Цивунин Владимир : другие произведения.

О сборнике поэтов Воркуты "Под полуночным солнцем" [1994]

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    "Поэзия, как и любой труд, предполагает наличие и мастерства, и ремесла..."



«И радость и печаль неведомо откуда» *
О сборнике поэтов Воркуты «Под полуночным солнцем» **


        В книжных магазинах республики появился новый поэтический сборник, представляющий творчество воркутинских авторов. нужно отметить, что географическая широта заполярного города вовсе не внесла в стихотворения ощущение холода и зябкости. наоборот, от книги веет человеческим теплом, переживаниями, близкими любому человеку, и, главное — поэзией. А поэтический уровень этого коллективного сборника достаточно высок для того, чтобы захотелось о нём поговорить.
        Большинство авторов — члены городского литобъединения «Сполохи», однако каждый из них обладает своим вкусом и своим поэтическим почерком. Единственное, что их объединяет, это традиционная манера русского стихосложения, берущая начало ещё с допушкинских времён. В общем-то отрадно, что поэты Воркуты не соблазнились столь многочисленными теперь новомодными веяниями, которые порой успевают устареть и наскучить даже раньше, чем сами их изобретатели. Не кидаясь в области каких-либо формальных изысков, авторы сборника ведут свои поиски прежде всего в душе человека. Форма же призвана скорее скреплять содержание, чем выпячивать самоё себя. Однако тут приходится признать, что кто-то из авторов с этим справляется, а кто-то и не совсем. Что поделать, поэзия, как и любой труд, предполагает наличие и мастерства, и ремесла. Да, не всем авторам достаёт этого мастерства, умения владеть словом и попросту вкуса и чувства меры.
        Виктор Апекишев пишет:

        Может, смысл бытия в том и есть у людей,
        Чтоб крутили колёса стальные канаты?

        Не знаю, читатель, ой не знаю, стоит ли реалии своей, пусть хоть даже и самой нужной людям, профессии связывать со смыслом человеческого бытия, да ещё с помощью стихотворного слова. Или вот другой автор, желая поразить читателя примером неожиданного «художественного образа», применяет язык науки, например — курса анатомии растений. Что это — новый шаг в поэзии или просто отсутствие вкуса? Приходится отметить, что порой встречаются в книге и весьма сомнительные рифмы. Согласен, в последнее время с рифмами не особенно церемонятся, взять хоть стихи Владимира Сумарокова (тоже, кстати, бывшего воркутинца). Так-то оно так, но ведь здесь речь идёт, напоминаю, о достаточно традиционном, классическом, стихосложении.
        Или ещё грустный пример. Стихи Марка Каганцова:

        Нам мало в кулаке зажать синицу,
        Нам хочется и журавля с небес...
        ...Всегда стремимся к достиженью цели,
        Всегда томит достигнутая цель.

        Не правда ли, очень неплохое короткое философское стихотворение: всё просто, ясно и поэтично. Да вот незадача: процитировал-то я здесь только две первые и две последние строчки стихотворения. А между ними у автора — ещё много, много слов, ненужных, неточных, случайных.
        Но довольно о грустном. Посмотрим, чем же нас порадует этот сборник. А порадует всё-таки именно поэзией. Вот одна лишь строчка из стихотворения Андрея Словакова: «Скупая сухость умных дел». Одна строчка, а как много сказано!
        Вот тихие, но какие пронзительные строчки Тамары Ханиной:

        Легко ль душе печалиться и стариться
        На шумной по-весеннему земле.

Сколько пережитого встаёт за её совсем простыми словами:

        Раз пришёл — проходи,
        За столом посиди.
        Как знакомо лежат твои руки.

        О любви и надежде, тревоге и грусти есть хорошие стихотворения и у Ольги Хмара, у Елены Шевелёвой. Но их следовало бы приводить целиком, чего размер этой статьи вряд ли позволяет. А вот сильное по откровенности признание Натальи Радостевой:

        Ухожу, но снова ты
        Ждёшь любви, которой
                                            стоишь;
        Я взрываю, жгу мосты,
        Следом ты идёшь —
                                  и строишь.

        Случается, человек вроде и находит своё маленькое счастье, но оно оказывается то ли не надёжным, то ли не совсем твоим. И появляются строки Татьяны Мороз:

        Холодною росою ночь смываю,
        Тянусь навстречу первому лучу.
        Я лунные оковы разрываю!
        Я солнцем быть разбуженной хочу!

        Тема любви, влечения, верности звучит также в стихах Андрея Шабанова и Вячеслава Ирина, стихах, подкупающе искренних и пронзительных. Объединяет этих двух поэтов и стремление к философскому осмыслению современной истории, не всегда взвешенное, порой даже дерзкое, что, впрочем, тоже не так уж плохо. Однако гражданско-историческая тема всё-таки более цельно и поэтично выражена, пожалуй, в стихотворениях Андрея Попова, где история древней Руси и сегодняшней России показана как единая цельная история нашего Отечества. <...> Вообще, стихи Андрея Попова интересны не только своим содержанием, но и самим ви'дением того или иного явления, ви'дением, присущим именно поэту, который, как принято считать, и сам есть явление.
        Не берусь судить о стихотворениях для детей Андрея Захарова. Прочитайте их свои детишкам, они и оценят. Кому-то из читателей, может быть, покажутся близкими признания и тревоги Эдуарда Даньщикова, Виктора Апекишева или Вениамина Смирнова, хотя главное в поэзии — всё же поэзия. И повествовательный, в общем-то, тон стихотворения Владимира Ботовкина больше располагает к доверию:

        Верил в лучшую жизнь,
        Получились одни лишь невзгоды.
        В этом правда не вся,
        На душе всё равно хорошо...

        Наиболее широко в книге представлено творчество Валерии Салтановой. И по праву. В её стихах и следы жизненных наблюдений, и вкус, и чувство меры, и доброта, и любовь. А порой какая-то особая зрелость, присущая, видимо, поэтам независимо от житейского опыта и возраста:

        Ну вот и совершили сто ошибок,
        Как будто оплатили жизнь до рая.
        И прочен дом, и быт уже не зыбок,
        И любим, во влюблённость не играя.
        На сотню мин наткнулось наше судно:
        Залатанное — стало как литое...
        Ну вот и пережили всё, что трудно.
        Теперь ещё осилить бы простое.

        Ну что ж, остаётся поблагодарить всех участников сборника и его составителя Дмитрия Стахорского и поздравить их, ибо в целом сборник «Под полуночным солнцем» делает честь Воркуте. Да и Коми книжное издательство постаралось, так что книга выглядит именно как книга; очень неплохо издана. И думаю, она не покажется случайной на книжной полке любителя поэзии и ещё подарит ему немало приятных минут.

        В. Цивунин,
        г. Сыктывкар


-------------------
* Строчка из стихотворения Марка Каганцова.
** Первая публикация: республиканская газета «Красное знамя», номер от 17 марта 1994 г.




 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"