Свечкин Вадим Васильевич : другие произведения.

Случай в пути

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Автор Пургенов Амброгексал Бисакодилович.
   Случай в пути.
   Было это в 1998 году.
   В тот год Владимир Цыпляков работал на одну из московских фармацевтических фирм, поставляющих медикаменты на Орловщину.
   День выдался ясным и солнечным. Начало ноября подарило людям ещё один хороший денёк. Выехали из города в районы утром, развозить медикаменты.
   За руль села жена Цыплякова. Недалеко от выезда находился первый неохраняемый переезд. Как и полагается, на нём висел знак "Проезд без остановки запрещён". Около него следовало остановиться и задуматься о степени риска переезда железнодорожного пути.
   Жена Цыплякова была достаточно энергичным и неопытным водителем. Её водительский стаж работы ограничивался одним годом. Но неопытность её выражалась не в незнании знаков дорожного движения, а в отсутствии навыков разговора с родными сотрудниками ДПС. Поэтому Цыпляков разговаривал с этой категорией трудящихся сам.
   Машина медленно подкатила к переезду. На последнем метре пути её скорость вряд ли превысила 1 км/час. Обзор был превосходным в обе стороны, железнодорожного транспорта не наблюдалось на всём обозреваемом расстоянии. Не было встречного или попутного транспорта. Поэтому машина взревела мотором и смело переехала переезд. Поехали вперёд, постепенно разгоняясь и спускаясь в низину. Проехали километра два-три.
   Внезапно сзади натужно заревел клаксон. Цыпляков и его жена одновременно непроизвольно повернулись назад, посмотреть, не трейлер ли собирается въехать им в багажник и перемешать медикаменты в неправильном порядке. Жена от удивления и неожиданности на несколько мгновений ослабила наблюдение за дорогой и бросила руль от испуга. Это едва не привело к трагедии. Машина завиляла и чудом избежала кювета. А сзади действительно творилось что-то непонятное, которое можно было описать и квалифицировать как удивительное. Под рёв клаксона их нагоняла на большой скорости машина, ВАЗ - 2106, неопределённо-оранжевого цвета. Машина явно превысила разрешённую правилами дорожного движения скорость в 90 км/ч. Цыпляков ещё подумал: вот мужики, совсем милиции не боятся, летят, как на ракете.
   В машине было почти что два человека. Кто-то может удивиться, как это так может быть. Это только в детской сказке "В стране невыученных уроков" было полтора землекопа. В реальной жизни такого не бывает. Нет, дорогой читатель, ты крупно ошибаешься! У нас в стране всё бывает, надо только это вовремя заметить! Но не пугаться увиденному.
   Машина быстро приближалась. В салоне автомобиля дружно и споро ехали полтора человека. За рулём сидел милиционер в обычной позе нормального человека. Он не лез во время управления автомобилем на его крышу, не ел первое за рулём столовой ложкой или второе вилкой, не чудил каким-либо иным способом во время движения.
   Второй же милиционер находился в машине только частично. Он полностью открыл дверь со своей стороны, вывалился из неё, и болтаясь, с малопонятной целью лихорадочно бил полосатым жезлом по дороге, высоко вздымая его и поднимая меткими ударами дорожную пыль.
   От такого удивительного зрелища многие опытные водители могут потерять ориентировку, и совершить опасное ДТП, а что уж тут говорить о молодой женщине с опытом вождения в один год! Поэтому машина Цыплякова, вместе со всем товаром и пассажирами, едва не завалилась в кювет от столь необычного дорожного зрелища. Пришлось резко затормозить и остановиться в опасной от него близости. У Цыплякова враз вспотели замерзавшие раньше руки.
   Кроме того, обоих путешественников сразу стал мучить вопрос, что же такое могло случиться на дороге, что человек в форме едва не выпал из машины? И вынужден был поддерживать себя в автомобиле ударами полосатой палки о землю?! Может, кто-то перевернулся на дороге, произошла страшная авария и надо срочно отвезти пострадавшего в больницу? Или ехать вызывать патрульную машину? Может, с кем из милиционеров, сидящих в машине, несчастье произошло, эпилептический припадок? Отчего он палкой землю на полном ходу ковыряет? Он что, остановиться не может, и лопатой поковырять?
   Машина с полутора человеками в салоне перестала пылить жезлом, резво обогнала "четверку" Цыплякова и остановилась в нескольких метрах перед ними, перекрывая дорогу по всем правилам преследования. Ковыряющий жезлом землю быстро принял нормальное вертикальное положение тела из ненормального горизонтального, резво выпрыгнул из своей машины и подбежал к машине Цыплякова. "Видимо, этот не болен и не ранен" - успел с облегчением подумать Цыпляков, глядя на подбегающего широко открытыми глазами.
   - Сержант ... овский, - представился подбежавший невнятно, подчёркивая этим экстраординарность с ним происходящего. После чего отдал сам себе честь, поднеся руку с испачканным жезлом к голове, едва крепко не ударив им себя по лбу. - Попрошу водителя предъявить документы!
   Схватив документы, он заученно произнёс:
   - Пройдёмте, - и также резво побежал к своему автомобилю, занимать заднее место для ознакомления с документами.
   Цыпляков подумал, что раненый лежит где-то в машине на полу, а для его перевозки по протоколу необходимо обязательно проверить документы. То есть дать допуск на такое ответственное и важное мероприятие не всякому проезжающему мимо места аварии, а только тому, у кого документы в полном порядке. Тем, у кого нет свежего талона техосмотра, перевозить раненых никак нельзя! Как же им можно доверять такое важное дело? С этим Цыпляков был полностью согласен. Вдруг у них при транспортировке раненого шаровая опора внезапно выпадет? Что тогда раненому делать? Он же водителю помочь не сможет укатившееся колесо на место поставить! А если они после этого перевернутся, кто кому первому первую помощь оказывать будет? Раненый вторично своему шофёру, или раненый первично шофер своему вторично пострадавшему пассажиру? А если кардан отвалится? Чтобы не решать столь сложные вопросы во время транспортировки пострадавших в аварии, лучше заранее проверить документы перевозчика.
   Пока Цыпляков размышлял о судьбе перевозимого раненого в машине без техосмотра, его жена молча последовала в машину с милиционерами.
   Через минуту она вернулась и сказала испуганно:
   - Мы сильно нарушили правила, они требуют штраф!
   Если бы у неё были деньги, она отдала бы их моментально и безропотно, сразу, в полном объёме, сколько попросили. По первому же требованию компетентных товарищей в форме с пыльным жезлом. Именно поэтому Цыпляков денег ей в дорогу и не дал. Деньги на бензин и другие непредвиденные расходы он предусмотрительно держал у себя, в двух разных карманах. Цыпляков ожидал от дорожных приключений всяких событий, как радостных, так и просто удивительных. Он ещё раз внутренне порадовался своей предусмотрительности и осторожности, общей философской закваске, полученной в институте в своё время от местных философов и декана.
   Не расплёскивая своей философской закваски понапрасну, он поднялся и направился к автомобилю участников придорожного родео.
   Те несколько удивились визиту Цыплякова. Вообще-то они ожидали визита шофёра и положенный им штраф за погоню.
   - В чём наша проблема? - открыл философский диспут в прохладных походных условиях Цыпляков, присаживаясь на первое место, рядом с водителем. Тем, кто во время движения старался не выкидывать фокусов, ошарашивающих и отпугивающих водителей на обочины дороги.
   Раненых и больных Цыпляков в салоне авто не заметил, только потёки ржавчины на кузове машины.
   - Вы нарушили правила дорожного движения, проехали без остановки на знак, - сообщил спокойно один из сержантов, тот, сидящий за рулём.
   Представиться он профессионально забыл. У него было простое, незлое, довольно добродушное лицо. По его взгляду Цыпляков почувствовал, что этому и 10 рублей хватит. У него сразу возникло к сидящему за рулём какое-то доброе тёплое чувство. Жезлом он пыль не поднимал, брови не хмурил, не говорил рыкающим голосом через губу. Из чего Цыпляков понял, что он тут не самый главный. Главным был второй, с ободранным жезлом. Лицо у него было какое-то жёсткое, решительное, а сам он был напряжён, из рук не выпускал жезла, который явно символизировал для него его личную власть на дороге вплоть до Залегощи. А может быть, что даже и дальше, до самого Верховья и всех боковых ответвлений по трассе. "Наверное тот, что с жезлом, натаскивает молодого на работу. Работает передовиком-наставником молодёжи", - стал оценивать для себя ситуацию Цыпляков.
   - Это вы о том случае говорите, что был с нами в прошлом году? - удивился Владимир. - Действительно, в прошлом году мы ехали в Покровское на другой машине, "Москвиче 2141". Так он у нас на переезде заглох, сломался. Мы и застряли там в колее. "Москчич" машина тяжёлая, да ещё мы с грузом были. Её одному человеку из колеи просто невозможно вытолкать. Да и двум тоже, особенно, если второй женщина. Хорошо, что КАМАЗ мимо проезжал, мы за него зацепились и из колеи выехали. А то к переезду электричка уже подходила, сигналить нам стала, что пора пути для их пассажиров освобождать.
   Товарищей из известного компетентного органа взволнованный рассказ Цыплякова о его прошлом не заинтересовал.
   - Нет, вы нарушили сегодня, сейчас. Проехали без остановки на знак "Проезд без остановки запрещён". Платите штраф 100 рублей.
   - Попрошу представиться, - твёрдо перешёл к следующей фазе диспута Цыпляков. - Меня зовут Владимир Петрович.
   Цыпляков выглядел не по годам молодо, поэтому его часто принимали за молодого и неопытного студента, которого может обмануть и наставить на путь истинный любой доцент.
   - Сержант Болтусевич, - представилась вторая часть оппонентов. Они едва не пожали друг другу руки, но вовремя опомнились.
   - А знакомы ли вы, уважаемые сержанты-оппоненты, с законом о ГИБДД, вышедшем почти год назад? - поинтересовался Цыпляков у противной стороны, выясняя степень её знания предмета спора.
   - Знакомы, знакомы, - одобрительно закивала противная сторона головами, почти синхронно.
   Стороны незаметно перешли на "ты" для простоты и ясности выясняемых между ними отношений. Во время разговора милиционеры ненавязчиво интересовались социальным положением Цыплякова в обществе, его религиозными и общими философскими взглядами на жизнь. Их очень интересовало имущественное положение его родителей, где они работают, чем занимаются в свободное от работы время, большая ли у них зарплата, сколько детей у самого Цыплякова. Всё это должно было повлиять на сумму штрафа Цыплякова в сторону его увеличения или уменьшения. Это был живой, житейский и непринуждённый разговор новых знакомых на большой дороге, на чистом свежем воздухе.
   Цыпляков старался отвечать на все вопросы милиционеров правдиво и честно, как и полагается порядочному гражданину-автомобилисту, застигнутому внезапно прямо на дороге. Не совершившему пять или десять опаснейших ДТП на соседнем перекрёстке, с многочисленными жертвами и страшными разрушениями. Однако отвечал он несколько уклончиво. Так с ним разговаривали в процессе учёбы в институте декан факультета, доцент кафедры фармакогнозии Собакин, ассистент Сидоркин, другие умные преподаватели с большим философским опытом общения.
   Так, на очень простой казалось бы вопрос о детях, он непринуждённо ответил, что у него их около одного. То есть он оставил простор мыслям бравых сержантов самим домыслить, что бы это значило. А значить это для философа могло многое: что у него жена беременная, и в любой момент у него может появиться ещё один ребёнок, или даже два. Это же могло значить, что от этой жены у него один ребёнок. А коль про предыдущих жён разговор не ведётся, то и дети считаться не могут. Что дети от возможных любовниц рассматриваться, чисто юридически, тут, прямо на обочине большой дороги, также не могут. А может, он и сам точно этого не знает, не владеет методикой подсчёта. Владеют ли сержанты основами философии, Цыпляков не задумывался. Это их дело, владеть или не владеть. Пусть больше думают, меньше глупостей делать будут.
   Когда же сержанты наивно и прямо спросили его: - А сам-то ты кто будешь?
   Цыпляков ответил на это словами своего старого товарища по учёбе, Алексея Говорова. Тот всегда так отвечал, когда его незаслуженно допекали глупыми вопросами профсоюзные активисты студенческого комитета общежития: что он не конь в пальто, и не корова в полушубке. - Видите, я в куртке в машине еду! А лошадей в легковые машины не пускают, им там места не хватит!
   На такое заявление сержанты ответить не смогли. Их софизму, как Цыплякова, в институте не учили.
   Цыпляков, в свою очередь, воспользовавшись временной паузой, также не преминул поинтересоваться зарплатой и доходами оппонентов. Тонко намекнув этим, что это не одно и тоже в данном конкретном случае.
   Наконец Цыпляков чётко уяснил, что от него хотят получить, и в каком размере.
   Сержанты тоже узнали о себе много нового, интересного, получили некоторые данные о семье и месте работы Цыплякова, его возможных доходах в ёмкой фразе - "На жизнь хватает, а лишнего нет".
   Одним словом, оппоненты по спору хорошо познакомились друг с другом, выяснили свои слабые и сильные стороны. Разминка языка прошла дружно, споро, с большой пользой для обеих сторон. Теперь сержанты, глядя на Цыплякова, твёрдо знали, что тот не конь в пальто, потому что в куртке едет. А также могли догадаться, что деньги для штрафа Цыпляков без драки не отдаст. Однако старый сержант продолжал учить молодого сержанта на примере Цыплякова, как надо правильно работать на большой дороге. Даже если им случайно попался на трассе не конь в пальто, а только Цыпляков в куртке. Ему это так по должности положено было, учить молодёжь штрафы собирать. Поэтому несмотря на определённое прояснение диспозиции, перешли к самой сути остановки.
   - Если закон знаете, то сколько пунктов этого закона вы уже нарушили, и продолжаете упрямо нарушать? Ещё немного и наш диспут превратится в уголовное дело с дачей взятки должностному лицу и превышению служебных полномочий на трассе во время работы!
   Лица оппонентов враз ожесточились от справедливых упрёков Цыплякова. Они достали какие-то обрывки то ли инструкций, то ли конспектов, предъявили их Цыплякову в завёрнутом виде на расстояния полуметра от его лица, в качестве бесспорного доказательства своей глубокой исторической правоты.
   Цыпляков и глядеть на обрывки не стал. Только вскользь заметил на этих клочках надпись "Для служебного пользования". Это его тоже сильно ожесточило.
   Вместо закона о ГИБДД свёрнутые ошмётки предъявлять для служебного пользования! Да мало ли чего им там для служебного пользования дать могут? Может, в этих ошмётках средство от вшей хранится, чисто для служебного пользования!? Чего же ими в лицо честных граждан тыкать, даже на расстоянии 0,5 метра? Как можно так нагло, прямо на глазах, факты подтасовывать, перевирать истину?! Тут бы любой на месте Цыплякова возмутился, даже корова в полушубке.
   - Дорогие товарищи, эти листки вы можете сами употребить по нужному делу в придорожных кустах, пока будете прятаться от следующего проезжающего. Это не закон, а кастрат закона, жалкие обрывки от него. А обрывок-кастрат полноценным законом по Конституции не является. Настоящий закон в пять раз больше по объёму, я его сам видел, в руках держал, читал. И он вполне определённо гласит, что засады на дорогах отменены, а поэтому считаются противозаконными. А я вас на дороге не видел. Где вы были? В кустах за высоткой прятались, или в низинке кусками от закона после оправки пользовались?
   Противная сторона стала что-то горячо и возмущённо доказывать, временами переходя на крик, стараясь во всём противоречить главному закону, по которому они уже отработали целый год.
   Цыпляков их даже слушать не стал, презрительно глядя на поруганные остатки закона о ГИБДД. Он упрямо гнул свою линию защиты:
   - А машина, на которой вы тут пугаете проезжающих до аварийного состояния? Это что за патрульная машина без знаков соответствующей расцветки? Где вы её взяли? Конфисковали у проезжающих, у которых ста рублей на штраф не нашлось? Вы что, теперь на частных машинах частным патрулированием занялись? Вот так КАМАЗ остановите, что он в кювет заедет. Оттуда вылезут люди с монтировками и вас самих под него загонят! Идите лучше пешеходов штрафовать, когда они друг друга без гудка и светового сигнала обгонять на тротуаре будут. Денег я вам не дам, - твёрдо сказал раздосадованным оппонентам Цыпляков. И вышел из оранжевой машины с потёками ржавчины, громко хлопнув дверью в знак протеста. - Если изволите, пишите протокол, а потом разберёмся в участке! А я там, в протоколе разногласий, все пункты перечислю, которые вы нарушить успели.
   - Пусть шофёр зайдёт, - ответили недовольные и обиженные оппоненты, вновь приоткрывая захлопнутую дверь автомобиля. Они широко использовали свою машину на трассе в качестве бюрократического офиса, принимая жалобщиков, недовольных и взяткодавцев в порядке живой очереди. А тут такой облом получился. Зря они мчались как угорелые по трассе три километра, превышая скорость, создавая аварийную ситуацию, выделывая акробатические номера, подымали пыль с обочины жезлом. Даже жезл о землю ободрали. Обидно! Конечно обидно, любому ясно, кроме Цыплякова.
   - У шофера денег нет, и не просите, - насыпал на рану сержантам соли нахальный философ Цыпляков, - деньги только у меня, а я вам не дам, не заработали ещё, не заслужили. Вон, на дороге знаков не хватает, песка на подъёме на обочину не насыпали, а вы уже вовсю гоняете, деньги собираете.
   Цыпляков с ворчанием залез в свою машину, отослал шофёра за документами и протоколом к сержантам. После чего стал демонстративно записывать номер машины оппонентов с расстояния в 0,5 метра. На всякий случай, для дополнения к протоколу с разногласиями. А с большего расстояния он бы их номера и не записал, зрение у него было слабое. Да и номер заляпан сильно был, не всякий с хорошим зрением сразу прочитает. Цыпляков старательно обтёр номер краем старого сертификата перед записью.
   Сержанты с явным возмущением наблюдали за бесцеремонными проделками хамоватого Цыплякова. Вскоре вернулся шофёр с документами.
   - Ну что там просили передать? - поинтересовался Цыпляков, - ты документы-то проверь, а то половину могли по ошибке в машине уронить. А потом неизвестно где искать придётся!
   - Просили не нарушать правил дорожного движения, - рассказала жена, проверяя документы. - Сделали последнее предупреждение, пообещали поймать и сильно наказать в городе на большую сумму.
   - Пусть говорят, - благодушно разрешил Цыпляков, пряча обрывок бумаги с номером машины в карман, - это они так с достоинством в свои кусты отступают, на место первичной дислокации. Знаний им не хватает, да философской закваски нашего института. Им бы с нашим деканом случайно на дороге встретиться. Они бы ему сами последнее отдали, да ещё с мигалкой сопровождали до следующего района. Эх, шалит, хулиганит милицейская молодёжь на дорогах области!
   Машина медленно тронулась с места и, постепенно набирая скорость, отправилась по заданному маршруту. Цыпляков неторопливо перебирал в уме пункты закона, вспоминая, что ещё можно было сказать сержантам для повышения их квалификации. То ли потребовать бляху с номером, то ли бумагу о праве сбора наличных на этом отрезке дороги. А то обберут тебя, и знать не будешь, кто это сделал. Неприятно как-то. Цыпляков невнимательно смотрел на придорожные столбы и думал о развитии парламентаризма в России.
   - Как далеко мы ушли за последние сто лет вперёд! Раньше на всю Россию был один адвокат стомиллионного земледельческого народа - граф Лев Толстой. И его одного вполне хватало на всю Россию. Однако надо учесть, что раньше ДПС в России не было. А теперь Льва Толстого нет. Зато теперь на любой трассе можно встретить сержанта, являющегося в одном лице судьёй и следователем всего стопятидесятимиллионного аграрно-промышленного народа нашей Родины! Вот как сержанты поднялись вперёд на волне парламентаризма и прогресса. А вот адвокатов на трассах до сих пор не хватает. Как умер Лев Толстой, так и не хватает. Появись у нас сейчас 150 Львов Толстых, сколько проблем можно было бы решить на наших дорогах, сколько сержантов уму разуму научить, образумить! Это не говоря уже о том, что эти 150 Львов Толстых написали бы для нашего народа 150 разных вариантов романа "Войны и мира", не считая 150 способов попадания под паровоз в "Анне Карениной", новых красочных эпизодов из жизни Кати Масловой. Нехватает нам этого, совсем нехватает!
  
  
  
  
  
   1
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"