Когда ты в долгосрочной командировке в чужой стране, кажется, что всё успеется: съездишь ещё в национальный природный парк, куда нужно добираться на машине восемь часов, слетаешь во второй по величине кенийский город на берегу озера, отдохнёшь на белоснежных пляжах загадочного острова... Время летит, а ты откладываешь эти поездки, пока вдруг не осознаёшь, что желанные и интересные приключения никогда не состоятся, если ты не соберёшь чемодан и, закрыв глаза на срочные дела, не махнёшь в направлении мечты.
Для нашей семьи далёким и недосягаемым местом долгое время было Ламу. Ламу (англ. Lamu) - это небольшой город на одноимённом острове, который, в свою очередь, является частью архипелага Ламу в Кении (Африка). Внесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Друзья делились фотографиями и рассказами об этом городе, звали с собой в отпуск, а мы всё собирались и собирались, пока однажды муж не купил билеты на самолёт и не отдал команду паковаться, не советуясь с детьми и со мной. Поворчав по привычке, я вдруг с радостью осознала, куда мы летим, и беспечно закинула купальник и камеру в рюкзак. А что ещё нужно на острове с песчаными пляжами?
Из аэропорта, расположившегося на соседнем острове со смешным для нас названием Manda, на Ламу нужно переправляться на моторной лодке-такси. Лодочники на суахили быстро разъяснили пользу от использования спасательных оранжевых жилетов, а затем также быстро раздали их пассажирам. Увлечённая фотографированием лодок и разношёрстной толпы вокруг, я не заметила, когда мне всучили эту замызганную штуковину, которую я аккуратно положила на скамейку рядом с рюкзаком, понадеявшись, что никто не обратит внимание и мне не нужно натягивать на себя этот атрибут. И тут громко озвучивается баснословная сумма штрафа за неношение жилета и многие другие неприятности, ожидающие незаконопослушных туристов. Поборов брезгливость, послушно надеваю жилет, отметив вслух, что гневное слово "штраф" на меня действует лучше, чем мирные уговоры и техника безопасности.
Проходит минут десять и вот уже видна пристань города Ламу - самого старого постоянно населённого города в Кении, - он был одним из первых населённых пунктов народа суахили на побережье Восточной Африки. Считается, что город был основан в 1370 году.
Вот что написано в Википедии: "Некоторые источники упоминают историю кораблей китайского мореплавателя Чжэн Хэ, которые затонули у берегов Кении в 1415 году. Спасшиеся моряки обосновались на острове и взяли в жены местных женщин. ДНК-тестирование некоторых жителей острова показало, что у них есть китайские предки. Город впервые упоминается в письменных источниках арабским путешественником Абу-аль-Махасини, встретившим судью из Ламу, который посещал Мекку в 1441 году".
...Узкие улочки Ламу ведут нас вверх к гостевому дому. Древний город с глухими внешними стенами и окнами на самых верхних этажах ассоциируется у меня с местом, где могли бы родиться арабские сказки "Тысячи и одной ночи": закутанные с ног до головы в лёгкие чёрные одежды женщины, гордые бородатые всадники на осликах, отрешённо толкающий с пристани тяжёлую тележку со стройматериалами арава... Нигде не вижу ни машин, ни мотоциклов, ни велосипедов, хотя знакомые говорили, что на острове есть аж два автомобиля и несколько мотоциклов. Транспорт, кроме государственных, здесь запрещён. Кроме осликов, конечно. Их тут очень много - гуляют по пристани, набережной, отдыхают у ворот домов и даже лечатся в специальной клинике, созданной для них одной доброй самаритянкой.
На архитектуре города оставил чёткий отпечаток Оман. Ажурные белые дома с внутренними двориками, где прохладу поддерживают с помощью хаузов и бассейнов, восточного покроя окна и башенки, плоские крыши, массивные, резные деревянные двери-ворота с выступающими огромными шипами, узкие каменные проходы между домами и такие же узкие улицы с лавками по обеим сторонам - всё напоминает древний арабский город. Но есть и следы португальского вторжения (началось в 1506 году). Португалия стремилась контролировать торговлю вдоль побережья Индийского океана и поэтому строила на пути следования караванов свои форпосты. В течение длительного периода у неё было монопольное право на перевозки вдоль побережья Восточной Африки, и она собирала пошлины даже с местных купцов. В итоге в 1580 году на Ламу поднялось восстание против португальцев. И только в 1652 году с помощью оманских султанов островитянам удалось скинуть надоевших португальцев. Годы под оманским протекторатом (конец XVII-начало XIX веков) стали для Ламу "золотым веком". Город превратился в центр поэзии, искусств, ремесел, политических интриг и бойкой торговли. Многие здания города были построены именно в эти годы и отличаются выдержанностью классического стиля традиционной архитектуры суахили.
В одном из таких классических домов жили и мы. Окна комнаты выходили на набережную, где с раннего утра до глубокой ночи галдели островитяне и гости. Но самое интересное - звуковое представление - начиналось ранним утром. В мирный сон неожиданно врываются мужские голоса - это рыбаки выходят на промысел. Они долго и нудно переругиваются, раздражённо и громко бросают в лодки снасти, корзины, мешки, тазики, прилаживают вёсла и снятый на ночь мотор и только после этого, тарахтя, отчаливают, не забыв громко накричать на тех, кто остался на берегу. Я не сильна в суахили, поэтому не могла точно понять, почему они ругали бедолаг, но могу догадываться, что таким образом давались добрые наставления...
Как и полагается древнему арабскому городу, Ламу предлагает гостям разного рода сувениры и товары, разложенные и развешанные прямо перед дверями лавочек и магазинов. Это и традиционная яркая одежда, и косметика, и бижутерия... Есть и базар, расположившийся на площади между фортом Ламу, построенном в 20-х годах XIX века, и мечетью Риядха, возведённой в 1900 году. Здесь можно купить свежую рыбу, морепродукты, мясо, овощи, фрукты, зелень, крупы и даже живых кур. Довольными с базара уйдут как нежный вегетарианец, так и самый кровожадный мясоед. Отдельными рядами прилавки с разноцветными холмики ароматных пряностей. В отличие от остальных кенийцев, островитяне и жители приморских городов знают толк в специях, обильно сдабривая ими рыбу и соусы. Поэтому здешня кухня считается одной из самых изысканных в Кении.
А были и такие времена, когда здешний рынок заполнялся рабами с разных концов Африки (работорговлю отменили только в 1907 году), слоновой костью, черепаховыми панцирями и рогами носорогов. Экзотические товары на судах перевозились через Индийский океан на Ближний Восток и в Индию. Но в 1901 году строится Угандийская железная дорога, которая начиналась в порту Момбасы. На этом расцвет экономики Ламу закончился.
Кстати, в середине XIX века на город положил глаз влиятельный на тот момент султан Занзибара, присоединив его в 1885 году к султанату Виту, находящемуся под протекторатом Германской империи. В память о Германской империи на Ламу осталась немецкая почта, где сейчас открыт музей местной почты. В 1890 году Ламу, как и остальная Кения, стал частью британской колонии и был ею вплоть до обретения Кенией независимости в 1963 году.
В городе, кроме музея почты, есть музей Ламу и музей культуры суахили. Несколько арт галерей, где можно посмотреть и купить интересные декоративные работы из дерева, совмещены с кафе. Особенно ценятся среди туристов поделки и мебель из выловленного в океане дерева. Считается, что оно самое прочное и красивое. Мы купили две деревянные синие рыбки, выпиленные из прибившихся к берегу обломков потонувшего корабля (это наша домашняя фантазийная версия происхождения рыбок). Рыбок потом прибили на двери комнаты дочери. Символично. В один день и она уплывёт от нас как эти рыбки, чтобы прибиться к чужому берегу.
P.S.: при написании статьи использовались материалы с сайта https://goo.gl/8bSanJ.