Другими словами - что такое "добро", и что такое "зло".
Нескончаемое количество лет бьётся человечество над разгадкой этого вопроса.
Тора даёт ответ: Амалек. Амалек и есть абсолютное зло.
А что есть абсолютное добро?
И на это есть ответ: Нет абсолютного добра.
(Ужас, правда?)
Почему? Потому что "победа добра над злом почти никогда невозможна без насилия, без уничтожения носителей зла, а это, согласитесь, далеко от идеала".
Вот такое толкование дают в мидрашах еврейские мудрецы.
А теперь немного об Амалеке. Почему именно он абсолютное зло.
Амалек, прародитель амалекитян, был внуком Эсава. Его отец - Элифаз, первенец Эсава, мать - Тимна из семьи хурийских князей, живших в земле Сеир. Она была наложницей Элифаза и родила ему Амалека.
В мидрашах говорится, что Амалек был незаконорожденным порожденим дважды кровосмесительного союза: его отец, сын Эсава, родил его от собственной дочери Тимны, тоже незаконорожденной.
Не в этом ли и кроется корень зла, заложенный от рождения в Амалеке?
Всё существо Амалека и его потомков, целого народа, направлено на борьбу с Израилем, а не на отстаивание собственных интересов. Амалекитяне ненавидят Израиль слепой ненавистью, не имеющей рационального объяснения и не знающей рассчета, ни от чего не зависящей и никогда не ослабевающей.
Амалек посетил египетские архивы и переписал имена сынов Израиля, вышедших из Египта. Догнав Израиль, он становился по ту сторону облака, всегда сопровождавшего евреев, и начинал кричать: "Реувен! Шимон! Это мы, ваши братья! Выходите к нам, мы хотим с вами торговать". Тех, кто откликался на этот призыв и выходил, немедленно убивали.
Амалек всегда был бичом, наказывавшим Израиль за его грехи.
Бичом в руках Господа.
И когда еврейский народ, уставший от многолетнего хождения по пустыне во время Исхода из Египта, отчаявшись от голода и жажды возроптал и стал выражать сомнения, говоря: "Есть ли Всевышний среди нас?", Всевышний ответил:
"Вы хотите испытать Меня? Что ж - сейчас придет злодей Амалек и испытает вас".
И тогда немедленно пришел Амалек (Шмот Раба).
Что же из всего этого следует?
Чтобы Добро не сворачивало с пути истинного, существует Зло, наказывающее за каждый промах, за каждую ошибку.
Но насколько выполнима задача, поставленная Б-гом перед человеком? Может ли добро в человеке победить абсолютное зло? Или - это задача не посильна человеку? Если не посильна - то почему Господь ставит такую задачу? Господь ведь знает природу человека лучше самого человека. Знает - но задачу ставит. Знает - но дает человеку единственно возможный шанс победить зло.
"Человек наделен свободой воли. Господь не смеется над нами, когда ставит невыполнимые задачи. Зачем? Затем, чтобы, осознавая свою неспособность на абсолютное добро, а, следовательно, осознавая неискоренимость Амалека, человек помнил об этом, стремясь "настроить" бытие свое на идеальный, недостижимый модус бытия, без которого у всех людей была бы участь одна - мутировать в Амалека."