Цивунин Владимир : другие произведения.

О книге Андрея Попова "О любви и смерти" [2008]

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Сам автор об этом обычно не догадывается. Он просто пишет..."


"Всех сомнений превыше..."

О новой книге стихотворений Андрея Попова "О любви и смерти", Сыктывкар, 2008 г.

  
   Есть стихи, которые как бы "любуются собой" и только. Их цель единственная - выпятить себя, чаще каким-нибудь особенным литературным приёмчиком, и тем самым поразить читателя. Ничего толком читателю при этом не сказав. Таких в последнее время появляется довольно много: всяческие постмодернизмы, концептуализмы и прочие интеллектуальные премудрости сильно этому способствовали. Но это стало оборачиваться отчуждением поэзии от читателя-собеседника. А поэзия, в свою очередь, отучилась просто говорить. Метафоры, образы, литоты, синекдохи и прочая утварь так и тренькает, а слова - нет. Простого, понятного человеческого слова - нет. Такой вот недуг стал вовсю прививаться как некоторыми "литературными менеджерами", так и самими стихотворцами. Особенно поражены этим наши столицы - Москва, Санкт-Петербург.
   Но русская поэзия жива, слава Богу, не этими искусственными условностями. Она действительно живая, и поэтому - говорит. Рифмы, образы, метафоры, строфика - это всё остаётся, но главное, главное в ней - всё-таки простое человеческое слово. И - поиск созвучной души и ответного душевного порыва. Потому что рождается поэзия - не из стихотворной игры, нет, за её появлением всегда стоит какое-то духовное событие, пережитое в личной душе автора. А сила этого переживания влияет на силу самих стихов. Вялое, надуманное или нарочитое переживание - и стихи вялые или, наоборот, аляповатые, но мало трогающие другую душу. А вот настоящее переживание, подлинное духовное событие, независимо от того, радостно оно или трагично, - и к поэзии ведёт настоящей. Именно к той поэзии, которую можно - услышать. Где за красиво и ровно расставленными словами вдруг видишь другую человеческую душу.
   Таковы стихи Андрея Попова. С ними можно соглашаться, с ними можно спорить, но главное - разговор идёт на равных. Поэт не возвышается над читателем, гордясь какими-то хитрыми литераторскими умениями, а стоит с ним вровень - как с уважаемым и доверительным собеседником (не забывая при этом о "будничной" работе стихотворца, не позволяя себе беглой неряшливости в стихах, что тоже говорит об уважении как к читателю, так и к самой поэзии).
  
   Вообще, стихи Андрея Попова выходят к читателю с регулярным постоянством. Их подборки появлялись в журналах "Север", "Крещатик", "Наш современник", в еженедельнике "Литературная Россия". Выпускал Андрей и небольшие книжечки за свой счёт. Выходил и солидный томик в Коми книжном издательстве. Так что следить за его творчеством было несложно. Появляясь, новые стихотворения показывали автора со всё более разных сторон. Неожиданных, впрочем, не было, разве что по форме, например, когда он выпустил целую книжечку одних верлибров. Поэтический же мир автора оставался неизменным, как и главные ценности жизни: поэзия, чувство родины, вера христианская, печаль по уходящему и нескорое принятие нового...
   Однако всякая книга - это событие не только литературной жизни, но и жизни поэта. Не выход её из типографии (хотя и это тоже), но само её зарождение ещё за листом бумаги, выстраивание написанных в разное время стихотворений в нечто цельное под названием книга стихов. И книга "О любви и смерти" очень хорошо это показывает. Слишком хорошо. Потому что тем духовным событием, которое и собрало разные стихотворения в эту книгу, оказалось самое трагичное из всех, что могут выпасть человеку.
   Вот строчки проще, обыкновенней и будничней некуда:
  
               Дима, у нас наступает весна,
               Время светлеет от теплой погоды.
               Птицы поют. А в душе тишина.
               Скорбь приумолкла, хотя не проходит...
  
   Ничего мудрёного - "у нас" происходит то-то и то-то. А душа читателя вся встряхивается: ведь стихотворение обращено - к погибшему сыну поэта...
  
               ...Дали весенние вижу во сне,
               Чувствую свежесть весеннего сада.
               Солнце разбудит, и, кажется мне --
               Всё, как и прежде. Ты жив. Где-то рядом.
  
               И не скрывают тебя облака.
               Ты на работе -- пришлось задержаться.
               Надо мне только дождаться звонка.
               Ты позвонишь. Надо только дождаться.
  
   И защемит сердце читающего в простом человеческом, и таком беспомощном, сочувствии. ЧтС мы можем? Только то, о чём нас попросил сам поэт, посвятивший книгу памяти своего единственного сына, - просить в молитвах об упокоении души раба Божьего Дмитрия.
  
   У этой книги строгая, в две краски, обложка. Никакой цветистости. Потому что она о главном - о любви и смерти. О том, как мы всю жизнь учимся любить, и о том, как мы всю жизнь готовимся к смерти, пытаясь понять в ней главную тайну Божью. В этой книге просвечивает не только жизнь поэта - как человека, любого из многих его современников, - но и то, что принято называть судьбой. То есть нечто цельное от начала и до конца. Вдруг стало зримым, что некоторые его стихотворения - оказались, как принято говорить, пророческими. Я бы сказал иначе - просто связывающими минувшее и будущее воедино, когда более ранние стихи пишутся так, будто им, стихам, уже известно и будущее поэта. Сам автор об этом обычно не догадывается. Он просто пишет. Как, например, здесь - о ещё далёком будущем:
  
               ...Однажды утром попрошу позвать
               Священника.
               Жаль, рядом нету сына...
  
   Это из стихотворения более чем десятилетней давности. А вот - из написанного меньше чем за десять дней до трагического события:
  
               То птицу видел, то звезду,
               То солнце яркое в зените...
               Трехлетний сын просил в бреду:
               -- Повыше, выше подымите!
  
               Отец брал на руки его,
               Заботливо и осторожно,
               Не понимая ничего,
               Приподнимал насколько можно.
  
               -- Повыше! Низко так кругом!--
               Был мальчик Господом услышан.
               И эпитафия о нем --
               Всего два слова: "Поднят выше!"...
  
   Поэт не знает, откуда, отчего вдруг приходят к нему те или иные стихи. Судьба знает.
   Иногда, видя, какие испытания выпадают человеку, - вдруг заропщешь: почему, за что! И не понимаешь, какие силы нужны человеку, чтоб после такого оставаться человеком. Но, может, эта сила и называется - любовь? Не та любовь, что воспета романтиками, а та, о которой говорится в Евангелиях. Говорят, у Бога мёртвых не бывает - все живы. Значит, живо и наше отношение ко всем и со всеми, с кем мы пока разлучены. "В земных исканьях и на Небесах - Одна любовь спасает и спасёт", - вот что знает поэт.
   Хотя жизнь остаётся печальной. И как ей не быть печальной, если порой мы сами её такой делаем. Только поэты чувствуют всё острей и, опять же, всё в какой-то единой цельности - как приобретений, так и утрат.
  
               Утро вошло,
               Я глаза разжимаю от сна,
               Освобождаюсь
               От тёмных вечерних страстей
               И не грущу,
               Ибо утро -- и дышит весна.
               Только не стало
               Великой Отчизны моей...
  
   Какое-то двойное, тройное сиротство постигает поэта в этой жизни. И сердце постоянно щемит, не может уже не щемить. Иногда хочется просто упасть, и всё, просто упасть. Ибо никаких сил, кажется, уже нет. Но есть зато - отчего-то данный тебе талант, твоё предназначение. Простое предназначение - быть поэтом. А это значит, не просто "писать стихи". Это значит - долго и мучительно искать, искать и искать. Что искать? Оправдание любви, оправдание жизни при наличии в ней смерти. И поиск единства для всего этого. Как человек Андрей Попов и находит это единство во Христе, как поэт - в поэтическом слове, также христианском:
  
               ...нет никаких
               для сердечной
               молитвы преград,
               смерть наши души сближает,
               молитву услышав.
               Нет в нестареющем времени
               вечных утрат,
               вечных разлук,
               и Любовь
               всех сомнений превыше.
  
   Недавно я видел в интернете новое стихотворение Андрея, написанное им уже после выхода "О любви и смерти". На него отозвались комментарием. Поэт ответил лаконично: "Начало новой книги". Достойный ответ мужественного человека и христианина. И - поэта. Потому что его стихи нужны людям.
  

Владимир Цивунин.

   Сыктывкар, 10 июля 2008 г.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"