В народной памяти жило представление, что Славянская богиня Макошь - Великая Мать - покровительствует колодцам, прядению, ткачеству, волосам, женской доле. Практически у каждого народа имелась своя "Макошь", как богиня, формирующая человеческую судьбу. Мифологические представления русской и других славянских традиций содержат немало доказательств того, что женское языческое божество связывалось с влагой и со стихией воды в целом. Имя славянской богини Макоши настолько древнее, что установление точной его этимологии является делом весьма трудным.
Принимая часто встречающуюся в источниках форму Мокошь, это слово связывали с глаголом "мокнуть". Прежде всего, ученые считают, что само имя Мокошь, вероятнее всего, восходит к корню *mok-, *mokrb-, а образ Мокоши соотносится с Матерью-сырой землей. Вода представлялась в различных мифологиях в качестве первоначальной субстанции. Именно поэтому древнейший русский символизм связывает колодец с такими понятиями, как - жизнь, истина, "глаз воды", обозначающий связь с прошлым, с миром мёртвых и, поэтому, имеющий волшебные свойства. Исходя из этого, отчётливо видна связь имени Макоши: "с водой и колодцами связывается славянская Мокошь". Богиня-мать, как властительница и управительница этой самой первоначальной суб-станции. Причём, изначально, в славянстве (и по сей день во всех религиях) пер-воначальной субстанцией является славянская русская Навь (nun, хаос) - море, океан, "вода" первородная, новь. Из Нави рождается русский бог-солнце.
Академик Б.А. Рыбаков производил её имя от древних русских корней "Ма" - мать и "къшь" - судьба, жребий, рок в их космическом, вселенском воздействии. Имя Макоши связано с древним русским словом "мокос", пряденье, а "индийский" ведический след приводит нас к "греческому" слову "осмос" (osmos) - первоначальный толчок. Пос-тановка в начале слова буквы "к" означает - в правильном или в неправильном на-правлении осуществлен этот толчок.Мы получаем слово "космос", членимое кос (кошь) + мос (ма). В греческом означает - судьбы мать (в русском Макошь (Мокос) - мать судьбы). То есть при известной доле консонантности (когда употребляются только согласные буквы), получаем - мосс, мокс, моск, мозг, - первопричина, первотолчок. Таким образом, прослежена связь слова "мозг" с именем славянской русской богини Макошь.
Макошь - наименование скульптурного изображения женщины - праро-дительницы рода русов славянской богини Макошь. Кроме пещерной живописи и рисунков, памятниками палеолитического искусства являются различные виды скульптуры, которые в относительном обилии дошли до нас. Основным видом являются "женские статуэтки из камня, кости и обожженной глины, а также из смеси костной золы с глиной. Эти скульптуры неправильно именуются "палео-литическими Венерами". Что совершенно не понятно, поскольку, собственно, к Венере, они не имеют никакого отношения. Это не более, чем желание создать определенную рекламу и пиар археологическим находкам. Однако, это принесло определенный успех, но с этим и заблуждение.
Применение и цель создания этих женских статуэток стали понятны учёным ещё в середине 20-го века. Например, М.П. Найман чётко обозначил религиозное их наз-начение - "непосредственно связано с магическими верованиями". Более того, он указал на славянскую принадлежность этих "магических верований" - "скульптурные изображения женщин - прародительниц рода". С ним солидарен П.И. Борисковский, утверждающий, что "палеолитическое искусство связано с женскими культами эпохи материнского рода, с охотничьей магией и тотемизмом". Также А.Б. Зубов, считающий, что скульптурные изображения женщин являются проявлением религиоз-ного культа. Безусловный авторитет в этой области, академик Б.А. Рыбаков, отмеченный, именно за изучение славянства, Государственной премией СССР (Россия), был вдохновителем своих коллег: "Образ Великой Матери идет из палеолита, где он выражает идею плодовитости (палеолитические "Венеры")". Именно, в силу такого единства мнений, например, Брянский краеведческий музей на своём официальном сайте называет женские фигурки - "скульптуры богини-матери".
Культ Макоши возник более 42 тысяч лет назад и прошёл сквозь тысячелетия, дойдя не только до пантеона Владимира, но и до наших дней. Как уже гово-рилось, более сотни фигурок Макоши всего было найдено. География - от Фран-ции до Сибири. Но особенно много на верхнепалеолитических стоянках в Костёнках, Гагарино и Авдеево. На спине Макоши из Костёнок, относящейся к 42-му тысячелетию до н.э., имеется самая древняя надпись из известных в мире, состоящая, очевидно, из букв, которые отчётливо различимы и аналогичны сов-ременным. На груди фигурки из Костёнок виден также орнамент, который можно уверенно идентифицировать как многократное повторение символа "Незасеянное поле", являющегося символическим атрибутом Макоши. У Венеры из Виллендорфа, хранящейся в Музее естественной истории в Венe, также читается слово МАКАЖЬ, то есть МАКОШЬ. Итак, сомнение нет: перед нами - праславянская богиня МАКОШЬ, имя и образ которой, был известен еще более, чем за 20 тыс. лет до пантеона князя Владимира.