Исторические события часто всплывают в моей памяти неожиданно, в связи с каким-либо событием, произошедшим сегодня. К примеру, проигрыш немецкой команды на Чемпионате мира по футболу этим летом в России был для меня сюрпризом. Я не болельщик и не слежу за играми, но новости о футбольных играх были везде: в Интернете, в газетах, на радио, больших экранах в торговых центрах и уличных постерах. Укрыться от них или игнорировать было невозможно. И вот как моя загадочная память среагировала на этот проигрыш: вспомнился случай из 1987 года, когда юный немецкий пилот-любитель Матиас Руст прилетел на лёгком самолете из Гамбурга через Рейкьявик и Хельсинки и приземлился в Москве рядом с Красной площадью. Если быть точным, то 28 мая 1987 года (в День пограничных войск СССР) он приземлился на Васильевском спуске, беспрепятственно пролетев более тысячи километров.
Эта история вызывает много вопросов по сей день, хотя прошёл 31 год с того дня. Сторонники всемирного заговора сейчас ухмыльнутся и скажут, что до правды докопаться не сможет никто, но виноваты, как всегда... и так далее. Те, кто верит СМИ, пожмёт плечами и удивится моим вопросам после более чем тридцати лет, ведь всё уже описано и написано, известно и ясно как белый день. Увы, я не могу согласиться ни с теми, ни с другими, так как до сих пор не в состоянии понять, как на маленьком самолёте, который я недавно своими глазами видела в фойе Берлинского технического музея, можно было покрыть нешуточную дистанцию и умудриться приземлиться в центре Москвы. Просто в голове не укладывается. Возможно, я продукт советской пропаганды, который до сих пор верит, что ПВО СССР работали как часы и стояли на страже огромной страны день и ночь. А Москву вообще охраняли как зеницу ока. Ну, не мог восемнадцатилетний пацан, который только в 1986 году получил лицензию пилота в аэроклубе Гамбурга, всех обмануть и дерзко сесть рядышком с Кремлём. Или всё же мог? В моём представлении, для этого он должен был быть по крайнем мере Фантамасом или Джеймсом Бондом. Но Матиас Руст никогда не был суперагентом или фантастическим героем. Возможно, ответ лежит на поверхности - это было простое стечение обстоятельств, когда безумная глупость мальчишки, решившим совершить "исторический" перелёт, и нежелание тогдашнего руководства Союза сбивать самолётик, совпали. Кстати, проследив судьбу Руста, я пришла к мнению, что парень на самом деле был не совсем адекватным. Во время прохождения срочной службы, к примеру, за отказ медсестры пойти с ним на свидание, пырнул её ножом... Однако история наша не об этом инциденте.
Для того, чтобы освежить вашу память и подробнее рассказать о маршруте, проделанном Матиасом Рустом, я использую материалы из Интернета (https://goo.gl/Wgv6HH).
Итак, 13 мая 1987 года Матиас Руст вылетел из аэропорта города Ютерзен (нем. Uetersen) на самолёте "Сессна-172 Скайхок" (бортовой номер D-ECJB), арендованном им в своём аэроклубе и модифицированном путём установки дополнительных топливных баков вместо второго ряда сидений. Через пять часов полёта над Северным морем он приземлился на одном из аэродромов Шетландских островов. На следующий день Руст вылетел в Вагар (Фарерские острова). 15 мая Руст совершил перелёт в Исландию (аэропорт Кеблавик), где посетил Хёвди- место проведения встречи Рейгана и Горбачева в октябре 1986 года. 22 мая Руст вылетел в Берген (Норвегия), оттуда 25 мая - в Хельсинки (Финляндия).
Утром 28 мая он приехал в аэропорт, заправил "Сессну", проверил погоду и подал диспетчерской службе план двухчасового полёта на юго-запад, в Стокгольм. По его словам, это был альтернативный маршрут на случай, если он всё-таки струсит.
В 13:21 по московскому времени Руст взлетел. Через 20 минут в районе города Нуммела его самолёт вышел из зоны управления аэропорта. Руст выключил все средства связи, резко сменил курс и эшелон, на высоте около 200 м пролетел вдоль береговой линии Балтийского моря до заранее намеченной точки, которая находилась точно на воздушной трассе, соединяющей Хельсинки и Москву, и примерно в 14:00 исчез с экранов радиолокационных станций, расположенных около Сипоо. Диспетчеры запустили поисково-спасательную операцию. В 40 км от береговой черты Финского залива спасатели обнаружили масляное пятно и предположили, что самолёт потерпел крушение. Чтобы достоверно в этом убедиться, были привлечены дополнительные силы. Руст же на небольшой высоте под оживлённой воздушной трассой пересёк советскую границу возле города Кохтла-Ярве и взял курс на Москву. Позже ему предъявят счёт за ложную спасательную тревогу на сумму более ста тысяч долларов.
По словам Руста, он ориентировался по магнитному компасу и заранее намеченным объектам - Чудскому озеру, озеру Ильмень, озеру Селигер, железнодорожному пути Ржев-Москва. Дежурные радиотехнические подразделения ПВО обнаружили его в 14:10. Три зенитных ракетных дивизиона были приведены в боевую готовность, наблюдали "цель 8255", но команды на уничтожение не получали. В воздух поднимались дежурные звенья МиГ-21, МиГ-23 с аэродромов Тапа, Андреаполь, Хотилово и Бежецк. В районе города Гдов его обнаружили визуально: в 14:29 лётчики доложили, что в разрыве облаков наблюдают "спортивный самолёт типа Як-12 белого цвета с тёмной полосой вдоль фюзеляжа". Самолёт Руста двигался на малой высоте и с малой скоростью полёта, что делало невозможным постоянное сопровождение его скоростными истребителями. Сделав несколько пролётов над ним и не получив чёткой команды по воздействию, лётчики просто возвратились на аэродром.
...В 18:30 Матиас Руст подлетел к Москве. Здесь погода была безветренной и малооблачной. Он предполагал приземлиться непосредственно в Кремле или на Красной площади, но это оказалось невозможно. Сделав несколько кругов, он засёк цикл работы светофора на Большом Москворецком мосту. Снизившись над улицей Большая Ордынка, его самолёт, едва не задевая крыши автомобилей, сел на мост и накатом доехал до Собора Василия Блаженного. В 19:10 Руст вышел из самолёта и стал раздавать автографы. Примерно через час его арестовали.
Заслуженный журналист и аксакал Рахимжон Султанов, бывший свидетелем этого неординарного происшествия в Москве, вспоминат: "Милиция появилась минут через пятнадцать. Я в это время был в одном из номеров Западного корпуса, как раз выходящего на Кремлевские стены, гостиницы "Россия", у депутатов Верховного Совета СССР от Узбекской ССР. Маленький самолётик, катящий по Москворецком мосту, я увидел совершенно случайно через открытое окно номера. Подумав, что снимают фильм, выбежал из номера, на лифте спустился вниз и быстрым шагом пошёл в сторону собора Василия Блаженного. Пацан был уже в окружении любопытствующих, фотографировался с ними. Люди разговаривали с ним на немецком, иногда и на английском. Появилась милиция. Тоже пыталась с ним разговаривать. Нашлись добровольные переводчики. Мало кто верил его словам, что он приехал с миссией мира к Горби (Прим. автора: М.С Горбачёв, глава страны, генеральный секретарь ЦК КПСС). "Горби, Горби", - он повторял несколько раз. Милиционеры по рации несколько раз связывались со своим каким-то центром. Там, конечно, не верили, что самолет сел на Красной площади позади собора. Чуть позже с разных сторон приехали несколько автомобилей спецслужб. Огородили самолетик разноцветной лентой, оттеснив собравшуюся публику. Потом в одну из машин посадили пилота и увезли его. Как такого ареста на месте посадки не было. Во всяком случае, я не видел, чтобы на него надели наручники. Поздно вечером, под занавес программы "Время" перед прогнозом погоды были показаны любительские кадры о посадке спортивного самолета в центре Москвы. Комментарии начались потом".
Мне нравится объяснение Маршала Советского Союза Д.Т. Язова, по словам которого, войска ПВО вели "Сессну" до Москвы и не пресекали полёт, потому что после инцидента с южно-корейским лайнером получили распоряжение гражданские самолеты не сбивать. Кроме того, в соответствии с Чикагской конвенцией, участником которой являлся СССР, при нарушении воздушного пространства легкомоторными спортивными самолётами, их можно только принудить к посадке, что гораздо сложнее, чем уничтожить.
Эльмира Алейникова.
На фото: тот самый самолет, на котором Матиас Руст приземлился в Москве. Сегодня самолет является экспонатом Немецкого технического музея в Берлине.
При написании статьи использовалась информация из Википедии: