Цибер Екатерина Алексеевна : другие произведения.

Художник Жан Хач о Джоконде

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Тбилисский художник Жан Хач долго жил вне славы, потому что не умел заниматься саморекламой. Менее, чем за два года до его преждевременного ухода в мир иной, мне посчастливилось случайно попасть в его мастерскую, наполненную прекрасными картинами. Рада, что еще при его жизни успела написать в грузинской прессе о том, как талантлив художник...


  
  
   ПОЧЕМУ ОЖИЛА ДЖОКОНДА?
  
   "Любовь должна быть счастливой - / Это право любви. / Любовь должна быть красивой - / Это мудрость любви," - заявлял поэт Серебряного века Саша Черный. А сегодня художник Жан Хач говорит: " Красота, Любовь, Мудрость - вот моя пресвятая Троица. И это нисколько не противоречит каноническому Символу веры".
  
   Вот как? Красота, Любовь, Мудрость?..
  
   "Именно! В искусство не нужно идти с консервными банками - тем более с пустыми! Искусство - это тайна, чудесное излучение позитивной энергии. Конечно, нельзя сравнивать художников: кто больше дал миру?! Но можно любить своих избранников. Рембрандт для меня безусловен. Его полотна полны таинственности, свечения. Гений Леонардо да Винчи потрясает. Среди моих работ всегда висит "Джоконда". Я нашел ее третий глаз - в складке одеяния на сгибе левой руки. Я обнаружил крылья за ее спиною. Естественное крыло написано как пейзаж. Крыло механическое обозначено как нечто темное, необъяснимое. Любуясь Джокондой, я увидел и самого Леонардо. Присмотритесь к контурам: кисти его рук на ее левом плече, нос, губы сбоку, на фоне пейзажа...
  
   Джоконда уникальна. В ней заложено больше, чем мы можем вообразить. Ее можно изучать бесконечно - и всегда останется еще что-то невыявленное. Однажды в компании шести решительных человек я "крутил тарелочку". Не очень благочестивое занятие, можно привлечь и нехорошую энергетику. Но нам повезло. Пришло что-то необыкновенное и Джоконда ожила. То есть мы все увидели ее объемно, так, будто бы ее можно обнять сзади, с трепещущей улыбкой, живую... Никакой это не портрет самого автора! Глупости!.. Джоконда - это символ преклонения Леонардо перед Женщиной как перед высшей радостью жизни. Джоконда оживает для тех, кто способен понять тайну непрекращающегося движения, ценность искусства как накопителя высшей энергии, бессмертие созданного..."
  
   0x01 graphic
  
  
   В картины самого Жана Хача тоже можно вникать часами. Его работы предельно насыщены: символы разных эпох и народов представляют нам личность живописца и графика в непрекращающемся поиске подлинной взаимосвязи времен, культур и цивилизаций. Нагромождение деталей, которое у художника с меньшим талантом обернулось бы никчемным уродством, у Жана Хача выглядит восхитительно. Все творчество в целом отображает процесс рассеивания Хаоса перед ликом Гармонии Вселенной.
  
   "Иногда мне ставят в укор нетрадиционность разрешения вопросов композиции, - отмечает Жан Хач. - Я ведь не оканчивал художественных академий! Но зато пишу я искренне, так, как чувствую. А доверяю в вопросах жизни-искусства только безбрежности голубого неба - оттуда приходят творческие идеи. Несоответствие религиозным канонам, которые расходятся и у самих-то разделившихся церквей, меня не пугает. Смелым владеет Бог! Я не верю, что Высшая Сила ограничивает мышление человека - люди сами себя ограничивают. Придумывают ничего не значущие перед Космосом правила, клянутся соблюдать. А как можно клясться или верить клятвам, если нет никакой статики, есть вечное движение, в котором обстоятельства меняются и мы меняемся непрерывно?! Слова Христа: "А я говорю вам: не клянитесь вовсе!"
  
   В картине "Движение Библейских Вершин" заметны эти же слова-откровение. Бог-Отец на холстах Жана Хача предстает перед нами не только как Могущественный Творец, но и как Величайший Сочувствователь. Нас, то и дело увязающих в тенетах материи, нас, растерянных, очень жаль нашему Богу. Наши земные страдания - не Его вина, наша повседневная косность - не Его искушение. Самое главное, что нужно от нас нашему Богу - чтобы мы научились одухотворяться, а значит, быть божествами, преодолевшими тлен...
  
   0x01 graphic
  
  
   Друг художника Эдуард Месропян рассказывает: "В душе Жана так много неожиданного, нестандартного, удивительного. Вполне понятно, почему не всем легко его принять. Свое творчество Жан называет "светлым сюрреализмом". Точнее не скажешь! Сам он - светлый человек, который умеет даже в мелком и сиюминутном находить великое и возвышенное".
  
   Аида Бабаджанова, наблюдающая за художником многие годы, отмечает: "Божественное начало - очень важная, а точнее, главная составляющая творчества Жана Хача. Его картины - вовсе не плач по утерянным ценностям (который сегодня все чаще звучит в творческой среде). Картины Жана - путь, на котором нет места унынию и скорби, путь, озаренный Светом великой истины".
  
   Но не стоит думать, что Жан пишет только некую отвлеченность. "Грации" в его мастерской плотски-жизнерадостны, ярки и окружены пышными цветами, взращенными матушкой Землей. "Чрево" многодетной матери - символа творчества - неистощимо. "Тут есть и апостол Петр," - отмечает Жан, указывая на одного из миловидных пухленьких малышей, изображенных на картине "Чрево".
  
   "Преклонение перед Женщиной, - говорит Жан, - главное в моей жизни. Но я холост и бездетен. В браке нужно поступаться искусством. Семья требует больших затрат, чем может себе позволить увлеченный художник. Я не жалею, что одинок - мне одному не нужно многого. Подрабатываю, не отвлекаясь от своего внутреннего мира. Сейчас прорисовываю рекламную этикетку к баночкам с орешками. Но это - пустяки. Настоящее уходит в картины и скульптуры, создаваемые в первую очередь для самого себя".
  
   Гномик Синяя Борода, вооруженный кинжалом, воинственно смотрит с листа картона и возмущается голосом все того же Жана: "Орешки укрепляют потенцию, и никакая это не ерунда!" По полкам шкафа ютятся менее озабоченные глиняные гномы - из тех, которых Жан продавал в молодости.
  
   В масштабных архитектурных проектах, в анимационном искусстве на киностудии "Армен-фильм", в оформлении первых тбилисских джаз-фестивалей 70-80 годов( на Кавказе всем известна эмблема "Труба-корнет"), в дизайне при сотрудничестве с российско-американской фирмой "Мир"(Москва) Жан Хач согласовывался в первую очередь с личным мироощущением.
  
   "Иногда это ценили... Я привез "на Гора" - на конкурс, объявленный по инициативе Михаила Горбачева, - скульптуру на тему Великой Победы. Смешно подготовил: ни эскизов, ни проекта, сказу скульптурой привез! Идея была такова: космическая звезда в семь ярусов - на каждом величайшие события победоносной российской истории, ведущей от Ильи Муромца, Суворова, Петра Первого к героям Второй Мировой войны... В Манеже я выиграл не официальный конкурс, а народный - это слаще! В передаче "Служу Советскому Союзу" простые люди давали интервью о впечатлениях от конкурса. Их восхитило то, как много параллелей можно найти в истории...
  
   Вообще, я считаю, что будущее за империями. Вот мы говорим: маленький народ, большой народ... Это - не заданность, быть большим или маленьким народом, а плод национального самосознания. Маленькие народы формируются нациями, привыкшими перекладывать свои дела, свои заботы на могущественных соседей. Большие народы - порождение бодрых, деловых, неистощимо-творческих групп людей.
  
   Люди - существа схематические. Мы описываем мир по схеме. Даже наши алфавиты и лексиконы - условный код нашего коллективного сознания. Кириллица и латынь в этом смысле - воплощение мощи. Без направленного вектора "А" нет непрерывного продвижения. Я ценю симметрию и силу энерго-магнита. Пирамиды хороши - страшно ровные! Гора Арарат - духовный магнит, возле нее иначе живут, чем там, где нет такого излучения. (Жалко, армяне не оставили народных легенд о Ноевом Ковчеге!) А Мтацминда - лучшее место Тбилиси, мощный магнит Грузии...
  
   Есть еще великая вещь - классическая музыка: Бах, Бетховен, Верди, Чайковский..."
  
   Влияние лучшей классической музыки, действительно, ощущается в картинах Жана Хача. Краски смешиваются, перетекают друг в друга. Линии рисунка плавны. Темы, как в музыке, трудно передаваемы словами. В живописи Хача всегда присутствует источник ярчайшего света: то Белый Крест, то Божие Крыло, то Нимб святого Георгия... В графике же силы света и тьмы противоборствуют, черно-белый конфликт, всегда, разумеется, завершается победой добра над злом.
   0x01 graphic
  
  
   Графическая "Невесомость" - беломраморность яиц и ягодиц, являющихся из недр античности, - отрешена от заморочек технического прогресса. Мы видим человека, освобожденного от излишней информации, человека, который сам по себе - информация: время несущественно, прекрасное вечно...
  
   Еще "До Эдема" было это знание: красота равна любви, равной мудрости. Райские яблоки от Жана Хача - не символ грехопадения, а символ нашей фантазии, изобредшей легенду об искушении.
  
   "Нет ничего несвятого в мире, - уверяет художник. - Плотская любовь, интуиция животных, сияние звезд - все свято! Не святы только неправильные действия людей - и об этом неустанно помнит их загнанная в подсознание совесть".
  
   В графике Жана Хача особенно четко проступает переход простого в сложное, ничтожного в значительное, быта - в бытие. Шляпки, маски, туфли, джинсы хаотически перемешиваются. Человеческое существо расслаивается, теряет себя, тонет в хаосе "Депрессии"... Но вдруг снисходит Сущность - великое, неизменное, бессмертное Нечто. Графика превращается в живопись. Мир зацветает.
  
   И шепчет о любви "Гарнийский папоротник"... И совершается оплодотворение в "Большой игре" земной жизни... Прошлое, настоящее и будущее смыкаются в момент зарождения младенца Иисуса. "Белый Крест" сверкает над дланью Вседержителя - и мы, зрители, растворяемся в его свечении пузырьками и многоочием, потому что земное и надземное перестает разниться...
  
   "Да, я четыре десятилетия изучаю Агни Йогу - учение Белого Братства Шамбалы, переданное нам через Рерихов. Истина приходит избирательно. В реальной жизни было мало того, что особо повлияло на мое сознание.
  
   Родился 4 марта 1949 года. Мама Ефросинья Хачатурян и папа Хачатур Хачатуров растили меня и брата Владимира (он тоже художник) обыкновенно. Я с детства нежно любил цветные карандаши и бело-рыже-карего кота Чижика, у которого были природные шикарные штанишки. Карандаши остались, а Чижику нелюди вспороли брюхо. На Пасху... Разве это необыкновенно для нашей жизни?.. О необыкновенном: соседка почувствовала толчок (вокруг никого не было) и выронила меня, пухлого малыша, с железнодорожного моста в Санаине-Алаверди. Внизу была насыпь острых камней - я благополучно упал в единственную гладкую выемку! Кто-то выбил из рук - кто-то поддержал при падении... Невидимое существует... Что же еще было?.. Был Джек Лондон - учил, как стать настоящим мужчиной. И был еще Савмак из Боспорского государства, организовавший восстание скифов, герой, похожий на Спартака... Так, возможно, появилась уверенность, что жить - это делать свое дело, то дело, которое ты считаешь своим..."
  
   Женские бедра, слоновьи бивни, соборные купола складываются у Жана Хача в чарующие мысли о величии любви. Дело его жизни - объяснить и воспеть такую любовь - всевмещающую, совершенную. Жилистые женские ноги, твердо стоящие на земле и нежные женские глаза, наполняющие светом вселенную - принадлежность материализованной Богини Бытия. Мужчина же - идеалистический Творец, создавший и - преклоняющийся перед созданием. Коронная картина "Любовь" показывает нам единение Творца и Женщины. "Мелодию их чувств любовь вскормила," - сказал бы Игорь Северянин. Божественные влюбленные вещественны, их тела не бесплотны, их земная страсть реальна. Но перья ангелов и венок сонетов причастны и к земной любви. Святость состоит в чистоте помыслов. Нет ничего нечистого в природе, кроме нечистой совести. "Бог есть Любовь..."
  
   Ни старости, ни смерти нет места в творчестве Жана Хача. И самого его странно воспринимать таким, каков он сегодня, - поседевшим, погрузневшим, усталым... Его, веющие буйным цветением, весенне-летние картины ведут зрителей в 28 мая 1975 года - к молодому, потрясающе-красивому Жану, взирающему на нас с "Автопортрета" подобно художникам эпохи Возрождения - без вызова и без одобрения, глубоким взором, предназначенным зачаровывать.
  
   Точно так же, без вызова и без одобрения, чаруя, смотрит Джоконда. "Я знаю, - рассказывает Жан Хач, - что Рамаз Чхеидзе простоял перед подлинником полдня. Его ждали дела, он хотел остановиться перед шедевром Леонардо на минуточку. Остановился, прошло мгновение - и вдруг его окликнули: "Извините, музей уже закрывается!" Куда же девалось проведенное перед Джокондой время? Рамаз не помнит. Подлинное искусство - замочная скважина, открывающая то, что обычно сокрыто".
  
   Маленькие пейзажи Хача хороши по-особенному, отлично от сюжетной живописи и графики. В них природа обыкновенна, хотя очищена от всякой скверны. Краски реальны, хотя броско-ярки. В них звучит не абстрактно-идеальный мир, а зримая реальность: ветра и водопады поют в чащах, шелест листьев и капли воды говорят с нами о детстве, в котором, как пишет в романе "Картина" Даниил Гранин, "цветы пахли сильнее, леса были гуще, хлеб был вкуснее и каждая рыбина была огромной".
  
   "В доме, где живу теперь - неподалеку от метро Исани - раньше, давным-давно, все пространство было заполнено аквариумами, - вспоминает Жан Хач. - Мы с братом разводили рыбок всех сортов, продавали. Теперь на местах аквариумов - картины. Такое же разноцветие. Вот так..."
  
   И еще одна разгадка творчества Жана: "Энергию не надо притягивать. Надо просто всегда быть открытым добру - сила войдет сама. Можно, правда, помахать руками - легко, без напряжения. Помните, как девушки в школах ласково-легко отмахиваются от назойливых одноклассников? Так же можно отмахнуться от бессилия..."
  
   Жан встает и показывает - машет. Смотрится немного странно, но мне становится весело: так, наверное, гребут без весел бессмертные души, когда плавают на облаках...
  
   Катя Цибер
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"