Цой Анна-Мария : другие произведения.

Легенды Миздахкана, или Сказ о вечной любви

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Опубликован в еженедельнике "Леди" (17 июня 2010 г.), Узбекистан.







    []  []
  
   ... В давние времена там, где река Амударья, называемая прежде гордой и непокорной Джейхун, впадает в Аральское море, царила совсем другая жизнь, нежели сегодня. Здесь, в Хорезмском оазисе, окруженном пустынями Каракумы и Кызылкумы, кипели нешуточные страсти, вихрем проносились монгольские воины, бродили дервиши... Стоп. Сидя в кабинете офиса трудно представить шумные города Великого Шелкового Пути на месте огромных одиноких курганов, окруженных бескрайними полями, или сложить яркую картину из осколков истории, на которой бы были великолепные дворцы и минареты, порталы рабатов и караван-сараев, да в которых бы ещё и кипела жизнь! Но, если мы всё же отложим свои бесконечные дела и хлопоты, выберем из жесткого рабочего графика несколько дней и отправимся... всего лишь в Каракалпакстан, непослушная мозаика Хорезмского оазиса сложится мгновенно, стоит только отъехать от города Нукуса на несколько десятков километров в сторону города Ходжейли.
  
   И уже на западной окраине Ходжейли, по обе стороны дороги, ведущей к городу Куня-Ургенч (средневековая столица Хорезмшахов), расположено довольно большое городище (250 га). Пока мы шагаем к городищу, настраивая фотокамеры, наш проводник и гид Гайратдин Ходжаниязов, заведующий отделом археологии Института истории, археологии и этнографии Каракалпакского отделения Академии наук Узбекистана, кандидат исторических наук рассказывает историю памятника:
   - История сохранила древнее название этого городища - "Миздахкан" ("Мардаджкан"), которое неоднократно упоминается в сочинениях средневековых арабских географов. О Миздахкане упоминают ибн-Русте, писавший в 903-913 годах, аль-Истахри в сочинении, написанном около 961 года на основе не дошедшего до нас труда известного географа Абу Зайд Ахмад ибн Сахл аль Балкхи (850-934). Впервые памятник был обследован в 1928-29 гг. профессором Санкт-Петербургского университета А.Ю.Якубовским, который вслед за академиком В.В.Бартольдом идентифицировал городище с Миздахканом, известным по средневековым арабским источникам. Начиная с 60-х годов прошлого столетия, здесь работают ученые-археологи Каракалпакстана.
  
   Древнейшее поселение Миздахкан возникло на западном холме (Гяур-кала) в IV-III вв. до н.э. В IX-XI вв. город подвергается реконструкции, строится крепость с цитаделью. На смену зороастризму (огнепоклонничество), игравшему значительную роль на обширной территории Средней Азии, приходит ислам. Этим объясняется смена зороастрийского типа погребений на некрополе города в сосудах и оссуариях на новые типы по мусульманскому обряду. Город расширяется и процветает, через него проходит одна из дорог Шелкового пути, однако монгольское нашествие на Хорезмский оазис в XIII веке приводит к тому, что жизнь в Миздахкане временно приостанавливается. Во второй половине XIII-XIV вв. к северу от Гяур-кала возводится новый обширный торгово-промышленный неукрепленный город, занимающий 80 га.
   ...И вот мы на территории Миздахкана. Нас приветствует здешний священнослужитель - мулла, читает традиционную молитву, а затем приглашает совершить зиарат (паломничество). Так как восточный холм полностью занят древним некрополем, использующимся для погребений по сей день, мы повязываем на головы шелковые косынки, ведь грех ходить здесь простоволосой (кстати, традиция покрывать голову женщины платком или накидкой при посещении мест погребений, есть почти у всех народов мира). Древнейшую часть восточного холма составляет оссуарный памятник, который занимает всю западную половину холма. Здесь же находятся мусульманские погребения эпохи средневековья и позднесредневековья и расположен ряд историко-архитектурных памятников, составляющих комплекс Миздахкан. Жженый кирпич, облицовочные плиты, покрытие стен свидетельствует о высоком уровне развития зодчества в средневековом восточном государстве.
  
   Почти все культовые объекты Миздахкана связаны с числом "семь". Семь куполов, как считается, были возведены в честь семи красавиц - дочерей Шамуна Наби. У подножия памятника Халифа Ережеп, по преданию, захоронено семь сподвижников пророка. Кроме того, "Ережеп" ("Раджаб") одновременно с именем человека обозначает название седьмого месяца в арабском календаре. Сагана известна под названием "етти сохоба". Мавзолей "Жети кари" принадлежит семи чтецам Корана. Поэтому верующие, совершающие паломничество, складывают столбики из семи кирпичей. Со столбиками из семи кирпичей связывают также здание Халифа Ережеп. Существует легенда, что раз в год со стен здания падает один кирпич. И в тот миг, когда упадет последний, жизнь на Земле полностью иссякнет. Оказывается, паломники, складывая кирпичные столбики, продлевают жизнь объекта на семь лет.
   Легендами и преданиями овеян каждый памятник комплекса, в которых оживают смутные силуэты героев, мифические образы давно ушедших эпох. Существует легенда и о памятнике Джумард кассаб, II-XIV вв. н.э. Согласно ей, здесь жил когда-то богатый человек по имени Джумард. Был он мясником и прославился тем, что в неурожайный год бесплатно раздавал населению округи свежее мясо. Кроме того, святой Джумард покровитель скотоводов. И, если начинается падеж скота, к холму пригоняют животных и прогоняют их семь раз вокруг холма. Ученые связывают происхождение названия "Джумард" с древнеиранским мифическим героем Гавмардом, ассоциирующимся с быком ("гав" - бык, "мард" - человек, т.е. первочеловек зороастрийской космогонии, живший в Айрьянем Вэджо (Хорезм) на берегу священной реки Дайтий (Амударья). Месторасположение древнего бугра в середине обширной ограды и оссуарные находки II-III вв. на нём отвечают предписаниям одной из священных зороастрийских книг и не исключают возможности использования его в качестве "святилищ", посвященных Гавмарду.
   У западного края некрополя находится интереснейший объект комплекса - памятник Халифа Ережеп, XI-XIV вв. У некогда величественной постройки сохранились незначительные остатки купола. Стены выложены из сырца, их поверхность облицована жженым кирпичом. На месте падения портала в нижних слоях исследователями было найдено большое количество обломков из облицовочного материала, выполненных в полихромной майолике XIII-XIV вв. Завороженные увиденным, едва слышим голос нашего гида, который продолжает прерванный рассказ:
   - Исходя из внутреннего интерьера (наличие суфы и кафедры) и разделения здания на две части, ученые полагают, что вначале оно было построено как мечеть-медресе, где в одно время учились мальчики и девочки. Но в XIV в. в связи с появлением внутри здания захоронения, оно приобретает значение мавзолея. В это время к главному южному фасаду здания пристраиваются различные помещения для паломников. А вот Белая канака. Согласно письменным источникам, она была построена правителем Гурганджа Кутлуг Тимуром в честь Сейра из потомков пророка шейха Сулаймана Хаддади Мусевия.
   Знакомясь с археологическими памятниками Миздахкана, мы подошли к комплексу Сулаймана Хаддадии (XII-XIV вв.), состоящему из летней и зимней мечети с двором, ханака, кухней, подземным мавзолеем и рядом помещений различного назначения (комната для омывания, комната для обслуживающего персонала). Летняя мечеть представляет собой многоколонный зал с двумя уникальными михрабами, оформленными системой сталактитов, куфической надписью и резьбой по сырой глине в середине южной стены. Зимняя мечеть пристроена к восточной стене летней мечети. Зал мечети некогда был перекрыт с помощью шести деревянных колонн, поставленных на ступенчатые каменные базы.
   Приблизительно в центре плоской вершины северной части возвышенности, по соседству с курганообразным бугром Джумард кассаб, расположен уникальный семикупольный мазар Шамун Наби - весьма почитаемого в Южном Приаралье святого. По легенде Шамун Наби был известен как искусный маг, к которому люди обращались за различной помощью. Он многим помогал и поэтому не исключено, что, складывая кирпичные столбики желаний, люди должны адресовать свои заветные мысли именно ему. Таким образом, памятник связан и с огнепоклонниками, ожидающими последней битвы добра и зла, и с суфи, знающими "высшую истину", и с дервишами, предсказывающими будущее. Прямоугольное помещение перекрыто внутри семью последовательно поставленными куполами. Стены сложены комбинированной кладкой из жженого кирпича. Внутри мазара находится огромное надгробие. Несколько лет назад ученые вскрыли гробницу. Она оказалась пустой.
  
    []  []
  
   Пожалуй, самой романтической легендой овеян мавзолей Назлымхан Сулу. И не одной! Первая гласит, что мастер, строивший мавзолей и заканчивавший работу под куполом, сделал предложение руки и сердца дочери высокопоставленного лица, на которого он работал. Гордая красавица заявила, что полюбит парня, если он бросится вниз. Не раздумывая ни минуты, мастер бросился вниз и разбился о каменный пол. Увидя это, девушка тут же покончила с собой. Согласно второй легенде, принц из далекой страны, путешествуя, попадает в Миздахкан и работает вместе с другими мастерами-строителями. Он влюбляется в дочь правителя Назлымхан Сулу, и та отвечает ему взаимностью. Когда он просит руки Назлымхан Сулу у её отца, тот выдвигает условие - за одну ночь принц должен построить самый высокий минарет в городе. Принц-мастер совершает это чудо, но правитель, не желающий расставаться с дочерью, все же отказывает ему. Тогда влюбленный несчастный бросается вниз с минарета, а вслед за ним и его возлюбленная. Влюбленных хоронят в мавзолее, а минарет, по приказу убитого горем отца, разрушают.
   К действительности нас вновь возвращает наш всёзнающий гид и рассказывает нам строительную историю памятника, которая намного прозаичнее романтических легенд, но зато более правдоподобна.
   - Первоначально в XII-XIV вв. возводится подземная группа помещений мавзолея Назлымхан Сулу. В нишах большого зала через некоторое время совершается два погребения. Затем портал мавзолея разрушается и строится группа наземных помещений и совершается серия погребений.
   По каменным ступенькам спускаемся в мавзолей. Центральный зал мавзолея квадратный с тремя глубокими и одной неглубокой нишами. Западная стена помещения открыта аркой в малый зал, перекрытый восьмигранным куполом, облицованным кирпичом с голубой поливой. С севера к большому залу примыкают две темные комнаты со сводами "балхи". В обоих помещениях переход к куполам выполнен в виде сталактитов. Изящно прорисованные растительные мотивы покрыты слоем нежно-голубой лазури, прекрасно гармонирующей с розовато-желтым терракотовым фоном. Поверхности стен и арок выложены кладкой из кирпича с резными майоликовыми голубыми "бантиками". Наш гид продолжает свой рассказ об особенностях строительства мазара и уникальности узора "бантики", но весенний солнечный лучик, пробивающийся через небольшое окошко под куполом, ласкает лицо и в то же время заставляет зажмуриться и впасть в состояние полудремоты. Романтическая легенда берет верх над реальностью, и мы вновь уносимся в те далёкие времена, когда прекрасные юноши совершали безумные поступки ради неземных красавиц-пери, а те, в свою очередь, бросались с высоких минаретов ради любви... Удивительными звуками наполняется пространство вокруг, всё будто оживает, и мы слышим песнь любви, обращенную к красавице Назлымхан Сулу. И хотя не можем понять слов, каждой клеточкой своего тела ощущаем всю силу и мощь вечного чувства - Любовь.
  
   Галина Тюгай, Эльмира Алейникова
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"