Цибер Екатерина Алексеевна : другие произведения.

Художник Шалом Кобошвили о жизни грузинских евреев

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Хотим мы того или нет, но судьба отдельного человека редко не зависит от судьбы его (на-)рода. Определив свою национальность как неизбежный знак свыше, человек как бы устанавливает и "национальность" своей судьбы, её кармическую (за-)данность. А что, если мы остановимся на перекрёстке разных родов и судеб?!


  
  
   Художник Шалом Кобошвили
   о жизни грузинских евреев
  
   ***
   0x01 graphic
   *** "Портрет Шалома Кобошвили", Давид Гвелесиани ***
   ***
   Хотим мы того или нет, но судьба отдельного человека редко не зависит от судьбы его (на-)рода. Определив свою национальность как неизбежный знак свыше, человек как бы устанавливает и "национальность" своей судьбы, её кармическую (за-)данность. А что, если мы остановимся на перекрёстке разных родов и судеб?!
   ***
   Хранящиеся в Грузинском национальном музее имени С. Джанашиа картины знаменитого грузинского художника Шалома Кобошвили регулярно извлекаются на свет Божий и предстают перед любителями изобразительного искусства в выставочных залах различных тбилисских галерей.
   Пятьдесят пять работ живописи и графики - то немногое, что сохранилось от обширного творчества Шалома Кобошвили. Путь художника-самоучки не был лёгок. Незачем удивляться, что и его картины не избежали странной судьбы...
   ***
   0x01 graphic
   ***
   Термин "грузинский еврей" употреблялся в литературе Грузии уже с XI века. По преданию, первые евреи появились на территории Кавказа после завоевания Иерусалима Навуходоносором в 586 году до нашей эры. С веками сформировался особенный диалектный язык грузинских евреев - жаргон "киврули", соединивший в себе очарование разновидностей грузинского и иврита.
   Многие евреи, принявшие христианство, были канонизированы Грузинской церковью. Достаточно назвать Святую Саломею - автора Жития крестительницы Грузии Святой Нины Каппадокийской!
   ***
   0x01 graphic
   ***
   Однако, часть евреев желала сохранить свои древние традиции и верования незыблемыми. Несмотря на то, что Грузия, пожалуй, самая терпимая и в религиозном, и в национальном плане страна мира, - евреям, пытающимся хранить верность Талмуду, было подчас нелегко.
   Периодические "кровавые наветы" - ложные обвинения евреев в тайных жертвоприношениях детей иноверцев - запечатлены рядом документов и отображены в Еврейской энциклопедии. Досужие вымыслы завистников обычно останавливало официальное расследование. Но были периоды, - правда, кратковременные, - когда быть иудеем в Грузии было далеко не выгодно...
   Свыше десяти тысяч крестьян-евреев получило свободу после отмены в Грузии крепостного права (1864 - 1871). Ребёнком одной пары из числа этих людей и был Шалом Кобошвили.
   Шалом родился в 1876 году в Ахалцихе в тот период, когда вольные грузинские евреи переселялись в города. В основном они становились сапожниками и шляпочниками.
   Иудеи старались держаться общинами. В городах ли, в сёлах ли - они жили коллективами. С приходом Красной армии свыше двух тысяч бежало из Грузии. Из-за пропаганды советского интернационализма и атеизма одновременно.
   Оставшиеся активно организовывали колхозы с единственным требованием - только евреи в составе плюс свобода веры! Но в 30-е годы коллективизация пошла по межнациональному руслу.
   ***
   0x01 graphic
   ***
   К 1938 году остался лишь один еврейский колхоз - в Цители-Гора. Остальные еврейские колхозы-общины были принудительно "разбавлены" армянами и грузинами. И в этом не было бы ничего плохого, если бы постоянно не вставал вопрос об отказе и христиан, и иудеев от веры.
   Надо отметить, на Кавказе советское правительство вело себя куда более осмотрительно и тактично, нежели в России. Агитация зачастую преобладала над насилием. "Кровавые наветы" в 1921 (Сачхери), 1923 (Тбилиси), 1926 (Ахалцихе) годах - когда евреев обвиняли в изготовлении маццы на крови нееврейских детей, - были развенчаны с полным оправданием евреев. Тем не менее яростные служители атеизма порой втихую убивали грузинских евреев без суда и следствия. Впрочем, не только их...
   Внешнее же заигрывание правительства с грузинскими евреями выразилось, например, в создании в 1933 году Дома культуры трудящихся евреев имени Лаврентия Берия. Но этот "Дом помощи" стал рассадником атеизма среди молодёжи. Целенаправленная борьба с "предрассудками" шла и в обществах помощи еврейской бедноте. Социальное поведение евреев отслеживалось. Впрочем, на фоне всего сталинского беспредела это не удивляло.
   В период тягостного приспособленчества и приходилось жить простому торговцу Шалому.
   Во многих искусствоведческих статьях (например, Л. Цицуашвили "Иудаизм в творчестве тбилисского художника-самоучки Ш. Кобошвили") бытует мнение, что писать художник начал в старости. Эта догадка возникла в связи с тем, что сохранились лишь поздние работы Шалома. Однако, существуют архивные данные о том, что в основанном в 1934 году Государственном историко-этнографическом музее евреев Грузии проводились экспозиции работ Кобошвили, созданных в 1920-ых годах. При ликвидации музея в начале 50-ых картины Шалома бесследно исчезли...
   Искать их было некому. В 1941-ом художник скончался. Тяжёлый послевоенный период не оставлял восьми потомкам Кобошвили времени на поиски утерянного искусства.
   Но тридцать еврейских объединений в Грузии и доныне помнят имя художника Кобошвили. Эта честь выпала ему за специфику творчества. Единственная (!) тема всех картин Шалома - евреи в Грузии.
   Получив лишь религиозное образование при синагоге, он постигал тайны творчества самостоятельно.
   Вначале работы над сюжетом Шалом, видимо, брал фотографию и расчерчивал её на квадраты. Затем на лист бумаги также по клеточкам переносился рисунок. Карандашные наброски носят следы многократного использования резинки. Следующим этапом становился перенос картинки на картон. Внутриконтурные пустоты затушёвывались гуашью или же акварелью с невероятной кропотливостью. Затем следовал многократный поиск цветогаммы. Сохранившиеся работы представляют одни и те же сюжеты в различной раскраске. Найденная идеальная форма переносилась художником на холст. Но картин маслом было или создано очень мало, или же они не сохранились.
   Шалом Кобошвили не зарабатывал своим искусством. Он занимался обыденным трудом, а живопись расценивал как приятное служение роду.
   ***
   0x01 graphic
   ***
   Признаюсь, картины Кобошвили очаровывают. Странно называть его примитивистом, как это делают теперь. Скорее, он писал по классическим образцам. Поражает то, что художнику-самоучке удалось достичь мощного динамизма внутри недвижимых рам.
   В картинах Кобошвили реальная жизнь евреев в период начала и середины прошлого века воскресает прямо перед нашими очами. Это и тяготы благого труда в деревне, где крестьяне принимают быт как подвиг. И служение роду еврейских лекарей. И ритуальные моления, и жестокие наказания в синагогах и потайных школах...
   Но особенно ярко выписаны Шаломом еврейские женщины. Они и прилежно трудятся - ткут, прядут, вышивают. Но умеют и поразвлечься, сыграв в "пинджраобу" или станцевав "сайво". Их обыденные одежды скромны. Но праздничные - похожи на перья павлинов. Правда, волшебное многоцветие праздника "суккот" - только для мужчин. Но и здесь стоит у порога нарядная женщина с кувшином, готовая подлить вина мужчинам, веселящимся под причудливым навесом из фруктов...
   ***
   0x01 graphic
   ***
   "Читая" картины Шалома, мы узнаём многое о социальных отношениях грузинских евреев и между собой, и с широким миром. С чужими они благожелательны, но сдержанны. Среди своих знают цену услугам и необходимость кары за вину. Однако распространённое суждение о пренебрежении к женщинам Шалом отрицает. Общие праздники и ежедневный труд сближают всех. Еврейские женщины лишь в банях да синагогах купаются и молятся отдельно.
   Переселения евреев или вмешательство во внутреннюю жизнь их общин также отражено Шаломом. И вовсе не случаен среди работ художника портрет Сталина - хитрого, как кот, опасного, точно тигр...
   Но мы не встретим у Шалома открытого неповиновения. Напротив, есть ряд картин о светлой, беспечной жизни евреев в период сталинизма. Но это похоже на уступку времени. Вряд ли художник, живущий в гуще тбилисских событий, не ведал правды.
   Впрочем, у иудеев не считается грехом солгать иноверцу. Только напряжённое, чуть насмешливое выражение лиц переселенцев из колхозов выдаёт неоднозначность парадных картин Шалома: радость, дарованная насильно, - понятие относительное...
   На открытия выставок, разумеется, всегда собираются люди разных национальностей, разных верований. Но "общее выражение лица" зрителей перед работами Кобошвили, как правило, одобрительное и слегка грустное. Нам приятно знать, что сегодня права грузинских евреев не ущемляются. Но так хотелось бы проникнуть в "святая святых за завесу"! Чтобы быть ещё ближе, ещё понятнее друг другу...
   ***
   0x01 graphic
   ***
   Однажды девушка-туристка из России попросила меня сфотографировать её внутри тбилисской синагоги. На нас висели крестики. И с некоторой неловкостью - не обидеть бы! - мы попросили разрешения войти. И, оказалось, что христиане (и вообще все желающие) могут свободно входить в синагогу. Также - присутствовать в качестве гостей на молениях. Женщины - в верхнем зале. Мужчины - в нижнем.
   ***
   0x01 graphic
   ***
   Подруга сфотографировалась на фоне шестиконечной звезды - Солнца. И лишь за тайную завесу её, любопытную, не пустили. Зато позволили осмотреть и мужской зал, когда он опустел...
   ***
   0x01 graphic
   ***
   "В Грузии все - свои! - улыбнулся смотритель. - Да и наши храмы - все рядышком. А что иной раз кого обижают - так это жизнь. Никто не бывает застрахован от чужой глупости да злобы. А я так думаю, мы - тоже пласт культуры Грузии... Традиции традициями, а дружу-то я со всеми своими соседями, не спрашивая о нации и вере!"
   Вот так и бывает по-разному на перекрёстке разных родов!
  
   Катя ЦИБЕР
  
   ***
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"