|
|
||
Опубликована в еженедельнике "Леди", май, 2013 г. | ||
Saruni значит вождь масаи
Мисвак укрепляет зубы, предохраняет от появления и дальнейшего развития кариеса, уменьшает зубную боль, устраняет плохой запах изо рта, укрепляет десны, а также придает зубам блеск и белизну. Которое из них видели и пробовали с Джоном мы, я так и не знаю. Но то, что веточки того дерева придают зубам белизну, могу подтвердить, - зубы у людей масаи белые и красивые. Правда, юношам для пущей красоты по традиции два передних нижних зуба вырывают. Как и прокалывают уши, делая в мочках огромные отверстия, через которые можно спокойно продеть толстую веревку, не то что сережку или нитку. Так и щеголяют масаи без двух зубов и с огромными дырками в ушах. Красота требует жертв.
Многие из них были с дубинками и копьями в руках.
Впереди шеренги стоял моран в шапке из гривы льва с огромным рогом буйвола в руках. Артисты, видимо, долго томились здесь на солнцепеке в ожидании нашего прихода, - как только мы подошли, они загудели и задвигались. Около хижин столпились женщины с детишками, облепленными мухами, и мужчины постарше. "Начальник деревни" представил нас деревне и заученно рассказал о ритуальных танцах воинов масаи, затем махнул рукой, начав концерт. Парни гортанно отрывисто запели, пританцовывая в такт мелодии и двигаясь всей шеренгой прямо на нас.
Мы стали пятиться назад, а наши девочки крепко вцепились в старшего брата и прижались к его ногам, со страхом наблюдая, как плотный ряд мужчин в красных накидках и с копьями, движется на них. Воины сомкнули ряд в кольцо, в центре которого оказались только наши дети, нас же с мужем незаметно оттеснили в сторону. Увидеть, что происходит внутри кольца, было невозможно, - так плотно стояли танцоры и такие они все высокие. Когда кольцо расширилось, мы увидели нашего сына, на голову которого масаи надели шапку из львиной гривы. Танец и песня, который масаи исполняли сейчас, обычно сопровождает ритуал посвящения в мораны. Так наш сын стал воином-мораном, не убив в схватке льва, не прожив пять лет в саванне, не имея ни одной головы скота за душой. А танцы и песни продолжались. Мужчины изображали охоту на льва, потрясая копьями и все так же двигаясь синхронно шеренгой, в такт гортанно издавая звуки. Гудел рог. После каждой песни и танца нам объясняли смысл действа. Я перестала слушать сына старейшины и вся отдалась фотографированию, бегая вокруг танцующих. И вот знаменитый "танец прыжков", который исполняют юные воины-мораны, высоко подпрыгивая на одном месте, чтобы показать свою силу и ловкость. Вперед шеренги танцующих выходили по двое моранов и подпрыгивали под одобрительное улулюканье соплеменников. Они особо не старались, видимо, все эти танцы им порядком надоели, ведь они их исполняли очень часто для туристов. И тут мой сын, которого не заставишь не то что танцевать на публике, но и разговаривать, выходит вперед к танцующим и говорит, что он так тоже может. Вялые прыжки моранов перешли в азартные высокие подпрыгивания, - ребята масаи уже на полном серьезе соревновались с моим сыном, который не уступал им в высоте прыжков. Они сменяли друг друга и старались перепрыгнуть его, но ничего не получалось, мой сын-баскетболист со своим "масайским" ростом всех перепрыгнул. Это вызвало бурную реакцию деревенских, которые что-то выкрикивали и хлопали в такт прыжкам. Стало веселее.
Э.Л.Алейникова.
Найроби, Кения
Март 2008
|