в чужом кишечнике пропускают через себя уже переваренное. Эффективность не в том, чтобы добывать пищу и ее перерабатывать, а в том, чтобы непрерывно размножаться и воспроизводиться, бесконечно производить столь же паразитическое и неспособное потомство, пропуская через себя переваренные человеком или другим животным питательные вещества, по нашей аналогии -- бюджетные средства. (Выделено мной - Н.Ч.).
  
   Неудивительно, что наша "экономика" не направлена на производство хотя бы прибыли, денег, не говоря уже о материальной общественно значимой продукции - она существует исключительно в целях пропускания через себя уже готовых чужих денег, от которых отщипывает основную часть ради размножения и тиражирования себя в потомках.
  
   При этом сами бюджетные средства собираются за счёт того, что сделал Советский Союз: тюменское освоение, освоение Ямала, разработка нефтегазовых ресурсов. Все было сделано до 91 года. Это основной источник дохода от сделанного великим СССР "ленточными червями" и осваивается непрерывно.
  
   Очевидно, что это не коррупция. Коррупция существует на западе, когда чиновник или служащий частной компании делает свои "левые дела", отходит от функциональных обязанностей. Это и есть коррупция в правовом смысле слова. Так вот, например, на компанию Airbus выделяются деньги, и, скажем, 20% разворовывается в частных корыстных целях -- то это можно назвать коррупцией. Но когда у нас выделяются средства на создание "вещи" в пять, в десять, в сто раз больше, чем необходимо, и при этом сама "вещь" не создается, и, более того, её никто и не собирался создавать, то это не коррупция. Это индустрия освоения бюджетных средств - экономика ленточных червей. По сравнению с ними коррупция -- это высококультурное, высокодуховное, я бы даже сказал, явление.
  
   Возьмём, к примеру, опять образование. Через ту же Высшую школу экономики (ГУ-ВШЭ) по самым скромным оценкам было пропущено несколько миллиардов долларов бюджетных средств. ВШЭ - это штаб разрушения российской экономики и образования. Ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов -- это молодой человек, которого в 1992 году Егор Гайдар, Евгений Ясин и сотоварищи поставили, чтобы "пилить" иностранные гранты (того же World Bank) и средства федерального бюджета, выделяемые на экономические разработки. Там гигантский бюджет, который и не снился среднему московскому ВУЗу, не говоря уже о региональных, каждый из которых получив бы тысячную часть от выделяемых ВШЭ средств сразу бы почувствовал себя Гарвардом. Возникает вопрос, откуда такие средства, и на что они идут. Последние 15 лет ВШЭ разрабатывает идеологию и программы экономической политики РФ и реформы образования. При этом и те и другие - провальны, очевидная халтура. Или возьмем ситуацию последних нескольких лет. Жена господина Кузьминова - бывший министр экономического развития, а теперь помощник президента РФ Эльвира Набиуллина - во власти выделяла бюджетные деньги, а Кузьминов их осваивал. Такой вот семейный подряд.
  
   М.Ч.: А вне системы образования можно привести пример?
  
   Ю.К.: Примеров море. Возьмём авиапромышленность. Печально знаменитый "Суперджет-100". В течение десяти лет на него было затрачено минимум 3-4 (а скорее всего, больше) млрд.долларов. Однако в итоге самолёт не продается. Да он, собственно, не может продаваться и продаваться не будет! Потому что у этого самолёта отсутствует перспективная рыночная ниша. К тому же в конце прошлого года в России был сертифицирован бразильский самолёт "Эмбрайер-190". Этот самолёт начал разрабатываться в Бразилии 20 лет назад, и он абсолютный конкурент по всем показателям нашему "Суперджету". Его так и называют -- "убийца "Суперджета"". То есть все - это конец. Наш "Суперджет" - это "Эмбрайер" двадцатилетней давности. (...)
  
   Система освоения бюджетных средств, где аналогом является жизнь ленточных червей -- сверхапаразитарная система составляет 90% всей экономики страны.
  
   Отсюда следует и отношение к образованию. (...) Если 10 лет назад модно было шутить, что американский университет -- это место, где русские профессора обучают китайских студентов, то теперь по аналогии, территория РФ с её экономикой - это место, где транснациональные корпорации нанимают мигрантов и площадки под свою "отвёрточную" индустрию. (...)
  
   М.Ч.: И что можно сделать во всей этой ситуации? Как покончить в обществе и в экономике с "болезнью ленточных червей"?
  
   Ю.К.: Во всей этой ситуации надо отказаться от термина "коррупция" для описания ситуации, поскольку он дезориентирует. "Коррупция" означает, что у нас в целом все задачи поставлены, и поставлены правильно, планы прописаны, но, вместо того, чтобы 100% шло на реализацию правильных планов, идёт всего 80% или 50%. Но у нас же это не так: у нас абсолютно нет ни целей, ни задач, ни планов. Абсолютно отсутствуют и начатки стратегического планирования. Соответственно, наши ответственные чиновники не видят смысла тратить даже немного времени на то, чтобы разбираться в реальных проблемах и находить пути их решения. Зачем разбираться в авиации, в образовании, там, в машиностроении, в жилищном строительстве. Зачем изучать рынки, новые тенденции, направления, когда главная цель - не создать что-то стоящее, а эффективно освоить выделяемые средства.
  
   В этой ситуации единственный способ состоит в следующем. Первые лица должны ставить цели и задачи развития страны, и при этом изгонять из всех слоёв, включая самые верхние политические слои, всех тех, кто не может эти конкретные цели достигать, а задачи - решать.
  
   Нужна персональная ответственность за предельно конкретные задачи. (...) Выход в том, чтобы приступить к сплошному стратегическому планированию, определяя, в частности, структуру валового продукта страны, то есть, что мы производим и должны производить через 5 - 10 и 20 лет, а не только стоимостную оценку этого продукта. Нужна идеология развития, создание при президенте системы постановки целей развития страны, разработки и продвижения проектов развития. Без этого - смерть".
  
13 [Найдено в Сети]
  
   6 февраля 2013 года
  
   Москва

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"