В моей статье о виолончелисте и дирижёре Александре Семёновиче Шварце упоминается имя венгерского дирижёра Стефана Штрассера, который по приглашению У.Гаджибейли работал несколько лет в симфоническом оркестре при радиокомитете. И многим, впервые услышавшим/прочитавшим это имя, может показаться незначительным его место в истории музыки. Однако, это не так.
Стефан Штрассер занимает особое место среди зарубежных исполнителей и как пианист, и как дирижёр. Учился в Королевской венгерской академии музыки, и в Париже у лучших европейских музыкантов. В 1912 году С.Штрассер начинает работать хормейстером в Пражской опере, затем дирижером оперной труппы Анджело Ноймана, Будапештской оперы, а в 1919-21 гг. - дирижер Шведской королевской капеллы в опере Стокгольма. Он также неоднократно (в 1926-27 гг.) приезжал с гастролями в Москву, исполняя, как известные советскому зрителю произведения, так и новые - "ряд интереснейших, совершенно незнакомых классических и современных вещей".
В августе 1928 года начались его гастроли в столице Азербайджана. А с 1929 года С.Штрассер работает дирижером в Большом государственном театре имени М.Ф.Ахундова, а также дирижером симфонического оркестра и одновременно ведет классы теории музыки, теории композиции и оркестрового дирижирования в Азгосконсерватории. Совместная творческая и педагогическая работа связывала дирижера c молодым талантливым, подающим большие надежды, но рано ушедшим из жизни, композитором Асафом Зейналлы. Так, впервые прозвучало его произведение "Фрагменты" в исполнении оркестра под управлением С.Штрассера в 1931 году.
В 1932 г. был создан симфонический оркестр Азербайджанского радиовещания, которым неоднократно дирижировал музыкант.
Примечательно, что зтот оркестр, дирижируемый С.Штрассером совместно с оркестром народных инструментов, организованный и руководимый Уз.Гаджибековым, открывали летний сезон 1932 г. большим циклом концертов в рабочем районе Баку в парке культуры и отдыха им.'Ротефане' (позднее парк им. Низами). Эти мероприятия способствовали подъему музыкальной и культурной жизни Баку и всего Азербайджана.
С.Штрассер был не только талантливым дирижером, но и прекрасным педагогом, оставившим заметный след в истории музыкального образования в Азербайджане. С.Штрассер являлся профессором Азгосконсерватории по классу оркестрового дирижирования, теории музыки и теории композиции. В 1929 году он начал работу при ректоре консерватории Уз.Гаджибекова. Одной из его учениц в школе при консерватории была Вероника Дударова. Учеником профессора был и талантливейший музыкант, всемирно-известный дирижер и композитор маэстро Ниязи. В числе его учеников были Тофик Кулиев, Кара Караев, Закир Багиров, Джевдет Гаджиев и другие выдающиеся азербайджанские музыканты.
По воспоминаниям русского советского музыканта, композитора Ореста Евлахова, учившегося в Азгосконсерватории в начале 1930-х годов, С.Штрассер, по сравнению с другими преподавателями, дававшими знания "излишне академической направленности", развивал индивидуальные дарования учеников, прививал хороший вкус, расширял их кругозор, особенно в области современной музыки. На занятиях по инструментовке он учил правильному чтению партитур, интересно анализировал партитуры симфоний Л.Бетховена.
Стефан Штрассер покинул Азербайджан и пределы СССР в 1936 году и в 1937 году вернулся на родину в Венгрию.
Во время второй мировой войны С.Штрассер был мобилизован на трудовые работы, а затем отправлен на Восточный фронт, где, по всей видимости, и погиб.