Чуксин Николай Яковлевич: другие произведения.

Святитель Феофан - затворник Вышенский

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:

Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. 10000р участнику!

Конкурсы романов на Author.Today
Женские Истории на ПродаМан
Рeклaмa
Оценка: 3.40*4  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кое-что о бывшем Епископе Тамбовском и Моршанском, человеке удивительной судьбы и величия духа. Еще об этих местах и соседнем монастыре в Старочернеево смотрите здесь


   Святитель Феофан - затворник Вышенский
  
   О святителе Феофане Затворнике я, конечно, слышал и раньше. Но подробно узнал о нем и о его подвиге лишь в прошлом году, когда побывал в бывшей Матвеевой Рождество-Богородицкой пустыни в Старочернеево, где ныне действует Свято-Никольский Чернеевский монастырь. Свой подвиг затворничества святитель Феофан совершил в Свято-Успенской Вышенской пустыни, которая находится на самом востоке Рязанской области, прямо на границе с Республикой Мордовия, километрах в пятидесяти от Чернеевского монастыря.
  
Где находится Свято-Успенская Вышенская пустынь [Атлас Рязанской области]
  
   Доехать из Москвы до Свято-Успенской Вышенской пустыни очень просто: вы едете двести километров до Рязани, а оттуда еще почти столько же до Шацка по разбитой и очень загруженной федеральной магистрали М-5. Проезжаете Шацк и всего двадцати километрах от него в селе Польное Конобеево увидите вот этот щит:
  
Поворот в Конобеево [Николай Чуксин]
  
   Здесь надо повернуть направо, проехать мост через широкую в этих местах Цну:
  
Лесное Конобеево. Вид с моста через Цну [Николай Чуксин]
  
   Вы попадаете в Лесное Конобеево, а через пятнадцать километров по асфальту вы подъедете к селу Важное и увидите за рекой Выша купола и кресты Свято-Успенской Вышенской пустыни.
  
Пустынь. Вид из села Важное [Николай Чуксин]
  
   Здесь, в церкви Успения Божией Матери, покоятся мощи святителя Феофана Затворника Вышенского, канонизированного Русской Православной Церковью в 1988 году "как подвижника веры и благочестия, оказавшего глубокое влияние на духовное возрождение современного ему общества". Творения святителя Феофана "могут рассматриваться... как практические пособия в деле христианского спасения".
  
   Основанный и устроенный в 1625 году по грамоте матери царя Михаила Феодоровича - инокини Марфы, Вышенский Успенский мужской монастырь вплоть до XIX века был малочисленен и беден. Возрождение началось с переводом монастыря в ведение Тамбовской епархии, управляемой епископом Феофилом. Знаменательным для обители стало появление в ней главной святыни - чудотворной Казанской иконы Божией Матери, которая была доставлена в Вышенскую пустынь 7 марта 1827 года по завещанию монахини Вознесенского Тамбовского монастыря Миропии
  
   С 1859 по 1863 годы Тамбовской епархией управлял епископ Феофан. Оставляя лишь краткое время для сна, он всю свою жизнь посвятил служению своим пасомым. Во время одной из поездок с целью обозрения храмов и монастырей своей епархии епископ посетил Вышенскую пустынь, которая понравилась ему строгим иноческим уставом и красотой местности. Назначая туда настоятелем эконома архиерейского дома игумена Аркадия, Владыка на прощание сказал ему пророческие слова: "Поезжайте, отец игумен, туда. А там, Бог даст, и я к вам приеду". Пророчество исполнилось 17 июля 1866 года, когда после двадцатилетнего служения Церкви на различных поприщах Святейший Синод удовлетворил прошение преосвященнейшего Феофана об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской губернии Тамбовской епархии. "Вы меня называете счастливым. Я и чувствую себя таковым, - писал он. - И Выши своей не променяю не только на Санкт-Петербургскую митрополию, но и на патриаршество... Вышу можно променять только на Царство Небесное".
  
   Так пишет о святителе Феофане и о Вышенской пустыни журнал Глаголъ N24 (95). Жизнь святого была яркой, насыщенной, полной драматических поворотов и вся без остатка она была посвящена служению Богу, России и народу.
  
   Родился Феофан, в миру - Георгий Васильевич Говоров, 10/23 января 1815 г. в селе Чернавское Елецкого уезда Орловской губернии, в семье священника. Учился в Ливенском духовном училище, затем - в Орловской семинарии, и, наконец, в Киевской духовной академии. В 1841 г. в Киеве принял монашеский постриг с именем Феофан, в том же году рукоположен в иеродиакона и иеромонаха. Затем были служба инспектором в нескольких духовных учебных заведениях, ректорство в Санкт-Петербургской духовной академии, поездка в Палестину в составе русской духовной миссии и в Константинополь в качестве настоятеля посольской церкви. Именно во время этих поездок по Востоку иеромонах Феофан основательно изучает аскетические творения Отцов Церкви, это очень пригодится ему впоследствии, как для собственного монашеского делания, так и для того, чтобы наставлять всех стремящихся к духовной жизни.
   1-го июня 1859 г. состоялась хиротония и наречение Феофана епископом Тамбовской епархии/ (...) При содействии Преосвященного Феофана в Тамбовской епархии начали открываться воскресные школы - как для детей, так и для взрослых. По его ходатайству с 1-го июля 1861 г. при Тамбовской духовной семинарии стали издаваться "Тамбовские епархиальные ведомости" с несколькими статьями самого епископа в каждом выпуске.
   Однако, недолго довелось тамбовской земле находиться под духовным окормлением святителя. В 1863 г. епископ получил известие о перемещении на древнюю Владимирскую кафедру, а в 1866 г., находясь, казалось бы, на самом взлете практической деятельности, епископ Феофан подает прошение об увольнении его на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии.
   ("Святитель Феофан, затворник Вышенский" Тамбов православный)
  
   17 июня 1866 года епископ Феофан был уволен от "управления Владимирской епархией и определен настоятелем в Шацкую общежительную Вышенскую пустынь, с поручением ему управления оною и предоставлением ему права пользоваться всем по званию настоятеля пустыни". Однако заботы и хлопоты настоятельства отвлекали святителя от богословских занятий, от "умного делания", от молитвы, и он просит Святейший Синод уволить его от настоятельства. 28 сентября 1868 года Синод постановил:
   1. Уволить Преосвященного епископа Феофана от управления Вышенскою пустынью
   2. Предоставить ему право служения, когда пожелает
   3. Подчинить ему по церковно-служебной части братию Вышенской пустыни так, чтобы они совершали с ним церковныя службы по его назначению
   4. Предоставить в его распоряжение занимаемый им флигель, обязав пустынь приспособить, ремонтировать, отоплять оный и исполнять желания епископа относительно трапезы
   5. Назначить ему пенсию в 1000 рублей со дня увольнения на покой от управления Владимирскою епархией".
   ("Акафист святителю Феофану, Затворнику Вышенскому с приложением жития", Свято-Успенский Вышенский женский монастырь, 2003 г, стр.36-37).
  
   Умели же у нас когда-то заботиться о нуждах творческой интеллигенции! Правда, и интеллигенция та была подлинной, о духе пеклась, не о теле, не тщеславие тешила, о народе беспокоилась, личный пример подавала. Куда всё делось?
  
   Шесть лет святитель Феофан ходил ко всем монастырским службам наравне с простыми иноками. В 1872 году он "заключился в своих покоях, прекратив все сношения с людьми, за исключением своего духовника и настоятеля пустыни. Со всеми, кто жаждал духовного руководства, он сносился только письменно...". (Там же, стр. 38). Двадцать с лишним лет продолжалась затворническая деятельность Святителя. Скончался он 12 января 1894 года. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий писал по поводу канонизации Феофана Затворника: "Своим молитвенным созерцательным подвигом, чистотою сердца, целомудрием и благочестием, сохраненным от юности, святитель Феофан стяжал дар опытного постижения святоотеческой аскезы. Этот опыт он, как богослов и экзегет, изложил в своих многочисленных творениях, которые могут рассматриваться чадами церковными как практическое пособие в деле христианского спасения". (Там же, стр.50-51).
  
   Дело молитвы есть первое дело в христианской жизни. Молитва - дыхание духа. Есть молитва - живет дух; нет молитвы - нет жизни в духе. Стоять перед иконой и класть поклоны - не есть молитва, а только принадлежность молитвы; читать молитвы на память, или по книжке, или слушать их - не есть еще молитва, а только орудие молитвы или способ обнаружения или возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу
   В молитвах святых отцов движется великая молитвенная сила, и кто всем вниманием и усердием проникает в них, тот, в силу закона взаимодействия, непременно вкусит молитвенной силы по мере сближения настроения своего с содержанием молитвы
  
   Эти небольшие отрывки взяты из работы святителя Феофана "Наставления в духовной жизни". Более подробно с его идеями можно познакомиться здесь. Не удивительно, что его подход к молитве, к возвышению духа, к единению с Богом очень близок к воззрениям Нила Сорского, к духовной практике мистиков и не только христианских, но и исламских, того же Мевлана Джалал ад-дина Руми, работы которого умело переводит наш собрат по Самиздату Сергей Сечив.
  
   Более того, мысль о молитвенной силе имеет и более глубокое значение. В работе Государство и общество я пишу о резонансе биополей отдельных личностей как о непременном условии создании совокупного биополя, без которого невозможно возникновение и развитие живого организма - общества. Можно употреблять разные термины - "молитвенная сила", "совокупное биополе" или какие-то другие, но суть их, думаю одна - духовное единение людей, без которого и общество, и государство мертвы. Возможно, существуют и другие способы достижения и умножения этой духовной силы, кроме аскетизма и непрестанной молитвы.
  
   Мощи святителя Феофана Затворника были перенесены в 29 июня 2002 года из церкви Сергия Радонежского села Эммануиловка, бывшего имения Нарышкиных, в Успенский собор Свято-Успенского Вышенского женского монастыря. Крестный ход и богослужение по этому поводу возглавил сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Православная Церковь отмечает этот день как общецерковный праздник. День памяти Святителя - 23 января.
  
   "Возжженный Господем светильниче Церкви Русския, изрядный подвижниче и истинный служитель Христов, богомудре Отче наш Феофане! Восхваляем тя любовию и чтим вся труды твоя, имиже страну Российскую духовно напитал еси, и в спасительном подвиге затвора твоего пребываяй, благодатными ученьми во спасение вся назидал еси. И нас просвети светом мудрости твоея, да зовем ти: Радуйся, святителю Феофане, христианского жития премудрый учителю"
   (Акафист святителю Феофану, затворнику Вышенскому, кондак 1).
  
Святитель Феофан и святитель Питирим тамбовский. Роспись Казанского собора [Николай Чуксин]
  
   Выша - Тамбов - Москва
   28 августа 2005 года
  
   Смотрите в приложении (кнопка "Иллюстрации" вверху) фото из Свято-Успенского Вышенского женского монастыря и его подворья на Быковой горе - в тексте приведена только часть. Снято 23 августа 2005 года. Другая встреча с этими монастырями у меня здесь: http://samlib.ru/editors/c/chuksin_n_j/theophan_2.shtml
  
   Адрес монастыря: 391574, п /о Выша, Шацкий район Рязанской области, Свято-Успенский Вышенский женский монастырь.
   Телефон: 8 - 09147 - 273-40 или 274-33
   Житие св. Феофана: здесь
  
  

Оценка: 3.40*4  Ваша оценка:

РЕКЛАМА: популярное на LitNet.com  
  М.Гудвин "Осужденный на игру или Марио Брос два" (ЛитРПГ) | | A.Summers "Аламейк. Стрела Судьбы" (Антиутопия) | | Е.Флат "Невеста на одну ночь" (Любовное фэнтези) | | А.Демьянов "Долгая дорога домой. Книга Вторая" (Боевая фантастика) | | Н.Самсонова "Мой (не) властный демон" (Любовное фэнтези) | | Г.Ярцев "Хроники Каторги: Цой жив еще" (Постапокалипсис) | | О.Герр "Защитник" (Любовное фэнтези) | | Л.Ситникова "Книга третья. 1: Соглядатай - Демиург" (Киберпанк) | | Г.Александра "Пуля для блондинки" (Киберпанк) | | Е.Шторм "Плохая невеста" (Любовное фэнтези) | |

Хиты на ProdaMan.ru Аромат страсти. Кароль Елена / Эль СаннаСнежный тайфун. Александр МихайловскийПерерождение. Чередий ГалинаВ объятиях змея. Адика ОлефирЯ возвращаю долг. Екатерина ШварцВолчий лог. Сезон 1. Две судьбы. Делия РоссиТайны уездного города Крачск. Сезон 1. Нефелим (Антонова Лидия)Титул не помеха. Сезон 1. Olie-Любовь по-драконьи. Вероника ЯгушинскаяОфисные записки. Кьяза
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "То,что делает меня" И.Шевченко "Осторожно,женское фэнтези!" С.Лысак "Характерник" Д.Смекалин "Лишний на Земле лишних" С.Давыдов "Один из Рода" В.Неклюдов "Дорогами миров" С.Бакшеев "Формула убийства" Т.Сотер "Птица в клетке" Б.Кригер "В бездне"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"