Заинтересованная книгой Karen Essex "Stealing Athena", где в полном подчинении историческим фактам (я не поленилась порыскать в Сети, чтобы удостовериться в их подлинности), на фоне романтической любви действительно существовавших героев, изложена судьба мрамора, вывезенного из Парфенона, я продолжила поиски её книг. На этот раз мой выбор остановился на "Leonardo's Swans".
Книга (широко разрекламированная) захватила меня меньше, чем предыдущая. Но всё равно, читать её было интересно. В центре повествования две сестры, Беатриче д'Эсте (младшая) и Изабелла д'Эсте. Их соперничество и ревность друг к другу. Беатриче в пятнадцать лет была отдана в жёны влиятельному Лодовико Сфорцу (в будущем герцогу Милана). Её сестра, Изабелла (старше всего на год), маркиза Мантуи, была одной из самых известных женщин итальянского Ренессанса, влиятельным политическим и культурным деятелем.
Соперничество двух сестёр происходило сразу в двух сферах: борьба за сердце и внимание могущественного мужа Беатриче Лодовико Сфорцо, и кисть гениального Леонардо да Винчи. Великий артист был в то время в услужении Лодовико и обязан был подчиняться любому его пожеланию. За десять лет до женитьбы Лодовико на Беатриче, Леонардо запечатлел изумительную красоту его юной любовницы Сесилии в портрете "Дама с горностаем". Амбициозной красавице Изабелле тоже хотелось увековечить себя в нетленном произведении искусства, непременно кисти самого Леонардо да Винчи. Надо сказать, что её желание осуществилось, правда не вполне. Остался карандашный рисунок её портрета, сделанный великим Леонардо. Её образ увековечили многие художники и скульпоры, среди них - Тициан и Рубенс.
Интересен рассказ писательницы о том, что её подтолкнуло к написанию этого романа.
Будучи в Милане, она получила разрешение лицезреть "Тайную Вечерю" в монастыре Санта-Мария делле Грацие (оказывается, в наше время необходимо добыть такое разрешение, а состав группы может быть только в несколько человек.)
Там она обратила внимание на фреску на противоположной стене. То была работа Джованни Монторфано (Giovanni Montorfano) "Распятие". Внимание её приковали фигуры монахинь в правом нижнем углу фрески. И хотя состояние самой фрески было удовлетворительное, фигура женщины, углублённой в молитву на фоне монахинь, почти растворилась... Кто же эта женщина? Писательница не успокоилась, пока не удовлетворила своё любопытство. Оказалось, что это Беатриче, юная жена Лодовико. Мало того, написана она самим Леонардо! Позже, после смерти Беатриче, Леонардо написал портрет возлюбленной Лодовико, Лукреции Кривелли ( Lucrezia Crivelli)
Таким образом, почти все женщины, так или иначе добившиеся внимания всесильного герцога Милана, были обессмертены великим Леонардо да Винчи.
И родился замысел романа: жизненный путь двух сестёр, ставших знаменитыми и могущественными, благодаря своему браку, в эпоху итальянского Ренессанса.
К моему сожалению, интригам, любви и ревности уделено гораздо больше внимания, чем гигантской фигуре гения. Он, как бы, на втором плане. Но ведь и в названии романа - о лебедях Леонардо, а не о нём самом. Так что, можно считать, что писательница выполнила свою задачу и, в по существу, "женском романе" (как это принято сейчас называть), развернула перед читателем картины жизни той эпохи, и жизни и творчества Леонардо да Винчи.