Экспорт зерна СССР, млн тонн Импорт* зерна СССР, млн тонн,
(по данным ежегодников "Внешняя торговля СССР", изданных в 1961-1966 гг.)
Год Всего в т.ч. пшеница Год Год Всего
1960 0,741 0,098 1960 0,771*
1961 0,698 0,655 1961 0,727*
1962 0,045 0,045 1962 0,411*
1963 3,103 3,052 1963 3,650*
1964 7,287 7,281 1964 8,873*
1965 6,375 6,375 1965 6,981*
* - включен импорт пшеничной муки в пересчете на зерно
Учитывая китайский опыт, СССР в первую очередь обратился к Канаде и Австралии (канадское и австралийское зерно в среднем обходилось дешевле американского и аргентинского, также широко представленных на мировом рынке). 10 сентября 1963 года канадский Комитет по пшенице сообщил о достижении с СССР договоренностей о поставке 11.2 миллионов бушелей (305 тысяч тонн) пшеницы.
Урожаи пшеницы 1962 и 1963 гг. (большая часть собрана в августе-сентябре), млн тонн, данные IWC
|
|
|
СССР
|
|
|
Европа (без СССР)
|
|
|
- Франция
|
|
|
- Италия
|
|
|
- ФРГ
|
|
|
- Испания
|
|
|
Азия (без СССР)
|
|
|
- КНР
|
|
|
- Индия
|
|
|
- Турция
|
|
|
- Пакистан
|
|
|
Северная и Центральная Америка
|
|
|
- США
|
|
|
- Канада
|
|
|
Южная Америка
|
|
|
- Аргентина
|
|
|
Океания
|
|
|
- Австралия
|
|
|
Африка
|
|
|
Мир, всего
|
|
|
Это была крупнейшая по объему сделка в мировой истории торговли зерном, ее стоимость составила 0,5 млрд американских долларов. Курс канадского доллара сразу же пошел вверх, а цены пшеницы на мировом рынке к началу октября поднялись на 20 центов за бушель и вплотную приблизились к внутренним американским. США обладало запасами зерна, втрое превосходившими канадские, но торговля на внутреннем рынке до поры до времени была более выгодна.
Запасы пшеницы в мире на 1 июля 1963 года (общие запасы пшеницы в мире - 67,8 млн тонн)
Страны - держатели крупнейших запасов: США 32,5 Канада 13,3
Западная Европа 9,2 СССР 4,0 Индия 3,6
Аргентина 2,2 Австралия 1,0 Прочие 2,0
Новый уровень цен заинтересовал крупных и мелких торговцев зерном на американском рынке: отныне становился выгоден экспорт зерна за пределы США, в том числе - и в СССР. Объем сделки был малозначительным, но вскоре оказалось, что речь на самом деле шла о гораздо больших количествах. Стороны дожидались продления советско-канадского торгового соглашения 1956 года. 16 сентября 1963 года протокол о продлении торгового соглашения был подписан. В тот же день заместитель министра внешней торговли СССР Б.А.Борисов и министр торговли и коммерции Канады М.Шарп обменялись текстами, из которых следовало:
1. С 1 октября 1963 до 31 июля 1964 года Канада поставит СССР не менее 5.3 миллионов длинных тонн пшеницы. (Длинная тонна = 1016 кг).
2. В тот же период будет поставлено не менее 575 тысяч длинных тонн пшеничной муки.
3. С 18 апреля 1965 до 17 апреля 1966 года Канада поставит СССР не менее 0.5 миллиона тонн зерна или эквивалентное количество муки.
Но вернемся к советско-канадскому зерновому контракту.
Главный его сюрприз открылся, когда стороны стали согласовывать маршруты перевозок. Оказалось, что 240 длинных тонн зерна и 225 тысяч длинных тонн муки из поставки 1963-1964 годов подлежат доставке на Кубу. Туда же предназначена полностью полумиллионная поставка 1965-1966 годов. Канадский министр М.Шарп незамедлительно проинформировал об этом правительство США. Американцы не стали играть в секреты и уже 17 сентября эту информацию опубликовала "Нью-Йорк Таймс". Когда впоследствии были заключены сделки на поставку зерна из США в СССР, профсоюз американских докеров заявил, что будет бойкотировать погрузку зерна коммунистам. (Тогда газетные публикации привлекли внимание популярного писателя Яна Флеминга. Жить родителю суперагента Джеймса Бонда оставалось несколько месяцев, но сведения о советском реэкспорте зерна он в свой последний роман "На секретной службе Ее Величества" успел вставить и агента 007 на борьбу с этой деятельностью коммунистов благословил.)
Тем временем СССР достиг соглашения и с Австралией. 18 сентября 1963 года председатель австралийского Комитета по пшенице сообщил, что не менее 58.5 миллионов бушелей зерна и муки (1.6 миллионов тонн) будет поставлено "в страны Восточной Европы и в Сибирь".
Следует отметить, что переговоры с Канадой и Австралией СССР вел солидарно с другими членами СЭВ и одновременно Канада подписала (фактически - под советские гарантии) долгосрочные контракты на поставку зерна Чехословакии, Польше и Болгарии - в первый год действия этих соглашений должно было быть поставлено более 0.8 миллиона тонн. При этом для Польши закупалось также зерно в США (более миллиона тонн, точную цифру см.ниже) и во Франции, американское зерно было продано также в Венгрию и ГДР.
Не случайно именно в эти дни была реализована мера, которую советские руководители не могли более откладывать. 22 октября в Москве был подписан протокол о создании Международного банка экономического сотрудничества. В его уставной фонд СССР внес в уставной фонд 116 миллионов рублей, Болгария - 17, Венгрия - 21, ГДР - 55, Монголия - 3, Польша - 27, Румыния - 16, Чехословакия - 45. Отныне члены СЭВ использовали для взаимных расчетов квази-конвертируемую валюту - "переводной рубль СЭВ". В политическом отношении это означало, что Советский Союз сможет использовать свои активы, появившиеся в торговле с одной из стран СЭВ, для торговли с любой другой. Система работала до полного развала СССР: еще в 1991 году один мой знакомый смог использовать имевшиеся на счету его предприятия переводные рубли для расчетов с Монголией при расчетах с Польшей. В переводных рублях устанавливались все контрактные цены, В переводных рублях страны СЭВ предоставляли друг другу правительственные кредиты. Было установлено золотое содержание переводного рубля в 0,987412 грамма чистого золота. Когда СЭВ развалился, этот параметр оказался сильным аргументом со стороны бывших сателлитов СССР, желавших получить советские долги по высокому долларовому курсу.
Тем временем зашевелилось американское зерновое лобби, вдохновленное ростом цен на мировом рынке. 1 октября 1963 года американский министр сельского хозяйства Фримен сообщил президенту Кеннеди, что американских зерновых дилеров беспокоит сложившаяся ситуация: в то время, как США не торгует зерном с Советским Союзом, последний закупает в Западной Германии пшеничную муку, произведенную в США. Такие закупки действительно имели место, хотя советская сторона не торопилась сообщить о них. В ежегоднике "Внешняя торговля СССР в 1963 г." Западная Германия не значилась среди поименованных импортеров муки в СССР, лишь в графе "прочие" фигурировало 144 000 т муки. Но уже в справочнике за 1965 год данные об этих закупках муки приобрели более корректный характер - только за Западной Германией значилось 150 000 тонн.
На вопрос Кеннеди, о каком объеме продаж зерна в СССР может идти речь, Фримен ответил, что может быть продано около трех миллионов тонн. Цифры уточнялись и 9 октября президент Кеннеди выступил по этому вопросу на специально созванной пресс-конференции, Он сообщил, что американское правительство санкционирует продажу пшеницы в СССР и в качестве ориентировочной цифры назвал уже четыре миллиона тонн, которые могут быть проданы за четверть миллиарда долларов. В качестве одной из целей сделки Кеннеди назвал увеличение золотого запаса США, таким образом, раскрыв секрет полишинеля - СССР расплачивался за зерно золотом (У СССР не было иного способа поддержать социализм в соцлагере! Это напоминает ситуацию в СССР при сталинской индустриализации, когда на импорт оборудования и технологий СССР тратил золото, доставшееся от Российской империи и драгоценности, изъятые у церкви).
Начались прямые переговоры между СССР и США, которые носили рамочный характер. Параллельно советские представители встречались с американскими зерновыми дилерами и спорили договаривались о ценах. Дело в том, что советская сторона ориентировалась на цены, уплаченные в Канаде, а американские дилеры резонно указывали на изменение цен на мировом рынке. Советской делегации, лимитированной выделенной на закупку зерна суммой, ничего не оставалось, как уменьшать закупаемые объемы, но, стремясь сохранить лицо, советские представители мотивировали свои решения не собственной стесненностью в средствах, а неуступчивостью американцев. Если первоначально советская сторона намеревалась закупить все разрешенные Кеннеди 4 млн т, то затем стала запрашивать 2.5-3 млн, а потом снизила запрос до 2-2.5 млн т. Вторым тормозящим фактором был вопрос о морских перевозках. Будучи информированы канадцами о том, что СССР закупает зерно и для Кубы, американцы сразу же сообщив, что в США еще с 1936 года действует закон: экспорт американского зерна возможен только на американских судах. Это было неприятное известие для СССР: мало того, что стоимость американского фрахта представлялась им завышенной, оставались не у дел советские сухогрузы, которые были построены для СССР в Японии и в Югославии. Американские дилеры добились у правительства смягчения режима перевозок, поскольку все количество законтрактованого зерна не представлялось возможным перевезти на американских судах в разумные сроки.
26 декабря 1963 года представители американской Continental Grain Company подписали в Москве договор о поставке 700 тысяч метрических тонн пшеницы - именно на такой объем поставок каждой из шести крупнейших американских компаний (Cargill, Inc., Continental Grain Co., Cook Industries, Bunge Corp., Louis Dreyfus Co., Garnac Grain Co.) была выдана лицензия американским правительством (с возможностью увеличения до 1 миллиона тонн за счет уменьшения квот других компаний). В январе, получив новую лицензию, Continental довел объем поставок до 1 000 000 тонн. Преодолевая трудности с погрузкой (как уже говорилось, профсоюз американских докеров объявил бойкот погрузке зерна для коммунистов), эта компания 28 января 1964 года начала отгрузку зерна в СССР.
21 февраля 1964 г. первые 6500 тонн были доставлены в Одессу. Второй крупнейший американский дилер - Cargill, Inc. подписал контракт с СССР лишь 6 февраля 1964 года. По объему поставок зерна в СССР Cargill уступил Continental - 700 000 тонн против миллиона, но своего не упустил - поскольку лицензия распространялась и на другие коммунистические страны, Cargill еще осенью продал более 300 000 тонн пшеницы в Венгрию, причем - по более высоким ценам. Мелкие американские дилеры продали в СССР еще около 100 тысяч тонн пшеницы. По данным USDA всего было продано 1798 тысяч тонн пшеницы, из них 1752 тысячи пришлись на 1963/64 сельскохозяйственный год, а 46 тысяч было поставлено после 30 июня 1964 года. Импорт муки в эти цифры не входит. Еще 1551 тысячу тонн пшеничного зерна получили советские сателлиты, в основном - Польша (1127 тысяч тонн). Таким образом, несмотря на то, что в поставках пшеницы в СССР приняли участие лишь 2 из 6-ти крупнейших американских зерновых дилеров, это не помешало поставить национальный рекорд - впервые за американскую историю экспорт пшеницы превысил потребление внутри страны.
Советские события и "явления"
Заокеанские газеты насмехались: "Хрущёв посеял зерно в Казахстане, а урожай собрал в Канаде". Хрущёв сознавал, куда он завел страну. Так на заседании Президиума ЦК КПСС 10 ноября 1963 года он назвал сложившуюся ситуацию позором: "Больше такого позора, который был, терпеть советская власть не может" (Президиум ЦК КПСС: 1954-1964. Протокольные записи заседаний. Стенограммы. Постановления. 2-е изд. Т. 1. С. 769). Выход Хрущёв видел в том, чтобы за счет сокращения экспорта накапливать зерновой резерв и через семь лет довести его размер до годового запаса. Партийный лидер заговорил о письме, которое необходимо направить руководству стран советского блока: "Я думаю, его следует написать так. Дорогие товарищи, как вы знаете, этот год сложился для сельского хозяйства СССР очень тяжело... Мы остались без зернорезерва, и, поэтому когда сложились такие неблагоприятные условия для сельского хозяйства Советского Союза, то это стало заметно и вам... мы всегда принимали решение удовлетворить вашу просьбу - когда вы обращались к нам по договорам и сверх договоров, а от этого таяли наши резервы, и дело дошло до того, что когда в этом году мы оказывали вам помощь из последних резервов..., мы надеялись, что будут благоприятные условия и мы сможем не только восстановить, но и увеличить свои резервы, но создалось такое положение, что мы сами не обеспечили себя и поэтому сразу вышли на мировой рынок в пределах 12 миллионов тонн... Но для нас создались трудности не только в закупке зерна, но и в перевозке... Может быть, 3-4 года, мы просим правильно понять, мы не сможем брать на себя никаких обязательств по поставке зерновых и хлопка." (там же, c.778).
Далее Хрущёв считал необходимым сообщить восточноевропейским коммунистическим лидерам, что создаваемый резерв зерна будет резервом не только Советского Союза, а резервом всего советского блока. Он говорил также об увеличении производства минеральных удобрений, чтобы через них поднять урожайность и обеспечить высокие валовые сборы зерна. Письмо было в декабре 1963-го направлено коммунистическим лидерам восточноевропейских стран - членов СЭВ. Следует отметить, что письменные обращения к руководству этих стран случались и раньше. Так, 25 ноября 1961-го Совет Министров СССР направил письмо главам правительств стран-членов СЭВ с предложением "увеличивать поставки продовольственных товаров и других товаров массового потребительского спроса в Советский Союз". Взамен гарантировались "...устойчивое снабжение братских стран сырьевыми продуктами и... положительное рассмотрение предложений о финансовых преференциях для братских стран". Последние предусматривали предоставление новых и продление сроков погашения прежних кредитов, повышение цен на ввозимую продукцию из стран СЭВ. Все это объяснялось "...перебоями в производстве и снабжении населения советскими товарами массового спроса, недостаточными темпами развития в СССР производства значительной части ассортимента потребительской продукции". Но письма оставались лишь письмами: создать из СЭВ самодостаточную экономическую структуру не удалось, а зависимость советских сателлитов от товарных поставок с Запада была гораздо более высокой, нежели у СССР. Впрочем, СССР быстро этот разрыв наверстывал.
Явление первое - Итоги 1963 года были неутешительными, сельскохозяйственное производство в СССР не обеспечивало полностью страну продовольствием. 1963 г. мог повториться. И когда это повторение произошло, стало понятно, что не имеет значения, что в какие-то годы СССР мог обходиться собственными продовольственными ресурсами. Процесс нарастания продовольственных затруднений носил циклический характер, причем периодичность циклов уменьшалось. Далее этот период сжался до того, что наличие собственных продовольственных ресурсов перестало играть какую-то роль. В урожайные годы можно было уменьшить импорт продовольствия, но нельзя было отказаться от него совершенно. Каждый год импорт продовольствия играл существенную роль и не было года, когда можно было бы сказать - в этом году мы прокормили себя сами.
Урожай в миллионах тонн, официальные советские данные, опубликованные в 1965 году.
Дефицит кормов привел к массовому забою скота. Поголовье свиней сократилось на 50%, овец - на 16%, крупного рогатого скота - на 2% (о результатах выполнения плана развития экономики СССР в 1963 г., Правда. 24 января 1964). Производство масла упало на 7%, производство молока и яиц также снизилось по сравнению с 1962 годом. Производство мяса выросло на 10%, поскольку в условиях дефицита кормов часть скота пришлось забить внепланово. Существенно сократилось и поголовье домашней птицы.
Забой скота, в % к выращиванию в 1964 г.
Крупный рогатый 105
Свиньи 103
Мелкий рогатый 95
(Прим.БЦ: Многого из сказанного здесь население СССР тогда не знало, зато оно стояло в очередях за молоком, хлебом, крупами, колбасой, мясом и др. продуктами, поэтому иногда выходило с протестами на улицы, как в Новочеркасске. Это было после объявления строительства коммунизма Программой КПСС, но КПСС ошибаться не могла, поэтому в 1964 г. приняли "мудрое" решение - виноватым назвали Хрущёва!)
Явление второе - начало регулярных закупок зерна на Западе.
Несмотря на то, что советские лидеры осознавали необходимость обеспечения продовольственной безопасности страны, дальше призывов дело не доходило. "Пусть министры подумают, как исправить ситуацию" - эти слова стали постоянным рефреном в выступлениях главы советского правительства после хрущёвского периода Косыгина на заседаниях Совета Министров СССР, когда рассматривались вопросы обеспечения страны продовольствием. С аналогичными призывами на заседаниях Политбюро и Совмина обращался к присутствующим и Брежнев. Массированный импорт продовольствия не стал ежегодным в 1960-е годы лишь потому, что СССР не мог оплачивать эти поставки в таких объемах. Такая возможность появилась в 1970-х годах, когда поднялись мировые цены на нефть. Фактически на максимуме мировых цен на нефть в конце 1970-х - начале 1980-х годов каждая тонна экспортируемой за свободно конвертируемую валюту нефти обменивалась на 2-2.5 тонны пшеницы, тогда как цены, действовавшие внутри страны, делали закупочную стоимость тонны пшеницы равной стоимости 6-6.5 тонн нефти. Экономическая целесообразность перевесила политическую, тем более, что решения проблемы в долгосрочном плане никто предложить не смог.
Явление третье - золотой резерв страны вовсе не бездонен.
Табл. П4.6.5.3.1. Золотой резерв СССР в 1960-е годы, тонн (на конец года) по разным источникам
(об экспорте золота из СССР см. ниже Диаграмму П4.6.5.3.1
В этой таблице:
Источник 1 - текущие оценки советского золотого резерва Всемирным Банком
Источник 2 - оценка советского золотого резерва аналитиками ЦРУ в 1976 году
Источник 3 - тоже, в 1979 году
Источник 4 - аналитические данные, полученные экспертами Запада после того, как в 1992 г. рассекречены данные о советском золоте. Были взяты сведения о советском золотом запасе на конец 1991 г. и составлена ретроспектива его балансы путем пересчета ежегодно добывавшегося золота и его расхода, в т.ч. на экспорта. Эти данные считались наиболее достоверными, пока не появился следующий источник и оказалось, что золота в СССР было гораздо меньше.
Источник 5 - сведения о советском золотом резерве, докладывавшиеся в Политбюро ЦК КПСС. Обнаружены сотрудниками архива А.В.Коротковым и А.С.Степановым, опубликованы впервые в конце 1990-х гг. Р.Г.Пихоя в журнале, в 1998 г. вышедшего отдельной книгой "Советский Союз: история власти".
Источник 6 - сведения о советском золоте, проданном за границу - из того же источника. За 1963-64 гг. было продано 1004 т. Но историк финансовой системы РФ Н.Кротов называет большую цифру - 1244 т экспорта золота за 1963-64 годы (см.: Н.Кротов. Гонка на золотых тельцах. - "Неприкосновенный запас" 2007, N2 (52))
Источник 7 - часть этого золота, потраченная на покупку продовольствия, по данным публикации Р.Г.Пихоя.
Явление четвертое - начало саги о советском внешнем долге. Хрущёву и КПССС легко ставили задачи по увеличению "Догнать и перегнать Америку" по производству товаров народного потребления, с/х продукции и минеральных удобрений, но высокопроизводительное оборудование для такого производства в СССР не выпускалось. Его нужно было закупать на Западе, для чего были задействованы долгосрочные кредиты западных банков, а также золотой запас СССР. Если ранее сроки таких кредитов не превышали 5-ти лет, то в новых кредитных соглашениях речь шла о 10-15-летних сроках погашения кредитов под 5.9-6.2% годовых. Для покупки оборудования для легкой и химической промышленности было подписано девять кредитных соглашений. Банки Англии и Франции предоставили 380 миллионов инвалютных рублей (при курсе 1 доллар = 0.9 инвалютного рубля), банки Италии - еще 100 миллионов рублей. Кроме того, отдельно были подписаны соглашения с группой английских банков о финансировании поставок промышленного оборудования из Великобритании на сумму 250 миллионов рублей сроком до 15 лет. Итого за 1964/65 финансовый год было позаимствовано 810 миллионов долларов (в ценах 2000 года это соответствует примерно 3.5 миллиардов долларов, не считая процентов). СССР тогда был менее щепетилен к странам-членам СЭВ, взимая с них кредиты. В то время никто не мог представить, что эти страны перестанут быть участниками советского блока и потребуют возврата кредитов в свободно конвертируемой валюте.
Явление пятое - безвозвратно оборвалась продовольственная зависимость от СССР стран советского блока. Стало меньше одной из немногих нитей, привязывавших эти страны к СССР. Болгария и Румыния после 1964 г. вообще не числятся среди импортеров советской пшеницы, другие страны постепенно также отвыкали от этого советского продукта. После 1981 г. среди европейских соцстран советскую пшеницу потребляла только Польша, которой поставки этого продукта возобновили после введения Ярузельским военного положения.
Явление шестое - Советский Союз имеет весьма ограниченные возможности по финансовой поддержке своей активной внешней политики. Потратив огромные средства на закупку продовольствия во второй половине 1972 года, весной 1973 года СССР был вынужден отказать чилийскому правительству Сальвадора Альенде, обратившемуся с просьбой предоставить финансовую помощь в размере 30 миллионов долларов.
Явление седьмое - тема импорта зерна становится бессильной угрозой в исполнении советских лидеров. 22 сентября 1986 года. Совещание членов Политбюро ЦК КПСС в помещении Секретариата в присутствии помощников членов Политбюро. При обсуждении вопроса о разрешении выезда из СССР 25-ти диссидентов по представленному американской стороной списку Горбачев сказал, что по списку нужно дать ответ не сразу и не полностью, а порциями. Заодно заявить, что прекращаем закупать зерно в Америке - "пусть Рейган знает, что у нас есть рычаг давления на него". Тремя неделями ранее в сентябре 1986 года сухогруз "Петр Васев", торопясь доставить в СССР заокеанскую пшеницу, у входа в Новороссийскую бухту протаранил пассажирский лайнер "Адмирал Нахимов".
О российских и советских неурожаях.
Многие авторы пишут, что советское зерновое хозяйство велось в климатической зоне риска, и это предопределяло сильные перепады в объеме урожаев. Нужно отметить, что степень риска и размеры перепадов могут быть различными, причем советский подход к сельскому хозяйству эти риски и перепады увеличил. В качестве первого примера можно привести расширение посевов пшеницы за счет сокращения посевов ржи.
В сельском хозяйстве Российской империи 19-го века рожь занимала наибольшие посевные площади и лишь развитие земледелия во вновь осваиваемых районах Причерноморья и Северного Кавказа повлекло за собой интенсивное увеличение засеваемых пшеницей площадей. В 1900 году на 24 миллиона десятин посевов ржи приходилось 15 млн десятин пшеницы, в 1910 году пшеница впервые немного обошла рожь по этому показателю, в 1914 году под обеими культурами было примерно по 29 миллионов десятин.
Перед советским сельским хозяйством после коллективизации встала первоочередная задача - прокормить быстро увеличивавшееся городское население. В этих условиях напрашивался выбор в пользу пшеницы, превосходящей рожь по степени питательности: в одном и том же количестве зерна пшеницы и ржи содержится 12.1% и 8.3% перевариваемого белка соответственно. В результате посевы пшеницы достигли к 1940 году 40.3 млн га, к 1960 году - 60.4 млн га и к 1965 году - 70.2 млн га. Рожью засевали в 1940-м - 23.3, в 1960-м - 16.2, в 1965-м - 16.0 млн га. Но пшеница - более теплолюбивое и влаголюбивое растение, нежели рожь и продвижение границы посевов пшеницы на север лишь увеличивало степень риска в советском зерновом хозяйстве. Преодоление этих рисков советским чиновникам виделось в том, что впоследствии селекционерами будут получены морозоустойчивые и влагонеприхотливые сорта пшеницы (такие обещания давались со времен Трофима Лысенко), но удовлетворительно решить эту задачу так и не удалось.
Другой пример - директивное засевание одним и тем же сортом пшеницы миллионов гектаров посевов. Поскольку различные сорта пшеницы по-своему реагируют на изменение внешних условий, то для фермерского сельского хозяйства характерно стремление застраховать себя от капризов погоды путем посева различных сортов. Однородные же миллионные советские посевы и гибли миллионами.
Поставки зерна из США в СССР в июле-августе 1972 года. (метрических тонн)
Пшеница. Continental - 5 500 000 Dreyfus - 2 250 000 Cargill - 2 000 000 Cook - 900 000
Bunge - 600 000 Garnac - 550 000
Кукуруза Continental - 6 250 000
Соевые бобы. Cook - 1 000 000
Ячмень. Continental - 100 000
Сорго Continental - 100 000
Всего 19 250 000 тонн.
Ниже привожу выдержки из http://tadavsh.livejournal.com/8894.html. Диаграмма П4.6.5.3.1. показывает, что до 1964 г. СССР импортировал немного зерна, в основном - кормовое, чтобы для производства молока и мяса в СССР, но более 90% зерна производилось внутри страны.
Диаграмма П4.6.5.3.1. Импорта зерна и экспорта золота СССР в 1955 - 1991 гг. (млн долл.США)
Советское сельское хозяйство велось расточительно, например, считалось само собой разумеющимся, что какая-то часть озимых посевов погибнет и весной предстоит пересев яровых культур на тех же площадях. До поры до времени это обходилось лишь перерасходом семенного зерна, но в 1972 году за холодной зимой в основных сельскохозяйственных районах последовало засушливое лето, сначала на миллионах гектаров погибли озимые посевы, что уже предвещало неурожай, затем последовала гибель яровых культур на огромных площадях - и Советскому Союзу пришлось ставить новые рекорды импорта зерна. Не было даже того лимита времени, который позволил в 1963 году проводить закупки зерна за океаном осенью и зимой. В 1972 г. основные закупки были осуществлены уже летом. Этим закупкам придавалось настолько большое значение, что руководившие этой внешнеэкономической операцией чиновники после успешного завершения закупок были награждены орденами. А руководимые партийными органами кампании против применявшихся в сельском хозяйстве технологий, таких как "чистые пары" или безотвальная вспашка носили характер безответственного вмешательства в хозяйственную деятельность и лишь приводили к излишним потерям сельхозпродукции, В результате СССР с 1963 г. стал постоянно импортировать зерно в разных объемах.
В нынешней России зерна на душу населения стало производиться меньше, но его также экспортируют. В годы Советской власти Россия производила по 110-120 млн тонн зерна. Сейчас в урожайное время Россия получает в среднем по 73-83 млн тонн.
В 1990 году Россия имела 58,8 млн голов крупного рогатого скота, сейчас - 27,1 млн, свиней было 40 млн, а сейчас. - 15,5 млн. Овец и коз в 1990 г. насчитывалось 61,3 млн. В 2010 г. их осталось около 15,2 млн. А если поголовье скота и птицы упало в 2- 4 раза и более, то и потребление зерна сократилось. Так деградировало сельское хозяйство в России, из мировой житницы-экспортера в начале XX века она в начале XXI века Россия превратилась в крупного импортера сельхозпродукции. (Руки к этому приложили все лидеры СССР: от Ленина и Сталина до Горбачева, а также президент Ельцин).
П4.6.5.4. Раскрестьянивание российских деревень (середина 1950-е годы), Иванов Н.С. (http://you1917-91.narod.ru/ivanov_raskresnyanivanie.html)
Одной из особенностей сокращения численности крестьянства в 50-е годы была политика преобразования части колхозов в совхозы. Этот процесс начался в 1954 г. и продолжался в последующие годы. Официально это мотивировалось необходимостью избавиться от отсталых колхозов; на самом деле это была целенаправленная политика огосударствления колхозно-кооперативной собственности, т.е. фактически ее экспроприация. Для колхозников переход в совхозы означал изменение социально-правового статуса: им выдавали паспорта, назначали пенсии, да и оплата труда была выше, чем в колхозах; поэтому крестьяне слабых в экономическом отношении колхозов охотно шли на это. В РСФСР только за 1957 - 1958 гг. в результате преобразования колхозов в совхозы 1,2 млн крестьян стали совхозными рабочими.
Довольно значительной была и самовольная миграция из деревни. За 1945 - 1958 гг. в РСФСР без разрешения правлений колхозов выбыло 1 млн 688 тыс. крестьян, из них 443 тыс. из колхозов Нечерноземья России. В первое послевоенное пятилетие наибольший отток крестьян отмечался в областях Северо-Запада России, а также в некоторых областях центра Нечерноземья, где колхозы еще не оправились от послевоенной разрухи. Многие колхозы не производили оплату трудодней, а выплаты налогов и обязательные поставки продуктов государству составляли значительную часть доходов личного хозяйства крестьян. Только с середины 50-х годов стихийный отток стал уменьшаться. Помимо естественного процесса пополнения колхозов, деревня в 50-е годы пополнилась мобилизованными из городов - "тридцатитысячниками" (председатели колхозов) и специалистами сельского хозяйства (агрономы, зоотехники, механизаторы). Только в центре Нечерноземья с 1953 по 1958 г. было принято 267,2 тыс. новых колхозников, в том числе 30 тыс. специалистов и механизаторов. Возвращались в деревню и ранее выбывшие колхозники. Произошло это в результате налогового облегчения, повышения оплаты труда, в том числе гарантированной.
Всего с 1953 по 1958 г. в центре Нечерноземья вернулось и вступило в колхозы около 1,5 млн человек. К концу 50-х годов обратный поток в деревню уменьшился, что видно из следующих данных в (тыс.):
1953 г.
|
1954 г.
|
1955 г.
|
1956 г.
|
1957 г.
|
1958 г.
|
280,6
|
281,6
|
259,6
|
254,8
|
221,7
|
232,8
|
Правда, пополнение колхозов новыми членами и возвращение в деревню бывших колхозников не могли перекрыть все более возраставший отток из села в город. За послевоенные годы (1945 - 1959) этот отток все увеличивался, хотя наблюдались, как уже говорилось, и своеобразные волнообразные колебания миграции "село - город".
Так, в 1955 - 1957 гг. миграция из деревни была меньше, а в конце 50-х - начале 60-х годов больше в связи с ликвидацией так называемых неперспективных деревень, изъятием скота у колхозников для пополнения общественного стада. Сокращение общей численности крестьянского населения, переселение из малых сел в крупные населенные пункты повлекли за собой сокращение численности крестьянских дворов. В РСФСР за 1945 - 1958 гг. количество дворов уменьшилось на 2 млн 60 тыс., или на 19,8%, в том числе в районах Севера - на 30%, в центре Нечерноземья - на 24,4%.
Под влиянием природно-географических, социальных и экономических факторов в Нечерноземье России исторически сложился и своеобразный характер расселения. В основном преобладали мелкие и средние, сильно рассредоточенные по территории сельские поселения: до 100 жителей - 23% поселений, от 101 до 500 человек - 45% поселений. Крупных поселений, где проживало более 2 тыс. человек, было мало - всего 7% от общего количества сельских населенных пунктов. Подобная поселенческая структура затрудняла создание социокультурной инфраструктуры и способствовала оттоку населения в города, а переселение крестьян из мелких деревень в крупные поселки ускорило отрыв крестьянина от земли и дальнейшее раскрестьянивание деревни. В результате воздействия различных факторов с 1945 по 1958 г. произошло сокращение крестьянского населения в РСФСР на 23,5%, в том числе в Нечерноземье на 30%. Вместе с абсолютным сокращением численности крестьянства уменьшался и его удельный вес в общей социальной структуре населения. В 1939 г. колхозное крестьянство составляло 47,2% от всего населения республики, в 1959 г. - уже 31,4%.
В рассматриваемый период произошли значительные изменения в половозрастной структуре и в соотношении трудоспособного и нетрудоспособного населения колхозов. Численность детей и подростков (12 - 15 лет) заметно уменьшилась по всем регионам РСФСР, и особенно в центре Нечерноземья. Это было связано с демографическими последствиями войны, миграцией молодых семей, а также выездом подростков на учебу в школы ФЗО, ремесленные училища, техникумы и вузы. Снижение численности и удельного веса этой наиболее перспективной группы колхозного населения ухудшило демографическую структуру крестьянства, его собственное воспроизводство и обеспеченность трудовыми ресурсами в последующие годы.
Самыми серьезными последствиями миграции из деревни было увеличение доли пожилых колхозников. В колхозах Нечерноземья эта группа населения в 1951 г. составляла 15 - 19%, в 1953 г. - уже 20 - 24,7%. Что же касается лиц трудоспособных возрастов, то в первое послевоенное пятилетие их общая численность выросла на 15,5% по сравнению с 1945 г. В 50-е годы численность этой группы колхозников изменялась в зависимости от интенсивности миграционных процессов в деревне. В 1959 г. в РСФСР общее количество колхозников трудоспособного возраста было меньше, чем в 1945 г., на 7,3%. В соотношении полов среди трудоспособных колхозников к концу 50-х годов также произошли заметные сдвиги - доля мужчин увеличивалась, а женщин уменьшилась, хотя удельный вес женского населения был все же больше, чем мужского. Эти демографические изменения отрицательно сказались на состоянии трудовых ресурсов колхозов. В 1958 г. структура работающих в колхозном производстве выглядела следующим образом: мужчины составляли 25,5%, женщины - 43,5, нетрудоспособные и престарелые - 20,5, подростки - 5, колхозники, проживающие на территории колхоза, но работающие вне его производства, - 5,5%. Об изменениях численности крестьянства Нечерноземья и трудовых ресурсов колхозов дает такая таблица:
Сведения о трудовых ресурсах
|
|
|
|
|
|
Наличных дворов
|
|
|
|
|
|
Население колхозов
|
|
|
|
|
|
в том числе:
|
|
|
|
|
|
мужчин
|
|
|
|
|
|
женщин
|
|
|
|
|
|
нетрудоспособных членов колхоза
|
|
|
|
|
|
престарелых и нетрудоспособных
|
|
|
|
|
|
подростков в возрасте до 12 - 15 лет
|
|
|
|
|
|
детей в возрасте до 12 лет
|
|
|
|
|
|
Численность малых населенных пунктов и их жителей* в сельской местности России в 1959 - 1970 годах
|
|
|
|
|
Категории сельских населенных пунктов
|
|
|
|
|
Всего сельских населенных пунктов с населением из них с числом жителей:
|
|
|
|
|
1 -- 10 человек
|
|
|
|
|
11 --50 человек
|
|
|
|
|
51 -- 100 человек
|
|
|
|
|
101 -- 500 человек 501 -- 1000 человек 1001 -- 3000 человек 3001 и более человек
|
|
|
|
|
* - По переписи 1970 г. в СССР было 469,3 тыс. сельских поселений (в них преобладали население занятое с/ хозяйством); в 1970 г. средняя людность 1 сельского поселения - ок. 225 чел. Для сельского расселения в Европейской части было характерно возрастание людности деревень с севера на юг. Особенно мелкими сельские поселения были на северо-западе СССР (например, в Псковской обл. 61% сельского населения проживало в поселениях, имеющих 100 и менее жителей). Иное положение было на юге Европейской части: в Одесской обл. в поселениях с людностью 100 и менее человек жило только 0,8% сельского населения, 85% было его сосредоточено в поселениях, где количество жителей превышало 500 человек. Для средней полосы Европейской части, для Урала и Сибири типичным было преобладание средних по величине поселений (БСЭ)
Нельзя не отметить, что темпы сокращения трудовых ресурсов к концу 50-х годов и особенно в районах Нечерноземья, стали опережать рост механизации многих сельскохозяйственных работ, во многих хозяйствах была велика доля ручного труда, не хватало рабочей силы. Низкая в большинстве колхозов оплата труда, неустроенность сельского быта и социальная незащищенность крестьянства способствовали усиленной миграции, которая приняла в последующие годы угрожающие размеры и привела к запустению и фактическому исчезновению многих деревень.
Война нанесла огромный материальный ущерб колхозам и колхозникам. В бывших оккупированных областях многие деревни были сожжены, люди ютились в землянках или сараях. Не хватало самого необходимого: хлеба, одежды и обуви.
К концу войны резко снизилось производство сельскохозяйственной продукции. Государство забирало у колхозов почти все, лишая их возможности оплачивать труд колхозников. Если до войны колхозы СССР распределяли по трудодням примерно 20% валового сбора зерна и более 40% денег, то в 1945 г. было распределено только 13,8% зерна и 28,5% денег, весомость трудодня стала в два с лишним раза меньше довоенного.
Тяжелая экономическая ситуация в деревне дополнилась засухой 1946 г. Голод и недоедание переживала деревня многих областей. Горожане по продовольственным карточкам получали по 300 - 400 г хлеба в день на работающего и 100 - 200 г на иждивенца; распределялись и другие продукты. На крестьян карточная система не распространялась. Спасаясь от голода и недоедания, жители многих деревень уходили в города, устраивались на работу. Численность колхозного населения, трудоспособных и наличных дворов по нечерноземной зоне (на конец года, в тыс.):
Материальное положение колхозников зависело в основном от двух видов источников поступлений: оплаты труда в общественном хозяйстве и доходов с личного хозяйства. Фонд оплаты труда в колхозах формировался по "остаточному принципу". Ввиду того что после войны было много экономически слабых колхозов, оплата труда в них была чисто символической, как тогда говорили крестьяне: работаем просто "за палочки".
В 1950 г. в колхозах РСФСР фонд оплаты труда составлял 22,9% от денежного дохода, а в Нечерноземье - только 14,8%. Многое зависело от природно-климатических зон, специализации хозяйств и заготовительных цен на колхозную продукцию. Например, в колхозах Калининской области, специализирующейся на выращивании льна, фонд оплаты составлял 32% денежного дохода, а в колхозах Тульской и Калужской областей - 5,6 и 4,8% соответственно.
Оплата труда в колхозах состояла из двух частей: натуральной (выдача на трудодни зерна, картофеля, овощей, животноводческой продукции и т.п.) и денежной. Количество денег и продуктов, выдаваемых на трудодни, различалось по отдельным регионам и областям России; существовала многократная разница внутри областей и районов.
Данные годовых отчетов колхозов свидетельствуют, что за послевоенное пятилетие выдача зерновых выросла. В колхозах РСФСР зерновых и бобовых приходилось на один наличный двор 1,9 ц в 1946 г. и 5,7 ц в 1950 г; в центре Нечерноземья - 1,6 и 2 ц. В 1950 г. в среднем на душу наличного населения в колхозах РСФСР было выдано по 164 кг зерна, в центре Нечерноземья - по 98, в Поволжье - по 197, в Западной Сибири - по 243 кг зерна. Как показывают материалы бюджетных обследований, поступления зерновых и бобовых из колхоза (на 90 - 98%) были единственным источником обеспечения хлебом колхозных семей.
Меньшее значение для семьи колхозника имели выдачи на трудодни картофеля. В 1950 г. на каждый колхозный двор в РСФСР от колхоза поступило 1,7 ц картофеля, в центре Нечерноземья - 4,3 ц; меньше его поступало в колхозах Севера и Северо-Запада России. Основным источником его поступления были приусадебные участки колхозников. Материалы бюджетных обследований семей колхозников показывают, что в 1950 г. на одну душу населения от колхоза поступило в среднем по 49 кг картофеля, а с приусадебных участков его было получено по 591 кг. От 80 - 90% овощей давали приусадебные участки. Почти вся животноводческая продукция - молоко, мясо, масло и яйца - производилась в личных хозяйствах колхозников. В 1950 г. в Нечерноземье доля продукции животноводства личных хозяйств колхозников составила 46% к общей валовой продукции сельского хозяйства. В 25 нечерноземных областях личные хозяйства дали больше животноводческой продукции, чем колхозы.
В 1946 - 1950 гг. денежная оплата в колхозах была низкой и не достигла довоенного уровня. В 1950 г. 26,3% колхозов РСФСР практически не выдавали колхозникам денег на трудодни; еще больше таких колхозов было в центре Нечерноземья - 39,5%.
К 1958 г. денежные доходы колхозов РСФСР выросли в семь раз, Нечерноземья - в 5,5 раза. Это позволило многим колхозам значительно увеличить денежную оплату труда колхозников. В РСФСР на один колхозный двор было получено из колхоза по 2418 руб. против 259 руб. в 1950 г. Если в 1946 - 1950 гг. в среднем по РСФСР на оплату трудодней ухолило около 30% совокупного годового дохода колхоза, то в 1958 г. - уже около половины. Со второй половины 50-х годов значение натуральной оплаты снижается и увеличивается выдача денег. Но если учесть, что на один колхозный двор приходилось не менее двух трудоспособных работников (а в колхозе работали подростки и часть нетрудоспособных), то в месяц приходилось не более 60 - 70 руб. на работника.
В 1959 г. 7,6% колхозов России переходят к новой форме оплаты труда - ежемесячной денежной оплате без начисления трудодней. Кроме оплаты труда в колхозе, семья получала деньги и за работу в различных организациях, от продажи продукции личного подсобного хозяйства, пенсии и пособия от государства и колхозов. Общая сумма денежных доходов колхозников в среднем на одну семью по РСФСР составляла 5014,4 руб. в 1946 г. и 9488 руб. в 1959 г. За эти годы соотношение статей дохода и их значение для колхозной семьи были различны. Так, поступление денег за работу в колхозе увеличилось, в структуре общего денежного дохода составляло всего от 2,09% в 1946 г. до 39,3% в 1959 г. Главное значение для колхозной семьи имел доход от реализации продуктов личного подсобного хозяйства. В 1946 г. этот доход обеспечивал 65,1% денежных поступлений, снижаясь до 30,1% в 1959 г., что составляло меньшую часть по сравнению с поступлениями из колхозов. Это было связано главным образом с административными притеснениями личных подсобных хозяйств в конце 50-х годов.
Подспорьем для бюджета колхозной семьи были поступления из общественных фондов потребления: пенсии и пособия из государства и от колхозов. В первые послевоенные годы существовали фонды помощи семьям инвалидов и погибших воинов; они периодически оказывали денежную и материальную помощь семьям погибших колхозников. Государственным пенсионным обеспечением пользовались только инвалиды Великой Отечественной войны. Пенсионное обеспечение по старости от государства колхозники не имели, за исключением председателей колхозов, специалистов сельского хозяйства и механизаторов, перешедших в колхозы после реорганизации МТС.
Во второй половине 50-х годов в некоторых колхозах стали создаваться специальные страховые и пенсионные фонды, за счет средств которых оказывалась помощь престарелым и инвалидам. В 1958 г. меньше половины колхозов оказывали помощь в порядке пенсионного обеспечения. В центре Нечерноземья в среднем один престарелый или нетрудоспособный колхозник получал продуктов и денег на сумму 482 руб. в год, по РСФСР - около 700 руб. В 1959 г. уже 70% колхозов РСФСР выплачивали пенсии по старости, пособия по временной нетрудоспособности и женщинам по беременности и родам. Таким образом, проблема пенсионного обеспечения колхозников так и не была решена, что ставило их в неравное положение с рабочими и служащими и являлось одной из причин ухода колхозников на работу в госпредприятия. В среднем на одного колхозника размеры общественных фондов потребления были в два раза ниже, чем на одного работника промышленности.
Хотя за 1946 - 1958 гг. доходы колхозников и членов их семей выросли, тем не менее совокупный доход большинства колхозных семей в конце 50-х годов составлял не более 2/3 - 3/4 от средних заработков рабочих совхозов и менее половины от зарплаты рабочих промышленности. Для того чтобы полнее представить материальное положение крестьянства, необходимо рассмотреть структуру расходов колхозных семей, уровень потребления продуктов питания и товаров промышленного производства.
Бюджетные обследования семей колхозников по ряду областей РСФСР свидетельствуют, что важной статьей расходов были затраты на поддержание личного подсобного хозяйства: покупку скота, птицы, семян, различного инвентаря и строительных материалов.
Значительная часть бюджета колхозников уходила на оплату сельскохозяйственного налога, страховых платежей и подписку займов. В 1945 г. в среднем по РСФСР каждый крестьянский двор расходовал на это 32,8% своего бюджета. Некоторым облегчением для колхозников была отмена в 1946 г. военного налога, составлявшего до 10% платежей. В 1950 г. налоги и сборы составляли уже 16,6% расходов колхозной семьи. После 1953 г. была значительно снижена и ставка сельхозналога. Если в 1945 г. на его уплату крестьянский двор расходовал в среднем 726 руб., то в 1959 г. - 350 руб. Большая же часть денежного доходов уходила на питание, хотя такие продукты, как молоко, мясо, картофель и овощи, давало личное подсобное хозяйство.
В первые послевоенные годы приходилось покупать больше хлебных изделий, овощей, мяса и сала. В ряде областей Нечерноземья в 1946 - 1948 гг. на эти цели уходило 50 - 65% всех денежных затрат. В последующие годы расходы на питание в большинстве семей колхозников мало изменились. В послевоенное пятилетие структура питания колхозников была малокалорийной и однообразной. В 1950 г. в среднем на одну душу в месяц потреблялось 14,2 кг муки (хлеба), 23,3 кг картофеля, 715 г крупы, 3,6 кг овощей, 10 кг молока, 1,3 кг мяса, 3 яйца и незначительное количество таких продуктов, как масло растительное и животное, рыба, сахар и кондитерские изделия.
В 50-е годы питание колхозников улучшилось, стало более калорийным и разнообразным. Повысилась покупательная способность деревни. Традиционными товарами крестьянского спроса были соль, мыло, керосин, хлопчатобумажные ткани, хотя крайне мало приобреталось таких товаров, как одежда, обувь, мебель, культтовары и т.п. На покупку товаров легкой промышленности крестьянская семья израсходовала в 1960 г. в среднем по РСФСР 18,5% своего годового бюджета против 10% в 1950 г. В 1960 г. колхозники израсходовали на питание 58,1% денежных средств, на приобретение одежды, обуви и белья - 15%, на покупку товаров культурно-бытового назначения - 4,4%.
Уровень жизни людей во многом зависит от благоустроенности жилья и развития бытовой сферы. После войны проблема жилья в деревне стояла остро. В областях и районах, которые больше всего пострадали от войны и оккупации, требовалось не только восстанавливать, но и заново строить жилье. Строительство жилья велось как силами колхозов, так и самими колхозниками. Наряду со строительством новых домов колхозники перестраивали старые. На смену крышам из щепы и соломы появились крыши, покрытые шифером. Тем не менее в деревнях в основном по-прежнему преобладали дома, построенные в 20 - 30-е годы.
В 50-е годы в связи с укрупнением колхозов началось сселение мелких деревень на центральные усадьбы, остальные отдаленные стали называться неперспективными. Центральные усадьбы застраивались современными домами и объектами соцкультбыта, а "неперспективные" деревни постепенно угасали. Из таких-то деревень и уходила колхозная молодежь в город. Бичом российских деревень было и остается бездорожье. Несмотря на частичное восстановление и строительство новых дорог, эта проблема не решена.
В 1958 г. в России на селе электрическим освещением пользовалась только треть домов. В 1958 г. в сельской местности РСФСР насчитывалось 164 тыс. телевизоров. Но этого было мало, чтобы задержать молодежь на селе.
Особенно плохо развивалась в деревнях сфера бытовых услуг, крайне мало было ремонтных мастерских, парикмахерских, столовых и т.п. Приходилось из-за каждой бытовой мелочи ехать в город. Медицинское обслуживание резко отставало от городского. В 1958 г. в среднем по стране на 10 тыс. сельских жителей приходилось 57,7 больничных коек, на горожан - 92. В России на 10 тыс. населения приходилось 17 врачей, в том числе в городах 31, на селе только три. Не хватало в деревне среднего медперсонала, медицинского оборудования, лекарств. Практически не проводилась лечебно-профилактическая работа.
В целом в 1946 - 1958 гг. условия жизни российского крестьянства улучшились, но деревня продолжала отставать от города по уровню торгового, бытового и медицинского обслуживания. Все это в конечном счете влияло на сокращение крестьянского населения.
Культурно-просветительная работа на селе осуществлялась через систему клубных учреждений, библиотек, печать и радио. После войны большинство культурно-просветительных учреждений находились в запустении. В деревне не хватало необходимого - киноаппаратуры, радиоприемников, книг и журналов.
Одной из главных задач культурного строительства на селе в послевоенный период было восстановление и строительство новых современных клубов и домов культуры. Из-за недостатка государственных учреждений культуры некоторые колхозы стали строить клубы и дома культуры на свои средства. Только в колхозах Нечерноземья расходы на эти цели возросли с 29,2 млн руб. в 1951 г. до 71,6 млн руб. в 1958 г. Всего в РСФСР в 1957 г. имелось 25,3 тыс. клубных учреждений, а в 1959 г. работало 66,2 тыс. клубов, принадлежащих различным ведомствам. Большинство клубов в эти годы имели слабую материальную базу, располагались в старых и неприспособленных помещениях.
Лекционная работа в деревне носила ярко выраженный идеологизированный характер. Этой же задаче была подчинена и работа сельских библиотек, кино. Эффективность культурно-просветительной работы была невысокой. Как правило, клубные мероприятия в основном посещала молодежь. Пожилые и семейные большей частью в свободное время работали в личном подсобном хозяйстве, занимались бытовыми вопросами или отдыхали дома. Культурное развитие деревни продолжало значительно отставать от города. Не случайно крестьяне бежали в города. Следовательно, хотя восстановление сельского хозяйства к началу 50-х годов в основном завершилось, процесс раскрестьянивания деревни продолжался нарастающим темпом. Отток сельского населения в города и на промышленные стройки все более возрастал.
П4.6.6. Наука во времена Хрущёва
П4.6.6.1. Наука в СССР (отрывок из энциклопедии Брокгауза-Ефрона и БСЭ)
http://gatchina3000.ru/great-soviet-encyclopedia/bse/107/001.htm
В СССР создан значительный и быстро растущий научно-технический потенциал (НТП). Он включает совокупность материальных и духовных ресурсов, определяющих научно-технический уровень общественного производства в исторически определённых социально-экономических условиях. НТП представляет собой динамичное сочетание реализуемых и ещё не используемых объективных возможностей и условий для дальнейшего роста общественного производства. Важнейшие составляющие НТП -- собственно научный потенциал, инженерно-конструкторский потенциал (принято также объединение этих двух составляющих в единый исследовательский потенциал), потенциал образования, технический потенциал производства. Развитие НТП сопровождается усилением взаимосвязи и взаимопроникновения этих элементов. Основные ресурсы, структуры и составные части НТП:
--
сеть научно-исследовательских, опытно-конструкторских и проектных организаций, занятых разработкой фундаментальных и прикладных направлений науки и её технологическим применением;
--
кадры учёных и специалистов во всех звеньях цепи -- от разработки научных идей до массового внедрения достижений науки и техники;
--
система подготовки и переподготовки научных и инженерно-технических кадров;
--
финансовое и материально-техническое обеспечение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР);
--
развитие научной, экспериментальной и производственной базы, её оснащённость научными приборами, инструментами, оборудованием, материалами для проведения исследований и разработок, внедрения их результатов в производство;
--
организация и управление научными исследованиями и техническими разработками и система внедрения достижений науки и техники в практику;
--
система информационного обеспечения, распространения передового опыта, пропаганды достижений науки и техники; участие в международной кооперации и специализации в научных исследованиях и технических разработках, способность эффективного использования преимуществ международного разделения труда.
____________
Примечание БЦ: В СССР существовали также несколько десятков научных и проектных институтов, конструкторских бюро, подчиненных Министерству обороны СССР, которые занимались исследованиями и разработками в интересах военно-промышленного комплекса (ВПК) и Вооруженных сил СССР, сведения о них можно посмотреть в разных доступных источниках, например, в книге "Вооружённые Силы СССР после 2-й Мировой войны (1945-1991 гг.)", авторы: В.И.Феськов, В.И.Голиков, К.А.Калашников, С.А.Слугин, Томск "НТЛ", 2013, http://coollib.com/b/333978/read.
Развитие НТП, темпы и характер его количественного и качественного роста определяются социально-экономической природой государства, общими и специфическими особенностями страны, уровнем развития её экономики и культуры. В условиях социализма постоянное наращивание и использование НТП осуществляется планомерно в масштабах всего общества на основе единой научно-технической политики как составной части общегосударственной социально-экономической политики. Рост НТП СССР -- одно из главных условий социально-экономического прогресса, обеспечения всестороннего развития всех членов общества и наиболее полного удовлетворения их материальных и культурных потребностей.
Планирование развития НТП, как и всего комплекса научных и технических исследований, является в СССР составной частью всей системы управления. Сознательно ставя науку на службу коммунистическому строительству, КПСС разрабатывает целенаправленную программу научно-технического прогресса<П8>, обеспечивая соединение достижений научно-технической революции с преимуществами социалистической системы хозяйства, гармоническое, пропорциональное развитие составляющих НТП компонентов, а также науки, техники и других сфер общества. При этом одно из главных преимуществ социалистического общества заключается в возможности концентрации усилий на решении важнейших проблем. НТП СССР формируется и развивается как органичная часть социально-экономических преобразований, осуществляемых под руководством Коммунистической партии. Рост и совершенствование материально-технической базы коммунизма, культурная революция, приведшая к широкому развитию образования, подготовке для всех отраслей народного хозяйства квалифицированных кадров специалистов, возрастающие финансовые и материальные средства, направляемые государством на развитие науки и техники, моральное и материальное стимулирование научно-технического прогресса позволили обеспечить в короткий исторический срок развитие огромного НТП. Современный НТП СССР позволяет вести исследования по всему фронту проблем науки и техники.
Табл. 1. -- Численность научных работников (на конец года), тыс. чел.
Категории научных работников
|
|
|
|
Всего научных работников, в т.ч. научно-педагогические кадры
|
|
|
|
в том числе имеют учёную степень:
|
|
|
|
- доктора наук
|
|
|
|
- кандидата наук
|
|
|
|
Из общего числа научных работников имеют учёное звание:
|
|
|
|
- академика, члена-корреспондента, профессора
|
|
|
|
- доцента
|
|
|
|
- старшего научного сотрудника
|
|
|
|
- младшего научного сотрудника и ассистента
|
|
|
|
После Октябрьской революции 1917 число научных работников росло быстрыми темпами. В 1913 имелось 11,6 тыс. научных работников, к 1975 численность научных работников выросла более чем в 100 раз. С 1960 по 1975 численность всех научных работников увеличилась в 3,5 раза, численность работников с учёной степенью кандидата или доктора наук -- в 3,3 раза (см. ниже табл. 1). Темпы роста численности научных работников более чем в 2 раза превышали темпы роста численности рабочих и служащих. Число научных работников в СССР в 1975 составляло 1/4 часть научных работников мира.
В СССР насчитывается более 1,2 млн научных работников(1975 г.). Общая численность занятых в сфере науки и научного обслуживания достигла 4 млн, а в области просвещения и культуры -- 9,1 млн чел. Количество дипломированных инженеров, занятых в народном хозяйстве, составило 3,7 млн чел. 121,5 млн чел. имели высшее и среднее (полное и неполное) образование (58,7 млн чел. в 1959 г.). В народном хозяйстве было занято 22,8 млн специалистов с высшим и средним специальным образованием (в т. ч. 9,5 млн с высшим и 13,3 млн со средним образованием) или в 120 раз больше, чем в дореволюционной России.
На начало 1976 доля лиц с высшим образованием составила 9%, а с высшим и средним (полным и неполным) -- 77% всего занятого населения (в 1939 соответственно -- 1% и 12%). При сохранении высоких темпов роста НТП важнейшее значение КПСС придаёт мероприятиям, связанным с качественной стороной, повышением эффективности НТП, улучшением и совершенствованием системы организации и управления научно-исследовательскими учреждениями и внедрением новой техники<П8>. Общее руководство научно-техническими исследованиями в стране осуществляет Совет Министров СССР. Специальным органом, ответственным за научно-технический прогресс, является Государственный комитет Совета Министров СССР по науке и технике (ГКНТ). Высшее научное учреждение СССР (см. табл. 2).
Табл. 2. -- Численность научных работников и число научных учреждений в составе АН СССР, академий наук союзных республик и отраслевых академий (на конец 1975)
|
Численность научных работников
|
Академики, действительные члены и член корреспонденты
|
|
АН СССР
|
|
|
|
АН УССР
|
|
|
|
АН БССР
|
|
|
|
АН Узбекской ССР
|
|
|
|
АН Казахской ССР
|
|
|
|
АН Грузинской ССР
|
|
|
|
АН Азербайджанской ССР
|
|
|
|
АН Литовской ССР
|
|
|
|
АН Молдавской ССР
|
|
|
|
АН Латвийской ССР
|
|
|
|
АН Киргизской ССР
|
|
|
|
АН Таджикской ССР
|
|
|
|
АН Армянской ССР
|
|
|
|
АН Туркменской ССР
|
|
|
|
АН Эстонской ССР
|
|
|
|
Академия сельскохозяйственных наук СССР
|
|
|
|
Академия медицинских наук СССР
|
|
|
|
Академия педагогических наук СССР
|
|
|
|
Академия коммунального хозяйства РСФСР
|
|
|
|
Развитие НТП было направлено на развёртывание научной базы не только в традиционных культурных центрах, но и в новых промышленных и сельскохозяйственных районах, во всех союзных республиках. В стране сложилась разветвленная и взаимосвязанная система научных учреждений, отвечающая потребностям развития советского общества. Её отличительные черты -- охват широкой фундаментальной проблематики при одновременной устремлённости к практике, решению текущих и перспективных задач коммунистического строительства.
Финансирование НТП складывается из расходов из государственного бюджета и собственных средств предприятий и организаций, направляемых на капитальные вложения, текущие расходы, организацию и управление, подготовку кадров. Развитие НТП СССР сопровождается неуклонным ростом расходов на науку из государственного бюджета и других источников. Они составили (в млрд. руб.) 0,3 -- в 1940, 6,9 -- в 1965, 11,2 -- 21 970, 17,4 -- в 1975.
Важной составной частью НТП являются научно-исследовательские учреждения, проектные институты, конструкторские бюро промышленности, в которых сосредоточена значительная часть прикладных научно-исследовательских работ, а также опытные и конструкторские работы. В отраслевых НИИ министерств и ведомств в начале 70-х гг. было около 45% всех научных работников. В этих организациях наряду с учёными занято большое число инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, квалифицированных рабочих. К техническому потенциалу производства относится также большое число лабораторий (заводских, фабричных, цеховых и др.), конструкторских организаций на балансе предприятий, отделы, бюро, опытно-экспериментальные отделы, отделы механизации и автоматизации и др.
Важную роль в развитии НТП играют высшие учебные заведения и созданные при них научные организации. На начало 1975/76 уч.года в СССР насчитывалось 856 вузов (в 8 раз больше, чем в дореволюционной России). За годы Советской власти подготовлено свыше 12 млн специалистов с высшим образованием. В СССР исторически сложились 3 группы вузов: университеты, политехнические институты и специализированные (отраслевые) институты. Руководство системой образования и исследовательской работой в высшей школе осуществляет министерство высшего и среднего специального образования СССР. Наряду с подготовкой специалистов с высшим образованием расширяется система подготовки научных кадров высшей квалификации. Численность аспирантов за 1960--75 увеличилась в 2,6 раза.
Для развития НТП характерна тенденция усиления связей между его различными составляющими. По мере роста научно-технического уровня промышленного производства всё более возрастает интеллектуализация труда непосредственно в сфере производства, что способствует постепенному стиранию существенных различий между умственным и физическим трудом. Одно из проявлений этого процесса -- увеличение числа изобретателей и рационализаторов, опирающихся на достижения науки и техники. В 1975 по сравнению с 1940 количество ежегодно поступающих изобретений и рационализаторских предложений возросло с 591 тыс. до 5113 тыс., из них внедрённых с 202 тыс. до 3977 тыс.; экономия в расчёте на год выросла с 90 до 4805 млн руб. Связь науки с производством приобретает самые разнообразные формы на всех стадиях процесса -- от зарождения научных идей, научных экспериментов, инженерно-технических разработок до организации внедрения новой техники и технологии в производство. Важнейшая задача в современных условиях -- всемерное ускорение этого процесса.
https://cyberleninka.ru/article/v/statistika-finansirovaniya-rossiyskogo-obrazovaniya-i-nauki-o-chem-svidetelstvuyut-istoricheskie-dannye-konets-xix-nachalo-xxi-v
В 1971-75 гг. освоено производство и начат серийный выпуск 16,5 тыс. новых видов машин, оборудования и приборов (8,4 тыс. в 1966--70). Доля отраслей, в наибольшей степени определяющих технический прогресс и эффективность народного хозяйства (машиностроения, электроэнергетики, химической и нефтехимической промышленности) в общем объёме промышленного производства повысилась с 31% в 1970 до 36% в 1975. При этом выпуск продукции машиностроения увеличился в 1,8 раза, в том числе вычислительной техники -- в 4 раза, приборов, средств автоматизации и запасных частей к ним -- в 1,9 раза. Если за 1966--70 было создано 414 автоматизированных систем управления, то в 1971--75 -- 2364, из них 321 и 1457, соответственно, -- для управления предприятиями и технологическими процессами. В 1965--75 число комплексно механизированных и автоматизированных предприятий в промышленности возросло с 1,9 тыс. до 5,4 тыс., а участков, цехов и производств -- с 22,4 тыс. до 66,2 тыс.; количество механизированных поточных линий увеличилось с 42,9 тыс. до 114,1 тыс., автоматических линий -- с 6 тыс. до 17,1 тыс. Темпы роста НТП обгоняют темпы роста в любой из сфер общественного производства, что является свидетельством успешного развертывания научно-технической революции в СССР.
Важнейшая черта советской науки, продолжающей традиции российской науки, -- тесная связь с мировой наукой, освоение её достижений и одновременно внесение вкладов в её развитие. Рациональное использование международной кооперации в области науки и техники, растущее международное сотрудничество -- существенное условие роста НТП.
Эти процессы диктуются усиливающейся интернационализацией науки и тем, что многие проблемы приобрели глобальный характер (например, мирное использование ядерной энергии, освоение космоса и богатств океана, защита окружающей среды, обеспечение человечества продуктами питания и энергией, борьба с некоторыми болезнями). Важнейшее значение международных научных связей состоит и в том, что они оказывают всё возрастающее влияние на политические отношения между государствами, содействуя обеспечению международной безопасности, созданию атмосферы доверия и взаимопонимания между народами.
Сотрудничество в области науки и техники становится важной предпосылкой развития стран социализма, основой их экономической интеграции, фактором, цементирующим сплочённость социалистического содружества, укрепляющим его международные позиции. На основе сотрудничества социалистических стран осуществляется эффективное объединение НТП стран -- членов СЭВ, углубление международного разделения труда и кооперирования в сфере фундаментальных и прикладных исследований, в использовании их ресурсов.
Позитивные сдвиги в международной обстановке в конце 60--70-х гг. позволили значительно расширить объём научно-технических связей СССР со многими капиталистическими странами и внесли качественные изменения в их формы и методы. Научно-технические связи с развитыми капиталистическими странами почти полностью переведены на долгосрочную основу в рамках межправительственных соглашений, намечающих основные задачи и формы экономических и научно-технических связей. Заключение этих соглашений -- свидетельство признания реалистически мыслящими представителями деловых, научных и политических кругов Запада выдающихся достижений СССР в области науки и техники и важности развития научно-технического сотрудничества. Сотрудничество СССР с развивающимися странами в максимальной степени направлено на то, чтобы обеспечить укрепление их экономической самостоятельности, создание собственного НТП.