Как мы все любим спорить! Как упрямо пытаемся доказать свою правоту. С какой неохотой сдаём свои позиции в споре, если, конечно, согласны прислушаться к чужому мнению и согласиться, да, я неправ, прав ты! И как редко это бывает...
Воистину, надо быть Савлом, чтобы радикально изменить свою точку зрения - при этом потерять на время это самое зрение - чтобы очнуться уже совершенно другим человеком. Но такая сила переубеждения доступна только Богу. А многие ли из нас встречали Его? Скорее, в споре каждый чувствует себя Богом, которому -единственному - доступна Истина.
Пожалуй, первый, кто усомнился в существовании этой самой Истины, был Пилат. Что есть Истина? - дерзко бросил он в лицо Тому, Кого принимали за Бога, сошедшего на нашу грешную землю.
В ответ - было молчание...
Есть в споре что-то завлекающее. Азартное. Во что бы то ни стало доказать свою точку зрения. И есть в споре греховное. Гордыня - вот что это такое. А ещё - тупик. Там, где нет хоть доли сомнения, нет и развития. Ведь ни одно из открытий человечества не обошлось без дальнейшего развития и совершенствования.
Мы и сейчас в поиске. Есть труды древних философов. И есть современники. М.Веллер, например, который предлагает своё видение мира. Настаивает ли он на нём? Возможно. Но делает он это с достаточным чувством юмора, не задевая и не обижая своего читателя. Не многим удаётся так донести свои идеи. Впрочем, я только читала его книги. Вступать в беседу с ним мне не приходилось. И кто знает, как бы он повёл себя в разговоре.
Ни в коем случае не утверждаю, что нельзя иметь свою точку зрения. Я, ведь, тоже её имею. И это эссе подтверждение сказанному. Но уважение к собеседнику не даёт мне права настаивать, тем более разоблачать, утверждать свою позицию за счёт другого. Разговор с умным собеседником всегда приятен и интересен. Но спор, где любыми средствами доказывается глупость, некомпетентность другой стороны - унизителен для здравомыслящих людей.
Поэтому я с большим удовольствием цитирую здесь строки доктора философии, профессора университета в Бордо, Армана Абекассиса. Он гораздо лучше и точнее сказал в нескольких строчках то, что вы уже успели прочитать двумя минутами раньше.
"Итак, если я спорю с вами, пытаясь доказать, что вы не правы, разуверьтесь, это не есть диалог, который нас связывает, но это попытка обращения в свою веру.
Вместо того, чтобы подняться с вами до высшей истины, я становлюсь тираном, идолопоклонником, я выдаю себя за Бога, и я забываю, что моя истина не есть истина."
Недавно мне была брошена такая фраза по поводу миниатюры "Отец и Сын": "Я уже высказывал свое мнение, что Ада напрасно взялась за эту тему."
Почему напрасно? Почему я не имею права сочинять в любой области, будь то религиозная, или какая другая? Это типично для нас, выходцев из бывшей страны советов, бояться высказать своё мнение и не давать другим свободы его высказывать. Зажатость, страх, неприятие новой вольной мысли - всё это пережитки нашего общего тяжёлого прошлого. Когда за это били по голове, а чаще всего вообще лишали головы.
Я могу ошибаться. Я могу быть не права. У меня может быть недостаточно знаний. Но никто не может отнять у меня свободу говорить на те темы, которые меня интересуют. И именно - публично. Это великое завоевание демократии.
Позвольте привести цитату из книги "Reading Lolita in Teheran". По моему, она как нельзя лучше подытоживает тему нашего разговора, в котором главное - это дать человеку сказать своё мнение, уважать это мнение и не опускаться до оскорблений в спорах и диспутах.
"genuine democracy cannot exist without the freedom to imagine and the right to use imaginativ works without any restrictoins. To have a whole life, one must have the possibility of publicly shaping and expressing private worlds, dreams, thoughts and desires, of conxtantly having access to a dialogue between the public and private worlds. How else do we know that we have existed, felt, desired, hated, feared?"
(настоящая демократия не может существовать без свободного полёта мысли и права выражать его в своих произведениях без каких бы то ни было ограничений. Для полноты жизни необходимо иметь возможность размышлять и делиться своими размышлениями и желаниями публично, в свободном обмене мнениями между индивидуумом и обществом. Иначе, как же ещё мы узнаем, что жили, чувствовали, желали, ненавидели, боялись?)