Аннотация: Опубликован в журнале авиакомпании "Хаво йуллари" и еженедельнике "Леди", Узбекистан, 2007, 2009.
К 2000-летию Маргилана
Дикий шелк маргиланских мастеров
Первые ласковые лучи весеннего солнца бессильно скользят по моей тусклой тяжёлой одежде, не имея ещё сил проникнуть сквозь неё, чтобы согреть впавшее в зимнюю спячку тело. Зажмурившись, мечтаю только об одном - вырваться из опостылевшего "кокона" джинсов и куртки и порхать как бабочка в ярком новом наряде, подставляя крылышки солнцу и ветерку. А крылышки должны быть легкие как облачко, шёлковистые и нежные на ощупь... Весеннее желание превратиться в бабочку было таким сильным, что я всерьез озадачилась поисками подходящей ткани для новых нарядов, которые привели меня в загадочный город шелка - Маргилан в Ферганской долине.
Утренний Маргилан встретил уважительно и тепло в лице чайханщика, подсказавшего дорогу к фабрике "Ёдгорлик" и пригласившего к обеду на горячую самсу. На мое обещание посмотреть все на фабрике и прийти на самсу уже ко второму завтраку, чайханщик покачал головой и уклончиво ответил: "Даст бог, успеете к обеду". Успела. К ужину.
В самом центре города за обычными казенными воротами фабрики по изготовлению шелковых тканей меня ждала настоящая сказка Шахерезады, которая началась после того, что директор Аъзамхон Абдуллаев без долгих вступлений представил меня мастеру Собиржону и отправил нас посмотреть весь процесс производства шелка. "Покажите, как мы делаем дикий шелк", - услышали мы вслед, не успев спросить, что это значит - "дикий шелк", как всё закрутилось вокруг: мешки с белыми коконами шелкопряда, огромные казаны, в которых коконы варятся в кипятке, а затем с помощью загадочных конструкций из проволоки и обычных чашек, из казанов тянутся едва видимые сотни ниточек-паутинок и наматываются в клубки. Пряжа сначала грязно-белая, затем с помощью обычных гранатовых корок, шелухи лука, марены приобретает необыкновенные цвета, постепенно превращаясь в "облако подобную" ткань с расплывчатыми узорами - абр или икат.
Мастер Собиржон, показывая кустарный процесс превращения кокона в воздушную шелковую ткань, попутно рассказывал об истории маргиланского шелка, древних традициях местных ремесленников. Все смешалось в его рассказе - реальные факты накрепко переплелись с легендами и сказками, реальные герои общались со сказочными персонажами, исторические факты стали фантастическими и наоборот... Зачарованная, слушала я его, забыв о времени и не переставая удивляться народной памяти, бережно сохранившей свою историю. Я не стала разбираться, где истина, а где фантазия людей, и решила передать красивые маргиланские байки во всем их самобытном очаровании, добавив только несколько исторических фактов.
Ферганская долина - "шелковый центр" Узбекистана, а город Маргилан - место, где сохранились древнейшие традиции шелкоткачества, не утраченные в век индустриализации. Традиции шелководства и ткачества в долине восходят ко временам "Шелкового пути", когда предприимчивые торговцы "давани" под видом странствующих монахов вывезли из Поднебесной Империи первые коконы шелкопрядов, спрятанные внутри дорожных посохов.
Маргилан уже в Х веке был довольно заметным ремесленным центром и особенно славился своими шелковыми тканями. Здесь сложились своя глубоко национальная местная школа со своим стилем и техническими приемами. Поэтому издавна в Маргилане учатся ткачи со всей Средней Азии, перенимая маргиланский стиль оформления шелковых и полушелковых тканей, который лег в основу того общенационального стиля орнаментации кустарных тканей, который дошел до наших дней. Такой высокий уровень шелкоткачества мог опираться только на глубокие традиции и опыт многих поколений мастеров. Вспомним также, что расцвет производства тканей всегда тесно связан с укладом жизни народа и политической стабильностью, - только при благоприятных экономических условиях производство художественных тканей крепло и развивалось. С XIV века значение Маргилана как крупного и богатеющего ремесленного центра с обширной земледельческой округой возрастает. Маргилан эпохи Тимуридов (XV в.) упоминается во всемирно известном автобиографическом труде Бабура "Бабур-наме: "Это хороший город, полный всякой благодати. Гранаты и урюк обильны и хороши. Есть один сорт граната, который называют донакалан; в его сладости чувствуется легкий приятный (кислый) привкус абрикоса.Имеется там еще сорт урюка, из которого вынимают косточки, а вместо них кладут внутрь плода ядрышки и сушат; называют его субхони, он очень вкусный".Во времена Кокандского ханства (XVIII-XIX века) Маргилан был центром вилайята и управлялся близкими родственниками ханов, играя большую роль в политике, экономике и жизни страны. Именно в тот период художественное ткачество в Маргилане достигло своего наибольшего расцвета.
Веками на Востоке и Западе маргиланский шелк славился неповторимым узором. Хорошо известны тяжелые полушелковые ткани - бекасабы, бенарасы и адрасы; легкие и тонкие шелка для женской одежды - шайи и мадали; плотные, хорошо драпируемые пурпуровые ткани - турме; живописные, совершенно оригинальные по контрастности и в то же время гармоничности расцветок - абровые атласы. Самыми популярными тканями всегда были узорные абровые шелка, красота которых достигается путем специальной техники окрашивания (абрбанд) и подбора сложных орнаментальных композиций при заправке ткацкого станка. Второе название абра - икат, именно под этим именем эта ткань известна на Западе.
"Абр" в переводе с персидского - "облако". Трудно определить время появления абрового крашения, но одна из легенд гласит, что мастера подражали отражениям в воде пруда бегущих облаков, а другая - радужным пятнам, получившимся от масла, вылитого в хауз. Мастер Собиржон шутливо добавляет, что, во всяком случае, есть предания о том, когда не было коконов, но нет историй о времени, когда не было абрбанда. Когда он показывает в чем особенность способа крашения абрбанд, удивляешься простоте и оригинальности идеи и в то же время сложности техники, основанной на кропотливом ручном труде и искусстве. Поистине, все гениальное - просто! Если, согласно классическому жанру, окрашивается уже готовая ткань, то здесь нити основы отдельными участками красятся в разные цвета задолго до процесса ткания, что дает широкий простор для фантазии мастеров. Многие исследователи предполагают, что именно Ферганская долина и есть родина абровых тканей.
Между цехом по окраске и ткацким успеваю спросить моего гида, почему директор фабрики назвал свой шелк "диким"? "Это не мы так его назвали, а иностранцы. В большинстве сегодня наш шелк изготавливается вручную по старинным технологиям. Весь процесс - от выкормки грен до получения готовой ткани - ручной, поэтому наш шелк называют диким, т.е. кустарным".
Действительно, сырье для шелка - коконы шелкопряда - сегодня получают надомным способом, черви содержатся во дворе глинобитного дома в специальном помещении, обеспечивающем комнатную температуру и защиту от солнца. Из крошечных как песчинки яиц (грен) до зрелых шелковых коконов они вырастают за 28-29 дней - с середины апреля до середины мая, при постоянном питании. Прожорливые шелкопряды только и делают, что едят нежные листья тутовника, которые нужно собирать на утренней заре, пока они влажные. Нить с коконов разматывают также вручную, используя дедовские конструкции и обычные казаны и инструменты. Я попробовала сама размотать коконы, используя для начала обычную палочку, а затем крутя большое колесо. Потрясающее ощущение! Чудесное превращение коконов в моток тончайших нитей настолько необычен и удивителен, что чувствуешь себя волшебницей...
Для окраски "дикого" шелка маргиланские мастера чаще всего используют вытяжки из корней, плодов, листьев таких красильных растений, которые растут в Узбекистане. Это ройян (марена красная), гранат, грецкий орех, акация софора японская, репчатый лук, мальва, шафран. Из завозных используют черный чай, индиго, кошениль, хну. Сюрпризом было и то, что обыкновенная "усьма", соком которой мы красим брови для придания им черноты, также используется ремесленниками. Растительные красители обладают природной гармоничностью, что не дает резкого цвета, а наоборот, - краски плавно переходят из одного оттенка в другой, наполняя ткань насыщенным цветом. Кремовый цвет, который дают листья грецкого ореха нельзя спутать ни с каким другим, а нежнейший цвет от гранатных корок сравним только с утренним рассветом, непередаваем словами.
И вот я стою у ткацкого станка. Деревянная конструкция с множеством педалей разрисована цветами и узорами, она оригинальна и проста одновременно. Ткач работает так быстро, что я не успеваю сфотографировать процесс, довольствуясь тем, что могу снимать разноцветные нити абра, тянущиеся от основного станка к противоположной стене цеха. Какое разноцветье! Вот полотно с белыми облаками, плывущими по голубому небу или отражающиеся в воде реки, а здесь вода зеленая, а облака голубовато-белые... Буйство красного и бордового неба успокаивают опять же белые облака, наверное, это вечернее небо, кровавый закат. Моя фантазия настолько дико разыгралась, что я решила поделиться догадками с мастером. Собиржон хитро улыбнулся: "А вы еще спрашиваете, почему наш шелк называют "диким"".