|
|
||
(личное мнение Б.Цветкова - дилетанта и неспециалиста по психологии или человековедению)
"Без труда не выловишь и рыбку из пруда." (народная поговорка)
"О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух, ..." (А.С.Пушкин)
По-моему, есть две основные теории возникновения и развития человека и людей (остальные можно не учитывать):
-- Божественная (религиозная) - человек, весь животный и растительный мир созданы Богом, каждому человеку предписывает жить и действовать по законам божьим: твори добро, не совершай зла, благодари Бога за существование, в трудностях обращайся за помощью и советом к Богу (Космические теории можно отнести к божественным).
-- Эволюционная (биологическая) - человек высшая форма развития и естественного отбора в гигантском многообразии живых существ в природе. Например, по Дарвину или по иным теориям, основой жизни и развития человека является разумный труд и жизнь в рамках традиций, обычаев и законов общества.
Развитие человека от рождения до взрослой жизни, формирование его сознания<3>, навыков и знаний происходит в обществе. Иные случаи чрезвычайно редки и их не рассматриваем. Для самостоятельной жизни человек должен быть воспитан, образован и повзрослеть в конкретном обществе, хотя есть случаи, когда человек растёт и развивается в разных обществах - странах и в разных природных условиях, т.е. нормальное развитие человека невозможно вне не общества. Разумные предки современных людей, которые вели уже сознательную жизнь и деятельность, возникли 40-60 тыс. лет назад, и к ним относят кроманьонцев. Затем люди сами и их сознание эволюционно развивались и развиваются до сих пор. Есть разные теории о возникновении сознания у конкретного человека. В данной публикации будем считать, что сознание для осмысленной жизни возникает у каждого человека после рождения примерно в 3-4 года, когда в мозгу появляются биологические субстанции (нейронные связи и память), обеспечивающие целенаправленные и осмысленные поступки и мысли на основе полученного опыта и восприятия происходящего. Однако ряд специалистов считают, что даже в утробе и новорожденные дети могут как-то воспринимать и понимать сенсорные воздействия и развивать свои когнитивные реакции в свой 'сознательный', т.е. зачатки сознания появляется у них до рождения.
Работу сознания осуществляет головной мозг - биосистема, состоящая из множества нейронов и их связей, которая на клеточном (или клеточно-тканевом) уровне обеспечивает реализацию общих функций сознания, действия и деятельность человека. К источникам, формирующим сознание, относят такие объективные и субъективные процессы и явления, которые отражаются в сознании в виде конкретно-чувственных и понятийных образов и процессов.
Социокультурная среда, в т.ч. её этические, эстетические установки, социальные идеалы, правовые нормы, накопленные обществом знания.
Материальный, духовный и информационный мир человека, его собственный опыт жизни и переживаний, эмоций, чувств.
Результаты мышления и содержимое памяти человека.
Психология называет такие основные функции сознания человека: а) обеспечивает восприятие происходящего вне человека; б) отражает происходящее внутри человека - его физические и эмоционально-чувственно состояния; в) регулирует действия и деятельность человека. Эти и иные функции сознании совместно с органами чувств человека реализуют следующее:
Ощущения и восприятия предметов и явлений, воздействующих на человека;
Формирование, сохранение и отражение образов всего того, что ощущает человек;
Мышление - логические, целенаправленные и случайные процессы отражения, воображения, умственных действий, позволяющие понять происходящее вокруг и внутри человека, в т.ч. реальную и предполагаемую сущность предметов и явлений;
Внимание - направленность сознания и действия человека на определённый предмет и явление;
Воля - сознательное регулирование своего поведения и мышления;
Воображение - создание образа того, что он видел или может и хочет увидеть;
Память - отражение, наличие и воспроизводство всего того, что накоплено человеком в жизни в результате разных внутренних процессов сознания и мышления, эмоций, инстинктов, чувств, подсознания, вымышленного и (или) случайного.
Можно назвать 5 основных направлений - сфер жизни человека, которые связаны друг с другом, начиная от его рождения до смерти:
а) биологический и психический уровень, в т.ч. инстинкты, рефлексы, здоровье, эмоциональное и физическое состояние, включая поддержание жизни и продолжение рода; б) социальный уровень - семья, родные, общество, законы, соблюдение традиций, норм личной и социальной жизни;
в) уровень развития и реализации способностей и возможностей: умственные (интеллектуальные), поведенческие и навыковые, в т.ч. физическое и нравственное развитие, профессии, иная сознательная (ментальная), физическая и/или креативная деятельность, материальный и финансовый уровни, которые обеспечивают жизнь человека, его родных и потомков, (это можно называть основой или базисом жизни); г) специфика социального развития (в т.ч. мировоззрение, вероисповедание, вкусы, привычки и т.п.), что так или иначе определяет и упорядочивает поступки каждого человека; д) увлечения (влечения), досуг и иные занятия, обеспечивающие существование и развитие человека: комфорт, развлечения, удовольствия, досуг и т.п.
Необходимо добавить также, что достижения человеком в сферах 'а' - 'д' почти не зависят от того, как шла на протяжении миллионов лет эволюция рода человеческого, но для каждого человека уровень и результаты того, что он имеет и будет иметь в своей жизни, определяется всеми процессами и условиями в самом человеке и вокруг него, начиная с его зачатия. Также важно, чтобы каждый человек, используя имеющиеся у него биологические, материальные и социальные ресурсы и возможности, достоверно воспринимал происходящее и сознательно управлял <2> своими решениями и действиями (самоуправление<3>), оптимально обеспечивал свою жизнь и жизнь близких, объективно учитывая внешние процессы и условия. ППожалуй, главное в жизни, чтобы каждый дееспособный человек трудился, обеспечивал свою жизнь, постоянно совершенствуясь, помогал близким и потомству, преодолевал возникающие проблемы и трудности, кроме этого каждый человек должен гармонично жить в общества, соблюдая традиции, нормы и не совершая действий, приносящих ущерб ему самому, близким и обществу.
Можно утверждать то, что достижения и успехи человека в сознательном возрасте во многом обеспечиваются его личными качествами и ресурсами (биологическим, физическими, материальными), которыми человек самоуправляет<3>, что происходит под воздействием меняющихся природных и социальных условий, которые, фактически, также оказывают на человека управляющие воздействия (внешнее управление). Чтобы достичь значимых и необходимых результатов, каждый человек важна осознанность как его решений, поведения, эмоций и деятельности, так и последствий того, что может быть в результате их реализации. Исследования показываю, что часто в жизни человеку объективно оценивать себя и происходящее могут мешать инстинкты, эмоциональность и устоявшиеся стереотипы, которые действуют на поступки и поведение человека быстрее чем его сознание, тем более, в критических ситуациях, особенно при появлении страха.
Учитывая сказанное выше, можно назвать такие основные субстанции, процессы и условия, которые влияют на человека и определяют его мысли, намерения и поведение (многое из названного ниже в 'А' - 'В' также можно отнести к управляющим воздействиям):
А) Объективная реальность природных условий, уровень развития общества и социальных благ, доступных человеку (то, что человек получает от общества, семьи, близких), которые он имеет как гражданин для жизни, труда и иной деятельности, включая гражданские права и обязанности, а также его достижения и неудачи в обществе и личной жизни.
Б) Материальные объективные и субъективные ресурсы и возможности человека (всё то, что он имеет и по праву распоряжается сам, в т.ч. среди его близких: знания, навыки, персональные или семейные ресурсы, умственные, генетические и физические, умения и навыки их применять и развивать) для достижения собственных целей, желаний, потребностей, включая преодоления проблем и форс-мажоров, для воспроизводства своего потомства, своего материального, социального, нравственного и культурного уровня развития.
В) Труд и результаты труда самого человека, а также его близких, которым он помогает и которые помогают ему, успехи и умения человека применять знания и навыки, уровень творчества и иных деяний, привычки и мысли, включая героические поступки, а также совершенные или несовершенные противоправные действий или поступки, усугубляющие жизнь самого человека, его близких или других людей.
Выскажу свои мнения, соответствующие большинству теорий (см. в конце первоисточники): о том, что более всего влияет на человека в жизни:
1) Решения, действия и поведение любого человека определяются его сознанием<3> и подсознанием<3>, но во сне сознание практически бездействует.
1.1) Сознание отвечает за умственную - мыслительную деятельность человека, его поступки, решения, действия, достижения в познании мира и самого себя, постановку целей, ощущения, но полагают, что большая часть сознания как бы обрабатывает происходящее в подсознании. Человек может сознанием, волей<8>, личными навыками и убеждением регулировать в себе некоторые проявления подсознания. Сознание, как полагают, обеспечивает серое вещество коры головного мозга, составляющее около 20% его объема. Сознание эволюционно стало формироваться у людей примерно 60 тыс. лет назад. Полушария головного мозга не дублируют друг друга, среди них нет ведущего, а в мышлении нужны оба. Мозг - не просто две половинки, а сложнейший объект, но о его структуре и функционировании пока многое ещё неизвестно. Подсознание определяет всю жизнь организма человека, к нему относят инстинкты, рефлексы и эмоции. Подсознание отвечает за самосохранение, управляет всеми системами организма, расслаблением и мобилизацией сил и ресурсов, обеспечивает запоминание всего того что видит, слышит и чувствует человеком, причем не только фактов и образов, но их последовательности и эмоционального восприятия. Иногда подсознание как бы само по себе 'помогает' человеку, что можно назвать интуицией, помогает преодолеть сложные ситуации. Бывает, что подсознание мешает сознанию, т.е. самому человеку осуществить принимаемые им решения.
1.2) Сознание вне сна чаще всего управляет <1> и самоуправляет <2> человеком, а подсознание в этих процессах работает как бы в фоновом режиме (во сне и наяву). Сознания использует почти все доступные ему знания и информацию от момента рождения, но доступ к ним обеспечивает подсознание, которое выполняет также другие функции (см. ниже 1.3 - 1.5). Сознание определяет целенаправленные действия человека, формирует убеждения, формы поведения, действий, общения и восприятия человеком самого себя (самовосприятие и самосознание) и окружающего. Уровень сознания человека, зависит от условий жизни, развития и уровня развития общества, и более всего от людей, участвовавших в воспитании человека, от их интеллектуальных и эмоциональных проявлений.
1.3) Полагают, что подсознание у животных возникло миллионы лет назад и эволюционирует до сих пор. Подсознание определяет инстинктивные, рефлекторные и эмоциональные качества человека, в т.ч. эмоциональный интеллект и эмпатию <5>, работу памяти и действия, выполняемые как бы в автоматическом режиме, рефлекторно и инстинктивно, т.е. почти все привычки. Подсознание влияет на его сознание человека, т.е. участвует во всём, что он сознательно делает и к чему стремится человек. Подсознание поддерживают оба полушария головного мозга, оно определяет все жизненные процессы человека, в т.ч. инстинкты, работу организма и его частей, управляет расслаблением, сном и высокой мобилизацией, а также поведением человека, хранение всей информации, как фактов, событий, образов, ощущений, так и их эмоционального восприятия.
1.4) Подсознание действует всегда в фоновом режиме, даже когда действия человека определяются сознание, но иногда подсознание как бы блокирует сознание. Когда подсознание управляет человеком, то сознание как бы отключается, и человек похож на робота, - действия выполняются 'на автомате', пока сознание вновь включится, например, если выполняется какое-то привычное действие. Постоянное включение подсознания вызывает забывчивость или рассеянность, что может быть опасно для человека. В эти моменты сознание как бы отключается, и человеком управляет подсознание и память, например, во сне. Предполагают, что работа сознания и подсознания похожа на взаимодействующие друг с другом однопроцессорные или одноядерные ЭВМ (микропроцессоры), поэтому в каждый момент и в каждом из них выполняется только одна функция-задача, но каждое из них по своему 'алгоритму' переходит от одной задачи к другой.
1.5) Предполагают, что всё в совокупности, связанное с жизнедеятельностью человека, включая речевые навыки, как-то откладываются в памяти человека, во многом определяющей его сознание. Однако в подсознании есть своя память, отличающаяся от памяти сознания. Образы, ощущения и восприятия, возникающие вновь и имеющиеся в памяти и подсознании, можно назвать языком, способом или процессом взаимодействия сознания и подсознания, что во многом определяет работу сознания, мышления, памяти, их развития и релаксации. Как по команде от сознания, так и независимо от сознания, эти субстанции зарождаются в подсознании и поступают в сознание, где обрабатываются и это определяет дальнейшее поведение человека. Известно, что иногда подсознание выдаёт сознанию образы, самоощущения и самовосприятия, что может даже подавлять волю, вынуждать человека на действия, как правило, интуитивные, инстинктивные или рефлекторные. Смею предположить, что в подсознании отсутствуют речевые (языковые) навыки, а всё связанное с освоением речи и языка (языков) формируется в памяти и сознании человека, но, безусловно, речевые навыки формируются на основе всего того, что есть в подсознании, заложено инстинктами и рефлексами, в т.ч. образы, эмоции, чувства и ощущения. Это могу обосновать тем, почти все люди утверждают, что их сны напоминают немое кино. Притом, исследования показывают, что подавляющее большинство людей во сне издают только нечленораздельные звуки, т.к. когда сознание у человека отключено - отдыхает, подсознание не может использовать его речевой и языковый аппарат. Однако, также выявлено, что в критических - стрессовых эмоциональных ситуациях, когда подсознание превалирует над сознанием, человек кричит или эмоционально высказывается на родном языке, а не на других освоенных им языках, т.е. его сознание по команде по эмоциональной команде воспроизводит речевые фразы.
1.6) Сознание и разум позволяют каждому человеку воспринимать и понимать происходящее вокруг и внутри него, используя логическое и рациональное мышление, на основе этого совершать действия, мыслить, вести трудовую и творческую деятельность, выполнять иные целенаправленные действия и поступки. Эмоциональный интеллект можно назвать совокупностью работы сознания и подсознания - его интуитивных, инстинктивных, рефлекторных, чувственных и эмоциональных проявлений и реакций. Такая совокупность в человеке относится к его природным психическим иррациональным качествам. Разные сочетания позитивной рациональности и иррациональности формируют в каждом человеке возвышенные и благородные чувства и эмоции, которые и являются любовью во всём её многообразии. Однако не только иррациональные романтики, но даже многие рационалисты уверены, что именно любовь во всех её проявлениях движет человеком и должна быть в основе его чувств и его целенаправленной деятельности. Но любовь, как всё в человеке, весьма многолика и непостоянна. Поэтому предмет, субъект или процесс, относящийся к любви, может перейти в категорию нежелательную, если причинил хотя бы раз что-то негативное для человека. А если неприятность причиняется не раз, то..., не зря говорят, 'от любви до ненависти - один шаг'.
1.7) Можно утверждать, что рацио- и иррацио- в каждом человеке могут воздействовать по-разному. У кого-то одно качество в большей степени влияет на его мысли, поступки и деятельность, у кого-то - другое. Иррационалисты чаще совершают то, что им больше хочется ('мне так хочется', 'я так люблю' и т.п.). Они чаще действуют необдуманно, импульсивно, не задумываясь логически насколько это правильно или каковы последствия таких действий, поддаваясь эмоциям. Это может относиться к любой сфере жизни (от профессии до хобби, от восприятия до поступков и действий). Такой человек может забросить свою профессию или творчество, которыми занимался целенаправленно не один год, перейти к другим занятиям, если разонравилось одно и понравилось другое. И никто другой, особенно рационалисты, не поймут, как такое возможно. По-моему, именно в этом кроются 'секреты' непредсказуемости поведения людей, которые в одной и той же ситуации могут вести себя по-разному, даже рассматривая один и то же предмет и явления, не говоря уже про их действия в одной и той же сложной, стрессовой или опасной ситуации.
Например, любовь между мужчиной и женщиной у каждого возникает и формируется сугубо индивидуально, но в жизни этот фундаментальный процесс возникает у каждого в разное время (я дилетант, а не спец, поэтому не углубляюсь в нюансы). Скажу кратко, настоящая любовь - когда один видит в другом все только хорошее и возвышенное. Но есть разные способы достижения такой любви. Одна крайность, когда один иногда пытаться улучшить и переделать другого (особенно, если каждый не против). Другая - когда один говорит другому о своем отношении к тому, что ему не нравится и попросит исправить, а если не получается, то принимается - соглашается с тем, что есть, уважая право другого и свои чувства. Есть и альтернатива этим двум крайностям, - разбежаться в разные стороны, надо отметить, что и разбегаться могут по-разному - по-доброму, оставаясь навсегда друзьями и готовые прийти на помощь, по-плохому, с ненавистью, горечью, обидой. Однако, смею утверждать, в настоящей любви возможны только взаимная доброта, уважение, нежность, прощение, страсть, бескорыстие, полезное общение, непосредственность, искренность, принятие того что есть и постоянное совершенствование себя и взаимных отношений. Такая любовь может пережить непогоду, преодолеть проблемы и сложности.
1.8) Всем известны понятия таких отношений между людьми, как: 'уважение', 'симпатия', 'интерес', 'дружба', 'любовь'. Дружба и любовь основаны на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии, взаимопомощи, сходстве взглядов, убеждений и иных установок. Они бывают многообразны по форме проявления и длительности, а иногда бывают безответными или невзаимными. Дружба, в отличие от любви, может возникнуть даже без личных встреч, а заочно или удалённо, от страны и места проживания людей. Если отношения людей взаимны и проявляются все перечисленные выше качества и понятия, то такие отношения называют гармоничными. Критериями или фактами потери перечисленных отношений или связанных с ними потребностей являются: недоверие, несправедливость, насилие, унижение, грубость, подавление свобод и иные подобные проявления. (схематично это отражено ниже на рисунке)
Рисунок. Взаимопонимание, гармония и ситуации, возможные в отношениях между людьми, которые возникают при наличии или отсутствии уважения, симпатий и интереса.
Конкретика смысла этих терминов (а также их антонимов) определяется традициями и нормами общества. Смею утверждать, что уважение - основа, на которой строятся любые взаимоотношения, без него невозможно найти понимания, без уважения невозможны гармоничные и счастливые отношения (любовь, дружба, семейные и деловые отношения). Смею утверждать, что уважение - основа, на которой строятся любые взаимоотношения, без него невозможно найти понимания, без уважения невозможны гармоничные и счастливые отношения (любовь, дружба, семейные и деловые отношения). Также очевидно, что эти и иные отношения возникают при взаимопонимании людей, а качество любых отношений в т.ч. в семье, зависит от наличия или отсутствия взаимного уважения. Именно уважение помогает сохранить отношения в периоды обострения отношений и кризисов. Если есть взаимное уважение, тогда появляется другое, не менее важное, качество - благодарность, а из благодарности рождается другая способность - умение ценить. Вот такая очень важная связка - уважение, благодарность, дружба, любовь, способность ценить, что возникает и в обратном порядке. Можно также утверждать, что настоящая любовь или дружба может исчезнуть или заменяется другими отношениями... Бывает, что такие возвышенные отношения губит даже одно слово, взгляд, физическое воздействие... Поэтому так важно, но очень непросто в настоящей любви бережно поддерживать отношения во всех сложных ситуациях. Как только исчезает взаимное уважение, симпатии и понимание, в отношениях между людьми начинаются проблемы и конфликты, постоянное недовольство, нетерпимость, претензии, требования, что в конце концов приводит к отчуждению, обесцениванию дружбы, любви, друга или семьи. (см. https://stihi.ru/2022/03/23/2860).
Померкли чувства, потухли и глаза,
А души сиротеют без любви.
И повернуться назад уже нельзя, -
Известно всем, молчат зимою соловьи.
Не понять, не простить, не найти -
В нашей жизни разорваны нити.
Разбежались у нас дорого-пути,
Их вернуть невозможно, чтобы соединить...
Мы по-разному жить будем вновь,
Врозь продолжим свои пути...
Почему исчезла у нас любовь? -
Мы поймём, но не сможем её возвратить...
Но интерес людей при этом может присутствовать даже при отсутствии уважения и симпатий, т.к. интерес иногда отражает возможность получения того, другой человек является источником того, в чем нуждается человек и что без другого человека получить невозможно. Отсутствие всего этого часто встречается в семьях со стажем, когда жена перестаёт уважать своего мужчину, а муж обесценивает свою женщину. Это главная причина, почему когда-то счастливые молодожены становятся глубоко несчастными людьми. Но это не значит, что дружба или любовь прошла, просто в этом состоянии ей практически невозможно проявиться. Потому что вместо 'спасибо' всё чаще появляется 'ты должен/на и обязан/на' и всё внимание сконцентрировано не на том, что 'хорошо', а на том, что 'плохо'. А если мы не умеем ценить то, что имеем, тогда чему-то другому прийти в нашу жизнь невозможно. Так и создаётся этот замкнутый круг, из которого выходят лишь немногие.
2) В основе многих побуждений, поступков и поведения человека лежат его потребности, а также сознательные целенаправленные планы, намерения желания или мечты, они во многом инициируют поведения человека, чтобы достичь того, что ему необходимо и что он считает полезным и правильным для поддержания его организма, жизни и развития его самого и его близких. Названные субстанции могут быть конкретными или комплексными. На их основе у человека возникают мотивы <5> или мотивации<6>, которыми вызывают внутренние побуждения - волевые <8>, физические, эмоциональные, мыслительные устремление личности к действиям, деятельности или к пассивному поведению (к бездействию). Надо понимать, что для каждого человека реализация всех жизненных и мотивированных потребностей, необходимых целей, желаний, намерений всегда ограничена возможностями (ресурсами) самого человека, а также природными и социальными условиями.
3) Любым взрослым дееспособным человеком может управлять комплекс внутренних человеческих факторов, мотивов <4>, внешние обстоятельства и условия, где человек живёт или оказывается, которые побуждают человека к действиям, в т.ч. к преодолению возникших трудностей и мешающих воздействий и даже к бездействию. Мотивы, сулящие достижения, счастье, удовольствие или позитивные эмоции, относятся к существенным и эффективным, поскольку при их реализации в организме вырабатываются гормоны эндорфин<6> и/или дофамин<6>. К этому относится любопытство<13>, присущее животным, а у людей оно более развито в человеке, оно способствует существованию и развитию, помогает выживать и адаптироваться, лежит в основе любого обучения, получения навыков и знаний, и всё это происходит во многом инстинктивно и рефлекторно, методом проб и ошибок, где успех в организме стимулирует получение удовольствия и выделение дофамина. Кроме этого есть мотивы, возникающие из-за страха, эмоционального интеллекта и эмпатии <5>, которые вызывают негативные эмоции, например, из-за возможного ущерба, неприятности или неопределённости (подобные мотивы относят к непродуктивным или тормозящим). Следует подчеркнуть, что в жизни мотивы, поступки и решения самостоятельной и волевой личности определяются её сознанием и уровнем эмоционального интеллекта, а также воспитанием или социальным интеллектом, что является совокупностью внутренних устоев, регулирующих поведение при взаимодействии с людьми и в обществе. Однако мотивы поведения любого человека также во многом определяются внешними условиями или зависят от других людей, от социальных и природных условий, вопреки желаниям конкретной личности (как говорят социологи, внешние условия и общество воздействуют на человека, т.е. им управляют <1>, например, массовое поведение людей или гипнотическое воздействие одной личности на другую).
4) Многие психологи и социологи утверждают, что мотивацией <7> следует назвать совокупность внутренних и внешних процессов (мотивов <4>, факторов или явлений), возникших и действующих на человека внутри или извне, которые побуждают то или иное поведение человека. Мотивации человека инициируются и регулируются смысловыми, целевыми и ценностными ориентациями личности и ее возможностями. К мотивациям относятся желания, стремления, намерения, влечения, страсти, инстинкты, планы, интересы<9> и сознательные (ментальные) или психологические установки, выработанные при жизни и обеспечивающие достижение каких-то целей и удовлетворение личных и социальных потребностей (далее - "установки" <10>). Мотивация внешняя связана происходящим вне человека, с внешними воздействиями (стимулами) на его побуждения и потребности, которые им воспринимаются и действуют через сознание <3>, а внутренняя - с инстинктами, рефлексами, эмоциями и подсознанием <3> человека. Обе мотивации взаимосвязаны и играют важную роль у человека, но та и другая воздействуют через его психику (высшую нервную деятельность, нейронную и нервную систему). По мнению многих специалистов, процессы поведения человека определяет сознание, психика, состояние его нервной и нейронной систем, где главную роль выполняет кора больших полушарий головного мозга. Взаимосвязи психики и головного мозга устанавливалась в многочисленных процессах исследований.
5) Для примера сформулирую некоторые утверждения о том, как и что управляет людьми и воздействует на них (их приоритетность может меняться):
Во-первых, на любого человека воздействуют внутренние факторы, возникающие от процессов в организме человека или вне его (в т.ч. форс-мажорно - неожиданно). При этом человек руководствуется своими собственными знаниями, способностями, навыками, эмоциями, привычками, мечтами и желания (включая рефлексы, инстинкты и интуицию), а также руководствуясь тем, что у человека есть (см. выше пункты "а" - "д", "А" - "В", 1 - 4). В результате, он выбирает тот или иной вариант действий, и поведения (включая отсутствие какой-то реакции - выжидание), т.е. то, что считает важным, необходимым, правильным, разумным, выгодным, что позволит получить пользу, удовольствие, достичь какую-то необходимую цель или получить результат. Вполне очевидно, это можно назвать внутренним видом воздействий, управляющих человеком - его решениями, действиями, поступками, словами и мнениями. Но такое управление <1> каждый человек делает сугубо индивидуально своим мышлением и поступками: логически (разумно) или интуитивно, инстинктивно или целенаправленно, эмоционально или спонтанно через образы, обобщение и абстракции, в зависимости от приоритетности и последствий, которые необходимы, полезны по его разумению, предположению или ощущению.
Во-вторых, на любого человека воздействуют внешние обстоятельства (факторы), а также ожидаемые и неожиданные действия людей с которыми он взаимодействует в семье, обществе, на работе, на досуге и т.п. Можно утверждать, что такие обстоятельства так или иначе влияют на человека и его решения, т.е. управляют человеком или служат для него мотивами <4> или мотивацией <7>, и сообразно им человек действует и принимает решения для своей успешной и безопасной деятельности (или даже ничего не делает и не реагирует). К внешним воздействиям на человека также относят манипуляции <12> со стороны другого человека или социальные средства манипуляции, которые всегда делаются целенаправленно для достижения каких-то результатов в интересах тех, кто это делает.
В-третьих, человеком управляют законы, традиции и власти общества, включая религиозные каноны. Подавляющее большинство людей живут и действуют сообразно действующим нормам и правилам, которые он получил и которыми руководствуется (это говорит также об управляющем влиянии общества), но среди людей всегда есть не согласные с такими нормами и даже нарушители, в т.ч. преступные элементы). Но в их рамках человек имеет довольно широкий выбор свобод для своей жизни, деятельности, досуга, вероисповедания, увлечений, удовольствий и т.п.
В четвёртых, можно утверждать, еще одним обстоятельством (фактором), управляющим человеком, воздействующим на него и являющимся основой его жизни, есть не что иное, как его способности трудиться - вести деятельность, позволяющую развиваться и жить ему самому, его семье и близким, чтобы далее получать и иметь больше того, что он имеет и хочет в рассматриваемый момент, чтобы расширить для себя границы своей свободы и возможностей, выбирать и достигать того, что он считает полезным, необходимым, как для себя, так и для своих близких (если человек одинок, то о семье и близких он не беспокоится). Конечно же, кроме упомянутого выше, для любого человека выбор варианта действий, поступков и (или) мышления ограничивается способностями, возможностями и ресурсами, которые имеет и получает этот человек в процессе своей жизни и/или жизни его предков.
В-пятых, на каждого взрослого человека воздействует ещё один внутренний комплексный фактор: те или иные привычки, вкусы, 'здравый смысл' и 'смысл жизни' <11>, вероисповедание и мировоззрение ((это психологи и социологи относят к целевым ), основополагающим жизненным установкам <10>, которые выработаны при жизни, важны и необходимы людям). Личностная специфика таких аспектов, по сути, отражает и определяет ценности, интересы, мотивации и поступки человека, но всё это сугубо индивидуально (их редко выносят на всеобщее обсуждение). Надо отметить, что и в этом случае подавляющее большинство людей мотивировано высшими потребностями, в т.ч. социально полезными. Например, это связано с воспитанием детей, любовью во всех её проявлениях, сострадания (альтруизма), выполнения полезный действий, признаваемых и необходимых как личности, так и обществу. Страхи (фобии) также относятся к таким внутренним факторам. Многие люди главными целями жизни не называют удовлетворение простых потребностей - физиологических, в пище, свежем воздухе, комфортном жилье или сексе. Первичность таких потребностей очевидна, но недостаточна для подавляющего большинства людей, и их даже неприлично делать главным. Более того, даже те люди, которым важны такие первичные потребности, как правило, стараются замаскировать их или придать им какие-то возвышенные мотивы.
6) В итоге получается, что обязательно важно отметить, в жизни случаются форс-мажоры с процессами в самом человеке и вокруг него в природе и обществе (на микро- и макроуровнях):
= Даже самые продвинутые, волевые и целеустремлённые личности не могут в полной мере реализовать установки (см. выше в этом абзаце) и управление самим собой.
= Любое высокоорганизованное общество не может и НЕ ДОЛЖНО управлять мыслями, решениями и действиями каждого человека, который не нарушает законы и нормы.
= Именно поэтому самоуправление каждой личности и социальное управление могут приводить к неожиданным и парадоксальным процессам и явлениям, как на уровне одной личности, так и на уровне больших и малых групп людей, вопреки установкам, названным выше в этом абзаце.
В результате, смею утверждать, что часто в жизни даже весьма самостоятельный человек или эксперт, анализирующий поступки этого человека, не может однозначно ответить на вопрос: 'Что человеком управляет?'
В результате, смею утверждать, часто в жизни даже весьма самостоятельный человек или эксперт, анализирующий поступки человека, не может однозначно ответить на вопрос: 'Что человеком управляет?'.
Здесь уместно вспомнить такие известные всем составляющие успехов и достижений человека в жизни:
а) умственное развитие (знания + навыки);
б) физическое развитие и здоровье;
в) определение целей, упорство и уверенность, как при достижении целей, так и вообще;
г) сосредоточенность усилий;
д) иные социальные и личные ресурсы, условия и возможности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ или P.S.
Теперь по теме эссе, изложенного выше, выскажу то, что превалировало в моей жизни включая мои поступки, впечатления, решения, действия, деятельность, впечатления о происходившем со мной и вокруг. Мой автобиографический очерк без фальши и лицемерия можете глянуть в мемуарах о сокурсниках МФТИ 1972-78 годов (https://proza.ru/2023/03/25/1019).
До учёбы в техникуме (до 15 лет), когда не было подготовки к профессиональной и иной целенаправленной деятельности, в подавляющем большинстве моих поступков превалировало любопытство<13> и эмоции, а любознательность<14> стала появляться позже в школе, особенно после 5-го класса, когда я стал изучать и осваивать новые знания и навыки. Примерно с 18 лет стал работать и вести самостоятельную жизнь. Тогда стал постепенно понимать, что опрометчивое любопытство может приносить вред в любых процессах, поступках и решениях, и у меня это стало сдерживать любопытство (но не всегда). Любознательность развивалась, но для расширения знаний и навыков требуется время и условия, что мне особенно было благоприятно после 1971 г.
После 25 лет с середины 1970-х любопытство у меня стало снижаться и постепенно заменялось целенаправленным освоением ранее неизвестного, прежде всего, в профессии и социальной деятельности. Этот период был для меня самым существенным в развитии во всех сферах, тогда я получал высшее образование, вел активную социальную деятельность, создал семью и начал постоянно трудится.
С середины 1980-х в СССР и России жизнь общества стала меняться, в т.ч. условия и уровень жизни каждого. Что самое интересное, тогда я стал понимать, что в СССР подавляющее людей охватили эмоции и азарт периода 'перестройки', т.к. они почему-то поверили (или их уговорили поверить), что замена социализма на капитализм может принести благо и более высокий уровень жизни и развития всех отраслей экономики - народного хозяйства СССР. На это я тоже тогда надеялся, но тогда свои усилия и врем я направлял семье и работе (вернее на нескольких работах), и был равнодушен к социальным 'порывам', но их отслеживал, т.к. без этого нельзя. Тогда в 1985 - 1995 гг. постепенно я стал 'умнеть' и понял, что любопытство и эмоции - даже положительные, весьма плохие советчики и помощники в жизни, особенно, если в итоге приносят вред самому себе и другим или требуют только затрат времени, сил и не приносят пользы и 'ни себе, ни людям'.
В 1990-х социальные процессы привели СССР к развалу. После 1998 г. примерно в 50-55 лет любопытство у меня постепенно исчезло, но осталась любознательность к получению новых знаний, навыков, формированию сознательной, целенаправленной и правильной рациональности в себе и оптимальных способов и действий в таких процессах и явлениях
== Происходящее во мне самом и в моём сознании для лучшего понимания что происходит и как далее действовать из того, что вижу, что ощущаю, что хочу и к чему стремлюсь (некая внутренняя оценка самого себя): а) до того, как что-то реально сделать; б) в процессе своих действий; в) после того, как удалось реализовать задуманное - объективные факты и результаты того, что получилось из того что хотелось.
== Происходящее во мне самом и в моём сознании - для лучшего понимания что происходит и как далее действовать из того, что вижу, что ощущаю, что хочу и к чему стремлюсь (некая внутренняя оценка самого себя): а) до того, как что-то реально сделать; б) в процессе своих действий; в) после того, как удалось реализовать задуманное - объективные факты и результаты того, что получилось из того что хотелось.
== Происходящее вокруг меня, в других людях и в обществе - сообразно собственным прогнозам (оценкам), пониманию действий и высказываний других или в социуме того, что происходит и как действовать: а) что делает, говорит или хочет другой, к чему другие стремятся (в т.ч. разные страны и народы); б) что получается у других и в социуме, как можно улучшить ход событий - объективные факты и результаты по сравнению с тем, что другой (-ие) или социум говорили, хотели или обещали вначале.
== Если происходящее не вполне соответствует ожиданиям и прогнозам, - другим не предъявлять претензий или упрёков, не разочаровываться и не опускать руки, а стремиться лучше понять происходящее и уточнять своё и восприятие происходящего и искать способы преодоления обстоятельств для достижения полезных целей.
== В обстоятельствах, зависящих от тебя самого - стремиться делать то, что считаешь правильным и важным. В иных случаях, если на происходящее влиять не могу, даже это не нравится, но нет опасности для себя или близких, то не предпринимать активных действий, а терпеливо вести себя, избегая конфликтов и вмешательства, т.к. это бессмысленно и не зависят от меня или другого человека.
Постепенно во мне стало превалировать стремление к эффективным поступкам и здравому смыслу, чтобы конструктивно и позитивно мыслить ради пользы и блага себе и другим сообразно происходящему и прогнозам (собственным и внешним). Конечно, что-то получается, что-то нет. Если у читателя возникнет желание и интерес, то он может прочесть мои стихи о жизни и о том, что управляет поступками людей, включая меня самого:
Добро и счастье (https://stihi.ru/2022/03/22/3266)
Что в жизни важно (https://stihi.ru/2022/04/02/3374)
Прошлое и будущее (https://stihi.ru/2023/01/01/4455)
Цените жизнь (https://stihi.ru/2022/03/25/3218)
Желания и возможности (https://stihi.ru/2023/01/10/8163)
Хочется и можется (https://stihi.ru/2023/09/07/2710)
Мои - года мое богатство (https://stihi.ru/2022/03/24/2249)
Недавно пенсионное безделье позволило мне сделать краткие интернет-подборки, показавшиеся полезными мне - дилетанту в конце восьмого десятка лет жизни (часть из них мной дополнены и изменены):
Основы успехов в жизни и деятельности https://proza.ru/2024/03/06/864
О семейном счастье и счастливом человеке https://proza.ru/2024/03/04/707
Уважение в жизни и в семье https://proza.ru/2024/03/14/1145
О хороших отношениях с родными и друзьями https://proza.ru/2024/03/14/1195
Ноябрь 2023 года
ССЫЛКИ
<1> Управление поведением человека - процессы, поддерживающие жизнеспособность организма человека, реализующие его самостоятельные поступки деятельность, решения, намерения (т.е. - самоуправление в биологии и психологии), а также внешние воздействия и условия, обеспечивающие существования людей в природе и обществе (внешнее управление человеком в обществе, включая манипуляционные воздействия <12>). В социологии, как правило, под управлением понимают процессы, посредством которых власти, лидеры, руководители или иные структуры направляют действия людей и общественное сознание для достижение конкретных целей, а также планируют, координируют, мотивируют и контролируют поведение людей в этих процессах. Но до сих среди социологов нет однозначного мнения о том, может или нет один человек управлять обществом. Хотя известно, что на уровне семьи и конкретного коллектива это возможно, что подтверждается законами и традициями многих стран. Есть также объективные факты об управлении обществом, страной или народом вождями и иными харизматическими лидерами.
<2> Самоуправление - сознательное или эмоциональное воздействие на самого, чтобы совершать умственные или физические действия (поступки, размышления, принятие решения, движения, мимику жесты, звуки и т.п.), иными словами - управление своим поведением, включая изменение поведения, что позволяет добиться желаемых целей. Не каждое действие человека является самоуправлением, например, инстинктивные и рефлекторные действия не относятся к самоуправлению. Самоуправление можно определить как собственные действия и воздействия человека, которые обеспечивают: - Осознание самого себя в конкретной обстановке и происходящего вокруг, кто вы есть, понимание смысла ваших действий (бездействий), что имеете, способы и средства достижения цели с учетом знаний, возможностей и осознанием последствий. - Что и как можно делать, почему надо делать чтобы достичь цели, включая способности определять и применять свои силы и средства, чтобы поддерживать процесс принятия решений и действия. - Действия и процесс достижения цели со всеми реальными действиями, по достижению любой жизненной цели и собственное влияние на свои поступки и эмоциональные состояние.
<3> Сознание - в данной публикации трактуется как свойство, способность, функция, качество и/или сущность человека (включая его головной мозг) целенаправленно мыслить (размышлять), воспринимать, отражать и понимать происходящее в человеке и вне его, регулировать свои действия и взаимодействовать с другими людьми и иными субъектами, анализировать, предвидеть и прогнозировать собственные поступки и мысли, а также происходящее вне самого человека. Сознание это внутренний, сугубо индивидуальный процесс в человеке, обеспечивающий восприятия и получение информации, использования того, ч о есть в памяти, осмысливания того что надо делать и что может происходить далее. Сознание и подсознание (СЗ и ПСЗ) - субстанции ума-разума человека, определяемые уровнем развития и состоянием головного мозга, психическим состоянием и процессами высшей нервной деятельности, а также зависят от внешних и внутренних состояний и условий. Упрощено разум - совокупность постоянно взаимодействующих СЗ и ПСЗ, первое контролирует и управляет человеком, а второе всегда и почти незаметно, воздействует на процессы в человеке, а и иногда вместо или вместе с СЗ также контролирует и управляет человеком. Одна из особенностей развитого СЗ - способность воспринимать, понимать, анализировать происходящее и делать разумный выбор в своих действиях: решениях, интересах <9> - установках, влечениях. Но для этого человек должен уметь прогнозировать последствия того или иного своего действия и выбрать то, что ему оптимально, и это происходит на основе личностной системы его ценностной (предпочтений). СЗ и ПСЗ формируется т развиваются в человеке постоянно с момента зачатия на основе генетики родителей и иных предков, а его возможности, способности и качество во многом определяются после рождения и эволюционируют в течение всей жизни в зависимости условий жизни и здоровья человека. Но, в отличие от СЗ, содержание и функционирование ПСЗ меняется медленнее и частично. Предполагают, что именно ПСЗ генетически частично передаётся потомкам.
<4> Мотив - объективный фактор вне и(или) внутри человека, представляющий для него интерес, пользу или ценность, возникающий на основ- ое его потребности (-тей) и определяющий (-щие) его мысли и поступки. Мотив выявляется человеком в процессе осмысливания происходящего, переживаний с положительными эмоциями - от его достижения, либо отрицательными - от его утраты. Однако для восприятия и реализации человеком мотива требуется внутренняя работа сознания <3> и подсознания <3>, а также какие-то физические усилия.
<5> Эмоциональный интеллект (ЭИ) и эмпатия - определяется, чаще всего, как способности и возможности человека правильно понимать возникающие чувства и эмоции в себе, а также в окружающих людях, кроме этого умение регулировать своё поведение, деятельность и допустимые эмоциональные проявления (Эмпатия, от англ. "empathy" - сопереживание, означает эмоциональную отзывчивость, сочувствие, понимание внутренних состояний других людей, относящиеся к эмоциональному интеллекту). Высокий уровень ЭИ помогает минимизировать возникновение конфликтов и неприятных последствий, иметь прочные взаимоотношения с близкими и другими людьми и в обществе. Если ЭИ низок, то человека обидчив и капризен без всякого повода извне, и наоборот, человек с развитым ЭИ почти не обидчив, умеет корректировать свое поведение в сложных условиях. Т.е. высокий ЭИ это умение человека оптимизировать своим сознанием <3> проявления своего подсознания <3>, а также правильно понимать и учитывать подобные состояния и поведение другого человека.
<6> Эндорфины - - группа соединений, которые естественным путем вырабатываются в организме и участвуют в регуляции возбуждения и торможения, чем достигается стрессоустойчивость, а организм, преодолевший опасную ситуацию, получает 'поощрение' в виде стимуляции центров удовольствия - чувство эйфории). Дофамины - гормон и нейромедиатор, далее из дофамина может синтезироваться норадреналин, в мозге дофамин участвует в регуляции поведения и моторики. Основное различие между дофамином и эндорфинами заключается в том, что мозг выделяет дофамин как главный компонент в мотивации поведения, а эндорфины являются опиоидными нейропептидами и действуют как естественный морфий.
<7> Мотивация - побуждение к действию или психофизиологический процесс, определяющий на основе мотива<3>, желания (намерения) и способности человека удовлетворять свои потребности и(или) управляющий поведением человека, его активностью, интересами, устойчивостью или его бездействием.
<8> Воля - способность и возможность человека сознательно <3> или осознанно регулировать собственное восприятие происходящего, поведение и деятельность и бездействие.
<9> Интерес (синонимы: влечение, установка<10>, любопытство<13>, любознательность<14>) - позитивный умственный (ментальный) или эмоциональный процесс в человеке, связанный с желанием или потребностью узнать что-то новое об объекте интереса или явлении, который необходим в жизни, в межличностных и социальных отношениях. Интересы можно назвать мотивацией<6>, а их реализация определяет полноценность жизни и характеризуют личность по сравнению с другими, а у человека формируется мысль, оценка или суждение. Например, естественные влечения не всегда осознаются человеком, иногда они связаны процессами в организме и очень редко регулируются сознанием, но такие влечения могут влиять на сознание человека.
<10> Установка - сознательная (ментальная) или психологическая стереотипная привычка (паттерн) мыслей, убеждений и действий, выработанная на основе опыта человека и определяющая его поведение в похожих ситуациях. Это привычные ('автоматические') действия и реакции человека, которые он в похожих обстоятельствах проявляет сознательно (когнитивно) или подсознательно (в отличие от инстинкта паттерн возникает на основе собственного опыта, обучения, обоснования, подтверждения).
<11> Смысл жизни и здравый смысл - сознательные внутренние личностные или социальные понятия, убеждения, принципы человека (см. выше сноску <3>), необходимы в жизни, в межличностных и социальных отношениях, которые могут меняться и быть иногда неоднозначными и которые формируются на основе жизненного опыта человека обосновывают его поведение и убеждения, а также явления его внутреннего мира и происходящие вне его.
<12> Манипуляция (психическая или социальная) - процесс воздействия на человека извне со стороны другого человека или какими-то социальными способами, которые осуществляют с целью изменить восприятие и поведение конкретного человека или групп людей при помощи скрытых (завуалированных), обманных (фейковых) или насильственных действий (буллинг - садизм) в интересах манипулятора - субъекта, который манипулирует другим. Буллинг есть запугивание жертвы (часто - психологическое или киберинформационное), насилие (например, распространение слухов и сплетен, словесная травля), бойкот: от непристойных шуток и оскорблений до внешнего насилия, а также, манипуляция путём травли, агрессивного преследования одного человека другим или другими.
<13> Любопытство - желание как нецеленаправленная потребность в познании, отражающая познавательный интерес внутри и через вопрос к другим, что многие специалисты называют природным или инстинктивным качеством.
<14> Любознательность - желание в виде сознательной целенаправленной потребности в познании, в приобретении новых навыков и знаний, что называют активным интересом к окружающему миру, явлениям и людям.
ПЕРВОИСТОЧНИКИ
1. Биологические мотивации. Судаков К.В.
2. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей. Бадмаева Н.Ц.
3. Двадцатилетний опыт изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. Павлов И.П.
4. Изучение мотивации поведения детей и подростков. Божович Л.И.
5. Как бессознательный ум управляет нашим поведением. Млодинов Леонард
6. Как работает мозг. Рита Картер: 2014
7. Личность и фиксированные формы поведения. Залевский Г.В.
8. Любовь и жизнь: https://www.b17.ru/article/59477/?ysclid=ltckjk4zay639753868
https://dzen.ru/a/Zan-ALG-NBstyd2D
(см. также многие другие публикации в интернете)
8. Механизмы регуляции процессов жизнедеятельности (Учебное пособие). Сост. И. Ю. Мышкин: 2016
10. Мотивационный менеджмент. Модуль 3., Магура М.И., Курбатова М.Б.
11. Мозг, разум и поведение. Блум Флойд
12. Мозг, разум и поведение. Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофстедтер
13. Мозг и душа. Дэниел Грегори Амен
14. Мозг, познание, разум: введение в когнитивные нейронауки. под ред. Б. Баарса, Н. Гейдж: 2014 г.
15. Мозг и сознание (Альманах): 2007 г.
16. Мотивационный менеджмент (Курс лекций). Сладкевич В.П.
17. Мотивационный тест Хекхаузена. Практическое руководство. Собчик Л.Н.
18. Мотивация. Нирмайер Райнер
19. Мотивация. Шапиро С.А.
20. Мотивация в сетевом маркетинге. Всехсвятский Сергей
21. Мотивация в стиле экшн. Кобьёлл Клаус
22. Мотивация и восприятие в норме и патологии. Соколова Е.Т.
23. Мотивация и деятельность. Хекхаузен Хайнц
24. Мотивация и личность. Маслоу Абрахам
25. Мотивация и мотивы. Ильин Е.П.
26. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Леонтьев В.Г.
27. Мотивация к работе. Херцберг Фредерик
28. Мотивация персонала. Мерманн Элизабет
29. Мотивация поведения. Фрэнкин Роберт
30. Мотивация человека. Макклелланд Дэвид
31. Мотивация, действие и перспектива будущего. Нюттен Жозеф
32. Мотивация, творчество, предназначение. Лебедько В.Е.
33. Моя мотивация - моя жизнь. Бродт Евгения
34. Намерение, воля и потребность. Левин Курт
35. Нейрофизиологическое изучение системных механизмов поведения. Швырков В.Б.
36. Организм человека. Процессы жизнедеятельности и их регуляция. Н. В. Вдовина
37. От нейрона к мозгу. Дж.Г.Николлс, А.Р.Мартин, Б.Дж.Валлас, П.А.Фукс
38. Поведение женщины и поведение мужчины. Биологические основы. Жуков Д.А.
39. Поведение и деятельность. Фам Мин Хак
40. Пожизненно заключенные: мотивация к жизни. Мухина В.С. 41. Психологические механизмы мотивации человека. Вилюнас В.К.
42. Психология воли. Ильин В.П.: 2009
43. Психология мотивации. Занюк Сергей
44. Психология стихийного массового поведения. Назаретян А.П.
45. Психология управления (Учебное пособие). Ю.А. Мальцева, О.Ю. Яценко: 2016
46. Психологические механизмы регуляции социального поведения. Бобнева М.И.
47. Психологические основы поведения (Курс лекций). Фурманов И ... 48. Психология мотивации достижения. Хекхаузен Хайнц
49. Психология мотивации. Как глубинные установки влияют на наши желания и поступки. Х.Хайди Грант
50. Реконструкция теории Маслоу о мотивации. С. А. Четвертаков: 2011
51. Руководство по мотивации. Хагеманн Гизела
52. Секреты мотивации или мотивация без секретов. Магура М.И., Курбатова М.Б.
53. Системные механизмы поведения. Судаков К.В.
54. Современная психология мотивации. Леонтьев Д.А.
55. Управление мотивацией. Ричи Шейла, Мартин Питер
56. Управление биологическими системами организменный уровень. Под ред. Ю.П.Фролова: 2001
57. Управление поступками человека его головным мозгом:
https://narkolog8-24.ru/news/dofaminovaya-zavisimost/?ysclid=m4fhj6h69o173731980
https://www.sb.by/articles/igra-voobrazheniya0802.html?ysclid=lptl97vca3301467666
https://studopedia.net/13_57438_upravlenie-povedeniem-cheloveka.html?ysclid=lptlqgd6r0961248029
58. Управление человеком на бессознательном уровне:
https://www.b17.ru/article/452599/?ysclid=lptl06plul463047111
https://rg.ru/2019/05/14/chto-na-samom-dele-upravliaet-postupkami-cheloveka.html?ysclid=lptl7f6o2s953512144
59. Эмоциональный интеллект. Гоулман Д.: 2017
60. Эмоциональный интеллект. Управлять собой и влиять на других. Олег Калиничев
.
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"